УДК 159.9: 343.95
DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).079-087
О ЗНАЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА
С. В. Прокурова
Для цитирования
Прокурова, С. В. О значении психологических знаний, навыков и умений при проведении допроса / С. В. Прокурова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 79-87. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).079-087
Аннотация. В статье рассмотрены психологические особенности проведения допроса. Основное внимание уделяется роли психологических знаний, навыков и умений сотрудников ОВД для осуществления своей профессиональной деятельности, а также тактике проведения допроса, подчеркивается необходимость знания при этом методов психодиагностики и особого, нестандартного подхода к допрашиваемому лицу. Автор отмечает, что при допросе имеет место взаимный поток вербальной и невербальной информации, от которого зависит психологический контакт участников следственного действия. Изучая психологические особенности интересующих лиц, определяя тип темперамента человека, можно прогнозировать его поведение и кор© Прокурова С. В., 2019
ректировать тактику допроса, выбирая наиболее верную и эффективную, чтобы получить достоверную информацию.
Ключевые слова: допрос, допрашиваемый, психологический контакт, подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, эксперт, судеб-но-психологическая экспертиза.
Введение. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого лица различают допросы подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Допрос каждого из них имеет свои психологические особенности, которые отличаются друг от друга, поэтому тактика допроса - это совокупность применяемых методов и психологических приемов, основанных на процессуальных нормах. Умелое использование этих приемов и методов в практической деятельности опреде-
ляет взаимоотношения следователя с допрашиваемым при установлении психологического контакта. Установление психологического контакта и создание благоприятной атмосферы, при которой допрашиваемый готов и желает давать правдивые показания в целях установления истины - одна из главных задач следователя. Как отмечают ученые-юристы, «...допрос является и наиболее психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними» [16, с. 403]. Для проведения допроса необходима тщательная подготовка. При допросе осуществляется сбор и проверка доказательств путем получения показаний допрашиваемого об известных ему обстоятельствах.
До начала допроса следователю необходимо ознакомиться с личностью допрашиваемого с целью правильного определения модели его вероятного поведения во время допроса и найти результативные методы для более совершенного психологического воздействия на допрашиваемого. Планируя проведение допроса, следует учитывать такие отличительные черты личности допрашиваемого, как его интеллектуальный уровень, импульсивность, скрытность, склонность к конфликту, застреванию (мстительность, злопамятность), демонстративному поведению.
Изучая личность допрашиваемого, следователю необходимо установить его биографические данные, сведения об их изменении, дату и место рождения, гражданство, место фактического проживания и регистрации, семейное положение лица и пр. Устанавливается также материальное положение по-
дозреваемого лица, выясняется, есть ли на его иждивении члены семьи или другие лица, уточняются сведения о его состоянии здоровья [17, 18, 19].
Используя результаты психодиагностики, можно определиться с совокупностью тактических приемов, подлежащих применению при допросе определенного лица. Сведения об интересующем лице получают как в процессуальном порядке (затребование характеристик), так и посредством проведения некоторых следственных действий: допросов других граждан, обысков, осмотров и др.; посредством знакомства с материалами личного дела, заключениями экспертов.
Один из главных принципов тактики допроса - это свой особый, нестандартный, индивидуальный в каждом случае подход к допрашиваемому. Возможность реализации этого принципа связана с психодиагностикой допрашиваемого лица - обвиняемого (подозреваемого). Именно методы психодиагностики позволяют выявить положительные и отрицательные личностные качества, отличительные черты темперамента, социальное положение допрашиваемого, частоту совершения им правонарушений. По справедливому мнению профессора Е. И. Замылина, готовясь к допросу, необходимо знать, что в большинстве случаев «.лица, ранее привлекавшиеся к уголовной и административной ответственности, обычно сохраняют негативное отношение к правоохранительным органам, не верят в эффективность и справедливость их деятельности, восстанавливают нарушенные права за счет собственных сил и влияния, без обращения в компетентные органы, крайне болезненно реагируют на вызов к следователю» [7, с. 17].
В процессе допроса, как бы ни сложились обстоятельства, следователь не должен допускать лжи, психического или физического насилия над личностью допрашиваемого.
