Казанский педагогический журнал. 2015. №4
УДК 37.013
ОБ ИННОВАЦИОННОСТИ И САМООБУЧЕНИИ СТУДЕНТА ВУЗА В СЕТЕВОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
М.В. Пац
Аннотация. Вовлеченность в суперсложный контекст современности предполагает поиск способов адаптации к новой реальности, среди которых выделяются инновационность субъекта образования (студента) и его направленность на самообучение. Автором показана обусловленность обращения к самоуправляемому обучению в контексте формального и неформального образования. Выявлены пути поддержки самоуправляемого обучения со стороны вуза. Определены приниципы самообучения способствующие формированию направленности на самообучение студента в развивающейся инновационной среде образовательного учреждения.
Ключевые слова: суперсложность, инновационность, самоуправляемое обучение, выпускник вуза, сетевая информационная среда.
ABOUT INNOVATIVENESS AND SELF-DIRECTED STUDYING OF A
UNIVERSITY STUDENT IN A NETWORK LEARNING-PERSPECTIVE
M.V. Pac
Abstract. The author describes the supercomplexity as the context of the modern world. Innovativeness of the subject of education and his focus on self-directed learning are the ways of adapting to the new reality. The author discusses the possibilities for self-directed studying in formal and informal learning. The article reveals the ways of support of self-directed learning. Determined principles self-determined focus on contributing to the formation of the student in developing self-innovation environment of the educational institution.
Keywords: supercomplexity, innovativeness, self-directed learning, university graduate, network information environment.
Современный субъект образования (человек) вовлечен в миропорядок, называемый суперсложностью (Р. Барнетт, Э. Морен), касающийся широкого спектра проблем: от увеличения интенсивности знания, интеллектуализации труда до глобальной экологии и образования.
Жизнь в суперсложном мире предполагает поиск путей адаптации к новой реальности, одним из которых выступает принятие нового сложного творчества как постулата современности, инновационность и направленность на самообучение как способность выживания, с одной стороны, с другой стороны - как саморазвитие.
Сегодня ученые, рассматривая различные проявления суперсложности, делают акцент на «смешанной реальности», включающей в себя сетевую информационную среду, в которую «вывернута» повседневность. Новые символико-культурные поля делают личные контакты субъекта постоянными и глобальными. Сеть - это люди [7]. Сетевое информационное пространство рассматривается ныне как социальный феномен, выступающий одной из предпосылок и одним из условий инновационности человека.
Мы имеем в виду инновационность, осмысливаемую широко, от инновационности технологической до социальной, которая основывается на способности к созданию нового, что присутствует в каждом человеке, на что указывал еще К. Маркс, называя человека «созидающим».
Будучи маркером деятельности, инновационность является интегративным свойством субъекта, включающим личностные и деятельностные компоненты, которые взаимодействуют и способствуют развитию друг друга [5]. Инновационность будущего специалиста предполагает умения прогнозирования, конструирования своей философии образования, навыки командной деятельности, конкурентоспособность как проявление самоэффективности. Самоэффективность выступает детерминантом самоуправляемого обучения, называемого также самообразованием, самоучением [6].
И поскольку феномен постоянного самообучения сегодня становится общепринятым, то рассматривается как естественная установка, как явление, происходящее параллельно с официальным обучением.
На субъектном уровне самообучение соотносится с мотивацией, развитыми навыка-
1
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
ми рефлексии, выступающими базой проекта саморазвития. Самообучение предполагает самообразовательный процесс, центрированный на конструктивной деятельности субъекта (Papert S., Resnick M.). Это возможно через создание личного обучающего пространства, которое студент создает по образцу е-портфолио, что предполагает возможность продолжения научной работы, ее совершенствования с новых позиций, формулировки важных для себя образовательных целей, конструирование содержания своей учебной деятельности, анализ достигнутого и коррекцию недостатков.
На групповом уровне самообучение возможно через проектную деятельность в инновационной среде, созданной в образовательном учреждении. Такая система управления обучением ориентирована на рост качества обучения, приобщение студента к научной организации исследования, овладение полезной для группы (команды) достоверной информацией, предполагает взаимодействия внутри одной образовательной среды, как формальные, так и неформальные.
