Научная статья УДК 304
Б01: 10.35854/2219-6242-2023-3-367-382
Об анализе социодинамики компетенций студенческой молодежи в сфере интернет-технологий и безопасности сетевого поведения
Дмитрий Александрович Долматов
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена,
Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье выполнен анализ социодинамики компетенций студенческой молодежи, в частности будущих юристов, в сфере информационных технологий и безопасности сетевого поведения в условиях активизации деструктивных сетевых воздействий в ходе специальной военной операции России на территории Украины. Соответствующие компетенции студентов проанализированы в рамках системного, целенаправленного их освоения по итогам входного и заключительного анкетирования в виде самоанализа. В процессе исследования решены следующие задачи:
1) изучение социодинамики сетевого поведения молодых пользователей, их знаний, компетенций, отношений, конкретных действий и поступков, влияющих на физическое и психологическое состояние в условиях взаимодействия в виртуальной среде и применения цифровых технологий;
2) анализ знаний о рисках деструктивных воздействий использования различных интернет-ресурсов и контента, изучение их готовности к противодействию негативному сетевому влиянию в современных условиях;
3) анализ корреляции полученных данных с опубликованной в интернете аналитикой в 2020-2022 гг. по результатам социологических опросов аналогичной тематики.
Как показали проведенные опросы, для формирования безопасного сетевого поведения молодежи в интернете, минимизации рисков деструктивного сетевого влияния, обеспечения информационной безопасности важно изначально и системно прививать навыки грамотного сетевого поведения у детей, подростков и молодых пользователей на всех ступенях их развития и образования. Необходимо научить их правильно определять границы достоверности и дезинформации, обеспечить освоение знаний об основах информационной безопасности, сформировать и закрепить навыки и компетенции применения полученных знаний, в том числе критического мышления, противодействия деструктивным сетевым влияниям. Эти задачи особенно актуальны в сложившейся социально-политической обстановке проведения специальной военной операции и активизации информационной войны.
Ключевые слова: социодинамика, компетенции студентов, информационная безопасность, интернет, деструктивные сетевые влияния
Для цитирования: Долматов Д. А. Об анализе социодинамики компетенций студенческой молодежи в сфере интернет-технологий и безопасности сетевого поведения // Социология и право. 2023. Т. 15. № 3. С. 367-382. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-367-382
© Долматов Д. А., 2023
Original article
On the analysis of sociodynamics of student youth competences in the sphere of Internet technologies and safety of network behavior
Dmitry A. Dolmatov
A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia,
Abstract. The article analyzes the sociodynamics of student youth competences, in particular future lawyers, in the sphere of information technologies and security of network behavior in the conditions of activation of destructive network influences during the special military operation of Russia on the territory of Ukraine. The relevant competencies of students were analyzed in the framework of systematic, purposeful mastering of them according to the results of the entrance and final questionnaire in the form of self-analysis. In the process of the research the following tasks were solved: (1) study of the sociodynamics of network behavior of young users, their knowledge, competencies, attitudes, specific actions and deeds that affect the physical and psychological state in the conditions of interaction in the virtual environment and the use of digital technologies; (2) analyzing the knowledge about the risks of destructive effects of using various Internet resources and content, studying their readiness to counteract negative network influence in modern conditions; (3) analyzing the correlation of the obtained data with the analytics published on the Internet in 2020-2022 based on the results of sociological surveys on similar topics.
As the surveys have shown, in order to form safe online behavior of young people on the Internet, minimize the risks of destructive network influence, and ensure information security, it is important to initially and systematically instill the skills of competent online behavior in children, adolescents and young users at all stages of their development and education. It is necessary to teach them to correctly define the boundaries of reliability and misinformation, to ensure the mastery of knowledge about the basics of information security, to form and consolidate skills and competencies to apply the acquired knowledge, including critical thinking, and to counteract destructive network influences. These tasks are especially relevant in the current socio-political environment of special military operation and intensification of information warfare.
Keywords: sociodynamics, students' competences, information security, Internet, destructive network influences
For citation: Dolmatov D.A. On the analysis of sociodynamics of student youth competences in the sphere of Internet technologies and safety of network behavior. Sociology and Law. 2023;15(3):367-382. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-367-382
Введение
Современное высшее образование без использования виртуального пространства представить в настоящее время сложно. Расширение применения цифровых технологий предполагает и новые приоритеты в их полномасштабном освоении. Следовательно, необходимо исследование существующих компетенций пользователей, правил и способов сетевого взаимодействия, а также мер обеспечения информационной безопасности личности и общества в целом. Данная проблематика особенно актуальна в условиях активизации информационной войны, применения манипулятивных технологий и повышения интенсивности компьютерных преступлений.
Материалы и методы
Исследование проведено на основе анализа социодинамики компетенций студенческой молодежи в первом семестре 2022/23 учебного года. Опросник включал в себя 32 вопроса. Среди них — шесть открытых, в которых необходимо изложить собственные взгляды, мысли, провести рейтинг своих приоритетов. Например: «Из каких источников предпочитаете получать информацию? Проставьте в графе "Выбор" значимость данных источников для Вас (1 — наибольшая значимость, 9 — наименьшая значимость)».
