Современные тенденции развития образования
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕСТРУКТИВНОМУ СЕТЕВОМУ ВЛИЯНИЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
А. В. ДОЛМАТОВ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры управления и профессионального образования Ленинградского областного института развития образования (Санкт-Петербург) [email protected]
Д. А. ДОЛМАТОВ, специалист по тестированию компьютерных систем филиала концерна радиостроения «Вега» (Санкт-Петербург) [email protected]
В статье представлен анализ ключевых факторов деструктивных воздействий сети Интернет на молодое поколение россиян. Рассмотрены возможные социально-культурные, технологические подходы в ходе работы общественных и образовательных институтов в логике формирования у молодежи и подростков навыков противодействия деструктивному сетевому влиянию.
The article provides the analysis of the key factors of the destructive influence of the Internet on the younger generation of Russians. It also reveals possible socio-cultural and technological approaches in the work of public and educational institutions for the formation of skills among young people and adolescents to withstand a destructive impact of the network.
Ключевые слова: молодежь, факторы информационно-деструктивного сетевого влияния, социально-культурные механизмы противодействия
Key words: youth, factors of destructive informational influence of the network, socio-cultural mechanisms of counteraction
В настоящее время в Российской Федерации на государственном уровне реализуются комплексные национальные концепции решения проблемы информационной безопасности [8]. В них учтены тенденции увеличивающейся цифровой зависимости и необходимости выявления наиболее уязвимых мест общенациональных виртуальных сетей, инфраструктур и сервисов. Однако в отношении молодых пользователей данный вопрос по-прежнему остается актуальным и приобретает особую значимость.
Начало специальной военной операции России вызвало беспрецедентное информационное «давление» на общественное сознание российских граждан и прежде всего молодежи. Сегодня мы видим, как точно реализовался весь комплекс деструктивных действий, представленный в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Проводятся информационные кампании, направленные на формирование враждебного образа России. Ограничивается использование русского языка, запрещается деятельность российских средств массовой информации и использование российских информационных ресурсов, вводятся санкции в отношении российских спортсменов. Российская Федерация необоснованно обвиняется в нарушении международных обязательств, проведении компьютерных атак, вмешательстве во внутренние дела иностранных государств. Российские граждане и соотечественники, проживающие за рубежом, подвергаются дискриминации и открытому преследованию» [8].
Тенденции на увеличение числа вовлеченных в интернет оказывают значи-
мое влияние на трансформацию ценностно-смысловых установок.
Согласно данным измерения объема и структуры интернет-аудитории, размешенным на сайте РБК группой MediaScope, в период с февраля по ноябрь 2020 года доля активных российских пользователей интернета в возрастной категории от 12 до 24 лет составила 97,1% [3].
Согласно результатам исследования группой GWI новых привычек и причин использования интернета онлайн-аудиторией, среднестатистический интернет-пользователь находится в Сети около семи часов в день [11].
Основываясь на результатах опроса россиян о популярности интернет-ресурсов и их использовании, проведенного 23 сентября 2021 года, ВЦИОМ заявил, что наибольший интерес аудитории соцсетей и мессенджеров вызывают:
■/ новости о событиях в стране и мире (49 %);
•/ политика (42 %);
•/ образование и саморазвитие (39 %);
^ юмор (37 %);
^ еда и рецепты (36 %) [6; 11]. Таким образом, интернет стал не только основным источником информации для молодежи, но и значимой частью их личной и общественной жизни.
Социальные сети и интернет-пространство достаточно активно используются для пропаганды экстремизма, терроризма, агрессии и контркультурных стремлений, а также в качестве каналов распространения заведомо ложной, негативной информации, провоцирования к неадекватному поведению, прежде всего, молодежной аудитории. В ряде случаев истинные цели и намерения подобных информационных акций тщательно скрываются.
Все это актуализирует проблемы, касающиеся анализа, адекватной оценки деструктивных воздействий на молодое
Социальные сети и интернет-пространство достаточно активно используются для пропаганды экстремизма, терроризма, агрессии и контркультурных стремлений.
поколение россиян и, соответственно, разработки и реализации эффективных способов, механизмов, средств и инструментов противодействия этому процессу.
Исследователи сайта Рамблер утверждают, что в интернет-среде:
■/ с пропагандой экстремистско-терро-ристической идеологии сталкивались около 70 % молодых людей (15—25 лет);
•/ информацию о способах самоубийства получали около 60 % молодежи (14—24 лет);
■/ изображения жестокости и порнографии, а также описания способов чрезмерного похудения были доступны для 50 % подростков (12—17 лет);
■/ с контентом о способах употребления наркотиков и причинения себе вреда знакомы около 20 % молодых пользователей Сети [2; 4; 5; 10].
