¿Зез
ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
противодействие финансированию терроризма как
направление международного взаимодействия
государств
counteraction to terrorism financing as a direction of the international interaction of the states
О.И. АМЕЛЬЧАКОВ,
магистрант (МГУ имени М.В. Ломоносова) oleg.amelchakov@gmail.com
O.I. AMELCHAKOV,
undergraduate (Lomonosov Moscow State University)
Аннотация: в статье проведен анализ сложившихся подходов к пониманию финансирования терроризма, определены место и значение мер противодействия финансированию терроризма, обоснована необходимость разработки единой категории «финансирование терроризма» на международном уровне. Несмотря на наличие значительного количества нормативных правовых актов, в настоящее время не сформирована эффективная система противодействия терроризму в международных масштабах. Это обусловлено отсутствием комплексного подхода к пониманию терроризма. Сравнение положений действующих актов международного характера и законодательства Российской Федерации позволяет определить перспективы дальнейшего совершенствования правового регулирования рассматриваемой сферы отношений.
Ключевые слова: терроризм, международный терроризм, финансирование терроризма, меры борьбы с терроризмом.
Abstract: the author of the article analyses the developed approaches to understanding the financing of terrorism, specifies the place and value of measures of counteraction to terrorism financing, and also proves a necessity of development of a uniform category "terrorism financing" at the international level. Despite the presence of a significant number of normative legal acts, is not currently an effective system of combating terrorism on an international scale. This is due to the lack of an integrated approach to understanding terrorism. Comparison of the provisions of existing acts of an international character and the Russian Federation to determine the prospects for further improving the legal regulation of this sphere of relations.
Keywords: terrorism, international terrorism, financing of terrorism, measures against terrorism.
Одной из актуальных проблем современного мирового сообщества является формирование системы мер, позволяющей эффективно противостоять такому явлению, как терроризм. Формирование системы мер по противодействию терроризму как целостного инструментария мирового сообщества в рамках Организации Объединенных Наций, и в частности, в рамках Совета
Безопасности ООН, начало активно происходить только в 90-х гг. XX века. Основными международно-правовыми актами, регулирующими сотрудничество государств в борьбе с финансированием терроризма, являются: Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (далее - Конвенция 1999 г.) [2, с. 508-538] и Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии
: Проблемы правоохранительной деятельности 2'16_
131
и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, принятая Советом Европы в 2005 г. (далее Конвенция 2005 г.) [1, с. 10-23]. На сегодняшний день продолжается выработка средств и методов, которые могли бы быть эффективно использованы для подавления угрозы жизни и безопасности личности и национальной безопасности.
К настоящему моменту сложилось несколько подходов к определению системы мер в области контртеррористической деятельности государств. В отечественной литературе система мер зачастую дифференцируется в зависимости от конкретного акта проявления терроризма [5, с. 142], что, вероятно, является результатом отсутствия универсального определения понятия «международный терроризм» и «терроризм». В зарубежной литературе представлены разнонаправленные подходы в определении системы мер, которые заключаются в определении географического положения участника отношений контртеррористической направленности; отнесении правопорядка государства к одной из правовых семей; в разграничении определенного уровня экономического развития, где наиболее часто происходят преступления террористической направленности
[10]. Несмотря на это, представляется возможным усмотреть ряд общих характеристик при определении системы мер по противодействию терроризму, универсальных для всех государств, препятствующих распространению террористической угрозы. В рамках этой системы мы можем выделить противодействие в экономической сфере; противодействие в военной сфере; противодействие в социальной сфере;противодействие в политической сфере.
Противодействие в политической сфере как со стороны государств-членов ООН, так и самой ООН осуществляется посредством введения санкций в отношении организаций и лиц. Например, в ситуации противодействия «Исламскому государству» в рамках ООН был сформирован санкционный список, куда включены лица и организации, сотрудничающие с этой группировкой
[11]. На национальном уровне противодействие может проявляться в виде запрета на осуществление определенной деятельности на территории соответствующего государства [12].
В социальной сфере можно говорить о реализации ряда подходов. Во-первых, национальные суды и правоохранительные органы, в соответствии с резолюциями СБ ООН, ограничивают право передвижения лиц на определенной территории. Во-вторых, используя методические материалы ООН, государства принимают проекты по социальному урегулированию конфликтных ситуаций в проблемных регионах посредством,
например, объявления амнистии бывшим участникам террористических организаций, также следует сказать об осуществлении просветительской деятельности среди молодежи, как это можно видеть на примере Чеченской Республики.
Центральное место в рассматриваемой системе, безусловно, занимают меры, направленные на противодействие финансированию терроризма. В современном мире, построенном на принципе «деньги решают все», без них невозможно осуществлять никакую деятельность, в том числе и преступную. Именно поэтому формирование эффективного противодействия финансированию терроризма имеет приоритетное значение. Однако в настоящее время данный процесс значительно осложнен отсутствием на международном уровне единства подхода к пониманию финансирования терроризма, которое, в свою очередь, обусловлено отсутствием единого подхода в определении самого терроризма. Основными факторами, определяющими отсутствие взаимопонимания в данном вопросе, являются национальные интересы отдельных государств, различное понимание национальной безопасности, кризис международного правового регулирования в вопросе легитимного применения силы, пересечение понятия «терроризм» в определенных моментах с понятием «борьба за самоопределение наций» [7, с. 28-29].