Количество респондентов — 160 студентов первого курса Санкт-Петербургской юридической академии в возрасте от 18 до 27 лет, в том числе студентов очного отделения (бакалавриат) — 57; очно-заочного отделения (бакалавриат) — 65; очного отделения (магистратура) — 23; заочного отделения (магистратура) — 15.
Результаты
Прежде всего следует констатировать возросший охват сетевым общением подростков и молодежи. По данным Mediascope РБК, в 2021 г. «доля пользователей интернета в возрасте от 12 до 24 лет в России приблизилась к 100 %» [1], что вполне соотносится с данными опроса: 95 % студентов указали возраст от 10 до 13 лет, когда они стали активными пользователями интернета, а 5 % — 7-8 лет. Количество часов, как видно из таблицы 1, которые они ежедневно проводят в виртуальном пространстве, респонденты оценили в среднем от пяти до двенадцати. Только один студент указал два часа.
Таблица 1
Время пользовательской активности студентов в интернете
Table 1. Time of students' user activity on the Internet
№ Наименование показателя оценивания Время в интернете % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 От двух до пяти часов 54,3
2 От шести до восьми часов 23,7
3 От девяти до одиннадцати часов 12,7
4 От двенадцати до шестнадцати часов 9,3
Сравним данные таблицы 1 («приведены данные о среднем времени онлайн, которое варьируется от двух часов в день (Швейцария) до трех с половиной часов (Норвегия)» [2]) с отчетом команды проекта EUKids Online, выполнившей опрос 25 101 подростка из 19 европейских стран в 2017-2019 гг. Можно заключить, что обучающиеся много времени уделяют интернету, и это полностью соответствует тревоге, о которой сегодня говорится в большом количестве работ [3; 4; 5]. Так, в «Исследовании цифровой социализации разных поколений: подростки и родители (2018-2020 гг.)» утверждается, что в России «двое из трех старших подростков в будние дни проводят онлайн от двух до пяти часов, каждый пятый — шесть часов и более, а один из двадцати пяти (по сути, как минимум один подросток из учебного класса) — 12 часов и более. К выходным 12 и более часов в интернете проводит каждый десятый старший подросток. Показатели пользовательской активности подростков отличаются не только формально: в отличие от взрослых, считающих себя живущими скорее в реальном мире, подростки часто ощущают себя находящимися в двух мирах — онлайн и офлайн — в равной степени или постоянно переключающимися между ними» [5].
Цели собственной сетевой активности опрошенные студенты проанализировали и описали самостоятельно. Затем провели их ранжирование, определив приоритеты, как видно из таблицы 2.
Таблица 2
Направленность интересов молодых пользователей в интернете
Table 2. Directionality of interests of young users on the Internet
Рейтинг Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 Общение 79,6
2 Проведение свободного времени 46,3
3 Игра 18,5
4 Любопытство 16,7
5 Новости политики, культуры 14,8
6 Позиционирование себя и своих увлечений 9,3
7 Другое (впишите) 7,4
В полученных данных, во-первых, привлекает внимание тот факт, что новости политики и культуры заняли только пятую позицию. Это может служить признаком аполитичности молодежной аудитории, приоритетами которой являются сетевое общение и развлечения. Во-вторых, позиция № 7 (7,4 %) отражает мнение студентов, которые указали, что у них существуют собственные интересы для общения в виртуальной среде, но не вписали, какие именно. Это — посыл для проведения дополнительных собеседований с ними, возможно, с привлечением психологов, родителей. Полученные результаты необходимо учитывать прежде всего в целях повышения реалистичности воспитательной работы, которая в современных условиях социально-политической обстановки становится все более значимой составляющей образовательного процесса.
Сравнивая данные таблицы 2 с общедоступными сведениями интернет-аналитиков, можно сделать вывод о высокой степени совпадения. Так, в статье «Статистика молодежи» (август 2020 г.), размещенной на сайте VAWILON, указано, что «в интернете 49 % пользователей смотрят юмористические передачи, а 44 % — новости спорта. Тогда как политика не входит в список основных интересов молодых людей в возрасте 14-30 лет» [6].
Через год, в опубликованном опросе россиян (ВЦИОМ, сентябрь 2021 г.) размещено следующее: «Чаще всего российская аудитория социальных сетей и мес-сенджеров интересуется новостями о событиях в стране и мире, политикой, образованием и саморазвитием, юмором, а также едой и рецептами» [7]. В следующем, 2022 г., аналитики сайта TexTerra представили данные о том, что «48 млн россиян каждый день смотрят YouTube. Это около 40 % населения страны старше 12 лет. За год среднесуточный охват этой площадки вырос почти на 7 млн человек... Можно предположить, что также снизилось количество людей, которые считают основным источником информации телевидение. Как и заинтересованность людей в новостном контенте. После взрывного роста в два раза с началом специальной военной операции России в конце февраля — марте с каждым месяцем интерес понемногу снижался, и в августе уровень стал сравним с началом января» [8]. Кроме того, прослеживаются увеличение почти вдвое аудитории Telegram (с 19,9 млн человек до 42,1) и пользовательская стабильность «Одноклассников» [8].
