УДК 37.0 (075.8)
ПРИНЦИП АВТОНОМИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТРАТЕГИЙ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
М.В. Пац
Аннотация. В статье выделено место принципа автономии в контексте подготовки будущего специалиста в условиях новых требований работодателя, расширения содержания профессиональной деятельности, ее полипредметности и многофункциональности, усложнения ее структуры. Показана взаимосвязь принципов автономии и инновационности как гуманистической ценности субъекта образования, с одной стороны, и инструмента, способствующего развитию адаптации человека к сложной реальности, с другой. Показана определенность принципа автономии теориями конструктивного обучения с акцентом на средовые факторы. Отмечена современная трактовка концепции автономии в образовании. Выделены компоненты стратегий развития инновационности студента вуза, будущего специалиста. Определены условия реализации стратегий.
Ключевые слова: принцип автономии, студент вуза, теории конструктивного обучения, инновационность, образовательная стратегия.
PRINCIPLE OF AUTONOMY IN IMPROVING
THE STRATEGIES OF DEVELOPMENT OF A STUDENT'S INNOVATIVENESS
M. Pats
Abstract. The article emphasizes the place of the principle of autonomy in the context of training a future specialist in the face of new demands of the employer, expansion of the content of professional activity, its poly-subjectness and multifunctionality, complicating its structure. The interrelation between the principle of autonomy and innovation as a humanistic value of the subject of education, on the one hand, and a tool that facilitates the development of human adaptation to complex reality, is shown on the other. The certainty of the principle of autonomy is proved by theories of constructive learning, with an emphasis on environmental factors. A modern interpretation of the concept of autonomy in education is noted. The components of strategies for the development of innovativeness of a university student, a future specialist are singled out. The conditions for implementing the strategies are determined.
Keywords: the principle of autonomy, university student, theories of constructive learning, innovativeness, learning strategy.
Контекст инновационной цивилизации, глобальные проблемы современности продуцируют базис новых экзистенциальных и общественных доминант субъекта образования (выпускника вуза).
Сегодня выпускник вуза сталкивается с новыми требованиями работодателя, необходимостью реализации новых функций, расширением содержания профессиональной деятельности, её полипредметностью и полифункциональностью, комплексностью структуры.
В ряду прагматических ориентиров личности особое место сегодня занимает ценность инновационности как инструмент,
способствующий развитию адаптации человека к сложным реалиям времени, осознанию и принятию творчества как императива современности, ориентированности на самообучение как способности и умения выживания и саморазвития.
Инновационность как мета-свойство обусловливает уровень и стиль деятельности
человека, определяющий его активно положительное отношение к приятию, а также генерированию новых идей, знаний, технологий. Инновационность трактуется как маркер готовности будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности [2].
Принцип автономии субъекта образования базируется на фундаментальных понятиях когнитивизма: метакогниции и саморегуляции, [6] где первое связано с тем, как мы овладеваем методами обучения, понимания и решения проблем, а второе - делает упор на саморегуляции как совершенствовании способов самоконтроля когнитивных процессов, определяется как один из элементов автономии обучающегося.
Контекст рассматриваемого вопроса соотносится с пониманием принципа автономии (в рамках общественных наук) (Smith) [9] как совокупности способов, условий организации образовательного процесса высшего учебного заведения, компонентов содержания
образования, способствующих развитию
способности человека принимать на себя ответственность за собственное образование, определять его стратегию, способность саморегуляции, положительную инновационную мотивацию.
Упомянутая трактовка принципа автономии соотносится:
- с активным участием обучающегося в учебной деятельности;
- способностью ставить цели и выбирать стратегии обучения;
- определять новые сферы учебной деятельности в рамках как формального, так и неформального обучения;
- осуществлять самоорганизацию, где последняя рассматривается как элемент системы саморегуляции;
- анализом целей системы и их приятием, соотносимым с внедрением и применением инновационных идей на практике;
- расширяющимся контекстом современного образовательного процесса, предполагающим взаимодействие широкого круга его участников: студентов, преподавателей, экспертов, работодателей.
