Научная статья на тему 'Инженерная графика в образовании слабослышащих студентов'

Инженерная графика в образовании слабослышащих студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТКРНАЯ ГРАФИКА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунина И. Н., Покровская М. В.

ОбычныйИз всего многообразия знаковых систем и языков, созданных мировой культурой, графический язык является уникальным в представлении научно-технической информации, что позволяет ему стать профессионально-ориентированным языком в инжиниринге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунина И. Н., Покровская М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная графика в образовании слабослышащих студентов»

Первые

публикации

Программы и программные системы

электронное научно-1ехническое издание

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

___Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0420900025. ISSN 1994-0408_

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА В ОБРАЗОВАНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ

#6 июнь 2006

ФОТОРЕПОРТАЖИ

Учебные

программы

Студенческая

Общие

проблемы

инженерного

образования

Инженер в современной России

Экобионика

Зарубежное

образование

История

технического

прогресса

Будущий

инженер

Вне рубрик

Расширеный поиск Подписаться на новости

ПОИСК

Ред. совет Специальности Рецензентам Авторам Архив Логин

Лунина И.Н., Покровская М.В.,

каф. «Инженерная графика» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА В ОБРАЗОВАНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ

Из всего многообразия знаковых систем и языков, созданных мировой культурой, графический язык является уникальным в представлении научно-технической информации, что позволяет ему стать профессионально-ориентированным языком в инжиниринге.

Этот язык - древнейший из языков мира. Он универсален: любая визуализация информации об объектах, процессах и явлениях в любой области человеческих знаний осуществляется средствами графического языка, алфавитом которого является визуальный ряд графических фигур — точек, отрезков прямых и дуг плоских кривых линий. Это — международный язык общения, точный, наглядный и лаконичный.

Необходимость уплотнения огромного объема информации, развитие новых ин

грамотности инженеров. Графическая культура становится второй грамотностью, одной из составляющих профессиональной инженерной компетентности.

Особую роль язык графики играет в техническом образовании людей с недостатками слуха. В профессиональном плане язык графики необходим глухим инженерам как международный язык профессионального технического общения, понятный без вербального сопровождения. В социальном плане владение графическим языком играет для глухих особую коммуникативную роль, разрешая без помощи слов проблему понимания. Визуальная образованность позволяет наглядно отображать любые объекты и процессы, что помогает глухим студентам снимать барьеры в освоении других дисциплин. В личностном плане геометро-графическая грамотность способствует развитию творческого мышления, что дает глухому инженеру дополнительный шанс к достижению успеха в мире конкуренции.

В МГТУ им. Н.Э.Баумана предмет «Инженерная графика» является одной из базовых дисциплин в образовании слабослышащих студентов. Он включает блок дисциплин, взаимно дополняющих и поддерживающих друг друга.

Начертательная геометрия развивает пространственное мышление, слабо развитое у глухих студентов, их способности к анализу, синтезу и преобразованию геометрических форм, что особенно необходимо при современной идеологии проектирования.

Техническое черчение дает навыки чтения и составления технической документации, работа с которой доступна и комфортна для этого контингента.

Технический рисунок развивает образное мышление и тонкую моторику, связанную с улучшением речи студентов со слухоречевыми нарушениями.

Компьютерная графика как новая информационная технология обеспечивает выигрыш во времени и качестве, как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности, а также безбарьерный выход в общемировое информационное пространство.

С целью методической поддержки курса для слабослышащих студентов нами впервые

СОБЫТИЯ

III Международная научно-практическая конференция "Информационная среда вуза XXI века "

Третья Международная конференция «MOSCOW Education Online 2009»

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА

13.07.2009

РИА "Новости " > 13.07.2009 > Около 28 тысяч студентов вузов переведены с платных на бюджетные места в 2009 году

8.07.2009

Письмо Рособразования от

29.05.2009 N 20-353 " О Конкурсе

2009 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых РАН..." '

1.07.2009

Интерфакс > 01.07.2009 > Глава Рособрнадзора: Процедура аккредитации вузов претерпит изменения

24.06.2009

Интерфакс > 23.06.2009 > Путин: при подготовке нового бюджета

расходы на науку и образование должны быть оптимизированы

17.06.2009

Управление персоналом и расчет зарплаты в решениях Epicor

Пресс-релизы

Библиотека

Конференции

Выставки

Доска объявлений

Архив

Ассоциация технических Университетов Информация о проекте Авторы

Координационный совет

весна

Пароль

ВХОДІ

регистрация! забыли пароль ?1

разработан и внедрен в учебный процесс специализированный Учебно-методический комплекс (УМК) по названным дисциплинам с применением новых информационных технологий на всех этапах учебного процесса. Его особенность состоит в том, что, сохраняя традиции классического курса инженерной графики, он методически ориентирован на психофизиологические особенности студентов-инвалидов по слуху.

Учебно-методический комплекс формировался как единая система теоретических и практических занятий с поэтапной компьютерной поддержкой и контролем знаний в условиях аудиторной и внеаудиторной работы с поддержкой специально разработанных дидактических материалов.

Основные направления разработки:

• Модернизация формы изложения учебного материала на базе новых информационных технологий в виде электронных лекций, упражнений, лабораторных работ, учебных пособий.

• Изменение организации учебного процесса в сторону увеличения самостоятельной работы студентов, в том числе и на персональных компьютерах.

• Корректировка учебного материала в соответствии с необходимостью уплотнения знаний и формирования индивидуальных образовательных траекторий.

