гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
08.04.2005 года состоялось заседание Президиума Академии медицинской информациологии, на котором были сформулированы приведенные ниже предложения для Минздравсоцразвития России по интенсификации процесса информатизации здравоохранения России.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СТРАТЕГИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
1
Информатизация здравоохранения России переживает сложный период своего развития. С одной стороны, переход к бюджетно-стра-ховой схеме функционирования системы обусловил стремительный процесс компьютеризации ЛПУ, СМО, ТФОМС, а с другой, - отсутствие системности и организационной упорядоченности в условиях неподготовленности руководителей ЛПУ и медицинских кадров. Приход в СМО, Фонды и коммерческие структуры специалистов, не представляющих себе цели и задачи ЛПУ, структуру системы здравоохранения, особенности процессов управления охраной здоровья населения, усугубил имеющиеся проблемы.
Этой ситуации в значительной степени способствовали принятие различных моделей взаимодействия участников ОМС, различный уровень развития инфраструктуры информатизации здравоохранения на территориях РФ, разрушение вертикали власти, сопровождавшееся частой сменой руководителей органов здравоохранения в центре и на местах. Результатом сложившейся ситуации явилось значительное торможение в решении проблем развития информатизации и накопление новых проблем, требующих своего решения. В документе приводится описание наиболее существенных из них.
Главная проблема - это восстановление управления процессом информатизации, связанным с его планированием, координацией и контролем как в сфере деятельности Минздравсоцразвития России, так и администрации субъектов РФ. С нашей точки зрения, их решение связано с необходимостью проведения ряда мероприятий.
гчш
www.idmz.ru кЛ
2005,
1. Организационные мероприятия по восстановлению управления процессом информатизации здравоохранения
1.1. Восстановить в ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения структуры, ответственные за организацию планирования, координации и контроля за ходом процесса информатизации. ЦНИИОИЗ назначить головной организацией в области информатизации и менеджмента в здравоохранении.
1.2. Активизировать работу Ассоциации медицинской информатики, организовать деятельность Экспертного Совета Ассоциации для решения проблем единого информационного пространства в здравоохранении, включая мониторинг качества деятельности социальных институтов, ЛПУ и их ресурсного обеспечения. В состав этого Совета в первую очередь должны войти ученые и специалисты, имеющие опыт разработки и внедрения реальных проектов и обладающие авторитетом в субъектах РФ.
1.3. Регламентировать порядок взаимодействия МИАЦ в решении задач информатизации, восстановить деятельность Совета директоров МИАЦ на базе ЦНИИОИЗ.
1.4. Регламентировать порядок взаимодействия субъектов территориального уровня, включая МИАЦ, ТФОМС, ЦГСЭН и социального обеспечения в процессе поддержания единого информационного пространства.
1.5. Создать единую систему статистического учета и отчетности структур информатизации здравоохранения, соцобеспечения и санэпид-надзора.
1.6. Проводить конкурсы на лучшие проекты в Экспертном Совете Ассоциации медицинской информатики, которые затем рекомендовать для внедрения на территориях субъектов РФ.
1.7. Определить и утвердить список базовых территорий-полигонов в административных ре-
гионах РФ, участвующих в разработке и испытании типовых проектов комплексной информатизации здравоохранения и социальной сферы для последующего их внедрения на территориях РФ.
1.8. Включить в типовое соглашение Мин-здравсоцразвития России с руководителями субъектов РФ по проблемам здравоохранения и социального развития вопросы развития информационных технологий с регламентацией ответственности сторон соглашения.
2. Формирование новой стратегии информатизации
в условиях организационных и структурных преобразований отрасли
Для решения стратегических задач развития информатизации здравоохранения и эффективного использования информационных ресурсов необходимо выполнить следующие мероприятия.
2.1. Разработать новую редакцию Концепции информатизации здравоохранения России с учетом мероприятий программы текущей реформы здравоохранения и социального обеспечения.
2.2. На основе утвержденной Концепции разработать Федеральную программу информатизации здравоохранения и социального обеспечения на 2007-2010 гг.