Краткий обзор литературы. Анализ научной литературы, посвященной вопросам юридической психологии, свидетельствует о важном значении психологических аспектов и нюансов при подготовке к допросу и во время его проведения [1 -3, 6, 10, 11]. Авторы подробно излагают приемы и методы ведения допроса, психологические аспекты этого следственного действия. Один из первых авторов, посвятивших свои исследования методике допроса, -австрийский ученый Г Гросс, автор фундаментального труда«Руководство для судебных следователей как система криминалистики», СПб., 1908.
Одним из важных постулатов в учении Г Гросса является недопустимость заблуждений, «в которые может впадать С. (следователь. - С. П.) благодаря заранее сложившемуся предубежденному взгляду на дело. Такие взгляды являются тем более опасными, что им в высшей степени легко поддаются наиболее усердные, увлекающиеся делом С. (следователи. - С. П.); тот, который относится к следствию, как ремесленник, равнодушен к результатам своего труда, не склонен к размышлениям над делом и предоставляет его случайному течению» [4]. Так ведут себя следователи из рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник» [14, с. 71] и драмы Л. Н. Толстого «Живой труп» [12, с. 238-245].
Краткий обзор исследований. При допросе необходимо установить психологический контакт с допрашиваемым лицом и создать благоприятную атмосферу для общения с ним, будь то подозреваемый (обвиняемый)
или потерпевший, свидетель. Для решения этой задачи следователь должен прежде всего использовать общие правила:
- поприветствовать допрашиваемого;
- проявить заинтересованность в результатах расследования;
- доступно излагать вопросы.
Очень важно, чтобы следователь
опрятным внешним видом, располагающей манерой общения, корректной постановкой вопросов мог внушить доверие, проявить искренний интерес к личным (жизненным) проблемам допрашиваемого, мог расположить человека к откровенному разговору.
С самого начала допроса необходимо показать свое непредвзятое отношение к человеку, не демонстрировать свою образованность посредством использования юридических терминов при ведении беседы, не акцентировать внимание на своем служебном положении, тем самым подчеркивая свое превосходство над допрашиваемым лицом. Налаживанию психологического контакта могут способствовать такие методы психологического воздействия, как убеждение, метод опоры на положительные качества допрашиваемого, что будет способствовать преодолению психологического барьера.
Показания потерпевшего и свидетеля незаменимы в уголовном процессе, они (в зависимости от достоверности и полноты) влияют на ход уголовного дела. «Как показывает опыт, показания потерпевших и свидетелей могут составлять от 80 до 90 % всей доказательственной базы» [5].
Категории свидетелей могут быть различны: со стороны обвиняемого (подозреваемого) и со стороны потерпевшего (истца), которых указан-
ные лица просят привлечь к участию в уголовном процессе. С психологической точки зрения очевидно, что они вольно или невольно заинтересованы в ходе следствия. Первые стараются облегчить участь обвиняемого (подозреваемого), вторыми движет чувство справедливости и желание наказать, по их мнению, виновного в преступлении. Именно поэтому для следователя очень важны познания в области психологии, которые помогут ему отличить правдивые показания от лжесвидетельства. Разоблачение ложной линии поведения требует от допрашивающего немалого опыта и внимания, так как выявление лжи в показаниях -есть решение сложной задачи по выяснению обстоятельств совершения уголовно наказуемого деяния. Важным фактором становится и время допроса, если учитывать, что у человека могут стираться в памяти некоторые детали (существенные, с точки зрения следствия) событий, о которых его могут попросить рассказать во время допроса. Не следует надолго откладывать допрос свидетелей. В ходе следствия, перед проведением допроса, также необходимо постараться выяснить характер взаимоотношений допрашиваемого свидетеля с другими участниками уголовного процесса, для того чтобы понять, что может повлиять на показания свидетелей, близких к той или иной стороне, и понять мотивы их поведения в случае лжесвидетельства (сговор с обвиняемым (подозреваемым) или с потерпевшим, боязнь мести и др.).
В течение всего процесса получения показаний от допрашиваемого лица на человеческую психику могут оказывать воздействие многие факторы, что будет отражаться и на полноте показаний, и на их достоверности. Этими фактора-
ми могут быть как длительность, так и кратковременность наблюдаемого события (либо самого наблюдения) и даже погодные условия. На характер показаний влияют также субъективные факторы (чувство страха, безразличное отношение к происходящему событию или, наоборот, заинтересованность в нем, плохое самочувствие допрашиваемого, его утомление и т. д.), поэтому применение методов психодиагностики имеет важное значение при выборе тактических приемов, которые способны ослабить негативное влияние этих факторов на содержание показаний или помогут вспомнить воспринятые ранее события. Правильный выбор необходимых психологических и тактических приемов, позволяющих верно оценить личность допрашиваемого и учесть все обстоятельства дела, способствует получению объективных и наиболее полных показаний.
