il
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Майский Р. А. Maiski Я. Л.
кандидат технических наук, доцент кафедры
«Математика», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Павлова Ю. А. Pavlova Yu. A.
кандидат экономических
наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Проскура В. С. Proskura V. 8.
студент кафедры «Промышленная
безопасность и охрана труда», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 658.153
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Все проекты, программы и мероприятия можно разделить на имеющие целевую природоохранную направленность и не имеющие такой направленности. Но поскольку практически любой проект является комплексным как по назначению, так и по последствиям его реализации, условно все проекты можно разделить на природоохранные проекты и проекты с экологическими последствиями (положительными или отрицательными). В статье представлена разработанная авторами схема классификации программ, проектов и мероприятий на различных уровнях экономики по отношению к природоохранной деятельности, проанализированы проблемы определения затрат на охрану окружающей среды и экономической эффективности природоохранных мероприятий с учётом специфики определения экологического эффекта инвестиционного проекта. Расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Результат выражается величиной предотвращенного или возмещённого экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса. Реальный ущерб складывается из суммы стоимостного эквивалента утраты или повреждения, причиненного окружающей среде, и затрат на восстановление. Чем больше средств вкладывается в природоохранную деятельность, тем меньше их понадобится для ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.
Недооценка экологического ущерба и ценности природных ресурсов приводит к выбору ошибочного или неэффективного направления социально-экономического развития, что создает опасность значительного ухудшения экономических показателей в будущем. Экономическая эффективность инвестиционных проектов, включая природоохранные мероприятия, определяется системой статических и динамических показателей. Методика анализа оценки экономической эффективности на основе статических данных предполагает расчет общей и сравнительной экономической эффективности. Использование динами-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
ческих методов оценки эффективности проекта обеспечивается введением такого параметра, как фактор времени. При принятии решения об инвестировании средств в проекты показана необходимость комплексного учета всех основных и дополнительных показателей, а также социально-правовых аспектов и мнений всех участников данного проекта.
Ключевые слова: природоохранные мероприятия, природные ресурсы, экономический ущерб, экономическая эффективность природоохранных мероприятий, инвестиционные проекты, экологический эффект.
ECONOMIC EFFICIENCY OF ENVIRONMENTAL PROJECTS AND ACTIVITIES
All projects, programs and activities can be divided into a specific environmental focus and without it. But since almost every project is complex both in purpose and on the consequences of its implementation, suspended all projects can be time-divided into environmental projects and projects with environmental impacts (positive or negative). The article presents, developed by the authors, the classification scheme of programs, projects and activities at various levels of the economy in relation to environmental management, analyzed the problem of determining on the environmental costs and cost-effectiveness of environmental protection measures, taking into account the specifics of determining the environmental effect of the investment project. The calculation of the economic effects of environmental measures is based on a comparison of the costs of their implementation to the economic result achieved thanks to these activities. The result is expressed in the value of the liquidated or averting rotation-economic damage caused by the violation or loss of life. The real damage is the sum of the value equivalent loss or damage caused to the environment, and of the restoration costs. The more money is invested in the environmental activities, the less they need to eliminate the damage caused by the negative environmental impact. Underestimation of environmental damage and the value of natural resources leads to selection of incorrect or inefficient directions of socio-economic development, which creates a risk of significant deterioration in economic performance in the future. Economic efficiency of investment projects, including conservation measures, is determined by the system static and dynamic indicators. The method of analysis of economic efficiency evaluation based on the static data involves the calculation of the total and relative efficiency. The use of dynamic methods of evaluating the effectiveness of the project is provided by the introduction of such a parameter as the time factor. When making decisions about investing in projects, the necessity of integrating all core and additional indicators, and socio-legal aspects and opinions of all participants of the project.
Key words: environmental protection measures, natural resources, economic damage, economic efficiency of environmental protection measures, investment projects, environmental effect.
При оценке направлений деятельности предприятий в сфере охраны окружающей среды следует исследовать систему технико-экономических показателей проектов. Для отбора наиболее предпочтительных вариантов необходимо иметь специальные критерии. Можно говорить об улучшении условий труда, сохранении благоприятной обстановки, но в экономике оценкой качества проекта служат показатели экономической эффективности. Проект следует принять к реализации, если он экономически эффективен, в противном случае — отвергнуть.
