8. Blok L.D. Klassicheskij tanec: Istoriya i sovremennost'. Moskva: Iskusstvo, 1987.
9. Chekketti G. Polnyj kurs klassicheskogo tanca. Moskva: AST Astral', 2010.
10. Leonova M.K. Sohranenie naslediya vydayuschihsya deyatelej otechestvennogo horeograficheskogo iskusstva i obrazovaniya v Moskovskoj gosudarstvennoj akademii horeografii. Academia: Tanec. Muzyka. Teatr. Obrazovanie. 2015; № 4 (40): 8 - 10.
11. Kaburneeva E.O., Butov A.Yu. Pedagogicheskie tradicii horeograficheskogo obrazovaniya v Rossii (na primere Moskovskoj gosudarstvennoj akademii horeografii). Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010; 7: 14 - 16.
Статья поступила в редакцию 21.03.19
УДК 378
Romashkova O.V., senior teacher, Design Department, postgraduate, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: [email protected]
Salitova F.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia),
E-mail: [email protected]
COMBINATORICS IN 3D MODELING AS A MEANS OF CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS BY FIELD OF STUDY DESIGN (UNDERGRADUATE LEVEL). The article considers an ability to apply combinatorics in the environment of Autodesk s Max 3d in the process of preparation of students-designers in the development of conditional models of objects available in the environment, for example, exhibition stands, entrance signs, shade structures, micro-landscapes, etc. This method provides wide opportunities for creative problem solving. The authors conclude that the basic principle of virtual-combinatorial modeling is presence of combinatorial warm-up on abstract models or modules, provides an opportunity for students to use the techniques and skills to find individual ways to express their ideas in the design environment. Combinatorics has universal properties, which can be used in any project activity to implement the creative idea directly through the formation.
Key words: design, education, 3-D modeling, combinatorics in three-dimensional modeling, Autodesk 3d's Max.
О.В. Ромашкоеа, ст. преп. каф. дизайна, аспирант, ФГБОУ «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: [email protected]
Ф.Ш. Салитоеа, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: [email protected]
КОМБИНАТОРИКА В З^МОДЕЛИРОВАНИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙН (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
В статье рассмотрена возможность применять комбинаторику в среде программы Autodesk 3d's Max в процессе подготовки студентов-дизайнеров при разработке условных моделей объектов доступной среды, например, выставочных стендов, въездных знаков, теневых навесов, микроландшафтов и т. п. Данный метод предоставляет широкие возможности для решения творческих задач. Авторы делают вывод о том, что основной принцип виртуально-комбинаторного моделирования - наличие комбинаторной разминки на отвлеченных моделях или на модулях, предоставляет возможность студентам использовать освоенные приемы и навыки для поиска индивидуальных способов выражения своих идей в дизайне среды. Комбинаторика имеет универсальные свойства, что позволяет при её применении в любой проектной деятельности осуществлять реализацию творческой идеи напрямую через формообразование.
Ключевые слова: дизайн, образование, 3-D моделирование, комбинаторика в трехмерном моделировании, Autodesk 3d's Max.
На сегодняшний день обучение 3D-моделированию очень востребовано в производстве, рекламе, науке и образовании (в том числе и решении проектных задач студентов), и, разумеется, в дизайне среды и визуализации. Поэтому так актуальна задача обучения виртуальному моделированию и визуализации будущих бакалавров дизайна (54.03.01) [1].
Autodesk 3d's Max - один из самых распространенных пакетов трехмерной графики, который позволяет использовать широкий инструментарий при моде-линге различных объектов среды. 3D-визуализация представляет собой создание реалистичных двухмерных изображений, аппаратный расчет трехмерных виртуальных картинок с материалами, камерой и светом [2]. Учебную версию Autodesk 3d's Max возможно использовать в вузах в учебном процессе для создания полноценных объектов среды с целью более эффективной реализации творческого потенциала студентов. Компьютерная трехмерная графика в данном случае исполняет роль графического инструмента. Однако, к сожалению, возможности компьютерного моделировании в вузовской практике используются в малой степени и пока еще не достигнуто оптимальное соотношение между рукотворным и виртуальным созданием моделей.