Методы (методики). Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения разнообразных проявлений ее психики. Оно может проводиться как психологом, так и любым должностным лицом, заинтересованным в получении информации, необходимой для ведения борьбы с преступностью. Наблюдение - важный эмпирический метод психологического исследования, состоящий в целенаправленном, организованном восприятии явления. Так как наблюдение - это способ непосредственного изучения личности, то изучение личности обвиняемого (подозреваемого) при помощи наблюдения за его поведенческими актами позволяет получить важную информацию, которая впоследствии поможет сформировать представление об индивидуально-психологических особенностях допраши-
ваемого, его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент допроса. На оценку личности допрашиваемого также влияют его внешний вид, одежда, манера поведения и некоторые признаки его связи с преступным миром: тюремный жаргон, наличие татуировок.
Как правило, внешний вид человека позволяет сделать выводы о его профессии, условиях жизни, чертах характера. Следует отметить, что следователь не заносит в протокол допроса результаты наблюдения за допрашиваемым, так как они не могут быть доказательствами по делу. Однако результаты наблюдения очень важны для следователя, ибо они помогают ему составить его психологический портрет и на основе этого как можно лучше подготовиться к допросу.
Информацию, полученную в результате наблюдения, следователь может использовать для построения тактики допроса, эта информация будет влиять и на формирование внутреннего убеждения следователя, когда он оценивает правдивость показаний допрашиваемого.
Установлению психологического контакта и доверительных отношений (как с обвиняемым (подозреваемым), так и со свидетелем и потерпевшим) следователю может помочь непринужденная беседа, которая является одним из методов изучения личности. Следователю необходимы знания в области психологии и тактики допроса, а также умение применять их на практике. Непринужденная беседа с допрашиваемым предполагает выявление основных черт его характера, особенностей личности, способствует выбору индивидуального подхода к нему, что, в свою очередь, станет гарантией обеспечения психологического контакта с допрашиваемым.
Беседа - это один из основных способов получения информации о подозреваемом, обвиняемом, свидетеле или потерпевшем: именно в ходе беседы выясняются мотивы их действий, психическое состояние, общеобразовательный и общекультурный уровень, их отношение к совершенному преступному деянию (если это подозреваемый, обвиняемый), самооценка личности, нравственные ценности, взгляды и убеждения. Личность любого преступника характеризует прежде всего его образовательный уровень, так как он свидетельствует о его интеллектуальных способностях и, как правило, влияет на характер совершаемых им преступных действий. Как показывает практика, лица с высшим и средним образованием осуществляют тщательное планирование своих преступлений, пользуясь для этого более квалифицированными способами, например, проникновения в чужое жилище и реализации похищенного. Нередко эти лица выступают как организаторы преступных групп квартирных воров. Лица, совершающие насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабежи, разбои) преступления, имеют низкий уровень образования и интеллекта [9, 13].
Во время допроса обвиняемого (подозреваемого), изучая его реакцию на вопросы, следователю необходимо помнить, что от него тоже идет поток вербальной и невербальной информации, которая может как разрушить наметившийся контакт с человеком, так и создать благоприятную атмосферу для общения с ним и получения необходимых сведений. «Поэтому, - справедливо отмечает Е. И. Замылин, - следователь обязан жестко контролировать не толь-
ко свои вербальные, но и невербальные реакции и ставить их на службу профессиональной деятельности, особенно в ходе проведения такого следственного действия, как допрос» [8, с. 51].
Речевые (вербальные) коммуникации являются основным средством общения, так как при их использовании менее всего утрачивается смысл озвученных значений. Невербальные средства выступают как вспомогательная функция для повышения семантической значимости информации вербального сообщения. При этом одним из условий отслеживания невербальной информации, идущей от допрашиваемого, является отсутствие между беседующими какого-либо препятствия или преграды в виде стола, стула, перегородки. Необходимо видеть собеседника при хорошем освещении, иметь возможность наблюдать непроизвольные движения его рук, ног, покраснение или побледнение кожных покровов лица, рук допрашиваемого. Опытному следователю, обладающему психологическими знаниями, эта информация может сказать о многом и поможет скорректировать ход допроса.