Согласно данным Фонда развития интернета, «половина респондентов "сидят" в интернете параллельно с общением с друзьями, половина подростков — во вре-
мя приема пищи, каждый третий — когда просыпается ночью. Коммуникация и потребление контента по-прежнему являются ведущими деятельностями подростков онлайн, однако в целом речь идет о крайне широких возможностях достижения самых разных целей в интернете, о богатстве и разнообразии деятельности подростков онлайн» [9]. Вместе с тем проведенный опрос показал все более активное использование студентами цифровых образовательных ресурсов. Данный контент стал выигрывать конкуренцию за внимание пользователей у ресурсов медиа- и интернет-развлечений. Рейтинг источников, из которых предпочитают получать информацию опрошенные студенты (в соответствии с их личными предпочтениями), представлен в таблице 3: 1 - наибольший процент из общего количества, выбравших данную позицию по значимости, 9 - наименьший.
Таблица 3
Порядковый показатель важности интернет-ресурсов для студентов
Table 3. Ranking of importance of Internet resources for students
Рейтинг Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 Образовательные интернет-сайты 26,3
2 Tiktok 20,4
3 WhatsApp 15,4
4 Telegram 12,0
5 Телевидение 10,0
6 Печатные издания 9,4
7 ВКонтакте 7,0
8 Друзья 6,5
9 Твиттер, YouTube 2,0
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в первую очередь обучающуюся молодежь интересуют образовательные интернет-ресурсы. Тем не менее прослеживается приоритет Tiktok и других однобоко развлекательных ресурсов, что очень сужает информационное поле молодых, которые «скользят по информации», не утруждая себя проведением ее анализа, не говоря о синтезе новых знаний, развитии навыков принятия обоснованных, продуманных решений. Как следствие, формируются поверхностные представления об информационной безопасности и рисках деструктивных сетевых воздействий.
На вопрос о том, как часто, используя цифровые технологии, приходится сталкиваться с компьютерными вирусами и вредоносными программами, только 2 % опрошенных ответили, что «часто», 78 % — «редко», а 13 % указали, что «никогда». Перечисляя аккаунты (из личного опыта), взломанные злоумышленниками, студенты указали страницу «ВКонтакте» (35 %), Instagram* (21 %), игровой онлайн-сервис Steam (12 %).
Как известно, знания ничего не решают, если их не применять в практике. Опрос показал, что запрос молодежи на освоение способов применения того, чему учат на лекциях, семинарах и практических занятиях, реализованный
* Социальная сеть, продукт компании Meta Platforms Inc., признана экстремистской организацией и запрещена в Российской Федерации (Social media service, part of Meta Platforms Inc., added to the register of extremist organizations and banned in the Russian Federation).
в полном объеме в ходе обучения, дает положительный результат. Так, при первичном опросе 17 % респондентов сообщили, что всегда придерживаются, как они считают, безопасного информационного поведения в сети; 68 % — иногда, 5 % указали, что знают, но никогда не используют, а 10 % — не считают такой подход важным и нужным.
Повторный опрос (по окончании в том числе практического обучения) показал динамику изменений приоритетов: 67 % отметили, что всегда придерживаются безопасного информационного поведения в сети (что на 50 % больше, чем при первичном опросе); 26 % — иногда, 5 % — знают, но не используют (результат — без изменений), а 2 % — не считают такой подход важным и нужным (уменьшение на 8 %). Конечно, результат не идеален, но значимы положительные тенденции, наличие которых определено изменением динамики знаний обучающихся о правилах сетевой безопасности. Соответствующие сравнительные данные наглядно представлены в таблице 4.
Таблица 4
Представления о правилах информационной безопасности в сети
Table 4. Perceptions about the rules of information security online
№ Показатель оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Да, хорошо знаком (-а) 54 86
2 Не очень знаком (-а) с ними 25 4
3 Не знаю о них 4 —
4 Нет ответа 17 10
Одной из значимых составляющих информационной безопасности является способность адекватно оценивать источники контента, прежде всего их объективность и достоверность информации. Данная компетенция служит основой критического мышления, ключевого навыка, обеспечивающего эффективное противодействие деструктивному сетевому влиянию (манипуляции сознания, информационным вбросам и «фейкам»). В целях оценки уровня владения этим навыком проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 5. В данном опросе респондентам предложено выбрать несколько наиболее значимых для них показателей.
