Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 94-98.
УДК 1(470+571)
ББК 87.3(2)
М. В. Шварова
«О ЖИЗНИ ПРЕИЗБЫТОЧЕСТВУЮЩЕЙ»: ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ
Н. С. АРСЕНЬЕВА
Рассматриваются идейные предпосылки и становление философских взглядов Н.С. Арсе-нъева, известного русского философа, культуролога, литературоведа, поэта, находившегося в эмиграции с 1920 года. Показано, что, являясь свидетелем революционных событий начала XX века, он отстаивал философию христианства как философию любви и свободы, как подлинную «философию сердца», как один из величайших даров, полученных им в жизни.
Ключевые слова: философия русского зарубежья; теология; христианство; философия всеединства.
Н. С. Арсеньев (1888-1977) - один из представителей культуры русского зарубежья XX века, идейное наследие которого еще ждет своего вдумчивого исследования. Философ и богослов, культуролог и литературовед, переводчик и поэт, он оставил заметный след в отечественной культуре.
Арсеньев окончил историко-филологиче-ский факультет Московского университета, где с 1914 года был оставлен приват-доцентом. В 1919-1920 годах был профессором Саратовского университета. Эмигрировал в марте 1920. Жил в Кенигсберге, Варшаве, с мая 1945 - в Париже. Читал лекции в разных городах Европы: в Кенигсберге, Варшаве, Лозанне, Берне, Оксфорде, Кембридже, Лондоне, Гренобле, Париже, Страсбурге и т.д.; в Нью-Йорке - с 1948, где преподавал в Православной духовной академии св. Владимира в должности профессора.
В эмиграции он написал около 40 книг, множество статей. Среди них есть произведения как на русском языке — «О Жизни Преизбыто-чествующей», «Единый поток жизни», «Жажда подлинного бытия», «Преображение мира и жизни» и др., так и на французском, английском, немецком - «DierussischeLiteraturderNeu zeitundGegenwertinihrengeistigenZusammenhae ngen», «DasheiligeMoskau» и др. Н.С. Арсеньев свободно владел двенадцатью языками. Развиваемые им идеи вызывали неизменный интерес за рубежом, однако на родине в советский период его имя замалчивалось. В нашей стране изучение творчества Н.С. Арсеньева началось с конца XX века благодаря работам A.A. Абрамова, Л.В. Довыденко, И.А. Дорошина, А.П.
Лыскова, Т.П. Ульянкиной, Л.Г. Филоновой, В.Е. Хализева, С.С. Хоружева и др.
Формирование философских взглядов Н.С. Арсеньева требует отдельного рассмотрения. Характеристика теоретических предпосылок концепции мыслителя необходима для понимания его миросозерцания.
Идейное становление Н.С. Арсеньева пришлось на конец XIX - начало XX века. В истории России эту эпоху называют «серебряным веком», а H.A. Бердяев - «русским культурным ренессансом» [1. С. 3-22], ознаменовавшимся взлетом духовной культуры. В это время происходило развитие многих философских течений, школ, разнообразных по своей мировоззренческой направленности (религиозная философия, философия революционеров-демократов и народников, философия марксизма, философия естествознания, математики, логики, языкознания, педагогики, русский космизм ...). В этой среде появилась целая плеяда русских мыслителей-идеалистов, в том числе: B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Вяч. Иванов, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, кн. С.Н. Трубецкой и кн. E.H. Трубецкой, В.Ф. Эрн и др., благодаря которым была создана оригинальная русская философия, охватившая все области философского знания (онтологию, гносеологию, антропологию, аксиологию, социальную философию, историософию, этику, эстетику и т.д.). Раскрытие идейных предпосылок учения «О жизни преизбыточествующей» Н.С. Арсеньева - одного из представителей этой когорты поможет нам осмыслить истоки русской философии.
