ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОСКУРА Д.В.,
соискатель, Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ, 344006 Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, к. 209
В статье анализируются возможности внедрения эффективного инвестирования природоохранных программ, с целью технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов природоохранных мероприятий, различающихся между собой по воздействию на окружающую среду, а также по воздействию на производственные результаты предприятий, объединений, министерств, осуществляющих эти мероприятия; показана роль государства в сборе средств на осуществление природоохранной деятельности; даны рекомендации по формированию комплекса мер в области сокращения спроса на продукцию «грязных» секторов экономики.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды; природоохранные мероприятия; реализация природоохранного инвестиционного проекта.
This article examines the possibility of introducing an effective environmental investment programs, with a view to a feasibility study on selecting the best options for environmental protection measures, which differ among themselves on the environmental impact, as well as the impact on operating results of enterprises, associations, ministries and implementing these activities, showing the state's role in raising funds for the implementation of environmental activities; recommendations on the formation of a complex of measures to reduce demand for «dirty» industries.
Keywords: environmental pollution; environmental activities; the implementation of environmental investment projects.
Коды классификатора JEL: Q55, Q56, Q57.
Оценка эффективности инвестирования природоохранных программ с каждым годом становится все более актуальной. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий производится с целью технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов природоохранных мероприятий, различающихся между собой по воздействию на окружающую среду, а также по воздействию на производственные результаты предприятий, объединений, министерств, осуществляющих эти мероприятия. При этом имеет место обоснование экономически целесообразных масштабов и очередности вложений в природоохранные мероприятия при реконструкции и модернизации действующих мероприятий; распределение капитальных вложений между одноцелевыми природоохранными мероприятиями; обоснование эффективности новых технологических решений в области ликвидации загрязнения. Ожидаемая чистая экономическая эффективность определяется на этапах формирования планов НИОКР, проектирования, создания и освоения новой природоохранной техники с целью выбора варианта природоохранных мероприятий.
Выбираемый вариант должен обеспечивать достижение максимальной величины чистой экономической эффективности при соблюдении установленных требований к качеству окружающей среды в пределах, выделенных на разработку ресурсов. Оценивая варианты природоохранных мероприятий необходимо рассчитывать экономическую эффективность проектов, поскольку любого рода затраты и инвестиции всегда и при любой экономической системе дефицитны и в любом случае необходимо делать ограниченный вывод между большим количеством вариантов решений эколого-экономических задач. В настоящее время, решение многих экологических кризисов не терпит отлагательств инвестирования средств в их современное и рациональное предотвращение.
Существует несколько вариантов того, как государство должно собирать средства на осуществление природоохранной деятельности и как оно этими средствами распоряжается. Первый: государство вклю-
© Д.В. Проскура, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
чает затраты на охрану окружающей среды в систему безадресных налогов (подоходный, на прибыль на добавленную стоимость). Преимуществом такого подхода является простота сбора средств — не надо рассчитывать индивидуальные налоги, т.к. все налогоплательщики находятся в равных условиях. Однако при этом нарушается принцип справедливости, поскольку все граждане и организации начинают платить одинаково вне зависимости от их индивидуального воздействия на окружающую среду. Кроме того, подобная система налогообложения не создает стимулов к снижению негативного воздействия на окружающую среду, строительству очистных сооружений, внедрено малоотходных технологий. Наконец, подобные налоги безадресные — собранные в бюджет средства, могут тратиться на любые государственные задачи, вовсе не связанные с охраной природы.
Второй вариант: введение социального налога на продукцию, при производстве, использовании или утилизации которой происходит негативное воздействие на окружающую среду. В отличие от безадресного налога, экологические налоги прямо связаны с воздействием на окружающую среду и позволяют установить связь между уровнем этого воздействия и собираемыми средствами для финансирования мероприятий по его компенсации. Поэтому в рыночной экономике чаще применяется третий вариант, когда собираются не экологические налоги, а экологические платежи по принципу «Загрязнитель платит». Любое предприятие и физическое лицо, в процессе своей деятельности загрязняющее окружающую среду, должно тратить часть своих доходов на ее восстановление. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду могут собираться в виде установленных фиксированных отчислений в зависимости от объема и характера воздействия или путем аукционной торговли правами на негативное воздействие на окружающую среду. И если платежи можно считать сдерживающими экономическими механизмами, то льготное налогообложение, преимущественный доступ к государственным гарантиям кредитования или прямое льготное кредитование государственными банками являются стимулирующими механизмами.