Все более актуальным сегодня становится понимание обучения как совместного творчества, в контексте трактовки «комплексной рациональности» (Э. Морен), включающей и теоретический, и эмоциональный аспекты мышления [2], взгляд на мышление как на межличностный процесс, когда вклад каждого субъекта доступен оценке и корректировке сообщества.
На коллективном уровне самообучение субъекта образования (будущего специалиста) направлено на участие в образовательных процессах вне стен вуза, может быть включено в его будущую профессиональную деятельность.
Субъект образования (студент) входит в разного рода сообщества, и как член сообществ, контактируя с другими субъектами, вступает в процесс обучения. Самообучение в коллективном формате может осуществляться через:
- краткосрочные он-лайн курсы;
- совместные он-лайн проекты;
- он-лайн конференции и круглые столы;
- сетевой обмен учебными материалами;
- организованную обучающую поддержку;
- консультационную деятельность внутри коллектива единомышленников.
Среди преимуществ профессиональных информационных порталов и социальных медиа, реализуемых в самообучении на коллективном уровне выделяются:
-обмен мнениями, идеями с другими людьми;
-возможность выражения собственных мыслей и гипотез;
- возможность прояснения ситуаций;
-расширение круга знакомых, коллег, друзей;
- обсуждение предложенных тем и выдвижение идей новых и актуальных;
-развитие навыков совместной творческой работы;
- актуализация возможностей нарратива (творческого письма);
- актуализация навыков саморефлексии.
Гибкость и подвижность проектов очень
востребована в плане возможностей их разнопланового и разноуровневого перемещения, образовательных ресурсов и форматов представления. Независимые проекты могут стать частью общего проекта, переместиться в другой контекст, приобрести новых участников. Свободный доступ к обучению реализуется информационными и образовательными возможностями субъекта образования.
Самообучение в личностной, групповой и коллективной средах тесно связано с личностным развитием обучаемого, удовлетворением его образовательных потребностей, нацеленных на:
- быстрый поиск информации в связи с четко сформулированной задачей;
- ознакомление с теоретическим знанием и практическими разработками, связанными с исследуемой темой;
- обучение совместно с он-лайн коммуникацией;
- поиск информации в определенной предметной сфере.
Самообучение субъекта образования предполагает реализацию следующих функций:
- целеполагания, что предполагает направленность на формулировку целей в процессе познания и осмысление возможных результатов;
- прогностической, направленной на построение возможной траектории личностного и профессионального развития;
- аналитической, ориентированной на развитие компетенций рефлексии и критического мышления обучаемого;
- обратной связи в процессе консультаций, обсуждений и обмена мнениями, что дает возможность сделать акцент на важных образовательных компонентах;
- мониторинга, включающего контроль учебных материалов и образовательного про-
2
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
цесса в контексте целей, задач, подведения итогов.
Самообучение может быть организовано с опорой на следующие принципы:
Принцип инновационной среды обучения предполагает такую форму организации образовательного пространства, которая создает возможности творческого поиска новых идей на всех уровнях непрерывного образования и их реализации [1] [3].
В контексте компьютерных технологий это поиск в сети информации по «наборам информационных узлов», включающим публикации авторитетных исследователей, книги, журналы, web-сайты, участие в образовательных блогах. Подобная организация деятельности будет способствовать формированию ключевой компетентности выпускника, направленной на овладение умениями быстрого поиска нужной информации, ее оценку, а также установление связей между различными областями знаний, идеями, концепциями, что обеспечивает как выработку умений выполнения многозадачности, так и рефлексию обучающихся [4].
Принцип горизонтального синтеза социокультурных практик предполагает включение в коллективное образовательное пространство разных сфер социальной коммуникации, медиа средств, сфер профессионального взаимодействия и др. Это обеспечивает расширение поля сотрудничества и возрастание самоэффективности субъектов образования в контексте расширения конкурентной среды обучения.
Принцип диалога обеспечивает взаимодействие студентов, профессионалов через совместное творчество, включающее исследовательские находки в рамках как теоретического, так и практического знания, представленные на конференциях, творческих мастерских и др., что вдохновляет участников на создание собственных идей и обмен ими.