В философском развитии Н.С. Арсеньева доминантой стало «искание и обретение Духовной Красоты мира и Надмирного» и, как верно подметил Р.В. Плетнев, его влекла к себе, прежде всего, «Красота, Духовно-Пре-красное и через нее он жаждал приблизиться к Сверх-Разуму и Сверх-Добру Божественной основы вселенной» [2. С. 176]. Особенно волновала Арсеньева тема «томления», духовной «жажды», как одной из движущих сил духовной жизни человечества вообще, как оплодотворяющая и вдохновляющая струя в жизни человеческого духа. Не случайно в отечественной и мировой философии он искал идеи и воззрения, наиболее созвучные его собственным устремлениям.
Отличительной особенностью усвоения Н.С. Арсеньевым мировой философской мысли стало то, что она воспринималась им через призму отечественной культуры, с учетом оценок ее сути русскими мыслителями. В литературе отмечено, что в духовном развитии Н.С. Арсеньева значительную роль сыграли кн. С.Н. Трубецкой, JI.M. Лопатин, B.C. Соловьев и историк литературы П.Н. Сакулин; кроме Св. Писаний и посланий отцов Церкви, в его трудах видно переработанное влияние Фридриха Шеллинга, Ивана Киреевского и Алексея Хомякова. Философия И. Канта оставила отрицательное впечатление у Н.С. Арсеньева, так как идеи его были слишком сухими, неинтересными особенно для того, кто стремился постичь религиозное значение Красоты и ее роль в истории человечества; все это было выражено во «внутреннем отпоре против Канта», неприятии его гносеологии и теории познания [3. С. 109].
Сам Н.С. Арсеньев назвал в числе главных своих духовных наставников A.C. Хомякова и В.А. Кожевникова. Однако интересовали его не только взгляды указанных мыслителей, но и тема страдания у Ф.М. Достоевского, и учение о Логосе кн. С.Н. Трубецкого и кн. E.H. Трубецкого, а также учение о всеединстве B.C. Соловьева, мистика С.Л. Франка, концепция «русской идеи» H.A. Бердяева, идеи С.Н. Булгакова, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского и др.
И все же, первостепенное значение в философском развитии Н.С. Арсеньева имели труды именно A.C. Хомякова: «Церковь одна», «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях», «Письма православного христианина», «Старое и новое». Особое внимание он уделял центральному по-
нятию его философии - «соборности». Н.С. Арсеньев стремился раскрыть идейный смысл «соборности», состоящий, в частности, в том, что «истина есть реальность, она не есть субъективная истина» [3. С. 199]. Ссылаясь на A.C. Хомякова, он пишет о том, что если кто-то из нас в жизни падает, то он страдает один, но никто в одиночку сам не спасется, а спасающийся «спасается в Церкви, как член ее, и в единстве со всеми другими ее членами»; если «верует ли кто, - он в общении Веры; любит ли — он в общении Любви; молится ли - он в общении Молитвы... Если же скажет рука, что ей не нужна кровь остального тела, и она своей крови ему не даст, рука отсохнет» [3. С. 204].
Учение о соборности A.C. Хомякова, полагает Н.С. Арсеньев, является раскрытием «учения о Божественной Любви», так как оно охватывает всего человека в его долгом, нелегком «пути к Богу» вместе с братьями. Одно послание Иоанна: «Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня», на которое опирается A.C. Хомяков, является, по мысли Н.С. Арсеньева, предтечей основного фона всей русской философии - «инкарнационного воплощения Слова, как выражения безмерного снисхождения Божественной Любви» [4. С. 19], где принцип братского общения соединяется с принципом свободы личности. По убеждению A.C. Хомякова и Н.С. Арсеньева, в соборности - весь смысл жизни и истории человечества, основа объединения всех людей.