О масштабах проблемы еще три года назад говорила президент группы компаний Infowatch Наталья Касперская. Она приводила данные статистики системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум», свидетельствующие о том, что деструктивному воздействию в интернете подвергаются семь миллионов подростков, а рост интереса, например, к теме наркотиков, убийств, травли и суицида составляет два миллиона пользователей в год [7].
Данный процесс охарактеризован как «воронка вовлечения». В общем виде он соответствует модели информационного воздействия, разработанной Э. Левисом для маркетинга в 1896 году, — «Обобщенная модель AIDA». Алгоритм ее реализации описан в логике последовательности от привлечения внимания (Attention) к вызову интереса (Interest) и желания (Desire), которые служат стимулом активизации деятельности (Activity), позднее в процесс были включены интегральные
В практике реализации мер противодействия деструктивному влиянию на молодежь в цифровой сфере необходимо использовать современный понятийный аппарат, накопленный и инновационный опыт, конструктивные методы и средства, позволяющие проводить корректный анализ конкретных ситуаций.
средства мотивации (Motive). Сегодня модель AIMDA вполне обоснованно подвергается критике, так как причинно-следственная связь между привлечением внимания внешней информацией и действиями человека значительно сложнее [1], однако это не мешает широко использовать ее в практике управления поведением.
Поведение человека — отражение многоуровневых процессов, таких как влияние среды, обучение и воспитание, формирование характера, интеллектуально-мыслительных, эмоционально-волевых, коммуникативных способностей, определяющих социальную активность и результативность индивида. При оценках социальных ситуаций прослеживается прямая зависимость от типа личности, индивидуальных способностей и черт социальной организации общества, психологической проницательности, взаимопроникновения аффективных и когнитивных процессов, роли эмоциональных проявлений и ряда других факторов. Поэтому в практике реализации мер противодействия деструктивному влиянию на молодежь в цифровой сфере необходимо использовать современный понятийный аппарат, накопленный и инновационный опыт, конструктивные методы и средства, позволяющие проводить корректный анализ конкретных ситуаций, а также эффективно организовать данный процесс. Речь идет об интеграции знаний и достижений психолого-педагогических, социальных, информационно-технических наук.
Рассмотрим наиболее значимые факторы деструктивного информационного влияния в сети и пути противодействия им.
1. Ошибочность представлений о совершенстве и достоверности интернет-знаний, их всеобщего хранилища и свободы доступа к ним.
Необходимо отметить, что большинство пользователей не умеют правильно формулировать запрос, в котором важно выделить наиболее существенные компоненты — факты, временной период, вид документов (первичные, вторичные,
печатные, электронные и пр.), форму представления, территориальные и языковые приоритеты. Поэтому доступность и достоверность найденной таким образом информации довольно сомнительны. Обычно молодой пользователь открывает 2-3 первые ссылки, игнорируя наиболее существенное, не понимая, что не всякое знание настоящее, а не специально созданное под его интересы и не любая информация полезна. В частности, проведенный в 2022 году социологический опрос молодежной аудитории показал, что в качестве основного источника новостей и информации о событиях 11—19 % опрошенных выделяют телевидение; 35— 45 % — социальные сети и блоги в интернете; 20 % — новостные, аналитические и официальные сайты; 5 % — общение с людьми и 4 % — мессенджеры [6]. Эти данные еще раз подтверждают значимость для молодежи именно сетевой среды.
Все это актуализирует задачу формирования умений адекватно оценивать источники информации с точки зрения ее достоверности и надежности самих источников по таким критериям, как авторитетность, репутация, объективность/предвзятость, репрезентативность, актуальность, релевантность, воспроизводимость заявленных результатов. Важно усвоить простейшее правило: информации можно доверять, если она получена как минимум из трех независимых источников.
2. Интернет — пространство самоутверждения.
Поскольку потребность самоутверждения естественна и является побудительным мотивом для достижения успеха как в социальной, профессиональной, так и в личной сфере, важно формировать у подрастающего поколения осознанные и ценностные ориентиры в этом пространстве. На основании опубликованных данных опроса молодых пользователей социальных сетей можно сделать вывод о распределении их интересов [6; 9]. Так, сеть «ВКонтакте» используют:
У для личной переписки — 59 % респондентов;
У просмотра фотографий, видео и прослушивания музыки — 42 %;
У чтения развлекательного контента — 30 %.