Экономическая оценка экологических функций природных объектов — дело, безусловно, чрезвычайно сложное, а порой и невозможное. Однако поскольку при любой экономической системе ресурсы любого рода всегда дефицитны, необходимо делать выбор между большим или меньшим числом плановых и проектных решений [1]. При этом измерение показателей экономического развития производства должно осуществляться с учетом экологического состояния региона.
Экономические проблемы природопользования включают, в первую очередь, вопросы экономической оценки природных ресурсов
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
и ущербов от загрязнения окружающей среды [2].
Основными экономическими задачами в сфере использования природных ресурсов являются:
— комплексная оценка природных ресурсов;
— использование эффективных направлений природоохранной деятельности;
— подбор оптимальных направлений пользования природными ресурсами;
— оценка экономического ущерба, наносимого народному хозяйству в результате нецелесообразного природопользования;
— обоснование величины затрат по предотвращению, локализации и ликвидации ущерба;
— контроль эффективности природоохранной деятельности и разработка мероприятий по её повышению;
— создание и внедрение экономически обоснованных, финансово реализуемых проектов охраны окружающей среды;
— выбор методики управления природоохранной деятельностью, адекватных месту и времени.
Все виды природных ресурсов имеют определенную ценность (экономическую, социальную, экологическую, культурную и т.д.) и играют важную роль в жизни человека. Эта ценность может иметь экономическую оценку или иметь более широкий контекст, включающий аспекты, не позволяющие дать прямую количественную характеристику.
Экономическая оценка подразумевает определение общественной полезности природных ресурсов. Кроме того, оценка природных ресурсов условно может выражаться в денежном эквиваленте как сумма, которую общество может заплатить для сохранения невосполня-емых, восстановления и умножения восполняемых природных ресурсов и улучшения параметров окружающей среды [3].
Принято выделять три основные функции экономической оценки природных ресурсов:
— учетная функция предполагает оценку национального богатства страны для определения размера ресурсов, на которые можно
рассчитывать при развитии и расширении производства;
— стимулирующая функция призвана обосновать условия взимания платы за эксплуатацию природных ресурсов и основания для льгот при ведении успешной природоохранной деятельности;
— предупредительная функция (иногда её называют правоохранительной [4]) предполагает определение возможного ущерба в случае нерационального использования природных ресурсов для обеспечения его предотвращения и/или возмещения.
Разработано несколько концепций определения ценности природных ресурсов и природных благ. В данных концепциях можно выделить подходы, позволяющие получить экономическую оценку природных ресурсов, базирующиеся: на рыночной оценке, на ренте, на затратном подходе, на альтернативной стоимости, на общей экономической ценности (стоимости). И хотя концепция общей экономической ценности природных благ рассматривается как наиболее перспективное направление оценки природных благ, в настоящее время преимущественно используются первые два подхода: рентный и затратный.
В практике хозяйствования все проекты, программы и мероприятия можно условно разделить на имеющие целевую природоохранную направленность (например введение системы энергосбережения, контроля выбросов промышленных предприятий и т.п.) и инвестиционные решения общего характера. Последние, в свою очередь, можно подразделить на: проектные решения, не влияющие на качество природных благ, и проектные решения со значительными (а потому подлежащими специальному учету и оценке) экологическими последствиями (например строительство магистральных трубопроводов или разработка и применение законодательства по нормированию утилизации технических устройств, содержащих ртуть, и т.п.).
Практически любой проект является комплексным как по его назначению, так и по последствиям его реализации, поэтому
условно все проекты можно разделить на природоохранные и проекты с экологическими последствиями (положительными, нулевыми или отрицательными).
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
На рисунке 1 представлена схема классификации программ, проектов и мероприятий по отношению к природоохранной деятельности на различных уровнях экономики.
Рисунок 1. Классификация программ, проектов и мероприятий по отношению к природоохранной деятельности
Проектно-инвестиционные решения могут приниматься на различных уровнях экономики: домашних хозяйств, отдельных предприятий, регионов, народного хозяйства в целом, международном. Если вред, причиняемый окружающей среде, не приводит к уменьшению эффективности деятельности предприятия, являющегося источником реального или потенциального ущерба, природоохранная деятельность не рассматривается менеджментом этого предприятия в качестве целевой. В такой ситуации следует оказывать на предприятия внешнее воздействие. Причём наиболее эффективны и рациональны экономические методы управления природоохранной деятельностью хозяйствующих субъектов. В частности, государство добивается уменьшения неблагоприятного воздействия предприятия на окружающую среду, вводя плату за выбросы и сбросы. В пределах нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) или предельно допустимых сбросов (ПДС) плата относится к себестоимости производимой продукции, при превышении нормативов ПДВ взимается из чистой прибыли предприятия. Таким образом, используя стратегию интернализации, госу-
дарство облагает предприятие, являющееся загрязнителем окружающей среды, налогами, вынуждая предпринимателя ликвидировать или хотя бы уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду для снижения размеров этих выплат.
