Научная статья на тему 'Об эффективности реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года'

Об эффективности реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ / STRATEGY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / THE EFFECTIVENESS OF THE REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалатов Василий Владимирович, Коваленко Марина Георгиевна

В статье отражены результаты проведенного авторами анализа эффективности реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, в разрезе ключевого стратегического направления развития обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шалатов Василий Владимирович, Коваленко Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About efficiency of realization of Strategy of social and economic development of the Adyghe Republic until 2025

The scientific article reflects the results conducted by the authors of the analysis of efficiency of realization of the Strategy of social and economic development of the Adyghe Republic until 2025. The main strategic directions are high rates of sustainable economic growth and competitiveness of enterprises in the region.

Текст научной работы на тему «Об эффективности реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года»

УДК 332.142 (470.621) ББК 65.049 (2Рос.Ады) Ш 18

В.В. Шалатов,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (938) 498-88-12, e-mail: [email protected]

М.Г. Коваленко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 319-09-26, e-mail: [email protected]

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ДО 2025 ГОДА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье отражены результаты проведенного авторами анализа эффективности реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, в разрезе ключевого стратегического направления развития — обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий региона.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, эффективность реализации.

V.V. Shalatov,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (938) 498-88-12, e-mail: [email protected]

M. G. Kovalenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Economics and Management Department, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 319-09-26, e-mail: [email protected]

ABOUT EFFICIENCY OF REALIZATION OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ADYGHE REPUBLIC UNTIL 2025

Abstract. The scientific article reflects the results conducted by the authors of the analysis of efficiency of realization of the Strategy of social and economic development of the Adyghe Republic until 2025. The main strategic directions are high rates of sustainable economic growth and competitiveness of enterprises in the region.

Keywords: strategy, social and economic development, the effectiveness of the realization.

Главной целью социально- общества с растущими благосо-экономического развития региона стоянием и качеством жизни на является построение гармоничного основе использования современных

механизмов регулирования экономики и ее социальной ориентации. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели, что отражено в Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 7 которой содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» [1], и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под стратегией социально-экономического развития следует понимать научно обоснованный порядок действий по реализации принципов комплексного развития. Стратегия социально-экономического развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития макрорегиона (Южного федерального округа) и страны, составляя с ней единое целое.

Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года (далее - Стратегия) разработана по единой, утвержденной методике как основополагающий документ, определяющий направления и механизмы перехода республики к устойчивому социально-экономическому развитию, предполагающему сочетание динамичного экономического роста с гармоничным развитием социальной сферы, эффективным и бережным использованием уникального природно-ресурсного потенциала региона в интересах настоящего и будущих поколений [2].

Целью разработки Стратегии являлось формирование организационно-управленческих основ для перехода к инновационному типу развития и новому качеству экономического роста Республики Адыгея.

Стратегия содержит основные приоритеты развития Республики Адыгея на долгосрочную перспективу и перечень конкретных задач, направленных на устранение

существующих диспропорций и проблем развития в социально-экономической сфере региона и выход на траекторию устойчивого развития.

В методологическом плане Стратегия базируется на использовании системного, статистического анализа, SW0T-aнaлизa, прогнозирования и сценарного планирования, а также ряда других научных методов.

Стратегия стала основой формирования и реализации экономической политики и базовым документом для разработки отраслевых и территориальных стратегических документов и комплексных целевых программ развития Республики Адыгея на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Главный стратегический приоритет — достижение современных стандартов жизни населения на основе использования природно-рекреационного потенциала и формирования структуры экономики, соответствующей постиндустриальному уровню развития [2].

Будущий образ Республики Адыгея может быть охарактеризован следующими параметрами: Республика Адыгея к 2025 году -это край процветания и благополучия с высоким уровнем социального развития и качества жизни населения, узнаваемым имиджем региона, экономикой, основанной на инновационных технологиях, с высокой долей добавленной стоимости в отраслях материального производства и услуг, с крепкими межрегиональными и международными связями, низкой дотацион-ностью бюджета [2].

Стратегия содержит три основных направления, по каждому из которых сформулирована цель и установлены задачи, требующие решения.

Первое стратегическое направление — развитие социальной сферы. Цель - развитие человеческого капитала.

Второе стратегическое направление — обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея. Цель - повышение уровня жизни населения за счет роста денежных доходов и обеспеченности общественными финансами.

Третье стратегическое направление — проведение институциональных преобразований. Цель - повышение отдачи вложенных ресурсов в социальную, производственную и инженерную инфраструктуру.