В связи с этим считаем, что в процессе воспитательной деятельности (на основе практики оценок и анализа) у обучающихся необходимо сформировать способность понимать закономерности и социальные аспекты сетевых явлений, например, таких как блогерство. Это позволяет рассмотреть позитивные и раскрыть негативные последствия ежеминутной, преувеличенной и мнимой популярности; усвоить, что у самоутверждения помимо внешней составляющей важна внутренняя позиция — возможность самопознания путем размышления, рефлексии собственных желаний, устремлений, а также вероятность их достижения. Как правило, живой интерес вызывают изучение способов объективной оценки своих сильных и слабых сторон, принципов формулирования и ранжирования целей, разработка пути повышения личностного и социального статуса.
3. Интернет — не безопасен. Анонимность социальных сетей, форумов, цифровых платформ и бесконтрольность их использования — иллюзия.
Сеть — неотъемлемая часть жизни общества, а для многих — возможность социального и статусного продвижения, обучения и развития. В то же время это пространство, в котором реализуется негативное онлайн-поведение, осуществляются манипулирование и подстрекательство, наносящие намеренный социальный и психологический ущерб людям, обществу и государству.
Проведенный Фондом «Общественное мнение» опрос о том, как молодежь проводит свободное время, позволил выяснить, что:
Живой интерес вызывают изучение способов объективной оценки своих сильных и слабых сторон, принципов формулирования и ранжирования целей, разработка пути повышения личностного и социального статуса.
У обращались к интернету 83 % опрошенных;
У общались в социальных сетях 72 %;
У общались в чатах и на форумах — 23 %.
При этом 65 % ответили, что за последний месяц ни разу не высказывали свое мнение о каких-либо событиях; 21 % — высказывались на своих страницах в соц-сетях; 4 % — на страницах других пользователей [9].
В этом контексте важно, чтобы у каждого пользователя сформировалось представление о персонификации результатов его поиска по запросам («цифровым следам»), которые позволяют с учетом доступных параметров (местоположения, возраста, увлечений и пр.) создавать ленту индивидуального интереса и целенаправленно навязывать информацию, товары, услуги, а также деструктивные взгляды и действия, при этом подход к каждому пользователю тщательно проектируется. В связи с этим молодежь и подростков необходимо научить исследовать свои желания, эмоции, интересы, способствуя тем самым формированию социальной зрелости и социальной компетентности участника информационной коммуникации. Кроме этого, они должны знать об алгоритмах вовлечения в деструктивные сообщества и провоцирования кибер-агрессивного поведения. Молодым людям следует прививать навыки информационной культуры и безопасной деятельности в интернете, опирающиеся на осознанное использование доступных возможностей сети, стимулировать усвоение знаний и правил безопасного интернет-общения.
Исправить положение позволяет применение на всех образовательных уровнях системного подхода, включающего:
У выявление потенциальных «жертв» такого влияния для организации индиви-
Простота и доступность мобильного интернета формируют устойчивую привычку «быть постоянно на связи» в ущерб реальной жизни. На просмотр затрачивается минимум времени, а значит, информация не подвергается вдумчивому анализу.
дуализированной воспитательной работы с ними, направленной на повышение психологической устойчивости, развитие критического мышления;
У серьезное обучение молодежи психолого-педагогическим и техническим приемам минимизации рисков (например, отказ от неконтролируемого обмена персональными данными);
У «замещение» интернет-зависимости привлечением к реальным делам по интересам и потребностям (спорт, музыка, танцы, волонтерство).
Можно предложить обучающимся составлять в течение недели собственную ленту интересов по итогам своих запросов, а затем провести сравнительный анализ с реальными баннерными «предложениями», которые к ним поступают. Рациональный подход к потребностям, эмоциям на основе воспринимаемых стимулов позволит принимать решения, опираясь на имеющиеся знания, опыт, навыки, оценивать ситуацию с учетом собственных потребностей.
4. Недостаточное понимание серьезности последствий обесценивания важнейших духовно-нравственных и социально-культурных ориентиров посредством применения в интернете различных когнитивных технологий манипулирования, направленных на абсолютизацию свободы, пропаганду националистических взглядов, гендерных извращений, участие в деструктивных флешмобах и многое другое.