Одной из методик решения проектных дизайнерских задач является технологическая комбинаторика трехмерных объектов, позволяющая воплощать интересные идеи в средовом дизайне с целью организации процесса моделирования с использованием компьютерных технологий, расширения композиционного тренинга на протяжении обучения в течении семестра.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что роль метода комбинаторики в компьютерном 3d-моделировании способствует успешной реализации творческих замыслов студентов-дизайнеров на занятиях по дисциплине «Моделирование в дизайне» благодаря большому количеству сочетаний и далее - при композиционном выборе из множества вариантов.
Как известно, понятие «комбинаторика» (от лат. Combinar - соединять, сочетать) - это раздел математики, изучающий приемы вычисления числа различных соединений (комбинаций): сочетаний, размещений, перестановок, составляемых при определённых условиях из данных предметов [3].
Комбинаторика предоставляет возможность выявлять закономерности при различном решении как проектных задач в целом, так и в их детальной проработке, в частности. Она заключает в себе бесконечное количество вариантов, заставляя находить все новые решения и сочетая творческий процесс и вполне
рациональные приемы проектирования (поскольку проектный процесс представляет собой непрерывный поток комбинаторных операций). Результатом технологической комбинаторики служат условные модели, которые могут интерпретироваться в элементы или объекты среды.
Известен опыт реализации указанного метода в процессе подготовки архитекторов. Он применяется на старших курсах вузов в качестве предпроектного анализа. Виртуальное моделирование в этом случае необходимо для изучения объемно-пространственных решений разного типа сооружений [4].
Как известно, проектирование дизайна среды - это сложный многостадийный процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации развития средо-вой ситуации), требующий привлечения специалистов различного профиля - от архитекторов, дизайнеров и художников до технологов и экономистов. Поэтому при подготовке бакалавров дизайна следует особо акцентировать внимание на формировании идеи средового объекта как важного компонента всего проектирования, как целостного образования.
Для средового образования характерно органичное единство пространственных условий, предметного наполнения и особенностей процесса, для которого оно предназначено.
Существует три языка моделирования реальности в средовом проектировании: графический, макетный и виртуальный.
В макетно-графической форме традиционно происходит процесс поиска объемно-пространственного и образно-стилевого решения задуманного объекта. Макет нагляден и содержит композиционную идею, но статичен и не поддается варьированию.
Цифровая виртуальная модель наглядно изображает трехмерный объем. Она не материальна, но её можно приводить в движение и варьировать, посмотреть на нее с разных сторон.
Виртуальное компьютерное моделирование может усилить интенсивность творческих поисков студентов при выполнении заданий на нескольких уровнях [4]:
1) мысли вслух, проговаривание замысла - концептуальное моделирование;
2) материализированная идея в виде условной цифровой модели и комбинаторная игра с ней - формальный уровень моделирования;
3)цифровая модепь эскиза идеив воде позиции;
4) модель - проектное предложение - конечное оформление эскизного предложвнря.
Репродуктивная (копирующая способность) сознания - это традиционный МФвдО^выии. Но врорукиипное сомнидстатсчсо.Что же оеабходи-мо, чтобы сознание дизайнера стало продуктивным, творческим? Статичные образы становятся живыми, когда образуются новые связи, неожиданные ком-бонации. Новмзна - сто соевствоеакии в ноги донвмионвго перомгще нио соединения, вступления в новые отношения между собой, то есть комбинаторного процесса. Способность сознания к комбинаторным решениям определяет иообзооавеоьоовмышоейио. Методикакомбинеторноси продессапфодполагат ет миновать стадию обучения репродуктивной деятельности и это позволяет сознанию стать более гибким и активным за счет движения в вариативном поло.
Рассмотрим задания бакалавров дизайна по дисциплине «Моделирование в дизайне», основанные на технологической комбинаторике:
1)Помбанато риваплпскостного модззя;
2) Комбинаторика простой геометрической формы;
3) Комбинаторика структурного модуля.