К экологически ориентированным инвестициям, следует относить все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в хозяйственную деятельность и направленных на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду; сохранение, улучшение и рациональное использование природноресурсного потенциала территорией; обеспечение экологической безопасности страны.
Эти результаты появляются на следующих уровнях: экологические — заключаются в снижении антропогенной, техногенной нагрузок на окружающую среду, в повышении качества ресурсопотребления; социально-экономической — в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличения национального богатства страны. Социально-экономический результат проявляется в социальных и экономических результатах.
Социальные результаты выражаются в улучшении физического развития населения и сокращении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшении условий труда и отдыха, поддержании экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда), сохранении эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других территорий. Экономические же результаты заключаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и вещественного труда в производственной и непроизводственных сферах народного хозяйства, а также в сфере личного потребления.
Специфической особенностью природоохранных инвестиций является тот аспект, что данные инвестиции в большинстве случаев не приносят положительных прямых экономических эффектов. При этом сопутствующие — социальной и экологический эффекты от реализации инвестиционных проектов такого рода могут быть значительными. Оценка эффективности инвестирования природоохранных программ с каждым годом становится все более актуальной. В связи с чем, определение экономической эффективности природоохранных мероприятий производится с целью технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов воздействия на окружающую среду, а также по воздействию на производственные результаты предприятий, объединений, министерств, осуществляющих эти мероприятия. При этом имеет место обоснование экономически целесообразных масштабов и очередности вложений в природоохранные мероприятия при реконструкции и модернизации действующих мероприятий; распределение капитальных вложений между одноцелевыми природоохранными мероприятиями; обоснование эффективности новых технологических решений в области ликвидации загрязнения.
Понятие «экологоориентированный инвестиционный процесс» традиционно связывается с обоснованием и реализацией реальных инвестиций, т.е. осуществлением реальных проектов. Можно выделить следующие стадии экологоориентированного инвестиционного процесса в современных условиях хозяйствования:
♦ мотивация экологически ориентированной инвестиционной деятельности. Она предполагает развитие экологической политики государства в целом, выработку международного престижа, разработку программ в области обеспечения ресурсно-экологической безопасности;
♦ прогнозирование и программирование природоохранных инвестиций.
♦ обоснование целесообразности экологических инвестиций. Данная стадия включает в себя экологическую экспертизу, аудит и экономико-экологическую аттестацию инвестиций, оценку
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
109
природоохранных инвестиционных рисков, расчетов жизненного цикла инвестиций, расчет экологической и экономической эффективности инвестиционных проектов;
♦ страхование природоохранных инвестиций. Реализация данной стадии инвестиционного процесса предполагает наличие развитой системы рыночной инфраструктуры, важнейшими элементами которой являются: государственная и частная система экологического страхования и перестрахования инвестиций;
♦ государственное регулирование экологически ориентированного инвестиционного процесса;
♦ планирование — оно предполагает обозначение государственных приоритетов, реализацию индикативного планирования с учетом ресурсно-экологической емкости территории;
♦ финансирование — в сфере экологически ориентированной инвестиционной деятельности происходит существенная трансформация источников ее финансирования и форм собственности;
♦ проектирование;
♦ обеспечение объекта материально-техническими ресурсами;
♦ освоение инвестиций.
При этом следует отметить, что, несмотря на важность и сложность осмысления категории экологически ориентированного инвестирования, в научной литературе и международной практике до сих пор не существует устоявшихся категориальных понятий в этой области. Если экологически ориентированный инвестиционный механизм представляет собой только один из механизмов, реализуемых в рамках обеспечения экономической и экологической безопасности государства, то его формирование должно взаимоувязываться и осуществляться параллельно с разработкой других экономических механизмов.
Природоохранные инвестиции, направляемые в средозащитные, ресурсосберегающие, воспроизводственные, экологически безопасные технические и технологические объекты относят к разряду производственно-технологических инвестиций, все остальные — к инфраструктурным.
В состав производственно-технологических инвестиций следует включить: проектирование и установку очистного оборудования, средств контроля и мониторинга технологических процессов, внедрение замкнутых технологических линий, освоение производства экологически чистой продукции, меры по утилизации и переработке отходов и вторичных ресурсов и т.п. Производственно-технологические инвестиции, экологической ориентации по характеру внедрения могут быть подразделены на:
1. Вновь реализуемые инвестиционные проекты (инвестирование специализированных природоохранных сооружений, объектов мониторинга и т.п.; инвестирование материалов, технологий и производств, удовлетворяющих современным экологическим стандартам);
2. Дополнительные инвестиции, направленные на снижение техногенных, антропогенных рисков территорий, повышение качества ресурсопотребления.