Следует также отметить, что простота и доступность мобильного интернета формируют устойчивую привычку «быть постоянно на связи» в ущерб реальной жизни. На просмотр затрачивается минимум времени, а значит, информация не подвергается вдумчивому анализу, но за счет метких, кратких «слоганов» остается в памяти и влияет на выбор моделей поведения. Низкий уровень образованности подростков и молодежи, возрастные и психологические особенности, узость взглядов
и интересов, субкультурные предпочтения, сложные жизненные ситуации, недостаток внимания взрослых, а также множество иных проблем, сложно переживаемых молодыми, — благодатная почва для использования искажающих ценностные и социокультурные ориентиры приемов, таких как «подмена понятий», «немного правды на фоне моря лжи». К ним в первую очередь относятся настойчиво навязываемые, фейковые новости, баннерные ссылки на сайты, содержащие недостоверную информацию (с фото, картинками, видео). К сожалению, характерные для молодости любопытство и любознательность на фоне потребности разнообразия чувств «подталкивают» к изучению такого рода контента. Как утверждают психологи, в ситуациях преобладания эмоционального отклика рациональное мышление «уходит» на второй план.
Реальную помощь может оказать только прочно усвоенная воспитательная практика распознавания интернет-угроз, приобретенные навыки участия в диалоге, умение формулировать убедительный отказ, а также опыт эмоционально-волевого саморегулирования.
5. Видимость всестороннего взаимодействия с миром стимулирует подмену реальной действительности общением в интернет-пространстве и социальных сетях. Значимость подобного общения снижает порог недоверия к целенаправленным ложным, сфабрикованным, пропагандистским «информационным загрязнениям», в том числе к недобросовестной социальной рекламе.
Так, технология дипфейк на основе искусственного интеллекта позволяет создать ролик с вполне реалистичным и популярным в молодежной среде «кумиром», к которому добавляется текст любого содержания (от рекламы фастфуда до контркультурного действия). Подобные видео, как правило, достаточно агрессивны, назойливы, заставляют обращать на себя внимание. Зачастую они насаждают
вредные стереотипы поведения и манер, отношений и взглядов, продвигают вредные привычки и товары. Их деструктивное влияние проявляется в изменении аксиологических, социально-культурных и правовых представлений детей и молодежи как основных пользователей социальных сетей, которые подобный контент воспринимают буквально, в качестве руководства к действию.
В связи с внедрением с 2019 года федерального проекта «Современная школа» (https://edu.gov.ru/national-project/ projects/school/), который ориентирован на обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, считаем необходимым вводить элементы психолого-педагогического просвещения пользователей сети Интернет в логике социально-нравственной и психологической закалки. Обучающиеся должны понимать алгоритмы «вовлекающей воронки», уметь распознавать назойливых «друзей» и осознанно относится к их предложениям участия в неких тайных, закрытых сообществах, чатах. В СМИ, семье, в образовательных программах и проектах, в досуговых мероприятиях нелишне вводить обязательные профилактические меры, напоминающие о рисках в интернете. Усвоенная практика распознавания замены реальных причинно-следственных связей на фиктивные позволит выработать навык преодоления чужого влияния (в случаях отсылки к значимым и хорошо знакомым символам, эксклюзивности в корыстных целях, использования «популярного» авторитета, навязывания стереотипов и эксплуатирования чувств любви, жалости, умиления и пр.).
Также для профилактики влияния деструктивного контента в интернет-среде должны создаваться системные, специальные всплывающие баннеры с однозначным напоминанием об угрозах, возможно, со
Обучающиеся должны понимать алгоритмы «вовлекающей воронки», уметь распознавать назойливых «друзей» и осознанно относится к их предложениям участия в неких тайных, закрытых сообществах, чатах.
ссылками на контент с короткими юмористическими и мультипликационными фильмами, музыкальными видео предупреждающего, разъясняющего содержания, краткими и яркими афоризмами. Баннеры должны привлекать внимание и вызывать интерес, легко транслироваться и распространяться в молодежной среде, чтобы стать частью молодежной коммуникативной культуры. Длинные нравоучительные беседы не интересны молодым людям, поскольку почти всегда носят формальный характер, не соответствуют их темпу, «вибрациям» жизни, «клиповым» формам восприятия информации. Все это необходимо учитывать при работе с подростками и молодежью. Известно, что даже у детей, выросших в благополучных и любящих семьях, базовые ценности, заложенные в детстве, трансформируются под влиянием обстоятельств и окружения. В этом случае важно, чтобы не произошел их кардинальный слом (на который потребуется определенное время). Поэтому для того, чтобы не срабатывала ставка вербовщиков на психологические особенности подрастающего поколения, у него необходимо формировать «внутренний стержень», в качестве которого могут выступать традиционные религии, просвещение, воспитание, общечеловеческие ценности, семейные узы и т. д. [9; 10].