Кроме наблюдения и беседы, существует также метод эксперимента, отличающийся от метода наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Метод эксперимента применим для изучения некоторых психических процессов, связанных с различными фактическими данными. Например, по реакции и движениям человека возможно определить его темперамент: холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник.
Методу убеждения отводится значимое место среди других методов, так как он направлен на формирование у допрашиваемого лица установки на до-
бровольное и активное участие в уголовном процессе. Его целью является осознание нецелесообразности противодействовать следователю.
При использовании в процессе допроса метода опоры на положительные качества следует обстоятельно познакомиться с личностью допрашиваемого, выявить его сильные и слабые стороны.
Чтобы не допустить дачи ложных показаний, можно использовать приемы нейтрализации недостоверных показаний:
- прием свободного рассказа(де-тальное изложение событий без ограничения времени. Точно запротоколированные показания помогут легче обнаружить противоречия с материалами дела);
- детализация показаний(следователь задает допрашиваемому несколько вопросов с мельчайшими подробностями);
- использование состояния эмоциональной напряженности (когда вопросы следователя создают фон психического напряжения и у допрашиваемого лица снижается контроль за своими речевыми высказываниями);
- прием «эффект неожиданности» (предъявление системы доказательств, уличающих человека в даче ложных показаний).
Тактический прием «выжидание» целесообразно применять, если следователь интуитивно чувствует или видит колебания допрашиваемого при беседе. В этом случае необходимо сделать перерыв, чтобы целенаправленная информация, полученная от следователя, которую он «заложил» в сознание допрашиваемого, побуждала его к даче правдивых показаний.
Среди методов допроса исследователь Г Г. Шиханцов отмечает такой
метод, как пресечение лжи. «Данный прием, - пишет Г. Г Шиханцов, - применяется тогда, когда нет необходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому «развертывать» ложь, когда у следователя имеется достоверная информация по поводу обстоятельств, выясняемых во время допроса. В этом случае лживые показания допрашиваемого, немедленно отклоняются, ложь пресекается в «зародыше» путем предъявления имеющихся доказательств или других средств воздействия. Потеряв надежду на возможность дезинформировать следователя, изобличенный фактами допрашиваемый часто переходит от лжи к правде» [15].
Психологические особенности допроса можно распределить и по стадиям. Например, в начальной стадии допроса (еще ее называют вводной) можно диагностировать эмоциональное и психическое состояние допрашиваемого, составить прогноз развития психологического контакта и межличностного взаимодействия.
Для второй стадии характерна форма «свободного рассказа», далее идет детализирующая стадия (ее называют вопросно-ответной). На этой стадии следователь задает уточняющие вопросы, может попросить допрашиваемое лицо пересказать все события в обратном порядке. На заключительной стадии происходит фиксация в протоколе допроса всех полученных показаний.
Заключение. Перед проведением допроса следователь обязан обобщить все сведения об изучаемой личности, о ее психологии от людей, которые общались, наблюдали ее в различных жизненных обстоятельствах в разные промежутки времени, характеристики с места учебы, службы, работы. Психо-
логические особенности, называемые всеми опрошенными, действительно присущи этому лицу.
Допрашиваемому лицу может назначаться судебно-психологическая экспертиза, призванная выяснить возможности обвиняемого (подозреваемого): его способность адекватно воспринимать, запоминать и восстанавливать в памяти сведения о тех фактах, которые подлежат доказыванию.
При проведении судебно-психоло-гической экспертизы и изучении личности преступника также применяется метод тестирования. В настоящее время наибольшее распространение получили проективные тесты и личностные опросники, способствующие определению личностных установок, темперамента, эмоционального состояния, уровня умственного развития и самооценки. После определения типа темперамента человека, можно спрогнозировать его поведение. Как правило, сангвинику свойственна общительность, холерику - активность, вспыльчивость, флегматику - выдержка и самообладание, меланхолику - глубокие переживания, впечатлительность. Эмоциональную возбудимость и общую подвижность человека необходимо учитывать при воспроизведении на допросе событий и фактов преступления. Общение с меланхоликами требует терпения и настойчивости. Быстрая смена настроения у сангвиников может помочь выбрать момент, когда следователь после неожиданного вопроса получит интересующие его сведения. Взрывной, холерический темперамент допрашиваемого требует от допрашивающего особой предупредительности и внимания. В последнее время часто следователями используется назначение судебно-психиатрической экспер-
тизы. Данный вид экспертизы может содержать информацию, полученную в процессе раскрытия и расследования конкретного преступления.
