Научная статья на тему 'О здоровьесберегающей компоненте образовательно реабилитационного комплекса по инженерной графике при модульно-рейтинговой системе обучения студентов инвалидов по слуху'

О здоровьесберегающей компоненте образовательно реабилитационного комплекса по инженерной графике при модульно-рейтинговой системе обучения студентов инвалидов по слуху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунина И. Н.

Последние десятилетия в нашей стране отмечены коренными изменениями политических, экономических, социальных и идеологических структур общества, его демократизацией и гуманизацией. Позитивным результатом этих сложных процессов явилось признание обществом ценности и самодостаточности личности людей с ограниченными возможностями здоровья. Мировая статистика констатирует, что в настоящее время более 10% населения земного шара это люди с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и по слуху), и в ближайшие десятилетия их количество возрастет почти в 2,5 раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О здоровьесберегающей компоненте образовательно реабилитационного комплекса по инженерной графике при модульно-рейтинговой системе обучения студентов инвалидов по слуху»

электронное научно-техническое издание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эл № фс 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025. ISSN 1994-0408

77-30569/288781 О здоровьесберегающей компоненте образовательно -реабилитационного комплекса по инженерной графике при модульно-рейтинговой системе обучения студентов инвалидов по слуху

# 01, январь 2012 автор: Лунина И. Н.

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Последние десятилетия в нашей стране отмечены коренными изменениями политических, экономических, социальных и идеологических структур общества, его демократизацией и гуманизацией. Позитивным результатом этих сложных процессов явилось признание обществом ценности и самодостаточности личности людей с ограниченными возможностями здоровья. Мировая статистика констатирует, что в настоящее время более 10% населения земного шара - это люди с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и по слуху), и в ближайшие десятилетия их количество возрастет почти в 2,5 раза.

До ХУ! века обучение глухих людей считалось невозможным. Глухой человек был «закрыт» для общения с обучающим, ведь он не только не слышал, но и не говорил. Нередко глухоту принимали за умственную отсталость. Однако испанский монах-бенедиктинец Педро Понсе де Леон, пользуясь жестовой речью, письмом и дактилологией, обучил устной речи двенадцать глухих учеников и тем самым разрушил миф о необучаемости неслышащих людей, на практике показал гуманистическую роль педагога и решающее значение специальных педагогических условий в преодолении дефекта слуха и его последствий.

В последующие столетия отношение к неслышащим людям и их проблемам изменилось настолько, что в 1934 году Московский механико-машиностроительный институт им. Баумана (в настоящее время - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) первым в России и в мире начал обучать инвалидов по слуху по программам высшего профессионального технического образования. Студенты с недостатками слуха обучались вместе со слышащими на основе интегративного подхода, по общепринятой вузовской системе обучения, без специальной педагогической поддержки. Такой вариант интегрированного образования был чрезвычайно трудным испытанием их воли и здоровья, однако начало было положено, и на их примере было доказано, что студенты-инвалиды по слуху могут обучаться в технических вузах общего типа.

Высшее образование позволяет инвалидам приобрести интересную профессию, высокую квалификацию, успешно конкурировать на рынке труда, однако необходимо констатировать, что оно может явиться инвалидизирующим, стрессовым фактором для студентов и обострить многочисленные сопутствующие заболевания.

Для обеспечения доступности обучения плохослышащим студентам в техническом вузе в условиях безбарьерной образовательной среды был создан ГУИМЦ - Г оловной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, в котором разработана и успешно применяется система непрерывного многоуровневого интегрированного профессионального образования инвалидов по слуху. Эта система потребовала разработки комплекса мер по методической, организационной, практической, медицинской, социальной, специализированной педагогической поддержке данного контингента студентов на всех этапах образовательного процесса, и в том числе, при изучении курса инженерной графики.

Инженерная графика (ИГ), включающая в себя начертательную геометрию, техническое черчение, техническое рисование и компьютерную графику, является одной из сложных и в значительной степени новых учебных дисциплин, изучаемых студентами на первом курсе. Освоение курса ИГ плохослышащими студентами-первокурсниками сопряжено с трудностями, одни из которых являются общими для большинства первокурсников, а другие - вызваны психофизиологическими особенностями данного контингента студентов.