Предложенные меры могут послужить преградой манипуляторам, использующим «хрупкость» морально-нравственных ориентиров и ценностных установок молодых, их зависимость от мнения окружающих (особенно тех, кому они подражают, с кем хотят ассоциироваться).
7. Аутодеструктивное поведение в сети (от киберагрессии до киберсуицида) дает дополнительный повод вовлечения молодежи в асоциально-деструктивные организации
Для того, чтобы ставка вербовщиков на психологические особенности подрастающего поколения не срабатывала, у него необходимо формировать «внутренний стержень», в качестве которого могут выступать традиционные религии, просвещение, воспитание, общечеловеческие ценности.
(в том числе при помощи «зомбирующего» воздействия — в ряды террористов и экстремистов). Непрерывное совершенствование интернет-технологий, навязываемые «культурные» тренды западного мира позволяют создавать новый, все более жестокий, более шокирующий, но визуально впечатляющий контент, вызывающий у молодых людей длительную болезненную реакцию. В результате у них снижается способность к социализации, самоопределению, самореализации, принятию жизненно важных решений, возрастает психическая напряженность, проявляются акцентуации характера, деформация мотивационной направленности, они все чаще бывают втянутыми в рискованные (порой девиантные) социально-психологических ситуации.
Большинство опросов и исследований взаимодействия интернета и молодежи посвящены изучению направлений, рассмотренных в данной статье. Актуальность поднятой проблемы нацеливает на дальнейшие исследования, связанные с выявлением и оценкой значимости факторов деструктивного сетевого информационного влияния, а также анализом уровня компетентности молодежи в плане методов и средств противодействия им.
На основе результатов этих исследований необходимо определить наиболее эффективные воспитательные инструменты и механизмы для формирования адекватной реакции молодых людей на возрастающее информационное давление негативного характера. Особенно важно воспитание осознанного, рационального отношения к себе как пользователю интернета в логике усвоенных знаний и психолого-педагогических приемов саморегулирования.
Воспитательные воздействия должны базироваться на принципах убеждающей коммуникации, позитивных жизненных смыслах и общечеловеческих традиционных ценностях, ориентировать жизненные интересы подростков и молодежи на преодоление проблем реальной жизни.
Наиболее значимым педагогическим средством противодействия экстремистским, агрессивным и контркультурным
сетевым влияниям является освоение практики применения аналитического, критического мышления.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Анисимова, А. С. Правовое регулирование Интернета: основные пробелы и направления деятельности государства / А. С. Анисимова. — DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-149-153 // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2020. — № 1. — С. 149—154.
2. Деструктивное информационно-психологическое воздействие в социальных сетях / В. П. Охап-кин, Е. П. Охапкина, А. О. Исхакова, А. Ю. Исхакова. — DOI: 10.26102/2310-6018/2020.28.1.043 // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. — 2020. — Том 8. — № 1. — URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=733 (дата обращения: 24.08.2022).
3. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100 % // РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения: 24.08.2022).
4. Как защитить себя в сети от деструктивного контента // Рамблер : [сайт]. — URL: https://news.rambler.ru/internet/47386652-kak-zaschitit-sebya-v-seti-ot-destruktivnogo-kontenta/ (дата обращения: 24.08.2022).
5. Лазарева, И. Ю. Профилактика деструктивного информационно-психологического воздействия на молодежь в сети Интернет / И. Ю. Лазарева. — DOI: 10.24412/1999-6241-2021-4-87-416-422 // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2021. — Том 26. — № 4 (87). — С. 416—422.
6. Медиапотребление и активность в интернете : аналитический обзор // ВЦИОМ : [сайт]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 24.08.2022).
7. Наталья Касперская: «Более семи миллионов подростков вовлечены в деструктивные группы в соцсетях» : новости компании // InfoWatch : [сайт компании]. — URL: https://www.infowatch.ru/ company/presscenter/news/15462 (дата обращения: 24.08.2022).
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 24.08.2022).
9. Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики. Как молодежь проводит свободное время? // ФОМ. Социологические исследования и коммуникационные решения : [сайт]. — URL: https://fom. ru/0braz-zhizni/13103 (дата обращения: 24.08.2022).
10. Фомин, И. С. Некоторые вопросы противодействия деструктивному влиянию СМИ на деятельность УИС / И. С. Фомин // Вестник Пермского института ФСИН России. — 2021. — № 1 (40). — С. 94—102.
11. Чуранов, Е. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика / Е. Чуранов // WebCanape : [сайт]. — URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika// (дата обращения: 24.08.2022).