Кроме прочего, следователь должен принимать во внимание и заключение эксперта по факту психической полноценности допрашиваемого, если таковое имеется в деле. Перед допросом следователь обязан ознакомиться с заключением эксперта. Если судеб-но-психиатрическая экспертиза признает лицо вменяемым, следователь продолжает производить следственные действия по данному уголовному делу. Заключение эксперта помогает специалисту, ведущему расследование, лучше понять психологические особенности участника уголовного судопроизводства, которому была назначена данная экспертиза, так как в описательной части заключения содержится информация об индивидуальных особенностях данной личности, ее склонностях, биографические сведения.
Вывод. Для успешного проведения допроса юрист должен обладать способностью устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными лицами, правильно интерпретировать поведение и невербальные проявления допрашиваемого, различать правдивые и ложные показания, быть вежливым, тактичным, уметь слушать собеседника.
Юридическая психология разработала многие методы изучения личности, используемые как психологами, так и юристами, применение которых позволяет специалистам обстоятельно изучить психологические особенности интересующих их лиц, чтобы выбрать верную, наиболее эффективную линию проведения допроса, позволяющую получить высокие результаты.
Библиографический список
1. Криминалистика : учеб. для вузов / Т. В. Аверьянова и др. / под ред. Р. С. Белкина. М., 2000. 990 с.
2. Аминов И. И. Юридическая психология : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 271 с.
3.Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб. : Питер, 2009. 608 с.
4. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. СПб., 1908. 1088 с.
5. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений : доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 27 мая 2008 г. // Рос. газ. 2008. 4 июня.
6. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учеб. для вузов. М. : Норма ; ИНФА-М, 2017. 640 с.
7. Замылин Е. И. Тактико-психологические основы допроса в конфликтной ситуации : учеб. пособие. Волгоград : ВЮИ МВД России, 1998. 72 с.
8. Замылин Е. И. Тактика и психология общения с лицами, подлежащими государственной защите, на стадии предварительного расследования : учеб. пособие. Волгоград : ВА МВД России, 2018. 128 с.
9. Кузнецов В. К. Криминология : учеб.-метод. комплекс для дистанционного обучения. Новосибирск : СибАГС, 2003. 144 с.
10. Сорочан В. В. Юридическая психология. М. : МИЭМП, 2010. 105 с.
11.Столяренко А. М. Энциклопедия юридической психологии. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 607 с.
12. Толстой Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. Т. 12. М. : Правда, 1984.
13. Фабрика Т. А. Криминология : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Чел-ГУ, 2016. 254 с.
14. Чехов А. П. Собр. соч. : в 12 т. Т. 3. М. : Правда, 1985.
15. Шиханцов Г Г Юридическая психология : учеб. для вузов. Изд. 2-е. М. : Зерцало-М, 2006. 272 с.
16. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии : учеб. для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / И. Б. Лебедев [и др.] / под ред. В. Я. Кикотя, В. Ю. Рыбникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2006. 463 с.
17. Erofeeva M. A., Khramtsova F. Social immunity youth //Japanese Educational and Scientific Review. 2015.
№ 1(9). (Junuary-June). Volume XII «Tokyo University Press». P. 428-436.
18. Erofeeva M. A. Moral and demographic determinant of the formation of Youth Social Immunity in the sphere of higher Education (In Russia And In The Republic Of Belarus) // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM) ISSN: 2251 - 6204 DOI: 10.26655/ mjitm.2018.10.1 Vol. 8, Issue 10, October 2018. C. 185-197.
19. Salakhova V. B. Modern methods of diagnosing addiction to psychoactive substances: neurophysiological aspects // Electron J Gen Med 2018; 15(6): em 94 ISSN:2516-3507. http:// www.ejgm.co.uk/100633A2.html.