В результате внедрения и реализации природоохранного мероприятия предприятие-загрязнитель окружающей среды может обеспечить прирост дохода (ДДмос) по следующим направлениям:
— за счёт снижения себестоимости продукции;
— за счёт снижения выплат из прибыли;
— за счет дополнительной выручки от реализации при утилизации отходов производства.
Кроме того, при осуществлении эффективной деятельности по охране окружающей среды хозяйствующим субъектам предоставляются субсидии из территориального или федерального бюджета. Это, безусловно, сказывается на оценке коммерческой и бюджетной эффективности природоохранного проекта. К тому же для реализации природоохранной деятельности предприятие может получить льготный кредит. Всё это ведет к
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
повышению эффективности природоохранных мероприятий с точки зрения предприятия и служит стимулом их реализации.
В основе оценки эффективности лежит проблема оценки эффекта и идентификации затрат на анализируемое мероприятие, проект или программу в целом.
В общем виде эффект от реализации природоохранного мероприятия исчисляется суммой прироста чистого дохода от улучшения производственных результатов вследствие проведения природоохранного мероприятия (АД4 ) и величины экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса (АУ.), предотвращенного благодаря этим мероприятиям.
В общем виде экономический эффект от внедрения природоохранных мероприятий (Эмос) может быть определён следующей алгебраической суммой:
Э > = 1АД. + I А. (У,- У) (1)
мос ^7 чмос t—1 . у б гу 4 '
или
Э а = Ш- + I (А, - А) У,, (2)
мос .мос о . о
где Уб и У. — суммы ущерба до и после осуществления мероприятия по охране окружающей среды;
А, и А. — вероятности события до и после осуществления мероприятия по охране окружающей среды, итогом которого является ущерб;
АД4мос — годовая сумма прироста чистого дохода от улучшения производственных результатов вследствие проведения í-го природоохранного мероприятия (АД4 = АР - З );
Г г Г \ 7 . мос шос шос'1
АР ¡мое — годовая сумма прироста производственных результатов вследствие проведения /-го природоохранного мероприятия;
З.мос — сумма годовых эксплуатационных затрат для достижения прироста производственных результатов.
Ущерб окружающей среде и природным ресурсам понимается как стоимостная оценка воздействия всех отрицательных последствий загрязнения окружающей среды. В итоге общие потери складываются из восстановления нарушенного права, реального ущерба, недополученных доходов (упущенной выгоды). Реальный ущерб оце-
нивается суммой стоимостного эквивалента утраты или повреждения, причиненного окружающей среде, и затрат на восстановление.
При расчете реального ущерба часто используются не только фактические расходы, но и расходы, которые необходимо будет произвести для восстановления нарушенного права. Предполагаемый размер таких расходов и их целесообразность подтверждаются расчетом затрат на устранение недостатков, на основании чего составляется соглашение, определяющее размер ответственности за причинение вреда, нарушение обязательств и т.п.
Платежи за природопользование включают плату за используемые природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды (выбросы и сбросы) и т.д. Предприятие оплачивает: право пользования природными ресурсами в пределах ограничений; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; воспроизведение природных ресурсов [5].
Недооценка экологического ущерба и ценности природных ресурсов приводит к выбору направления социально-экономического развития, не дающего требуемой эффективности [6]. Экономический рост, базирующийся на природоёмком развитии, создает опасность значительного ухудшения экономических показателей в будущем (вследствие истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды).
Экономическая эффективность инвестиционных проектов в целом и природоохранных мероприятий и проектов по охране окружающей среды, в частности, определяется системой статических и динамических показателей.
При использовании системы статических показателей критерием выбора предпочтительного варианта являются: минимальный срок окупаемости единовременных затрат, максимальная величина коэффициента эффективности инвестиций, минимум приведенных среднегодовых затрат на осуществление проекта.