В своих работах Н.С. Арсеньев также опирается на сочинения И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» и «О необходимости и возможности новых начал для философии». Но его вдохновляли и письма И.В. Киреевского к A.C. Хомякову. В одном из них И.В. Киреевский писал, что истинное познание нам дается только при изменении внутреннего "я", при нашем срастании с действительностью, т. к. «я должен сам переродиться, сам измениться, сам преобразиться, и только тогда можно быть способным постичь Истину и не словами, а существенно»; познание Истины есть новая жизнь, которая захватывает всего человека, его волю, чувства, внутреннее сознание, а не только какие-то логические схемы. Эти жемчужины русской мысли особенно актуальны сегодня. Кто знает об Истине только понаслышке и не живет ею, подобен, согласно Исааку Сирину, человеку, желающему утолить свою жажду
водой, нарисованной на стене. Слово - это не ящик с заключенной мыслью, а проводник, с помощью которого ее передают другим; это -не темница, куда спрятаны сокровища ума и знаний, но это — дверь, через которую они выносятся. И странный закон у этой сокровищницы: чем более знаний выпускается наружу, тем более их остается в сохранности. Благодаря И.В. Киреевскому, по убеждению Н.С. Арсеньева, в русскую философию вошли подлинные ценности «аскетическо-мистического» опыта Православной Церкви [3. С. 218].
Еще одним важным источником развития философского мировоззрения Н.С. Арсеньева следует признать творчество Ф.М. Достоевского. Выделяя его главную тему: «Страдание и ужас страдания», Н.С. Арсеньев заметил, что из этого страдания вытекает центральный вопрос духовной жизни Ф.М. Достоевского и внутренний нерв его творчества: верить ли в Бога?
Н.С. Арсеньев вывел три основные темы в творчестве Ф.М. Достоевского: «Христо-центризм», «Соборность нашего спасения» и «Преображение твари». Н.С. Арсеньев заметил, что названные три темы глубоко переплетаются между собой и преподносятся в русской мысли в ходе всего ее дальнейшего исторического развития, в течение всего трагического XX века, с различными поступающими дополнениями. Вследствие этого он ставит вопрос о новом характере познания у Ф.М. Достоевского, который неразрывно связан с нашим духовным ростом, «ибо мы должны измениться сами силою Божественного Духа, чтобы достичь этого познания». Н.С. Арсеньев назвал это -«аскетически-пневматологическим» учением о познании, т.е. учением о духовном преображении мыслящего субъекта как предпосылки подлинного познания [4. С. 30-33].
На формирование философских идей Н.С. Арсеньева оказал серьезное влияние В.А. Кожевников как своими лекциями, так и трудами, например, книгой «Философия чувства и сердца Фрица Якоби», в которой им воссоздано «философское лицо» XVIII века для обнажения идейного мещанства философов-раци-оналистов. Религиозно-философские взгляды В.А. Кожевникова были христоцентричны. Особый интерес вызывают его размышления о Пасхе. «Победа Сына Божия над смертью, Воскресение — вот стержень мировой истории. Отсюда, из этой совершившейся победы, <...> из воплощения Сына Божия вытекает и новое,
повышенное достоинство твари, реабилитация падшего творения, реабилитация ветшающей и умирающей красоты мира. Преображение мира в лучах Воплощения и Победы Сына Божия — вот затаенная основная идея, вдохновлявшая научный и мыслительный труд Кожевникова», - но этой теме, как отметил Н.С. Арсеньев, он не посвятил ни одной книги, хотя большинство его трудов пересекаются с ней.
Благодаря В.А. Кожевникову, Н.С. Арсеньев познакомился с идеями Н.Ф. Федорова, положившими начало русскому космизму. Когда Н.С. Арсеньев говорил о своем духовном учителе, то он указал, что В.А. Кожевников, хотя был учеником и другом Н.Ф. Федорова, всех его мыслей не разделял.