Сценарий 1 (инерционный) отражал текущую (на 2008 год) динамику развития экономики Республики Адыгея. Прогнозировалось снижение темпов роста ВРП с 6,2% в 2008 году до 1,6% в 20152025 годах.

Сценарий 2 (оптимистический) предполагал уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по обеспечению опережающих темпов роста основных отраслей экономики республики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, т.д. Прогнозировалась стабилизация темпов роста ВРП на уровне 4,1-4,6% в год.

Сценарий 3 (инновационный) предполагает комплексную реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, реализацию потенциала республики в виде развития туризма, предприятий переработки, строительства, интеграцию республики в экономику ЮФО. Реализация инновационного варианта развития позволяла сохранить средние темпы роста ВРП в этом периоде на уровне 5,2-6,0% в год [2].

В конечном счете, Федеральный Центр настоятельно рекомендовал

разработать Стратегию, базирующуюся на инновационном сценарии развития. В качестве инструмента реализации базового сценария экономического развития определен кластерный подход.

В Республике Адыгея сложились определенные предпосылки для развития зон опережающего развития на основе кластерных технологий: благоприятные природно-климатические ресурсы, концентрация производителей, поставщиков, смежных и вспомогательных производств, научно-образовательных организаций, развитая инженерная, транспортная инфраструктура, возможность их дальнейшего развития, трудовой потенциал.

Проведенные разработчиками Стратегии оценка конкурентных преимуществ, анализ потенциала региона, выявленные проблемы экономического и социального развития, а также проводимая Федеральным Центром политика регионального развития позволили выделить 4 кластера, способных обеспечить долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие региона:

- многофункциональный социальный кластер;

- туристско-рекреационный кластер (кластер активного отдыха);

- агропромышленный кластер;

- строительный кластер.

Вместе с тем с момента разработки Стратегии прошло 8 лет, ознаменовавшихся преодолением последствий экономического кризиса 2009-2010 гг., режимом санкций и контрсанкций, девальвацией национальной валюты, новым экономическим кризисом, изменением государственной экономической политики. В современных условиях представляется важным провести оценку хода реализации основного, на наш взгляд, стратегического направления социально-экономического развития региона - обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение

конкурентоспособности предприятий Республики Адыгея.

Целью данного направления является повышение уровня жизни населения за счет роста де-доходов и обеспеченности общественными финансами. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

Создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики.

Обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста).

Создание условий для формирования и развития агропромышленного кластера.

Создание условий для формирования и развития строительного кластера.

Создание условий для формирования и развития санаторно-туристического кластера.

Поддержка и развитие предпринимательской инициативы.

Развитие инженерной дорожной и складской инфраструктуры для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта.

Увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета [2].

В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Адыгея внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В рамках внедрения Стандарта (2013-2016 гг.) было разработано и принято более 15 нормативных правовых актов.

Однако основной показатель инвестиционной активности в республике в 2013-2016 гг. имеет стабильно отрицательную динамику. Наблюдающаяся тенденция снижения уровня показателя свидетельствует о существующих рисках недостижения целевого значения показателя 2020 года (рис. 1).

45

40 - 38,2

2009 2010 2011 2012 2013 2014

2015 2016 2020 цел.

знач.

Рис. 1. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, %'

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в республике почти в 3 раза ниже общероссийского уровня (рис. 2).

Инструментами реализации второй стратегической задачи в

2014-2016 гг. являлись государственные программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства») и «Развитие сельского

1 Здесь и далее (рис. 2-9) использованы материалы Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [3].

120 100 80 60 40 20

93 7 95.2 94,9

99,8

36,Я „I j 38,1 "J 38,1 35| i

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

■ Республика Адыгея ■ Российская Федерация

Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения,

тыс. руб.

хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 20132020 годы.

График, представленный на рис. 3, свидетельствует о том, что индекс промышленного производства в республике демонстрирует устойчивый рост. Наиболее высокими темпами развиваются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Но вместе с тем на предприятиях стройиндустрии в 2014-2016 годах наблюдается существенное сокращение производства. Кроме того, в республике отсутствуют механизмы государственной поддержки крупных промышленных предприятий.

300

Таким образом, приходим к выводу, что вторая стратегическая задача - «Обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста)», в силу объективных и субъективных причин, также до конца не реализована.

Реализация третьей стратегической задачи в 2014-2016 гг. осуществлялась в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы.

Замедление темпов роста производства пищевых продуктов связано со снижением покупательной

2007 2010 2015 2016 2020

♦ Индекс промышленного производства в%к 2007 году (факт)

Ш Индекс промышленного производства в%к 2007 году (по целевому сценарию)

Рис. 3. Динамика индекса промышленного производства, в % к уровню 2007 года

способности населения в условиях развивающегося кризиса (рис. 4).