Цель^ебоык заданий - из^иоь возможсоати фо.мооЗозовонионо основе простых геометрических тел - будь то плоских, объемных или структурных, с помощью комбинаторных операций в 3D-редакторе. Итогом выполнения за-
дания является реализация творческого потенциала студента, развитие его образно-пространственного мышления и способности интерпретировать условные 3d-объекты в средовые. В первом задании от студентов-дизайнеров требуется создать средовой объект на основе плоскостного модуля. Вначале создаются комбинаторные поля из плоскостного модуля, а затем, на основании уже рельефного модуля и его комбинаторных полей, строятся условные множества, которые интерпретируются в объекты среды. Следующий этап - членение композиции, её детализация. Далее происходит выбор материалов, постановка света и камер - и визуализация. Пример выполнения первого задания иллюстрируют рисунки 1 и 2.
При выполнении второго задания под названием «Комбинаторика простой геометрической формы» студенты выбирают простую объемную фигуру (это могут быть стандартные или расширенные примитивы 3D's Max, а также, усложненные фигуры). Следует отметить, что примеров использования комбинаторики простой геометрической формы в дизайне среды, и в архитектуре, довольно много, например, это комплекс «Аваджи Юмебутай» в Японии (архитектор Тадао Андо). Студентами создается комбинаторный ряд из 2 - 4 таких модулей. Эскизное предложение выполняется с использованием от 1 до 7 модулей (с применением масштабирования). Это могут быть тематические предложения - прообразы следующих объектов: летний театр, выставочный павильон, малоэтажное строение, пассаж, рекламная тумба. Если тема недостаточно ясна, то необходимо оценить объемно-пространственную композицию и понять, что именно «выражает» данный объект. Следует выбрать наиболее интересное композиционное решение. Затем можно дополнить перечень объектов: оконные или
* V
и мч ь
S > S «л «ь s
J* т
* Ф**
о
Рис. 1. Пример использования комбинаторики плоскостного модуля в первом задании. Интерпретация тематической композиции «Парк» (работа студентки третьего курса Гжельского государственного университета Панфиловой К.С.)
Рис. 2. Пример использования комбинаторики плоскостного модуля - интерпретация тематической композиции «Микроландшафт» (работа студентки третьего курса Гжельского государственного университета Шиловой А.В.)
Рис. 3. «Маяк» - пример использования комбинаторики простой геометрической формы (труба) и интерпретации условной модели в тематическую (работа студентки 3 курса Гжельского государственного университета Назаровой А.Н.)
$ Шй к гж льс о
0 ^
«г 5> и « - ÜÄSN © ^фф р
Л
Рис. 4. Тематическая композиция «Выставочный павильон - пример использования комбинаторики простой геометрической формы в решении задания стноонркойвтериеао куесаСжнльсьово жосударсткоеноно рнтвеунитета Ш гон А.У.)
дверные проемыы.нтуунтееыктннтррьнтй, етржтыеелантнтя с со Слодеющиь В третьем задании студенты-дизайнеры создают комбинаторные поля
этап - наложение материалов, постановка сита и каме р, и,в завершении - ви- на основе единичного структурного модуля (в качестве примера можно зуализация (Рис. 3, 4). привести архитектурный объект «Храм лотоса» в Индии (архитектор Фа-
Рис.5.Примериспользованиякомбинаторикиструктурного модуля врешениизадания студенткитретьегокурсаГжельскогогосударственногоуниверситетаБутА.С.-интерпретация моделиввъезднойзнак «Гжель»
ЯШ
Рис. 6. Пример использования комбинаторики структурного модуля в решении задания студенткитретьегокурсаГжепьскогогосударственногоуниверситетаШиловойА.В. - интерпретация модели в выставочныйпавильон«Волна»
риборз Сахба). Выполняя данное задание, студенты вначале создают свой структурный модуль, затем проводят анализ формообразования этого модуля путем перемещения, копирования, вращения, зеркальных отражений и т. д. Далее они разрабатывают комбинаторные поля с тремя и четырьмя модулями. При этом сам ряд условных моделей предоставляет множество подсказок для композиционного решения, помогает выбрать наиболее интересную объемно-пространственную композицию для последующего воплощения её в объект среды. Выбор условной модели может быть обусловлен функциональным и смысловым наполнением одной из предложенных тем: монумент, выездной знак, навес, рекламный щит, выставочный павильон и т. п.