Одной из сложнейших проблем студентов-первокурсников с недостатками слуха в техническом университете является проблема коммуникации в новой для них обстановке. Традиционные для вузов общего типа методики и технологии проведения занятий (лекций, упражнений, лабораторных работ и т.д.) рассчитаны на слышащих студентов и опираются, в основном, на вербальную передачу учебной информации (до 90 %). Труднопреодолимые барьеры в восприятии и усвоении графического и текстового учебного материала во время лекций и семинаров создаются такими психофизиологическими особенностями глухих и плохослышащих студентов, как: низкая эффективность вербального зрительно-артикуляционного восприятия учебного материала, ограниченность знаний и умений, обусловленная барьерностью восприятия информации, недостаточно развитое абстрактное мышление, заторможенность в переключении внимания с текстовой информации на графическую, низкая скорость и плохое качество конспектирования из-за слаборазвитой тонкой моторики, недостаточно развитая и нестабильная эмоционально-волевая сфера, плохое запоминание учебного материала (текстового и графического), слабость навыков актуализации знаний. Перечисленные трудности в ряде случаев усугубляются дополнительными серьезными проблемами со здоровьем: со зрением, с последствиями ДЦП и наличием других заболеваний.

Выявленные трудности привели к необходимости разработки специализированного образовательно-реабилитационного комплекса (ОРК) [1 - 4] по инженерной графике, обеспечивающего создание безбарьерной образовательной среды и способствующего здоровьесбережению при инклюзивном обучении студентов-инвалидов по слуху в техническом университете.

Основные особенности ОРК:

- рациональное использование современных информационных технологий на всех этапах учебного процесса и максимальная визуализация учебного материала, что снижает барьеры восприятия для данного контингента студентов, создаваемые традиционными вербальными технологиями, и дает существенный выигрыш в качестве и времени освоения учебного материала. С 2003 г. материалы по ИГ находятся в свободном доступе в Федеральном образовательном портале «Инженерное образование»;

- коррекция информационного наполнения курса по содержанию и форме в направлении сжатия и структурирования, что облегчает понимание логики курса;

- сочетание ручной и компьютерной проработки учебного материала студентами с недостатками слуха, что способствует развитию тонкой моторики и оптимизирует долю работы на компьютерах;

- построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными образовательно-реабилитационными траекториями студентов, что способствует освоению каждым студентом учебного материала курса ИГ в соответствии с идеей природосообразности и гуманности обучения;

- вовлечение студентов в научно-технический поиск, что способствует их личностной реабилитации и самоутверждению.

В текущем 2011/2012 учебном году в МГТУ им. Н.Э. Баумана введена модульно-рейтинговая система (МРС) образования, в соответствии с которой дисциплины курса ИГ разбиваются на законченные смысловые разделы - модули. Каждый модуль включает в себя теоретическую часть (лекции по начертательной геометрии и пояснительные лекции по черчению) и практическую часть, закрепляющую знания и навыки (семинары, домашние задания). Модуль завершается рубежным контролем, оценивающим сумму накопленных знаний и навыков.

Заботясь о здоровье студентов ГУИМЦ, мы разделили учебный материал I семестра (как по начертательной геометрии, так и по техническому черчению) только на два модуля, поскольку рубежный контроль - достаточно серьезная психо-физиологическая нагрузка для студента-инвалида по слуху.

Учитывая, что первокурсник - это вчерашний школьник, которому трудно сразу перестроиться на вузовскую систему обучения, тем более, заключенную в незнакомые ему модульно-рейтинговые рамки, мы ввели в середине каждого из двух модулей тесты для проверки степени усвоения учебного материала на промежуточных этапах обучения. Результаты тестов сразу выявили часть студентов, которым необходима «неотложная» учебно-методическая помощь. Тесты рассчитаны на 5 - 10 минут и включают вопросы по основным понятиям данного модуля.

Рубежный контроль проводится на последней неделе модуля в часы занятий по билетам, предполагающим решение графической задачи и ответы на вопросы по теме модуля. Необходимость подготовки к ответу на теоретический вопрос, формулированию и проговариванию вслух ответа имеет развивающее значение для плохослышащих и, часто, плохоговорящих студентов ГУИМЦ.