Индикаторы решения задачи «Создание условий для формирования и развития агропромышленного кластера» в 2014-2016 гг. имеют отрицательную динамику, создание кластерных форм организации производства в отрасли не осуществлялось. Решение задачи оценивается как неэффективное.

Инструменты реализации четвертой стратегической задачи в республике в 2014-2016 гг. отсутствуют. Объемы господдержки промышленных предприятий в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» ввиду своей незначительности не могут оказать

серьезного влияния на развитие данного сектора экономики, отсутствуют механизмы государственной поддержки крупных промышленных предприятий.

По ряду индикаторов наблюдается отрицательная или неустойчивая динамика, создание кластерных форм организации производства в данной сфере не осуществлялось (рис. 5).

По итогам 2009-2016 гг. основные финансово-экономические показатели туристских и санаторно-курортных предприятий

Республики Адыгея имеют положительную динамику (рис. 6).

В то же время следует отметить, что объем налоговых поступлений от деятельности санаторно-

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

—♦—Индекс производства продукции сельского хозяйства, в%к уровню 2009года —Ш— Индекс производства пищевых продуктов, в%к уровню 2009 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Динамика производства продукции сельского хозяйства

и пищевых продуктов

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

| Индекс добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических —■—Индекс производства прочих неметаллических продуктов —А— Индекс производства по виду деятельности «Строительство»

Рис. 5. Динамика индексов промышленности строительных материалов и строительства, в % к уровню 2009 года

430,5

346,5

■ Перечислено налогов в бюджет всех уровней, млн. руб.

■ Объем оказанных туристских, санаторно-курортных услуг, млн. рублей

Рис. 6. Динамика отдельных показателей развития туризма

28,1 28,4

¿4,1-2-9; 5-

27,2

1П1111

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 7. Удельный вес занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея, %

туристического комплекса

республики и удельный вес сана-торно-туристического комплекса в общем объеме платных услуг республики остаются незначительными. Экономическая эффективность бюджетных инвестиций в туристический комплекс низкая.

Основными проблемами, препятствующими развитию туристской отрасли в Республике Адыгея, являются недостаточно развитая транспортная инфраструктура (отсутствие прямого авиа- и железнодорожного сообщения с крупными городами и транспортными узлами России, не отвечающая современным требованиям сеть автомобильных дорог), отсутствие яркого комплексного туристического бренда территории, низкая инвестиционная привлекательность региона.

Инструментом решения шестой стратегической задачи в республике является подпрограмма

«Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы» и отдельные мероприятия программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Удельный вес занятых малым предпринимательством в общем числе занятых по Республике Адыгея в 2014-2016 гг. имеет слабую положительную динамику (рис. 7).

Проводимая работа по развитию инженерной и логистической инфраструктуры не дает на сегодняшний день ощутимых результатов. Седьмая стратегическая задача реализуется недостаточно высокими темпами. Существующие инфраструктурные ограничения продолжают препятствовать реализации новых инвестиционных проектов:

1. Значительная изношенность электросетевого комплекса.

В настоящее время у большинства подстанций, расположенных в Республике Адыгея, превышен нормативный срок эксплуатации (25 лет). Высокий износ оборудования (порядка 85%) и отсутствие резерва для подключения новых потребителей значительно сдерживает развитие экономики республики.

2. Отсутствие свободных мощностей на питающих подстанциях.

Из 57 подстанций с учетом заявок на технологическое присоединение резерв имеют только 13 подстанций, из них 9 подстанций имеют резерв мощности для присоединения нагрузки только по III категории надежности электроснабжения (возможность присоединения нагрузки по I, II категориям надежности отсутствует).

3. Энергодефицитность региона. Собственная генерация составляет около 8-10% от объема потребления электрической энергии.

Доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея в 2010-2016 гг. демонстрируют стабильный рост (рис. 8). При этом рост доходов обеспечен ростом поступлений налоговых и неналоговых доходов, при снижении суммы безвозмездных поступлений.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общих доходах

консолидированного бюджета Республики Адыгея составила в 2014 году 57,5%, в 2015 году - 58,2%, в 2016 году - 64,1% (рис. 9).

Увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете Республики Адыгея в 2009-2016 гг. произошло, в том числе, за счет снижения объемов финансовой помощи республике из федерального бюджета.

Наряду с ростом собственных доходов бюджета в 2016 году, отмечалось снижение расходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на 1 жителя. По уровню доходов консолидированного бюджета на 1 жителя Республика Адыгея занимает 80 место среди субъектов Российской Федерации.

