УДК 159.9.01
СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
А.О. Турина*, М.Я. Дворецкая**
anna.turina.93@mail.ru*; dvoretskaya.marianna@yandex.ru**
Российский государственный педагогический университет им. Герцена г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию русской религиозной философии к. XIX — н. XX вв. При помощи историко-генетического и историко-функционального метода проанализированы основные особенности и проблемы религиозно -философского учения в истории психологии. Приводятся периодизации данного учения с точки зрения различных авторов.
Ключевые слова: русская религиозная философия, история отечественной психологии, учение о человеке, психология личности.
На протяжении всей своей истории развития отечественная психология была представлена множеством научных концепций и ставила во главу угла различные объекты и проблемы исследования. Религиозно -философская психология представляет собой одно из наиболее значимых направлений психологии к. XIX -н. XX вв. Данное течение являлось достаточно мощным и влиятельным, было представлено разнообразными концепциями и теориями, и имело огромное влияние на развитие отечественной психологии, т.к. исходило из основы духовного развития русского народа - христианского православия [5].
Русская религиозная философия - это направление в истории русской философии, возникшее на волне православного духовного возрождения второй половины XVIII века и получившее, в дальнейшем, широкое распространение среди крупнейших философов Российской империи и русского зарубежья [6].
В центре внимания данного направления всегда находился человек, основной задачей было понимание его духовной и материальной жизни, толкование веры и разума, свободы, смысла жизни, смерти, бессмертия и т.д. В отличие от экспериментальной психологии (также одного из ведущих направлений психологической мысли) религиозно-философское учение не занималось вопросами физиологии, нервной системы или регуляции поведения. Оно рассматривало человека исходя из анализа его духовной природы, духовных ценностей и потребностей, представляя его, как высшее нравственное существо.
Работы, относящиеся к данному направлению, объединяло то, что они основывались на идеях и положениях русской богословской и религиозно -философской мысли. Основоположником русской религиозной философии считается Владимир Соловьев [2]. Для русской религиозной мысли характерен христо-центризм (самоотдание Любви Божьей в Сыне его), соборность (единство в братской любви), «преображение твари» (изменение Духа) и новый характер познания Истины - изменение с помощью силы Духа Божия [1, с. 19].
Среди основных проблем русского религиозно-философского учения конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие:
1. Проблема христианской свободы. Религиозные философы трактуют свободу не как право индивида, а как свободу, реализуемую в соборной жизни, и как ответственность во имя богоподобия человека и высшего достоинства.
2018, том 2,
№ 2 (5)
Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки. История философских учений
2. Проблема соборности, рассматриваемая как духовный коллективизм, который противостоит авторитарности и индивидуализму и сохраняет свободу личности, коллективизм, не знающий принуждения и внешнего авторитета.
3. Проблема смысла жизни, соотношения тела и души, смерти и воскрешения, веры и разума человека, его призвания и активности [7].
4. Проблема мессианского предназначения России в мире, призывающая к общей христианизации мира, к сохранению преемственности поколений и устройству мировой жизни, как социальной, так и космической.
5. Гуманизм, рассматриваемый как христианская человечность, диалектика божественного и человеческого, вопросы богочеловечества.
6. Проблема сущности христианства и признания ее возможного религиозного обновления, отношения христианства к культуре, миру, современности.
7. Религиозная космология, которая рассматривает человека, как микрокосм и вершину (центр) космической жизни [5].
В свою очередь Н.П. Полторацкий также выделил круг основных вопросов и задач русской религиозной философии: проблема свободы, соборности, вопросы онтологизма, религиозного космологизма, гуманизма, религиозного антропологизма, учение о Богочеловечестве, о Царстве Божием, проблема смерти и бессмертия, правды и смысла жизни, знания и веры, познания целостным духом, проблема творчества, пути русского народа и православия и т.д. [3]. Таким образом, религиозно-философская мысль охватывала все основные вопросы жизни и культурысовременностти.