Основная сложность состоит в том, что с точки зрения международного права невозможно точно определить, что конкретно должно быть профинансировано, чтобы подпадать под преступное деяние [6, с. 21-22].
Действующие в современном мире нормативные правовые акты по-разному определяют понятие «финансирование терроризма».
Статья 2 Конвенции 1999 г. устанавливает, что лицо совершает преступление, связанное с финансированием терроризма, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично для совершения какого-либо деяния, представляющего собой преступление, предусмотренное одной из ряда конвенций, включенных в круг нормативных правовых актов, направленных на противодействие терроризму. Например, Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенной в Монреале 23 сентября 1971 г., Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенной в Гааге 16 декабря 1970 г., Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников, принятой Ге-
неральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., и др. Кроме того, рассматриваемым преступным деянием признается предоставление или сбор средств для совершения любого иного деяния, направленного на причинение смерти или причинение тяжких телесных повреждений какому-либо гражданскому или любому другому лицу, не являющемуся комбатантом в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, когда цель такого деяния, исходя из его характера или контекста сводится к тому, чтобы запугать население либо склонить национальное правительство или же международную организацию к совершению какого-либо действия или воздержаться от его совершения.
В Конвенцию 2005 г. включена норма отсылочного характера, которая определяет, что финансирование терроризма означает действия, указанные в ст. 2 Конвенции 1999 г.
Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма 2007 г. в статье 2 содержит определение финансирования терроризма, согласно которого таковым признается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из таких преступлений [3, с. 559].
Во второй из девяти специальных рекомендаций ФАТФ [4] определение финансирования терроризма налагается в качестве обязанности на каждое конкретное государство: «каждая страна должна законодательно установить преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций». При этом согласно абз. 1 рекомендации I данное определение не должно противоречить Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.
На наш взгляд, за последние несколько лет Россия укрепила свои позиции одной из ведущих стран, поддерживающих и соблюдающих требования ФАТФ. Законодатели стараются разработать максимально эффективные механизмы борьбы с теневой экономикой. Мировое сообщество неустанно отслеживает новые формы и способы отмывания денежных средств. Самыми популярными на сегодняшний день являются принципиально новые формы отмывания денег, связанные с широкомасштабным использованием
современных коммуникационных технологий -платежных карт, переводов посредством Международной межбанковской электронной системы платежей SWIFT, вкладов или снятий со счетов, покупки различных видов денежных инструментов (дорожных, банковских чеков, платежных поручений) и т.д.
В российском законодательстве содержится следующая дефинитивная норма, закрепляющая легальное определение: «финансирование терроризма - это предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений». Особенностью данного определения является бланкетный характер рассматриваемой нормы, что может повлечь не только противоречивые подходы к толкованию данной нормы, но и проблемы при ее применении, т.к. при квалификации рассматриваемого преступного деяния необходимо учитывать признаки 15 составов преступлений, содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Как представляется, в качестве деятельности по финансированию терроризма следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера [9].
Кроме того, анализ положений нормативных правовых актов международного характера позволяет сделать вывод о существовании двух связанных видов финансирования терроризма: финансирование террористических актов и оказание финансовой поддержки террористам и террористическим организациям. Главное отличие заключается в том, что Конвенция 1999 года требует установления уголовной ответственности за финансирование терроризма, в то время как акты Совета Безопасности ООН дают указание, что граждане государств-членов не имеют права оказывать содействие и всякую помощь террористам и террористическим организациям. Вообще ни в международном праве,
ни в национальном праве Российской Федерации не дается четкого определения, что такое средства для финансирования терроризма: это могут быть активы, наличные, финансовые услуги, благотворительность. Боле того, до сих пор невозможно определить круг этих средств, за предоставление которых или оказание помощи посредством которых террористов можно привлечь к уголовной ответственности.
Здесь получается пробел в законодательстве, поскольку можно привлечь к ответственности за финансирование терроризма только в том случае, если средства были получены незаконным путем.
Что касается научной разработанности понятия финансирования терроризма, то учеными крайне редко затрагивается его определение в рамках проводимых ими исследований, поскольку подобная задача ставится в основном как дополнительная, необходимая лишь для достижения какой-либо иной научной цели. Так, под руководством генерал-полковника Б.А. Мыльникова -руководителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ, группой ученых было предложено определение, которое носит весьма размытый и общий характер: «Финансирование терроризма - это оказание финансово-материальной помощи террористическим группам или их участникам при изначальной осведомленности о том, что передаваемые средства будут использоваться в интересах организации и осуществления террористической деятельности» [8, с. 560].
