Факты, комментарии, заметки
157
DROZDOVA Irina A. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof. of the Department of pedagogy and psychology course, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article highlights new educational technologies applicable in higher school educational process. Today the universities face challenge to achieve high-quality educational outcomes that meet the standard, and to provide the necessary level of motivation, health and development of students. To improve the quality of education and to develop students' competencies stated in the standard it is expedient to use modern educational technologies such as technologies for the revitalization and intensification of students' activities on the basis of schematic and symbolic models, modular system, enlarged didactic units, new information technology training, mind-management, etc. These technologies allow to analyze any volume of information quickly and to make thorough decisions to achieve your goal, to communicate efficiently, and to present the result simply and clearly.
Keywords: revitalization and intensification technologies, schematic and symbolic models, modular system, enlarged didactic units, mind-management
Cite as: Avdeeva, E.A., Drozdova, I.A. (2016). [Pedagogical Technologies in Educational Process of Higher School]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 155-157. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Erdniev, P.M., Erdniev, B.P. (1986). Ukrupnenie didakticheskikh edinitsv obucheniimatematike:
Kniga dlya uchitelya [Consolidation of Didactic Units in the Teaching of Mathematics: Textbook for Teachers]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
2. Zakharov, I.G. (2003). Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information Technologies in
Education: Textbook for Higher Educational Institutions]. Moscow: Academy Publ., 188 p. (In Russ.)
3. Bekhterev, S. (2014). Maind-menedzhment. Reshenie biznes-zadach spomoshch'yu intellekt-kart
[Mind-management. The Solution of Business Problems Using Mind Maps]. Moscow: Alpina Publisher. 312 p. (In Russ.)
The paper was submitted 17.09.15.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ЧЕРНЯДЬЕВ Сергей Александрович - д-р мед. наук, профессор, декан, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected] УФИМЦЕВА Марина Анатольевна - д-р мед. наук, доцент, зам. декана, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected] БОЧКАРЕВ Юрий Михайлович - канд. мед. наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected] ГЕТМАНОВА Алла Викторовна - зам. декана, Уральский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: [email protected]
АннотацияПри подготовке специалиста в вузе важное значение придается формированию у обучающегося информационной компетенции, способности самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать профессиональную информацию. Представлен опыт Уральского государственного медицинского университета по формированию информационной компетенции у студентов-медиков, включающий использование электронных учебных пособий.
158
Высшее образование в России • № 1, 2016
Ключевые слова: информационная компетенция, аутентичная профессиональная информация, профессиональная среда, электронные учебные пособия
Для цитирования: Чернядьев С.А., Уфимцева М.А., Бочкарев Ю.М., Гетманова А.В. Об информационной компетентности студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). C. 157-159.
Профессиональная деятельность специалиста за время карьеры предусматривает процесс непрерывного образования - постоянного повышения его компетентности. Особое значение при этом имеет информационная компетенция, а именно способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Масштабы влияния современных медиа на различные сферы жизни таковы, что требуют от обучающегося не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления, навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией материала.
Проведенное нами анкетирование студентов-медиков показало, что большинство из них при самостоятельной работе используют Интернет-ресурсы, однако многие не подвергают сомнению предлагаемую информацию. Это обусловлено особенностью нынешнего «сетевого поколения». Современные студенты (поколение У, родившееся в период с 1981 по 2003 гг.) любознательны, они охотно совмещают учебу с увлечениями, но если для достижения результатов приходится прикладывать слишком много усилий, зачастую оставляют это занятие. Неограниченный доступ к информации придает им уверенность в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Для студентов Интернет - привычный, легкодоступный источник получения информации, сопровождаемый ощущением её полной достоверности [1]. В связи с этим возникает необходимость организации специальной работы по формированию у студентов способности самостоятельно ориентироваться в медицинском информационном пространстве, отличать профессиональную, аутентичную, научную информацию от недостоверной.