В представленных в таблице 5 результатах можно обратить внимание на то, что студентами выделены в качестве значимых такие показатели, как «достоверность», «полезность» и «актуальность». Вместе с тем только шестую позицию в рейтинге занимают показатели объективности и непредвзятости, низкий процент обнаружен у показателей «фундаментальность» и «релевантность», что объясняется особенностями восприятия и обработки информации у молодого поколения, недостаточным пониманием некоторых базовых понятий и их значимости. Источник данного феномена, возможно, содержится в способах освоения виртуальной сетевой действительности. В процессе обучения недостаточно внимания уделено формированию умения эффективно работать с информацией, критически ее оценивать.
Опрос показал, что 80,8 % опрошенных, по их мнению, самостоятельно прошли этот путь; освоили на уроках информатики в школе — 10 %; помогали друзья — 9, 2 %. Варианты ответов относительно обучения в специальных кружках или на курсах не выбрал никто! Данный факт свидетельствует о необходимости
Таблица 5
Рейтинг показателей оценивания информации из интернет-источников
Table 5. Rating of indicators of evaluation of information from Internet sources
Рейтинг (опрос 2) Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 Достоверность 96,3
2 Полезность 70,4
3 Актуальность 61,1
4 Полнота 46,3
5 Авторитетность источника 37,0
6 Объективность и непредвзятость 31,5
7 Репутация источника 27,8
8 Необычность подачи материала 19,3
9 Красочность оформления 11,3
10 Фундаментальность 11,1
11 Релевантность 7,4
12 Сенсационность фактов 5,5
изменить социальное отношение к проблеме цифрового обучения подрастающего поколения. Если человек «загружен» знаниями, решения он принимает иначе, чем тот, кто просто «гуглит» ответ. Самостоятельность хороша, если заданы верные ориентиры. В иных случаях могут проявляться негативные последствия. Распределение ответов в таблице 6 иллюстрирует отношение к своей деятельности и поведению в интернет-среде до и после системного и целенаправленного обучения, практического закрепления навыков, даже у состоявшихся (как себя определяют студенты) пользователей.
Таблица 6
Самооценка целеполагания работы в виртуальном пространстве
Table 6. Self-assessment of goal-setting of work in virtual space
№ Наименование показателя и индикаторов для оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Контролируете ли Вы свою деятельность в сети Интернет? Да 57,9 87,6
Не задумывался (-ась) над данным вопросом 37,8 10,7
Нет 4,3 1,7
2 По ссылкам в личных сообщениях перехожу Всегда (считаю это важным и интересным) 15 5,6
Не всегда (зависит от настроения, времени) 40,9 20,3
Никогда не перехожу, поскольку считаю это небезопасным 44,1 74,1
Важно не просто научить студентов безопасному использованию интернета, но и продуктивной работе в нем, формированию у них научной грамотности, учить выводить на различные векторы познания, а также формировать исследовательские навыки, навыки применения различных возможностей, в том числе технологических, для конструирования новых знаний.
Особенностью современного этапа взаимодействия молодежи в интернете является использование смартфонов. Этим объясняется и изначально невысокий уровень работы на персональных компьютерах, который студенты оценили следующим образом: 81, 5 % отнесли его к среднему (причем у 30 % из них преподаватель оценил его как высокий), а 15 % считают, что обладают высоким уровнем пользователя, но, по сведениям преподавателя, около 60 % из них не демонстрируют его на практических занятиях. Один студент указал на свой низкий уровень владения цифровыми технологиями, что соответствует действительности. Основная причина — реальное содержание уроков информатики в школе, не всегда соответствующее образовательной программе.
Технологическая динамика отличается высокими темпами. Еще в 2021 г. в региональном отчете компании We Are Social и Hootsuite под названием «Интернет и соцсети в России в 2021 году — вся статистика» упоминается о предпочтениях применять мобильные устройства для общения в интернете. Об этом же говорится в упоминавшемся ранее в статье отчете команды проекта EU Kids Online 2020 г. (25 101 порошенных подростков) [2]: «Большинство детей в 19 европейских странах сообщают об использовании своих смартфонов "ежедневно" или "почти все время". Аналогичные данные получены в ходе опроса студентов: более 78 % указали о предпочтении применять мобильные гаджеты. С этих позиций критическое значение, особенно в современных условиях, приобретает безопасность данных устройств. Оценка уровня внимания к данном показателю приведена в таблице 7. Анализ представленных результатов показывает в целом удовлетворительное отношение к базовым требованиям безопасности. Вместе с тем существенное количество пользователей пренебрегают соблюдением этих требований при пользовании персональными компьютерами (21,5 % и 66,4 % соответственно). Однако отношение к уровню безопасности смартфонов вполне позитивное, что еще раз подтверждает значимость таких гаджетов для молодежи.
Таблица 7
Знание о важности применения базовых средств информационной безопасности
Table 7. Knowledge of the importance of using basic information security tools
№ Наименование показателя оценивания Пароль Двухфакторная аутентификация при использовании сервисов
На персональном компьютере (ПК) На смартфоне, мобильном телефоне (МТ) На ПК На МТ
1 Установлен 78,5 98,7 33,6 93, 2
2 Не установлен 21,5 1,3 66,4 6,8
Почему не установлены?