Опора на принцип автономии субъекта образования (студента вуза) в разработке стратегий развития его инновационности, трактуемой как мета-свойство, обоснована современными теориями конструктивного обучения. В соответствии с последними студент может развивать собственное знание, конкретизировать цели обучения, создавать его проект, моделировать собственную
образовательную среду, принимать решения в процессе обучения, продолжать свою подготовку в различных учебных средах [7-10].
Стратегия, как способ подготовки будущего специалиста, соотносится с развитием ответственного мировосприятия, прогностики, ориентацией на инновационную деятельность, творческим продуцированием новых образовательных полей (И.А. Зимняя, С.В. Кульневич и др.).
Современная трактовка концепции автономии субъекта образования многоуровнева и полимодальна, отражает сегодняшние культурно-коммуникативные тенденции
развития самообучения будущего специалиста в глобальной среде, включая он-лайн, дистанционные, смешанные технологии. Меняются стиль учения и стиль жизни; расширяется временной диапазон
образовательных контекстов. Ныне
университеты для реализации потребностей в подготовке и переобучении специалистов
обращаются к идее «в удобное время, в удобном месте, в удобной форме». Это предполагает способность студентов эффективно управлять своим временем и отвечать за собственный процесс обучения, участвовать в инновационных образовательных практиках.
Соответственно, стратегии развития инновационности субъекта образования (будущего специалиста) соотносятся с другими личностно-профессиональными стратегиями, с учетом многомерности и сложности природы феномена и будут включать не только когнитивные и метакогнитивные, но и аффективные компоненты:
- фундаментальные знания, рассматриваемые как ключевые элементы и базис любого научного исследования (идеи, понятия, теории, гипотезы и др.);
- задачи, включающие процесс осмысления (понимание проблем, рассмотрение противоречий, ознакомление с новой литературой, постановка вопросов, построение классификаций и др.);
- задания построения индивидуального плана развития в контексте общей образовательной программы (выделение реперных точек внутри общего плана: сложности, требующие особой проработки, препятствия, требующие преодоления, фокусировка на темах, предлагаемых преподавателем и выделение предметов изучения, обладающих личностной значимостью);
- задания, содержащие сравнительный анализ возможностей, предлагаемых курсом, разработанным в своем университете и курсами других университетов с оценкой сильных и слабых сторон каждого из них, с учетом требований потенциальных работодателей;
- творческие задания, где студент и преподаватель могли бы работать совместно над общей темой, творческие мастерские, дающие возможности обратной связи, позволяющие в неформальной обстановке приобрести опыт и навыки.
Элементы стратегий ориентированы на развитие составляющих инновационности (личностный уровень):
- навыков критического мышления, включающих анализ разных точек зрения на один вопрос, выработку собственного оценивания;
- навыков планирования, включающих отбор литературы, выделение вопросов исследования, постановку проблем;
- навыков рефлексии, позволяющих продвинуть далее свои достижения, оценить и исправить недостатки. Сама по себе рефлексия -процесс креативный, позволяющий увидеть процесс саморазвития в целом;
- навыков практического мышления, привлечение специалистов-практиков, применение кейс-стади, анализ и критическое оценивание практики;
- навыков командной работы (с участием работы в неформальных группах, профессиональных сообществах, сообществах практиков и возможностью оценивания как работы всей группы, так и собственного вклада в деятельность коллектива);
- уверенности в собственных силах, получаемой в процессе коллегиального обсуждения тем, ответственности за выполняемую работу, полезности работы, что усиливает интерес к ней и способствует дальнейшему интеллектуальному и креативному продвижению субъекта;
- мобильности в соответствии с желанием работодателей принимать на производство выпускников, обладающих инновационной направленностью, готовых легко перестраиваться, проходить переобучение, способных саморелизоваться в современной быстро меняющейся ситуации.
Каждое из свойств инновационности субъекта образования может быть реализовано на деятельностном уровне, в процессе осуществления аналитической, практической, творческой работы, сделав ее высокоэффективной.