По характеру действия производственно-технологические инвестиции целесообразно подразделять на одноцелевые и многоцелевые инвестиции.
Одноцелевые инвестиции (например, строительство систем замкнутого водоснабжения, утилизация отходов производства и потребления, малоотходных технологических процессов и производств) влияют не только на снижение загрязнения окружающей среды, но и на улучшение производственных результатов деятельности предприятий, в том числе смежных отраслей — снижение расхода материальных и трудовых ресурсов, увеличение выпуска продукции, расширение ее ассортимента и повышение качества.
Важнейшую роль в осуществлении инвестирования природоохранных мероприятий играет государство как путем законадательного регулирования природоохранной инвестиционной деятельности, так и путем направления инвестиций из:
♦ средств централизованного государственного бюджета;
♦ местных бюджетов;
♦ внебюджетных фондов;
♦ ведомственных инвестиционных фондов.
Предынвестиционная стадия включает следующие виды деятельности:
■ подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов инвестиционного проекта;
■ определение схемы и источников финансирования инвестиционного проекта;
■ поиск инвесторов.
В случае, если целью реализации природоохранного инвестиционного проекта является выпуск продукции, ключевым моментом разработки инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукта.
Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки оборудования и технологий.
С учетом результатов исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объема инвестиций, производится оценка их эффективности
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
и степени риска с применением методов имитационного моделирования. При этом инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование; строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию, а эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта, выполнение работ по его реконструкции, модернизации, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению. На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта.
Сокращение ресурсов и материалоемкости сфер производства, обращения и потребления, а, тем самым, и сокращение спроса на продукцию «грязных» секторов экономики, является долговременной тенденцией. Она в свою очередь обуславливается важнейшими факторами:
♦ постепенным увеличением удельного веса сектора услуг и снижением удельного веса промышленности в ВВП;
♦ изменением потребительского поведения и системы предпочтений вследствие возрастания значения нематериальных, в том числе экологических составляющих благосостояния;
♦ переходом от массивного индустриального производства к более гибким индивидуализированным и специализированным формам;
♦ сокращением расхода — материальных ресурсов на единицу валового выпуска в результате повышения качества материалов (например, прочности стали).
Кроме долговременных, могут действовать и краткосрочные факторы:
♦ повышение уровня мировых цен на те или иные сырьевые товары;
♦ депрессивное снижение темпов роста ВВП или прямое сокращение его объема и, как следствие, сокращение спроса на машины, оборудование, объекты недвижимости и далее — на строительные и конструкционные материалы (металл, цемент и т.п.).
Подобные структурные изменения, приводящие к сокращению удельного веса экологически грязных отраслей в ВВП, в настоящее время наблюдается в ряде развитых стран. В их числе — Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Ирландия, Канада, Норвегия, США и Франция. К сожалению, на этом фоне во многих странах Восточной и Южной Европы ситуация с отраслевой структурой экономики, как и со структурным загрязнением среды, не только не улучшилось, а еще усугубилась. [1]
Начиная с 2000 г. в России наметилась положительная тенденция опережающего освоения предусмотренных по объемам финансирования, обусловленная некоторым оздоровлением общей экономической ситуации в стране.
В настоящее время повышение действительности финансирования сохранения разнообразия при поэтапном удовлетворении социальных потребностей общества в России связано как с ростом финансовых ресурсов на основе роста доходов бюджета всех уровней, так и с обоснованием и стимулированием рационального использования средств. В России реализуется ряд национальных программ по обеспечению в области охраны природы: комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна («Байкал»), «Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения города Чапаевска Самарской области (19972010 гг.), «Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца» на 1997-2010 гг. и т.п. [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Н.Н. Природоохранные инвестиции: выбор решений и обоснование. Одесса: ИПРЭЭИ, 2006. С.62.
2. ГурманВ.И.,ГусевА.А.,ЛьвовД.С. Финансовые источники, механизмы сохранения разнообразия в России и международный рынок экономических услуг (анализ и методические рекомендации). М.: НИЦ, Экопроект, 2002.