Дотационность Республики Адыгея ежегодно сокращается, если в 2007 году она составляла 61,1%, то по итогам исполнения 2016 года - 32,1% (удельный вес только дотаций - 21,9%).

Однако такое резкое снижение дотационное™ приводит к уменьшению бюджетной обеспеченности республики. Республика Адыгея в ближайшее время не готова к переходу на самофинансирование и полную самообеспеченность. Дальнейшее снижение дотационное™ пока нежелательно и может привести к потере финансовой устойчивости и замедлить темпы развития республики.

16496,5 16908,7

18157'6ШШ 17675'4

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Рис.

8. Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Адыгея, млн руб.

2009

2010

2011

2012

2013 2014

2015 ги1Э 2016

• Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета , %

• Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея, %

Рис. 9. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея, %

Большинство показателей, характеризующих решение задачи, имеют положительную динамику, вероятность достижения целевых значений показателей 2020 года высока. Однако с учетом низкого рейтинга республики по уровню

доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея на 1 жителя и отсутствием увязки результатов ежегодной оценки эффективности реализации государственных программ с дальнейшим их финансированием реализация восьмой

Таблица 1

Результаты оценки реализации задач второго стратегического направления

Цель: Повышение уровня жизни населения за счет роста денежных доходов и обеспеченности общественными финансами

Задачи Выводы о реализации

2014 2015 2016

Создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики Неэффективно Неэффективно Неэффективно

Обеспечение поддержки развития действующих и создания перспективных промышленных производств (точек и зон инвестиционного роста) Недостаточно эффективно Недостаточно эффективно Недостаточно эффективно

Создание условий для формирования и развития агропромышленного кластера Недостаточно эффективно Недостаточно эффективно Неэффективно

Создание условий для формирования и развития строительного кластера Неэффективно Неэффективно Недостаточно эффективно

Создание условий для формирования и развития санаторно-туристического кластера Недостаточно эффективно Недостаточно эффективно Недостаточно эффективно

Поддержка и развитие предпринимательской инициативы Недостаточно эффективно Неэффективно Эффективно

Развитие инженерной дорожной и складской инфраструктуры для обеспечения устойчивого роста валового регионального продукта Неэффективно Неэффективно Неэффективно

Увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета Недостаточно эффективно Эффективно Недостаточно эффективно

стратегической задачи «Увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета» оценивается как недостаточно эффективная.

Общие выводы по результатам оценки схематично представлены в табл. 1. В целом по второму стратегическому направлению в 20142016 гг. наблюдалась достаточно слабая степень реализации (две задачи из восьми реализовывались неэффективно на протяжении трех последних лет, еще две - стабильно недостаточно эффективно, реализация четырех остальных задач отличается нестабильностью оценок - от эффективной до неэффективной). Кластерный подход, определенный в качестве инструмента реализации базового сценария экономического развития республики, в агропромышленном и строительном комплексе практически не реализуется.

По результатам рейтинговой оценки социально-экономического развития регионов Российской Федерации в 2016 году, проведенной РИА-Рейтинг, Республика Адыгея по абсолютному большинству показателей, характеризующих уровень экономического развития,

находится в десятке отстающих регионов, по интегральному показателю - занимает 77 место из 85 [4]. Эта ситуация требует корректировки долгосрочной региональной экономической политики и обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса в республике с целью достижения темпов роста экономики, превышающих среднероссийский уровень.

Таким образом, на примере реализации одного из трех стратегических направлений развития республики продемонстрирована необходимость более глубокого мониторинга, анализа и оценки хода реализации Стратегии и сопутствующих внешних и внутренних условий.

Активное содействие в этом органам региональной власти, на наш взгляд, может быть оказано не только заслужившими признание учеными-экономистами - видными представителями научного сообщества республики, но и начинающими исследователями - студентами, магистрантами, аспирантами, способными предложить инновационные подходы к решению стоящих перед регионом задач.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации. М. 2017.

2. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года. URL: http://www.minecora.ru/doc/Strateg_2025.doc.

3. Материалы Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/adgStat/.

4. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2016 года. URL: http://riarating.ru/infografika/20170530/630063754.html.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation. M. 2017.

2. Strategy of social and economic development of the Republic of Adyghea until 2025. URL: http://minecora.ru/content.php?cid=7&id=2&pid=192.

3. Materials of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adyghea. URL: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/adgStat/.

4. Rating of the social and economic situation of the subjects of the Russian Federation by the results of 2016. URL: http://riarating.ru/ infografika/20170530/630063754.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.