3 Не задумывался (-ась) 5,2 0,00 45,0 0,0
4 Не знаю о важности 0 0,00 1,9 1,9
5 Забываю 9,7 0,00 12,9 1,9
6 Не считаю нужным 6,6 0,00 0,0 0,0
7 Бесполезно 0 1,3 6,6 3,0
Одно из неоднозначных следствий приоритета пользования мобильными устройствами — низкий исходный уровень работы с электронными документами на компьютере в форматах MS Word и Exel, отсутствие навыков правильного форматирования и грамотного оформления, необходимых современным специалистам цифровой эпохи, особенно будущим юристам.
Учитывая, что в современном мире знание динамично и быстро трансформируется, а технологический разрыв поколений увеличивается, важно «научить учиться», безопасно добывать знания для успешного преодоления рисков деструктивных воздействий и манипуляций в виртуальном пространстве и успешного продвижения в профессии. В таблице 8 почти 66 % (в первичном опросе) молодых и активных пользователей интернета указали, что даже не подозревали или не учитывали того факта, что являются «заложниками» фильтров поисковиков и социальных сетей, которые методично отслеживают их интересы и составляют «виртуальный портрет», чтобы успешно навязывать информацию определенного рода, тем самым лишая возможности самостоятельного анализа и выбора, «закрывая» человека в однотипном спектре интересов, сужая горизонты, «отрезая» от перспектив, в том числе развития знаний, взглядов, вкуса, эмоций, увлечений и т. д.
Таблица 8
Преодоление стереотипа «безопасного интернета»
Table 8. Overcoming the "safe Internet" stereotype
№ Наименование показателя и индикаторов для оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Проблему «цифрового следа пользователя» в сети Интернет Учитываю всегда при работе в интернете 27,7 61,7
Не задумываюсь об этом никогда 24,8 2,8
Иногда учитываю, но не всегда 4,5 34,5
Не знаю, как противостоять этой технологии 1,9 0
Не знаю, о чем идет речь 39,2 0
Считаю, что такие действия бесполезны 1,9 1
Следовательно, практическое знакомство с трендами цифровых технологий («интернет-вещей», «интернет людей», «интернет-поведение», «цифровой след», «большие данные» и др.) должно быть обязательным в рамках вузовских учебных дисциплин. Только осознанное отношение к информационной безопасности и манипулированию в сочетании с устоявшимися взглядами и убеждениями, навыками принятия оптимальных решений позволят избежать негативных последствий, эффективно и с пользой применять цифровые технологии.
Профессионал с соответствующими знаниями и навыками способен преодолеть инерцию мышления и существования, помня о важности информационной безопасности и защите персональных данных. Но устоявшиеся привычки и стереотипы легковесного отношения к личной информации, персональным данным, сформированная убежденность в безопасности сетевого общения не всегда легко преодолимы. Об этом свидетельствуют результаты опроса, представленные в таблице 9.
Таблица 9
Распределение мнения о размещении в открытом доступе личных материалов
Table 9. Distribution of opinion about posting personal materials in the public domain
№ Наименование показателя и индикаторов для оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Личные фотографии Да 30,5 48,8
Иногда 62,1 44,9
Всегда 0,0 0
Не считаю это ошибкой 7,4 6,3
2 Данные о своей семье (указываю родственников) Да 10,0 0,0
Иногда 65,9 79,9
Всегда 0,0 0
Не считаю это ошибкой 24,1 20,1
3 Данные о месте жительства Да 0,0 0,0
Нет 92,6 94
Не считаю это ошибкой 7,4 6,0
4 Предоставляю номер телефона Да 7,4 2,4
Нет 90,2 95,2
Не считаю это ошибкой 2,4 2,4
5 Указываю свои настоящие фамилию, имя Да 66,7 76,6
Иногда 30,1 21,1
Всегда 1,9 0,0
Не считаю это ошибкой 1,3 2,3
Из таблицы 9 становится понятным, что ситуацию можно признать сложной. В частности, поколение детей с самостоятельным цифровым образованием, которые стали молодыми пользователями и студентами, полностью не осознают суть проблем безответственного сетевого поведения и связанные с этим риски. Ситуация неприемлема в профессиональной сфере, если навыки безопасного информационного поведения являются важным фактором успешности специалиста. Поэтому целенаправленное, системное освоение информационно-коммуникационных технологий, требований и правил информационной безопасности, подкрепленное практическими навыками и умениями в ходе освоения учебных дисциплин, позволяют значительно улучшить ситуацию. Например, относительно вопроса о критерии «ложности» информации студенты выделили такие основания, как недостоверная информация (критерии — информация из ненадежных источников, нет ссылок на первоисточник, без авторства); противоречивость фактов (критерии — несоответствие действительности, субъективные суждения автора); автор с сомнительной репутацией/биографией; низкое качество текста (критерии — отсутствие ясности, точности изложения, нестыковки, орфографические и стилистические ошибки); пропагандистский характер; отсутствие доказательств и ссылок на первоисточник; сомнительные источники (вирусные и неофициальные сайты); мнение, не совпадающее с моим.