Баллы по каждому модулю складываются из баллов за выполнение домашних заданий, за тесты и рубежные контроли, за личностные качества. Оценка за личностные качества учитывает своевременное и правильное ведение рабочих тетрадей, регулярное посещение аудиторных занятий и консультаций, активность и инициативность на занятиях.

Итоговая оценка по дисциплине зависит от суммы баллов за модули. Накопление баллов идет постепенно.

Следует отметить, что результаты первого модуля (первой составляющей будущей итоговой суммы баллов) объективно показали каждому студенту состояние его учебных дел, и это заметно активизировало работу.

Набранные суммарные баллы по всем модулям курса могут позволить студенту в конце семестра получить положительные итоговые оценки без сдачи экзамена (по начертательной геометрии) и дифференцированного зачета (по техническому черчению), которые всегда являются источниками стресса, однако не всегда гарантируют адекватность реальных знаний студента и полученной оценки.

Для проведения двух тестов, двух рубежных контролей и одного итогового контроля по начертательной геометрии, двух тестов, двух рубежных контролей и одного итогового контроля по техническому черчению нами разработаны и внедрены в учебный процесс комплекты билетов для каждого из вышеназванных контрольных мероприятий.

Следует отметить, что МРС дает возможность заработать дополнительные баллы за инициативную работу по написанию рефератов и выступлению с докладами, что инициирует развитие творческих способностей, волевых качеств и раскрытие индивидуальностей студентов на фоне положительных эмоций, сопровождающих данные процессы. Это хорошо согласуется с ежегодной работой многих наших студентов по линии СНТО и их выступлениями с докладами на конференциях «Студенческая весна".

Таким образом, анализируя первые результаты, уже можно констатировать, что применение модульно-рейтинговой системы образования поддерживает и усиливает здоровьсберегающую компоненту образовательно-реабилитационного комплекса по инженерной графике для студентов-инвалидов по слуху за счет:

- организации аудиторной и самостоятельной работы студентов в режиме, снижающем их физические и моральные перегрузки как в течение семестра, так, особенно - в конце его;

- создания щадящего режима порционного, поэтапного освоения и контроля знаний и навыков, соответствующего порционности восприятия информации человеком с дефектами слуха и хорошо коррелирующегося с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Таким образом, применение образовательно-реабилитационного комплекса по ИГ

в сочетании с модульно-рейтинговой системой организации учебного процесса, оправдавшей себя в различных университетах стран, входящих в Болонскую систему, представляется особенно полезным для сбережения здоровья студентов-инвалидов по слуху.

Список литературы

1. Лунина И.Н., Покровская М.В. Учебно-методический комплекс по начертательной геометрии и инженерной графике: (для слабослышащих студентов). Том 1. Теоретическая часть // http://www.inforeg.ru ФГУП «Информрегистр». 2006.

URLhttp://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/matasp?id=7040 (дата обращения 14.12.2010).

2. Лунина И.Н., Покровская М.В. Учебно-методический комплекс по начертательной геометрии и инженерной графике: (для слабослышащих студентов). Том 2. Практическая часть // http://www.inforeg.ru ФГУП «Информрегистр». 2006.

URLhttp://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/mat.asp?id=7178 (дата обращения 14.12.2010).

3. Лунина И.Н., Покровская М.В. Учебно-методический комплекс по начертательной геометрии и инженерной графике: (для слабослышащих студентов). Том 3. Сборник задач и тестов // http://www.inforeg.ш ФГУП «Информрегистр». 2006.

URLhttp://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/mat.asp?id=7179 (дата обращения 14.12.2010).

4. Лунина И.Н., Покровская М.В. Учебно-методический комплекс по начертательной геометрии и инженерной графике: (для слабослышащих студентов). Том 4. Сборник учебно-методических материалов для самостоятельной работы студентов

// http://www.inforeg.ru ФГУП «Информрегистр». 2006.

URLhttp://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/mat.asp?id=7180 (дата обращения 14.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.