Общепринятыми динамическими критериями при оценке инвестиционных проектов являются:
— минимальный дисконтированный срок окупаемости, ДСО (DPP — Discounted payback period);
— максимальная (положительная) величина чистого дисконтированного дохода, ЧДД (NPV — Net Present Value);
— максимальная внутренняя норма доходности, ВНД (IRR — Internal Rate of Return);
— максимальный индекс доходности, ИД (PI — Profitability Index) [7].
Наряду с перечисленными критериями возможно использование и ряда других показателей: капиталоотдача, точка безубыточности, простая норма прибыли и др.
Для применения каждого из критериев необходимо ясное представление о том, какой вопрос решается с его использованием и каким образом осуществляется выбор решения. Существующая на сегодняшний день методика разделяет эколого-экономиче-ские эффекты на первичный эффект и конечный комплексный эффект.
Первичный эффект отражается в уменьшении объемов загрязнений и снижении концентраций вредных примесей в атмосфере, водной среде и почве. Этот эффект следует выражать в виде приращения продукции, выпущенной без нарушения экологических норм, что обусловливает необходимость комплексного решения экономических и экологических проблем производства [8].
Конечный эффект кроме повышения эффективности производства должен учитывать социальный эффект. В этом случае экономические результаты проявляются через прирост добавленной стоимости, сокращение потерь материальных ресурсов и сырья, экономию затрат на непроизводственную деятельность. Социальный эффект проявляется в улучшении качества жизни населения (повышение качества условий труда и отдыха, сокращение заболеваемости населения, обеспечение сохранности природных ресурсов и т. п.). В случае наступления нежелательного события предприятие несет
ЭкономикА и управление в отраслях и сферах деятельности
затраты на предотвращение ущерба, ликвидацию и локализацию последствий от загрязнений. Чем больше средств вкладывается в природоохранную деятельность (Зпод), тем меньше их понадобится для ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды (З ), и наоборот.
Методика анализа оценки экономической эффективности на основе статических данных предполагает расчет общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности. Абсолютная эффективность рассчитывается для выявления экономической результативности этих мероприятий [9]. Основа расчета экономической эффективности — в сопоставлении достигнутых экономических результатов с затратами на реализацию этих мероприятий.
Коэффициент эффективности (Емос) характеризует эффективность природоохранных мероприятий:
Е = Э / УК , (3)
гмос гмос гмос1 х '
где К.мос — единовременные затраты на осуществление /-го мероприятия экологической направленности.
Показатель, обратный коэффициенту эффективности, характеризует срок окупаемости затрат на осуществление природоохранных мероприятий (Тмос):
Т . = УК /УАУ.. (4)
г мос г мос / 4 '
Критерии экономической эффективности реализуемых мероприятий:
Э . > 0; Т < Т ; Е . > Е ,
г мос г мос н г мос н ^
где Ен и Тн — нормативный коэффициент эффективности и нормативный срок окупаемости капитальных вложений, заданные инвестором или определяемые из среднеотраслевых значений для конкретного времени.
Сравнительная эффективность затрат предполагает выбор оптимального варианта мероприятий природоохранного назначения.
Учитывая специфику природоохранных мероприятий, расчёт условно-годового экономического эффекта вложений в мероприятия по охране окружающей среды (ЭЭ гмос) можно представить следующим образом: ЭЭ.г = (УАДч + УАУ) - Е * К д , (5)
г мос ^ ^^™г мос ¿-1 г н г мос 1 4 '
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
где К. дмос = (К. -К) — дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие сокращение ущерба окружающей среде.
Таким образом, в общем виде годовой экономический эффект вложений в мероприятия по охране окружающей среды можно определить как
Эг = Э - Е Кд . (6)
мос мос н мос 4 '
Коэффициент сравнительной эффективности дополнительных капитальных вложений i-го варианта природоохранных мероприятий (Есрмос) в общем виде определится из выражения:
Еср = Э / Кд . (7)
мос мос мос
Соответственно, срок окупаемости (сравнительный) дополнительных капитальных вложений (Тср ) i-го варианта:
мос
ТсР = Кд / Э . (8)
мос мос мос
Возможность использования динамических методов оценки эффективности проекта (программы) обеспечивает введение такого параметра, как фактор времени.
Как отмечалось выше, к основным интегральным показателям, используемым при динамических методах оценки инвестиционных проектов, относят: чистый дисконтированный доход ЧДД, внутреннюю норму доходности ВНД, индекс доходности ИД, дисконтируемый срок окупаемости.