Проблема формирования у молодежи адекватного сетевого поведения, навыков противодействия рискам деструктивных воздействий осложнена тем, что
мышление нового цифрового поколения существенно отличается от мышления преподавателей. Данные таблицы 9 предполагают проявление внимания к результатам, так как опрос позволяет выявить ряд фактов, на которые необходима реакция. Прежде всего это относится к персональным данным, конфиденциальность которых обеспечивается в том числе законодательными мерами. Их особенности изменения изложены в одном из исследований [10, с. 4-6].
В соответствии с этим закономерно возникают вопросы, связанные с первичной готовностью к противодействию негативным информационным влияниям, в частности при использовании социальных сетей и мессенджеров, как показано в таблице 10.
Таблица 10
Распределение ответов в ситуациях предложений о добавлении в «друзья»
незнакомых людей
Table 10. Distribution of answers in situations of suggestions to add strangers as friends
№ Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 Добавляю, не раздумывая 2,6
2 Удаляю запрос, не принимая дружбу 20,2
3 Смотрю их аккаунт, выясняю личность и затем добавляю 11,1
4 Смотрю их аккаунт, выясняю личность, но чаще не добавляю 66,1
Как свидетельствуют данные таблицы 10, в целом наблюдается благополучная ситуация. Но 5,6 % молодых пользователей, ответивших «добавляю, не раздумывая», однозначно нуждаются во всестороннем дополнительном внимании педагога и взрослых.
Перечисляя наиболее важные (по собственному мнению) причины для удаления из «друзей» в социальных сетях, респонденты (48 %) указали, что в качестве таковых у них только «проверенные» и надежные люди, поэтому — таких поводов не было. Причем 22 % не ответили на вопрос. Причина может содержаться и в нежелании задуматься, и в собственном мнении относительно этого (например, стойкая убежденность в собственных способностях разобраться «в случае чего»). Около 30 % указали на следующие «сигналы» и основания: выкладывает непристойные вещи; оскорбительное поведение; ссора, в ходе которой невозможно примирение; предательство; разногласия при общении; страница взломана мошенниками; манипуляции; демонстрирует корыстные цели; проявляет агрессию; случайно добавленный пользователь; человек много «спамит».
Изменение взглядов и отношения студентов к проблемам информационной безопасности и рисков деструктивных воздействий сети после окончания обучения, по итогам приобретения соответствующих практических знаний и компетенций отражены в таблице 11.
Представления студентов о временных рамках и системности в оценке угроз и рисков при работе с цифровыми технологиями также претерпели трансформацию, как показано в таблице 12.
Сформированные в ходе целенаправленного обучения знания, навыки, умения и компетенции отразились в суждениях студентов о приоритетных задачах обеспечения информационной безопасности, значимости факторов противодействия рискам деструктивных сетевых влияний, как видно из таблиц 13-15.
Таблица 11
Оценка значимости установки на персональные компьютеры специальных программ для предотвращения рисков деструктивных воздействий и обеспечения информационной безопасности
Table 11. Assessment of the importance of installing special programs on personal computers to prevent risks of destructive influences and ensure information security
№ Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 Считаю, что необходимо устанавливать специальные программы для обеспечения информационной безопасности 92,8
2 Не считаю нужным 1,5
3 Не задумывался (-ась) о необходимости 2,0
4 Не знаю, как это сделать 0,0
5 Считаю, что такие действия бесполезны 3,7
Таблица 12
Динамика представлений о периодичности проверок угроз информационной безопасности
Table 12. Dynamics of perceptions about frequency of information security threats checks
№ Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Систематический характер 26,5 57,4
2 В течение всего времени эксплуатации 14,3 34,2
3 Эпизодический характер (по мере необходимости) 12,2 4,8
4 Только на этапе покупки и начала эксплуатации 47 3,6
Таблица 13
Распределение значимости факторов противодействия рискам деструктивных сетевых влияний
Table 13. Distribution of importance of factors of counteracting the risks of destructive network influences
Рейтинг Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
1 Предварительное прогнозирование негативных последствий 74,1
2 Вдумчивое использование интернет-технологий 44,4
3 Изучение возможных способов возникновения угроз 42,6
4 Постоянная оценка рисков 37,1
5 Инвентаризация систем и сетей, а также определение возможных объектов воздействия угроз 24,1
6 Отслеживание направлений компьютерных атак по источникам, опубликованным в сети Интернет 9,3
Таблица 14
Динамика изменения суждений об антивирусных программах
Table 14. Dynamics of changes in judgments about antivirus programs
№ Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Лицензионная 26 48
2 Бесплатная 48 52
3 Никакой 8 —
4 Не знаю 18 —
Заслуживает внимания тот факт, что популярность бесплатных и не самых надежных антивирусных программ по-прежнему остается на высоком уровне. Тем не менее критическое и аналитическое исследование в данном направлении позволяет студентам познакомиться с их параметрами и изменить отношение к важности их применения для личной безопасности. Аналогичен прогресс мнений, как показано в таблице 15, о мерах, способных обеспечить личную информационную безопасность в интернете и социальных сетях (каждый респондент самостоятельно описывал нужное количество позиций для группировки их по кластерам и определению приоритетов).