Большинство историков (В.В. Миронов, О.А. Митрошенков, Н.П. Полторацкий), характеризуя религиозно-философское учение в России называют периодом его формирования вторую половину XIX века, именно тогда, когда оно пребывало в самом расцвете и имело небывалую широту мысли. Однако некоторые авторы, в частности Л.И. Тараканова, выделяют три периода развития религиозно-философского направления в отечественной психологии, начало которому было положено во времена крещения Руси:
1. Х-ХУШ вв. - начало формирования религиозно-философского учения. Данный период восходит к началам отечественной философской мысли и древнерусской письменности. Видными представителями данного периода были Нил Сорский, Тихон Задонский, Максим Грек и др. В центре внимания были проблемы бессмертия души, в то же время проводился религиозно -психологический анализ страстей человека. В 1796 г. издана книга Ивана Михайлова «Наука о душе», которая по праву может считаться первой психологической работой.
2. XIX век. Этот период является расцветом данного направления, появляются журналы, монографии, множество статей, свидетельствующих о широкой распространенности религиозно -философского учения. К данному направлению относились как учёные-богословы из духовных семинарий, так и философы, представители академической психологии. Представителями этого этапа были архимандрит Феофан, архиепископ Никонор, митрополит Антоний Храповицкий, Н.Я. Грот, Вл. Соловьев, браться Трубецкие, Н.О. Лосский и др. Ими рассматривались такие темы, как соединение теоретического и практического разума, постижение человека не только разумом, но и совокупностью духовных сил.
3. XX век. Самый сложный и тяжелый, по мнению Таракановой, период, который охватил как взлет данного учения, так и его падение. Дореволюционную психологию представило религиозно -философское направление, которое основывалось на святоотеческом учении о душе. Представителями его были В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский и др. Психика отождествлялась с душой и рассматривалась как некая нематериальная и вневременная субстанция. Рассматривались проблемы христианской свободы, смысла
жизни и смерти, соотношение веры и разума, нравственного развития, высших духовных ценностей и т.д. Именно дореволюционная религиозная философия укрепилась как самостоятельная дисциплина, имеющая развёрнутую научную структуру психологического знания, была представлена многими направлениями и имела большой авторитет в научном сообществе. После революции вследствие идеолого-политических факторов это направление прекращает свое существование. Исследования отечественных философов и богословов данного учения продолжались за рубежом [4].
Таким образом, Л.И. Тараканова подчеркивает, что русская религиозная философия имеет глубокие корни, уходящие далеко в историю Древней Руси. Проблеме периодизации русской религиозной философии также уделил внимание Н.П. Полторацкий (русский религиозный философ и литературовед). Он отметил, что русская религиозно-философская мысль существовала и в допетровской России, однако по-настоящему оформилась лишь к середине XIX в. Полторацкий выделяет следующие периоды:
1. Середина XIX века (30-40-е гг.). В данный период на русскую мысль значительное влияние оказывал германский идеализм. Основы религиозной философии были заложены А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским.
2. Последняя четверть XIX века. Яркими представителями этого периода явились В. С. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров и др. Владимиром Соловьевым создана первая философская система.
3. Конец XIX века. Именно это время называют русским культурным ренессансом, и связан он со множеством имен: братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие,
B.В. Розанов, Д.С. Мережковский, С.Н. ,Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк,
H.О. Лосский, П.А, Флоренский и др. В данный период выпускаются религиозно -философские сборники «Проблемы идеализма» и «Вехи» и создаются сообщества в Петербурге, Москве и Киеве.
4. С 1917 года. Период эмиграции, который начался после революции. Многие религиозные мыслители покидают Россию, в эмиграции оказываются почти все видные представители русской религиозно-философской мысли. Их деятельность за пределами страны популяризировала русскую религиозную философию на мировом уровне, что окончательно оформило ее как особую школу философской мысли [3].
Таким образом, мы видим, что религиозно-философский этап развития психологии был ярким периодом расцвета психологической мысли, мыслители которого рассматривали и решали основные экзистенциальные вопросы жизни человека, делали акцент на духовную сферу личности, призывая к объединению людей и коллективизму. Теоретический анализ основных подходов к проблеме периодизаций русской религиозной философии позволил сделать вывод об отсу т-ствии единой периодизации данного течения, что осложняет его современное изучение. Перспективным направлением исследования является анализ социально-психологических условий развития русской религиозной философии и определение круга мыслителей, внесших наибольший вклад в развитие религиозно -философского учения.