• Мониторинг усвоения знаний и навыков.

• Вовлечение студентов в научно-технический поиск и активизация мотивационной составляющей образования.

Для реализации намеченной программы были осуществлены следующие разработки.

Для курса «Начертательная геометрия» была разработана его электронная версия в системе А^оСАБ с использованием технологий ЫТМЬ, содержащая следующие разделы: руководство пользователю, меню-содержание, блоки лекций, словарь терминов, список литературы. Программа обеспечивает быстрое перемещение по материалу курса и поиск терминов с помощью всплывающих подсказок.

Структура лекций организована в двух окнах. В правом окне дается конспект текстовой составляющей. Левое окно оставлено для графической части. Смена слоев «Дано», «Построения» и «Решение» создает динамический ритм восприятия. Использование цветовой палитры дает возможность расставить смысловые графические акценты.

Для обеспечения выигрыша в качестве и времени освоения учебного материала был разработан раздаточный материал в виде рабочей тетради для лекций.

Для упражнений по начертательной геометрии, призванных закрепить лекционный теоретический материал, разработана рабочая тетрадь, в которой студенты самостоятельно решают задачи с применением карандаша, линейки и циркуля. Пояснения и помощь преподавателя осуществляются с привлечением ПК, для чего был разработан электронный вариант этой рабочей тетради. Он содержит план решения каждой из задач с соответствующими ему поэтапными построениями. Такая информационная поддержка позволяет диверсифицировать организацию занятий в зависимости от сложности материала и уровня подготовленности контингента.

Подобная организация занятий позволяет создавать и корректировать индивидуальные образовательные траектории, варьируя степень помощи и сложность предлагаемых задач. Для усиления мотивации при изучении курса предложен блок задач практического применения. Опыт показал, что необходимо избегать ловушки, расставляемой информационными технологиями — элементарного электронного копирования излагаемого материала, так как устойчивое запоминание возможно лишь в соответствии с тактикой «увидеть-понять-выполнить», с учетом тесной психофизиологической связи визуальной и моторной памяти.

Одной из инновациий при изучении курса является включение в УМК блока наглядных изображений по теме «Пересечение геометрических фигур», выполненных в твердотельном варианте в системе AutoCAD, для развития пространственного воображения.

Мониторинг усвоения знаний и навыков осуществляется применением системы тестов по каждой изучаемой теме и контрольных работ. При этом один и тот же содержательный тестовый материал реализуется в разных информационных форматах: в электронном варианте с выдачей оценок и времени выполнения задания, с помощью пульта для тестирования, комбинированной системой — экранным заданием и ответом вручную.

Инновационные технологии используются также при изучении технического черчения — одного из блоков УМК. Занятия организованы в виде лабораторных работ. Каждое занятие начинается с краткой вступительной лекции, выводимой на электронную доску и записываемой студентами на листах раздаточного материала с «окнами» аналогично лекционной рабочей тетради. На занятиях широко используются возможности документ-камеры для демонстрации особенностей различных деталей и узлов.

Для изучения различных разделов ГОСТов разработана тетрадь для лабораторных работ. Ее информационное обеспечение выполнено аналогично тетради для упражнений по начертательной геометрии. В помощь проведению лабораторных работ подготовлены методические указания в бумажном и электронном вариантах.

Не отступая от традиционных навыков представления графической информации (эскизирование и работа с циркулем и линейкой) при выполнении семестровых заданий (плоский контур, чертежи деталей и сборочных единиц), мы заложили в концепцию УМК проработку этих же заданий с применением новых информационных технологий, как в 2D, так и в 3D вариантах.

Эксклюзивный курс «История графики в контексте мировой культуры» (доц. Покровская М.В.) представлен в виде презентационной программы.

Концепция УМК была реализована на технической базе Мультимедийной аудитории-студии ГУИМЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Результаты применения разработанного учебно-методического комплекса в учебном процессе показали эффективность усвоения знаний и умений, повышение интереса студентов к предмету.

Новые информационные технологии расширили возможности для научно-технического творчества студентов. В предшествующие годы слабослышащие студенты выступали с докладами на темы: «Научная и деловая графика», «Этот удивительный, многоликий тор», «Аналогии в приемах египетской и современной графики» и др.

Наиболее яркой из таких работ была презентация на студенческой конференции 2005 года темы «Через геометрию — в мир техники», посвященной 175-летию МГТУ им Н.Э.Баумана. В подготовке конференции принимала участие команда из 15 студентов 1-го и 2-го курсов. Продолжая традиции ИМТУ по созданию коллекций наглядных учебных пособий, студенты разработали коллекцию виртуальных моделей, включающую геометрические модели (каркасные, поверхностные, твердотельные) простейших геометрических фигур, деталей и сборочных единиц и осуществили презентационный дизайн.

С помощью цифровой фототехники студенты представили образцы практического применения этих фигур в технике и архитектуре, что позволило им увидеть красоту геометрических форм в окружающем мире.

Наш опыт работы со слабослышащими студентами подтвердил убеждение в том, что инженерное творчество начинается со студенческих лет. А для этих студентов такой творческий старт особенно важен, так как он помогает реализовать их девиз: «Мы такие же, как все!».

Тематические рубрики:

• Наука в образовании: Электронное научное издание

Ассоциация технических Университетов Вузы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационное агентство

Координационный совет Новости УМО Вузов

' " І. [email protected]

телефон (8499)

263-68-67 & В5ТАСКБИ0иР

© 2003-2009 «Наука и образование: электронное научно-техническое издание»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.