Н.С. Арсеньев так же писал о том, что для него Владимир Соловьев - центральная и крупнейшая фигура в истории русской философии, вдохновитель и учитель многих. Н.С. Арсенье-вым была воспринята концепция всеединства Владимира Соловьева, которая получила развитие в трудах кн. С.Н. Трубецкого. Характеризуя эволюцию его взглядов, Н.С. Арсеньев отмечал, что центральным объектом фило-софско-богословских и философско-истори-ческих размышлений и изысканий князя С.Н. Трубецкого стал Логос Божий (в более ранние годы - София, Премудрость Божья). «Он, творчески осуществляющий Свой план в создании и судьбе мира, Он - тот Разум, свет которого во тьме светит и тьма его не объяст, Он, этот Логос Божий, источник и цель, основа жизни и мира, и сокровенный его смысл, становится центром <...> его исторического бытия, центром земной, конкретной, человеческой истории - в Воплощении Своем. Слово плоть бысть, и мы видели Славу Его», - это тема Ио-анновского пролога, которая увенчала собой путь, как всех предшествующих религиозных исканий, так и всей религиозной мысли человечества, она стала основной темой для С.Н. Трубецкого. Он - редкий пример мыслителя, который захвачен «одним основным, превозмогающим созерцанием и старающийся жить согласно этому созерцанию» [3. С. 235].
Вместе с тем, усвоение Н.С. Арсеньевым концепции всеединства B.C. Соловьева было достаточно критичным. Он видел не только теоретические возможности, которые открывало это учение, но и границы подобного мышления. Религиозный напор идей Соловьева «как бы ослабляется <...> самодовольством блестящей диалектики гегелевской (или шеллинги-
анской) школы»; «эти типично гегелианские логические схемы <...> скользят подчас мимо своего предмета», - это ощутил еще Лев Шестов и он был прав, по мнению Н.С. Арсеньева. Натуралистическую струю создает «половая устремленность в его философии», которая никак не вяжется с «трепетной сосредоточенностью христианского благочестия», но играет большую роль в его миросозерцании, как считает Н.С. Арсеньев, и «трепет перед божественной Тайной как-то не всегда присущ настроениям Влад. Соловьева» [4. С. 30-33], но в последние годы его жизни христоцентризм проявился сильнее, особенно в его замечательных предсмертных «Трех Разговорах» (1900).
Особенно глубокое впечатление на Н.С. Арсеньева произвели знаменитые «Чтения о бого-человечестве» (1880) Владимира Соловьева, так как в них создатель концепции всеединства старался раскрыть слушателям «сокровенную мудрость плана Божия о мире и человеке», показывая, как все линии этого плана, словно «радиусы к центру, сходятся к воплощению Богочеловека» [5. С. 95-103]; а судьбы мира и человека, освещенные из этого центра, получают внутреннюю законченность, особый смысл. Этот смысл и «цель всего творения есть всеединство в Боге (основная и любимая мысль B.C. Соловьева)» [5. С. 95-103]. Н.С. Арсеньев также высоко ценил другой труд мыслителя - «Духовные основы жизни» (1882). «Все должно быть восстановлено, все должно быть освящено победною силою Духа», так как именно победа духовного начала над природным должна «показать свое превосходство, не истребляя и не поглощая эту побежденную природу», восстанавливая ее в новом образе бытия, потому что Воскресение - это внутреннее примирение материи и духа, с которым оно
становится как одно его реальное выражение, как духовное тело» [5. С. 95-103].
В замечательных «Пасхальных письмах» (1897) Вл. Соловьева Н.С. Арсеньев увидел не только один из фактов евангельской истории, увенчивающих земное предназначение Христа, но и «начало новой, грядущей и притом конечной, завершительной стадии в истории мира: действительной победы Жизни над Смертью, Царства Вечной Жизни» [5. С. 95-103]. «Христос воскресе!» Окончательная и отличительная истина христианства состоит «в одухотворении и обожествлении плоти» [5. С. 95-103] - в этом есть главный смысл воскресения Христова. Гимном радости всемирного воскресения звучит его замечательное «пасхальное» письмо «Христос воскресе!». «Носителем зачатка этой грядущей всеохватывающей Вечной Жизни, этого грядущего всеединства является великий организм Тела Христова - Церковь», так как «тело Христово», являющееся сначала как малый зачаток в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растет и развивается, чтобы «в конце времен обнять собою все человечество и всю природу в одном вселенском богочелове-ческом организме, потому что и остальная природа, по словам Апостола, с надеждой ожидает сынов Божиих» [5. С. 95-103], — эти мистические и глубоко православные мысли о Церкви B.C. Соловьева глубоко созвучны, по мнению Н.С. Арсеньева, учению A.C. Хомякова.