Литература
I. Арсеньев Н.С. О некоторых основных темах русской религиозной мысли XIX века // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсубрг, 1975.
C. 18-36.
2. Лосский Н.О. История русской философии. Москва: Советский писатель, 1991. 480 с.
3. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия: (Философия истории России у Н.А. Бердяева)]. Нью-Йорк: Общество друзей русской культуры, 1967. 262 с.
4. Тараканова Л.И. Характеристика религиозно-философского направления в психологии России и основные периоды его развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 51. URL:
2018, том 2,
№ 2 (5)
Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки. История философских учений
http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-religiozno-filosofskogo-napravleniya-v-psihologii-rossii-i-osnovnye-periody-ego-razvitiya (дата обращения: 07.09.2017).
5. Философия: учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. 655 с.
6. Философия: учебник для вузов / Под общей редакцией В.В. Миронова. С.: Норма, 2005. 928 с.
7. Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осьмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.
Авторы публикации
Турина А.О., аспирант Российского государственного педагогического университета им. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия. Email: anna.turina.93@mail.ru
Дворецкая М.Я., доктор псих.наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия. Email: dvoretskaya.marianna@yandex.ru
FORMATION OF RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL DOCTRINE ABOUT HUMAN BEING IN THE HISTORY OF PSYCHOLOGY A.O. Turina*, M.Ya. Dvoretskaya** anna.turina.93@mail.ru*; dvoretskaya.marianna@yandex.ru** Russian State Pedagogical University Herzen, St. Petersburg, Russia
Abstract. The article is devoted to the formation and development of the Russian religious philosophy of the XIX - n. XX centuries. Using the historical-genetic and historical-functional method, the main features and problems of religious and philosophical teaching in the history of psychology are analyzed. Periodizations of this teaching are given from the point of view of various authors.
Keywords: Russian religious philosophy, the history of Russian psychology, the doctrine of man, the psychology ofpersonality.References.
References
1. Arsen'ev N.S. O nekotorykh osnovnykh temakh russkoi religioznoi mysli XIX veka // Russkaya religioz-no-filosofskaya mysl' XX veka. Sbornik statei pod red. N.P. Poltoratskogo. Pittsubrg, 1975. S. 18 -36.
2. Losskii N.O. Istoriya russkoi filosofii. Moskva: Sovetskii pisatel', 1991. 480 s.
3. Poltoratskii N.P. Berdyaev i Rossiya: (Filosofiya istorii Rossii u N. A. Berdyaeva)]. N'yu-Iork: Obsh-chestvo druzei russkoi kul'tury, 1967. 262 s.
4. Tarakanova L.I. Kharakteristika religiozno-filosofskogo napravleniya v psikhologii Rossii i osnovnye periody ego razvitiya // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2008. № 51. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-religiozno-filosofskogo-napravleniya-v-psihologii-rossii-i-osnovnye-periody-ego-razvitiya (data obrashcheniya: 07.09.2017).
5. Filosofiya: uchebnik / Pod red. prof. O.A. Mitroshenkova. M.: Gardariki, 2002. 655 s.
6. Filosofiya: uchebnik dlya vuzov / Pod obshchei redaktsiei V.V. Mironova. S.: Norma, 2005. 928 s.
7. Mukhametzyanova F.G., Shabel'nikov V.K., Os'mina E.V., Korzhova E.Yu., Rudykhina O.V. Razmysh-leniya i predstavleniya o fenomene sub"ektnosti v razlichnykh obrazovatel'nykh prostranstvakh. Kazan': Izdatel'skii tsentr Universiteta upravleniya «TISBI», 2016. 252 s.
Authors of the publication A. Turina, graduate student of the Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia. Email: anna.turina.93@mail.ru
M. Dvoretskaya, doctor of psychology, professor of the Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia. Email: dvoretskaya.marianna@yandex.ru
Дата поступления 22.12.2017.