На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД:
W-í^jT-í^ , <9>
где Э( — эффект (результат) операционной деятельности;
при Э = Р - 3mt)
К{ — капитальные вложения на t-ом шаге;
3mt — сумма затрат на t-ом шаге (кроме капиталовложений).
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Для проектов по охране окружающей среды эффект операционной деятельности может быть представлен величиной Э :
ЧДД= 1 ТТТ^-2
К.
(10)
,=0 (1 + Я)' (1 + Я)" где Кмос — капитальные вложения в охрану окружающей среды, за счёт которых получен
эффект (Эмо>
Индекс доходности (ИД) проекта, представляющий собой отношение суммы приведенных эффектов (доходов) к величине капиталовложений:
ИД=
1
(11)
К мос ¡=о (1 + Е )
Этот показатель используется при сравнении нового проекта с действующим производством, поскольку его величина в сравнении с величиной рентабельности показывает, каким образом новый проект изменит уровень доходности эксплуатации существующих основных фондов предприятия. Это важный дополнительный критерий оценки эффективности проекта. К тому же поскольку в отличие от ЧДД индекс доходности является относительным показателем, его удобно использовать при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих близкие значения чистого дисконтированного дохода.
Вывод
При принятии решения об инвестировании средств в проект инвестор учитывает значения всех перечисленных и дополнительных показателей и мнения всех участников данного проекта. Большую роль в этом решении играют и другие факторы, многие из которых поддаются только содержательному (а не формальному) учету и анализу. Особенно важны при этом социально-правовые аспекты.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Майский Р.А., Рябухина М.В., Додо-ва М.И. Эколого-экономическое моделирование эффективности ликвидации энтомовре-дителей в хвойных лесах Оренбургской области // Вестник Башкирского государствен-
ного аграрного университета. 2017. № 1 (41). С.101-102.
4. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
5. Петрова Е.Е. Проблемы инвестирования в природоохранные проекты // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ / Под ред. М.М. Глазова. Санкт-Петербург, 2014.
6. Павлова Ю.А. Экономические аспекты системы безопасности в проектном анализе // Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика: сб. матер. IV Меж-дунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 170-173.
7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд-во «Экономика», 2000. 421 с.
8. Барахнина В.Б., Хисматуллина Д.Д Эколого-экономическая оценка затрат и результатов природоохранных мероприятий на предприятии нефтегазодобычи // Нефтегазовое дело. 2006. Т. 4. № 1. С. 243-246.
9. Магомадова Х.А. Инвестиционные проекты в формировании системы управления функционирования и реализации природоохранных мероприятий // Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 25. № 2 (25). С. 8.
References
1. The strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the Period until 2020 / Approved by the Decree of the Russian Federation Government, December 8, 2011 No. 2227-r «On Approving the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the Period up to 2020».
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
2. Federal Law dd. 10.01.2002, No. 7 Federal Law «About Environmental Protection».
3. Mayskiy R A., Ryabukhina M.V., Dodo-va M.I. Ecological and Economic Modelling of the Insects Elimination Effectiveness in the Coniferous Forests of the Orenburg Region // Vestnik of Bashkir State Agrarian University. 20017. No. 1 (41). 2017. P. 101-102.
4. Danilov-Danilyan V.I., Losev K.S. Ecological Challenge and Sustainable Development. М.: Progress-Tradition, 2000. 416 p.
5. Petrova E.E. Investing Problems in Environmental Projects // Proceedings of the Economic and Social-Humanitarian Faculty of RSHU / Ed. by M M. Glazov. Saint-Petersburg, 2014.
6. Pavlova Yu.A. Economic Aspects of the Security System in Project Analysis // Problems and Trends in the Development of the Innovative Economy: International Experience and Russian Practice: Coll. of Mater. of the IV Intern. Scient. and Pract. Conf. 2016. P. 170-173.
7. Methodical Recommendations on the Evaluation of the Effectiveness of Investment Projects. Moscow: Publishing House «Economy», 2000. 421 p.
8. Barakhnina V.B., Hismatullina D.D. Ecological and Economic Assessment of Costs and Results of Environmental Measures at the Oil and Gas Enterprises // Oil and Gas Business. 2006. T. 4. No. 1. P. 243-246.
9. Magomadova H.A. Investment Projects in the Formation of a System for Managing the Functioning and Implementation of Environmental Protection Measures // Don Engineer's Messenger. 2013. Vol. 25. No. 2 (25). P. 8.