Учитывая изложенное, С.В. Мурадян предлагает свой вариант определения: «финансирование терроризма - это процесс по умышленному сбору или предоставлению полностью или частично,
непосредственно или косвенно денежных средств или иного имущества, включая права на такие средства и имущество, в целях их использования или при осознании того, что они будут использованы для совершения преступных посягательств, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или иных общественно опасных последствий с целью запугать государственных деятелей, группы лиц или население в целом либо заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения» [6, с. 5].
При этом, когда речь идет о международном терроризме, неотъемлемым признаком его финансирования должно являться совершение данных действий при попустительстве или поощрении представителей одного государства в отношении другого.
Исходя из представленных легальных и доктринальных подходов к определению понятия финансирования терроризма, можно предложить следующее, как представляется, универсальное определение: финансирование терроризма - это умышленные действия организационного, финансового и (или) материального характера, умышленно осуществляемые индивидуальными или коллективными субъектами права, направленные на обеспечение деятельности террористических организаций или отдельных лиц с целью осуществления последними преступных деяний террористического характера как против конкретного государства и его населения или группы государств, так и против всего мирового сообщества.
Литература
1. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. / Интерпол против терроризма: сборник международных документов / составитель В.С. Овчинский. -М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.
3. Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 года. / Интерпол против терроризма: сборник международных документов / составитель В.С. Овчинский. - М.: ИНФРА-М, 2008. XVIII.
4. The Forty Recommendations on Money Laundering (2003 y.) and the Nine Special Recommendations on Terrorist Financing (2001 y., amended in 2004 y.) // Официальный сайт ФАТФ [Электронный ресурс]. URL: www.fatf-gafi.org/recommendations (дата обращения: 12.12.2009).
5. Международное уголовное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.В. Наумов, В.Н. Орлов, П.В. Волосюк; под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибальника. - М.: Издательство Юрайт, 2014.
6. Мурадян С.В. Международно-правовые основы борьбы с финансированием терроризма на региональном уровне: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. С. 21-22.
7. Поляниченко Е.Г. Формирование международных режимов борьбы с терроризмом: монография. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
8. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2007. С. 560.
9. Федорук (Марлухина) Е.О., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону № 35-Ф3 от 26 февраля 2006 г. «О противодействии терроризму» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2012.
10. Global Anti-terrorism law and Policy/ Ed. By Victor V. Ramraj, Michael Hor and Kent Roach / Cambridge University Press-2005.
11. https://web.archive.org/web/20140925062013/http://www.un.org/sc/committees/1267/AQList.htm
12. http://pravo.ru/news/view/114235/
= References =
1. The Council of Europe Convention on laundering, search, seizure and confiscation of the proceeds from crime and on the financing of terrorism 2005 / Interpol against terrorism: a Compilation of international instruments / Compiled by V. S. Ovchinsky. - M.: INFRA-M, 2008.
2. International Convention for the suppression of the financing of terrorism, 1999 // Bulletin of international treaties. 2003. № 5.
3. The agreement States-participants of the Commonwealth of Independent States on countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and financing of terrorism, dated 5 October 2007. / Interpol against terrorism: a Compilation of international instruments / Compiled by V. S. Ovchinsky. - M.: INFRA-M, 2008. XVIII.
4. The Forty Recommendations on Money Laundering (2003 y.) and the Nine Special Recommendations on Terrorist Financing (2001 y., amended in 2004 y.) // The official website of the FATF [Electronic resource].URL: www.fatf-gafi.org/recommendations (12.12.2009).
5. International criminal law: textbook for undergraduate and graduate / A.V. Naumov, V.N. Orlov, P.V. Volosiuk; for the ed. of A.V. Naumov, A.G. Kibalnik. - M.: Urait, 2014.
6. Muradyan S.V. An International legal framework to combat the financing of terrorism at the regional level: Cand. „.of law. Sciences. - M., 2011. P. 21-22.
7. Polianichenko E.G. Formation of international regimes against terrorism: Monograph. - M.: VITA-PRESS, 2008.
8. A Glossary of key terms and concepts in the field of combating international terrorism and other manifestations of extremism / Terrorism. Legal aspects of counter: regulatory and international legal acts, with commentaries, scientific articles / edited by I.L. Trunov and Yu.P. Gorbunov. Ed. 2nd, revised. and add. - M.: Eksmo, 2007. P. 560.
9. Fedoruk (Marluhina) E.O., Rozhdestvina A.A. The Commentary to the Federal law № 35-FZ dated 26 February 2006 «On countering terrorism» (itemized). Access from SPS «ConsultantPlus», 2012.
10. Global Anti-terrorism law and Policy/ Ed. By Victor V. Ramraj, Michael Hor and Kent Roach / Cambridge University Press-2005.
11.https://web.archive.org/web/20140925062013/http://www.un.org/sc/committees/1267/AQList.htm
12. http://pravo.ru/news/view/114235/
(статья сдана в редакцию 29.04.2016)