Следующий шаг - варианты решения модели в материалах. По мере необходимости следует вводить членения и проемы, в ландшафте - лестницы,
террасы, дорожки и другие организующие пространства. Завершением работы является визуализация (Рис.5,6):
Таким образом, основной принцип виртуально-комбинаторного моделирования - наличие комбинаторной разминки на отвлеченных моделях или на модулях, предоставляет возможность студентам использовать освоенные приемы и навыки для поиска индивидуальных способов выражения своих идей в дизайне среды. При этом следует еще раз указать на универсальные свойства комбинаторики, что позволяет при её применении в любой проектной деятельности осуществлять реализацию творческой идеи напрямую через формообразование [5; 6]. Правда, нельзя утверждать, что на сегодняшний день сформировалась единая методика формализации комбинаторных действий. Тем не менее, уже имеющиеся разработки, могут способствовать дальнейшей разработке научно обоснованной системы подготовки бакалавров по направлению подготовки «Дизайн».
Библиографический список
1. Вознесенская Н.В., Базаркин А.Ф. Обучение основам 3D моделирования в среде Blender. Учебный эксперимент в образовании. 2017; 3: 64 - 69.
2. Autodesk3d's Max. Available at: http://www.autodesk.ru
3. Толковый словарь русского языка. С.И Ожегов. Available at: http://www.ozhegov.com/words/12808.shtml
4. Рочегова Н.А., Барчугова Е.В. Основы архитектурной композиции: Курс виртуального моделирования: учебное пособие. Москва, 2011.
5. Гетмаченко О.В., Макогон Л.Н. Архитектурная комбинаторика и формообразование. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Иркутск: Иркут-скийнациональныйисследовательскийтехнический университет, 2014; 1 (6):86-97.
6. Легеза Ю.А., Самолюк Н.В. История комбинаторики в формообразовании. Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы истории и практики. Белгородский государственный институт искусств и культуры: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х томах. Белгород, 2016: 110 - 113.
References
1. Voznesenskaya N.V., Bazarkin A.F. Obuchenie osnovam 3D modelirovaniya v srede Blender. Uchebnyj 'eksperiment v obrazovanii. 2017; 3: 64 - 69.
2. Autodesk3d's Max. Available at: http://www.autodesk.ru
3. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. S.I Ozhegov. Available at: http://www.ozhegov.com/words/12808.shtml
4. Rochegova N.A., Barchugova E.V. Osnovy arhitekturnoj kompozicii: Kurs virtual'nogo modelirovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.
5. Getmachenko O.V., Makogon L.N. Arhitekturnaya kombinatorika i formoobrazovanie. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost. Irkutsk: Irkutskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnicheskij universitet, 2014; 1 (6): 86 - 97.
6. Legeza Yu.A., Samolyuk N.V. Istoriya kombinatoriki v formoobrazovanii. Nauka. Kultura. Iskusstvo: Aktual'nye problemy istorii i praktiki. Belgorodskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury: sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4-h tomah. Belgorod, 2016: 110 - 113.
Статья поступила в редакцию 12.03.19
УДК 371.146
Samarskaja A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading specialist, GBU TSOKO (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "REGIONAL SYSTEM OF TEACHERS' GROWTH". The article discusses positive experience of the Chechen Republic in improving the subject competence of teachers of mathematics, Russian language and history in the framework of the system of teacher growth created in the region. The article describes the contents of the project. The author concludes that it provides a continuous possibility of growth, throughout the pedagogical career, and can help improve teachers's competence in all aspects of their professional activities. The project in the Chechen Republic created a database of teachers of Russian language, mathematics, history, etc., developed a model for the analysis of the results of evaluation procedures integrated into the regional information system "Monitoring of education", providing technological and technical support for the collection, processing, storage of the results of evaluation procedures.
Key words: regional system of teacher's growth in Chechen Republic, professional development of teachers.
А.В. Самарская, канд. пед. наук, ведущий специалист ГБУ ЦОКО, г. Грозный, E-mail: [email protected]