Таблица 15
Выбор мер обеспечения информационной безопасности в интернет-пространстве
Table 15. Choice of measures to ensure information security in the Internet space
№ Наименование показателя оценивания % от общего числа респондентов, сделавших выбор показателя
Опрос 1 Опрос 2
1 Более ранее, системное и глубокое освоение правил поведения в интернет-среде 2 70,8
2 Не скачивать игры с торрент-трекеров, не качать пиратские программы и фильмы 10,2 28,2
3 Очищать историю браузера, систематически проверять и «чистить» компьютер, использовать антивирусные программы, межсетевые экраны, осуществлять постоянное резервное копирование данных 6,6 38
4 Размещать больше доступной информации по вопросу, чтобы проще осуществлять поиск 2 28
5 Не регистрироваться на сомнительных сайтах, не переходить по сомнительным ссылкам 2 35,3
6 Минимизировать ввод наиболее важных личных данных (скрытие личной информации для незнакомцев в соцсетях) 2 35,1
7 Установление антивируса, VPN-сервисов, использование разных паролей и двухфакторной аутентификации — 76,2
8 Не вести разговоры на важные темы в соцсетях, не передавать личную информацию незнакомым лицам 27,3 80,2
9 Постоянно изучать новые способы защиты себя в интернете 1 56
Обсуждение
Перечисляя меры, которые обеспечат информационную безопасность для общества в целом, студенты продемонстрировали высокую социальную зрелость и указали на важность следующих мер: совершенствования российского производства гаджетов и программ с целью обеспечения национальной безопасности; унификации в единую систему всех интернет-технологий; ликвидации независимой интернет-коммерции; формирования единого мнения в обществе об опасности распространения личных данных, фотографий в интернете; обеспечения доступности качественных бесплатных антивирусов; ужесточения контроля за детьми в интернете; развития программ по предотвращению и борьбе с кибер-преступностью; проведения специальных уроков, направленных на получение первичных знаний о проблемах информационной безопасности; более глубокого изучения законодательных и организационных мер обеспечения информационной безопасности в юридических вузах.
Государство и общество не остаются в стороне от проблем молодых пользователей в сети. Стратегия государственного регулирования включает в себя разные направления, формы и способы: от профилактики до мер организационно-технического и правового противодействия, административной и уголовной ответственности. С 2010 г. действует Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а с июля 2017 г. в Уголовном кодексе РФ установлена ответственность лиц за склонение к совершению самоубийства или за содействие совершению самоубийства путем использования виртуального пространства. Предусмотрены наказания за издевательства над животными и демонстрацию подобного контента в интернете.
Не менее значима деятельность общественных организаций, занимающихся вопросами информационной грамотности и противодействия деструктивным влияниям в цифровую эпоху, привлекающих молодежь, студенческое сообщество к реальным делам. Так, в рамках направления деятельности Фонда «Дети России онлайн» функционирует служба психологического консультирования, проводятся различного рода мероприятия, размещаются статьи и сборники информации об исследованиях и рисках, с которыми встречаются молодые пользователи. Организуют эмпирические опросы, которые позволяют выявить и измерить параметры, связанные с проблемами молодых пользователей интернета. Деятельность Фонда способствует пониманию сути происходящих событий. Например, в ноябре 2022 г. проходил Молодежный форум «Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел», в рамках которого рассмотрены возможности развития положительных социокультурных онлайн-практик для молодежи и развития идеи использовать в качестве ключевого актива цифрового пространства студенческую молодежь [9].
В условиях специальной военной операции России на территории Украины и активизации информационной войны проблематика информационной безопасности стала особенно значимой. С этих позиций необходима целенаправленная работа со студенчеством по развитию критического мышления, способности противодействовать деструктивным сетевым влияниям. Для эффективной организации такой работы в реальных условиях необходимо изучение базового уровня компетенций студентов, социодинамики их трансформации в процессе освоения информационных технологий и основ безопасности информации в вузе [10, с. 8—11].
Учитывая, тот факт, что интернет уже есть и остается неотъемлемой частью существования современного социума, важно понять, как минимизировать негативные и усилить положительные стороны его влияния на молодежь и общество
в целом. Сеть по-прежнему остается самой доступной и открытой платформой для взаимодействия, организации социальных, научных, образовательных и иных проектов, инноваций и много другого. Учитывая разрыв поколений, педагогам важно стимулировать обучающихся к выходу за границы имеющегося знания: от анализа его к синтезу нового.