Применение стратегий предполагает следующие условия:
- наличие институциональных механизмов адаптации, гармонизирующих личностно-профессиональное развитие обучающегося [1, 4];
- гибкое построение курсов обучения, включающих инновационные формы преподавания: дистанционные, мобильные практики и др.; дающие возможность студентам совмещать обучение с частичной профессиональной занятостью; пользоваться педагогическим сопровождением;
- применение преимуществ самообучения и взаимообучения [3];
- итоговое оценивание результатов творческих заданий, выставок, презентаций;
комментирование творческих работ, включение внешних рецензий.
Наличие разных видов оценивания -показатель значимости инновационной творческой работы и признанности ее профессиональным сообществом. Изменение рассматриваемых показателей дает возможность расширить спектр заданий (написание докладов, критических статей и др.) и привлечь новых участников. Обобщенные критерии развития составляющих инновационности субъекта образования (будущего специалиста) могут включать как формальные, так и неформальные маркеры:
- способность выдвигать эффективные решения проблем;
- способность к генерализации знаний;
- высокое качество формы и содержания созданного инновационного продукта;
- готовность к принятию рисков.
Таким образом, применение принципа автономии в разработке стратегий развития инновационности студента вуза ориентировано на:
- развитие ответственного профессионального мышления, предполагающего инновационную направленность действий в рамках конкретной профессиональной среды;
- укрепление эффективного взаимодействия с коллегами, развитие способности и желания действовать независимо и во взаимодействии с другими как социально ответственной личности. Важность фундаментальных дисциплинарных знаний, знаний методологических, предполагающих осведомленность о новых методиках и способах деятельности, обосновано необходимостью решения творческих проблем, навыков приобретения знаний, расширения сферы их применения и возможностей получения профессиональных консультаций, увеличивающихся в настоящее время с горизонтальным ростом профессиональной среды единомышленников. Общим, вне зависимости от сфер деятельности, выступают самостоятельность, прогностика, умение предвидеть результаты своих действий, обеспечивать устойчивую обратную связь с коллегами, создавать инструменты информирования о принятии решений, а также желание экспериментировать, искать новое.
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Управление развитием образовательных систем: модели и механизмы // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - № 4. - С. 1398-1402
2. Пац М.В. Об инновационности и самообучении студента вуза в сетевой перспективе // Казанский педагогический журнал. - 2015. -№ 4(111), часть 1. - С.42-45.
3. Пац М.В. Фрактальный подход к актуализации профессиональной познавательной активности будущих педагогов // Известия Южного федерального университета. - 2012. - № 12. - С.13-18.
4. Щербаков В.С. Итерационный подход к реформированию профессионального образования // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения: Сборник докладов международной научно-практической заочной конференции / Под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань, 2016. - С.188-192.
5. De Jesus, S.N., Rus C.L., Lens W., & Imaginario S. (2013). Intrinsic motivation and creativity related to product: a meta-analysis of the studies published between 1990-2010. Creativity Research Journal, 25(1), P.80-84.
6. Holec H. (1980). Autonomy and foreign language learning. Strasbourg: Council of Europe.
7. Oxford R.L. (2003). Language learning strategies: what every teacher should know. Rowley, MA.: Newbury House.
8. Schunk D., Pintrich P., & Meece J. (2008). Motivation in Education: Theory, Research, and Applications. NY: Prentice Hall.
9. Smith R.C. (2008). Learner autonomy (Key concepts in ELT). ELT Journal, 62 (4), 395-397.
10. Tenenbaum G., Naidu S., Jegede O., and Austin, J. (2001). Constructivist pedagogy in conventional on-campus and distance learning practice: An exploratory investigation. Learning and instruction. 11, 87-111.
Cведения об авторе:
Пац Марина Владимировна (г. Пенза, Россия), кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Pats (Penza, Russia), candidate of philosophical sciences, associate professor of Foreign Languages Department of Penza State University of Architecture and Construction, e-mail: [email protected]