Сегодня наличие большого количества обучающих возможностей в сетевой информационной среде, сближение и взаимопроникновение формальных и неформальных форм обучения, приоритет ценности инновационности как ориентации субъекта на новое
Литература:
1. Кирилова Г.И. Принципы информационно -средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал, № 8. 2008. С. 54-60.
2. Морен Э. К пропасти? СПб.: Алетейя, 2011.
сложное творчество актуализирует вопрос о путях поддержки самообучения со стороны вуза. Это касается следующих вопросов:
- Оказание помощи в разработке индивидуального учебного плана и образовательной траектории при осмыслении субъектом наличествующих у него учебных знаний и знаний перспективных.
- Руководство процедурой разработки и осуществления оценивания, включающей текущий и итоговый форматы. В контексте самообучения субъект сталкивается с необходимостью оценить, как продвигается процесс его обучения, получить совет экспертов в плане представления критериев оценивания.
- Участие и оказание помощи субъекту в предметной сфере обучения, касающейся материалов информационно-образовательных порталов, поведения в сети, поиска информации, создания аккаунтов, личных страниц, развития технологической и информационной грамотности, соотносимой с требованиями обучения и возможностями преодоления препятствий в процессе обучения.
Таким образом, суперсложный контекст реальности, ее информационно-сетевая составляющая обусловливают поиск субъектом образования способов приспособления к ней, среди которых могут быть выделены готовность к продуцированию нового (знания, продукта, услуги и др.) и направленность на самообучение. Многомерная и полимодальная рациональность как императив современности предполагает:
- сосуществование и взаимодействие комплексных процессов действительности, в том числе, формального и неформального образования;
- в перспективе сетевой информационной среды делает акцент на самонаправленном обучении, когда последнее способствует: формированию автономии и ориентации на поставленную цель; реализации продуманного и спланированного образовательного проекта; развитию критического отношения к собственной работе и активизирует попытки ее улучшения; способствует усилению ответственности за разработанный самостоятельно образовательный проект.
3. Мухаметзянова Ф.Ш. Теория и практика дистанционной подготовки специалиста социальной сферы в регионе. - Казань: ИОСПО РАО, 2002.
4. Пац М.В. О научности образования и технологических аспектах подготовки выпускника вуза. Новые смыслы. // Глобальный научный потенциал, № 3(48). 2015. С. 42-48.
3
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
5. Пац М.В., Медведев В.А. Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования // Дискуссия, № 5. 2014. С. 116-122.
6. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: W.H. Freeman, 1997.
7. Jones S.E. The Emergence of the Digital Humanities. New York and London: Routledge, 2014.
References:
1. Kirilova G.I. Principy informacionno-sredovogo podhoda k modernizacii professional’nogo obrazovaniia// Kazanskiy pedagogicheskij zhurnal, №
8. 2008. S. 54-60.
2. Morin E., To an abyss? Saint-Petersburg: published by Aleteya. 2011.
3. Mukhametzyanova F.S. Teoriya i praktika distancionnoy podgotovki specialista social’noy sfery v regione. - Kazan, IOSPO RAO, 2002.
4. Pac M.V. O nauchnosti obrazovanija i tehnologicheskih aspektah podgotovki vypusknika vuza. Novyje smysly // Global’nyj nauchnyj potencial, № 3(48). 2015. S. 42-48.
5. Pac M.V., Medvedev V.A. Innovacionnost’ sub#ekta obrazovaniia kak odna iz celei modernizatsii vysshego professional’nogo obrazovaniia / M.V. Pac, V.A. Medvedev // Diskussiia, № 5. 2014. - № 5. - S. 116-122
6. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: W.H. Freeman, 1997.
7. Jones S.E. The Emergence of the Digital Humanities. New York and London: Routledge, 2014..
Сведения об авторе:
Пац Марина Владимировна (г. Пенза, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, email: [email protected]
Data about the author:
Pac М.В. (Penza, Russia), candidate of science in philosophy, associate professor of Foreign Languages Department at Penza State University of Architecture and Construction, e-mail: [email protected]
4