Выводы
Как показали проведенные опросы, для формирования безопасного сетевого поведения молодежи в интернете, минимизации рисков деструктивного сетевого влияния, обеспечения информационной безопасности важно изначально и системно прививать навыки грамотного сетевого поведения у детей, подростков и молодых пользователей на всех ступенях их развития и образования. Необходимо научить их правильно определять границы достоверности и дезинформации, обеспечить освоение знаний об основах информационной безопасности, сформировать и закрепить навыки и компетенции применения полученных знаний, в том числе, критического мышления, противодействия деструктивным сетевым влияниям. Эти задачи особенно актуальны в сложившейся социально-политической обстановке проведения специальной военной операции и активизации информационной войны.
Список источников
1. Лисицына М. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100 % // РБК. 2021. 12 января. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/ 2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения: 10.02.2023).
2. Новое европейское исследование опыта использования интернета детей и подростков в 19 странах // Фонд развития Интернет. URL: http://www.fid.su/news/euko2020 (дата обращения: 16.02.2023).
3. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Илюхина С. Н. С гаджетами круглые сутки? Один день из жизни абитуриента МГУ // Дети в информационном обществе. 2019. № 2. С. 54-61. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/31/DIO31%2004-061%20tema%20 issledovanie.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
4. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 4. С. 27-37. DOI: 10.17759/chp.2022180403
5. Исследование цифровой социализации разных поколений: подростки и родители (2018-2020) // Фонд развития Интернет. URL: http://www.fid.su/projects/research/ digital-socialization-in-adolescents (дата обращения: 18.02.2023).
6. Статистика молодежи // Vawilon. 2020. 18 апреля. URL: https://vawilon.ru/statistika-molodezhi/ (дата обращения: 18.02.2023).
7. Медиапотребление и активность в интернете // ВЦИОМ. 2021. 23 сентября. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 21.02.2023).
8. Названы обновленные интересы россиян в интернете в 2022 году // TexTerra. 2022. 20 сентября. URL: https://texterra.ru/blog/glavnye-interesy-rossiyan-v-internete-2022-novoe-issledovanie.html (дата обращения: 22.02.2023).
9. Психологи Фонда, Светлана Чигарькова и Светлана Илюхина, провели мастер-классы на Молодежном форуме «Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел» // Фонд развития Интернет. URL: http://www.fid.su/news/ (дата обращения 25.02.2023).
10. Долматов А. В., Долматов Д. А. Противодействие деструктивному сетевому влиянию в процессе воспитания молодежи // Нижегородское образование. 2022. № 4. С. 4-11. URL: http://www.nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/НО-4-2022.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
References
1. Lisitsyna M. The share of Internet users in Russia among young people approached 100%. RBC. Jan. 12, 2021. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e 9a79478eb5230426 (accessed on 10.02.2023). (In Russ.).
2. New European study on children's and adolescents' Internet experiences in 19 countries. Internet Development Fund. URL: http://www.fid.su/news/euko2020 (accessed on 16.02.2023). (In Russ.).
3. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Ilyukhina S.N. With gadgets around the clock? A day in the life of an MSU applicant. Deti v informatsionnom obshchestve = Children in the Information Society. 2019;(2):54-61. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/31/ DI031%2004-061%20tema%20issledovanie.pdf (accessed on 16.02.2023). (In Russ.).
4. Soldatova G.U., Chigarkova S.V., Ilyukhina S.N. Real-self and virtual-self: Identity matrices of adolescents and adults. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology. 2022;18(4):27-37. (In Russ.). DOI: 10.17759/chp.2022180403
5. Intergenerational digital socialization study: Adolescents and parents (2018-2020). Internet Development Fund. URL: http://www.fid.su/projects/research/digital-socialization-in-adolescents (accessed on 18.02.2023). (In Russ.).
6. Youth statistics. Vawilon. Apr. 18, 2020. URL: https://vawilon.ru/statistika-molodezhi/ (accessed on 18.02.2023). (In Russ.).
7. Media consumption and activity on the Internet. VCIOM. Sep. 23, 2021. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (accessed on 21.02.2023). (In Russ.).
8. Updated interests of Russians on the Internet in 2022 are named. TexTerra. Sep. 20, 2022. URL: https://texterra.ru/blog/glavnye-interesy-rossiyan-v-internete-2022-novoe-issledovanie.html (accessed on 22.02.2023). (In Russ.).
9. The Fund's psychologists, Svetlana Chigarkova and Svetlana Ilyukhina, held master classes at the Youth Forum "Digital practices of solidarity: In the service of good deeds". Internet Development Fund. URL: http://www.fid.su/news/ (accessed on 25.02.2023). (In Russ.).
10. Dolmatov A.V., Dolmatov D.A. Combatting destructive influence of networks in the process of educating young people. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2022;(4):4-11. URL: http://www. nizhobr.nironn.ru/sites/default/files/НО-4-2022.pdf (accessed on 25.02.2023). (In Russ.).
Информация об авторе
Д. А. Долматов — аспирант; 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, Д. 48.
Information about the author
D. A. Dolmatov — postgraduate student; 48 Moika River emb., St. Petersburg 191186, Russia.
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.
Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023; принята к публикации 10.10.2023.
The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 30.06.2023; accepted for publication 10.10.2023.