Таким образом, с помощью компаративистского анализа текстов Н.С. Арсеньева обнаружены истоки его философского миросозерцания в трудах русских мыслителей, опираясь на работы которых он создал свое собственное учение о «Жизни Преизбыточествующей».
Список литература
1. Бердяев, Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь»: (к десятилетию «Пути») // Путь, 1935. № 49 (окт./дек.).
2. Плетнев, Р.В. Н.С. Арсеньев // Русская религиозно-философская мысль XX века / Сб. статей /Под ред.: Н. П. Полторацкого. - США, Питтсбург, 1975.
3. Арсеньев, Н.С. Дары и встречи жизненного пути. - СПб., 2013. - 453 с.
4. Арсеньев, Н.С. О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века // Русская религиозно-философская мысль XX века / Под ред. Н. П. Полторацкого. - США, Питтсбург, 1975.
5. Арсеньев, Н.С. Из жизни духа. - Варшава, 1935. Эл. ресурс: http://www.russianresources.lt/ агсЫуе/Агвеп/АгБеп 3.html. С. 95-103.
Сведения об авторе
Шварова Маргарита Валентиновна - аспирант кафедры философии Балтийского федерального университета им. И. Канта. margaritasor26@mail.ru.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 94-98.
«LIFE IN ABUNDANCE»: THE CONCEPTUAL PREMISES OF N. ARSENIEV'S PHILOSOPHICAL TEACHINGS
Margarita V. Shvarova
Postgraduate Student at the Department of Philosophy, Immanuel Kant Baltic Federal University,
margaritasor26@mail. ru
The article examines the ideological background and philosophical views of N. Arsenyev, a famous Russian philosopher, cultural studies, literary critic, poet, who was in exile since 1920. It is shown that, as a witness to the revolutionary events of the early twentieth century, he advocated the philosophy of Christianity as a philosophy of love and freedom, as a genuine "philosophy of the heart" as one of the greatest gifts he has received in life.
Keywords: Russian philosophy abroad; theology, Christianity; philosophy off all-unity
References
1. Berdjaev, N.A. RusskiiduchovnyirenessansnachalaXXv. Izhurnal«Put'»: (kdesjatiletiju«Puti»)// Put'. - 1935. - № 49 (okt./dec.). [RusskiiduchovnyirenessansnachalaXXv.] 3-22p.(In Parizh).
2. Pletnev, R.V.Arsen'evN.S. // Russkajareligiozno-filosofskajamysrXXveka/ Sb. statei/podred. N.P. Poltorackogo. [N.S.Arsen'ev] Pittsburg, 1975. 18-36 p (In USA).
3. Arsen'ev, N.S. Dari i vstrechi zhiznennogo puti.fFilosofija zhizni N.S. Arsen'eva] - SPb., 2013. -453 p. (InRuss.)
4. Arsen'ev, N.S. О nekotorych osnovnych temach russkoi religioznoi mysli 19-veka //Russkaaj religiozno-filosofskaja mysl' XX veka / Pod red. N.P. Poltorackogo. [Russkaaj religiozno-filosofskaja mysl' XX veka] - Pittsburg, 1975. 18-36 p (In USA).
5. Arsen'ev, N.S. Iz zhizni ducha. Warshava. [Filosofija duschovnogo vseedinstva]. 1935. URL: http://www.russianresources.lt/archive/Arsen/Arsen_3.html.
Статья публикуется впервые, согласна на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.