С чего начинать работу по формированию у студентов культуры обработки информации, представленной в Интернет-ресурсах? Для планирования самостоятельной работы студентов на уровне факультета совместно с кафедрами у нас разработан перечень обязательных и дополнительных Интернет-ресурсов, содержащих информацию, основанную в том числе на доказательной медицине. Так, при подготовке к семинарам и практическим занятиям рекомендуется использовать информацию с сайтов профильных министерств, головных учреждений по специальностям, где представлены, в частности, стандарты оказания медицинской помощи, а также федеральные клинические рекомендации по ведению больных. Кроме того, преподаватели обращают внимание учащихся на сайты профессиональных медицинских сообществ - таких, например, как Российское общество хирургов (surgeons.su), национальный сервер дерматовенерологии (dermatology.ru). Студенты, обучающиеся в рамках балльно-рейтинговой системы, заполняют лист самостоятельной работы с элементами дистанционного обучения, где отражают персональную посещаемость предложенных сайтов, прослушанные видеолекции, участие в телемостах. Данная технология способствует адаптации будущих медиков к профессиональной среде.
Вторым направлением применения в образовательном процессе информационных технологий является использование электронных учебных пособий (ЭУП). Уральским государственным медицинским университетом начата работа по подготовке и внедрению данного вида учебного издания. Так, на лечебно-профилактическом факультете в учебном процессе используются ЭУП «Болезни кожи», «Сифилис и инфекции, передаваемые половым путем», «Пиодермии», подготовленные сотрудни-
Факты, комментарии, заметки
159
ками университета. В них представлено более 500 авторских фото-имиджей пациентов, для разработки привлекались специалисты различных направлений (врачи-дерматовенерологи, хирурги, офтальмологи, акушеры-гинекологи, врачи лабораторной диагностики, ВИЧ-центра). Преимущества данного вида учебного материала: удобная навигация, позволяющая легко разобраться со всеми представленными разделами; возможность быстрого поиска информации по ключевому слову; пояснения к терминам и определениям, что значительно повышает восприятие и запоминание материала; наличие перекрестных гиперссылок; тестовые задания для самоконтроля как по отдельным нозологиям, так и по всему предложенному материалу; междисциплинарная преемственность [2].
Таким образом, педагогический процесс медицинского вуза предусматривает развитие информационной компетенции, способствующей формированию у обучающихся самостоятельности, ответственности и организованности, умения работать с профессиональной информацией.
Литература
1. Howe N, Strauss W. The next 20 years: how
customer and workforce attitudes will evolve. HarvBusRev. 2007. Vol. 85 (7-8). P. 41-52.
2. Кунгуров Н.В, Уфимцева М.А, Малишев-
ская Н.П. Сифилис и инфекции, передаваемые половым путем: электронное учебное пособие. Екатеринбург: УГМУ, 2014.
Статья поступила в редакцию19.09.15.
ON INFORMATION COMPETENCE OF A MEDICAL STUDENT
CHERNYAD'YEV Sergey A.- Dr. (Medicine), Prof., Dean, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
UFIMTSEVA Marina A. - Dr. (Medicine), Assoc. Prof., Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
BOCHKAREV Yuriy M. - Dr. (Medicine), Assoc. Prof., Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
GETMANOVA Alia V. - Deputy Dean, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article accentuates the importance of information competence in medical student training. The authors consider the ability to search for an the expert knowledge, to analyze, select, sort and process the information obtained from outside sources via the Internet to be one of the necessary skills to assimilate into the professional environment. The paper presents the experience of the Ural State Medical University on the formation of information competence of medical students, including the use of electronic textbooks.
Key words: information competence, expert knowledge, professional environment, electronic textbooks
Cite as: Chernyad'yev, S.A., Ufimtseva, M.A., Bochkarev, Y.M., Getmanova, A.V. (2016). [On Information Competence of a Medical Student]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 157-159. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Howe N., Strauss W. (2007). The Next 20 Years: How Customer And Workforce Attitudes Will
Evolve. Harv Bus Rev. Vol. 85, no. 7-8, pp. 41-52.
2. Kungurov, N.V., Ufimtseva, M.A., Malishevskaya, N.P. (2014) Sifilis i infekcii, peredavaemye polovym putem [Syphilis and Sexually Transmitted Infections: The Electronic Manual]. Ekaterinburg: UGMA. (In Russ.)
The paper was submitted 19.09.15.