2.3. Инициировать ускорение решения проблемы введения на законной основе идентификационного номера гражданина, имеющего огромное значение для информатизации управления социальной, финансовой, правовой и другими сферами общественной жизни.
3. Научно-методические мероприятия
3.1. Разработать и утвердить систему стандартных иерархически связанных показателей целевых функций системы здравоохранения в
«8
>
гчшш
ЬЛ1
и информационные
технологии
целом, отдельных подсистем, специализированных и функциональных служб здравоохранения, ЛПУ и их подразделений, отдельных сотрудников этих подразделений, уровень реализации которых и являлся бы критерием оценки их деятельности и влиял на уровень оплаты труда и меры морального поощрения.
3.2. Продолжить работу по реформированию медицинской статистики, имея с целью унификации групп заболеваний и отдельных нозологических форм для сквозного анализа заболеваемости, временной утраты трудоспособности, ин-валидизации и смертности, что позволит системно оценивать социальные и экономические потери, связанные с отрицательными исходами заболеваний, и строить динамические эпид-модели для прогнозирования и планирования потребных ресурсов по профилям патологии.
3.3. При разработке первичных учетных документов учитывать возможность формирования статистических данных, которые необходимы для управления внутренними процессами в ЛПУ.
3.4. Рассмотреть и утвердить классификацию медицинских информационных систем, отражающую описание объектов и субъектов здравоохранения, решаемых социальных задач, пользователей системами различных видов и классов.
3.5. Разработать и внедрить единую систему классификаторов понятий здравоохранения и социального развития.
3.6. Определить основные информационные контуры здравоохранения и разработать информационные модели, включающие формализованные описания субъектов и объектов информационного контура, формализованное описание потоков данных, алгоритмов обработки информации.
3.7. Разработать пакет документов по нормативному регулированию в области медицинской информатики, создать технический комитет по стандартизации в области медицинской информатики на базе ЦНИИОИЗ.
3.8. Создать центр испытаний программной продукции, действующей в здравоохранении, и сформировать регистр программной продукции на базе ЦНИИОИЗ.
3.9. Сформировать центр правового регулирования в области медицинской информатики.
4. Мероприятия по повышению мотивации и ресурсного потенциала информатизации здравоохранения
Ведущее значение в темпах информатизации здравоохранения принадлежит отношению руководителей всех уровней и медицинских работников, а также финансовому обеспечению и финансовой самостоятельности ЛПУ. Эти два фактора и определяют мотивацию и психологический настрой медицинских работников к внедрению, освоению и активному использованию информационных технологий.
Принцип значения первого руководителя в реализации информатизации здравоохранения территории субъекта РФ (министр или заведующий департаментом здравоохранения), лечебного учреждения (главный врач) был сформулирован давно. Однако существенный дефицит ресурсов на оказание медицинской помощи, зачастую отсутствие познаний в области медицинской информатики и ее возможностей в менеджменте медицинской деятельности или отсутствие финансовой самостоятельности (территориальная централизованная бухгалтерия) препятствуют формированию активной позиции руководителей к внедрению средств информатизации. К этому следует добавить пассивное отношение большинства руководителей вышестоящих уровней к процессу информатизации. Данное положение подтверждается тем, что активное внедрение медицинских информационных технологий наблюдается в ведомственных ЛПУ, располагающих необходимыми ресурсами (Газпром, МПС, Центробанк и многие другие).
С места событий_www.idmz.ru _
2005, №4 ^
Многолетняя практика внедрения автоматизированных систем (АСУ) в деятельность учреждений, в том числе и медицинских, показала, что процессу информатизации должен сопутствовать процесс совершенствования и упорядочения технологий управления. Только в этом случае АСУ становится эффективным инструментом. Исходя их вышеизложенного, прогрессу внедрения ИТ должны способствовать следующие мероприятия:
4.1. Новый экономический механизм оплаты оказания медицинской помощи по пролеченному пациенту в первичной помощи (семейный врач, поликлиника), а не «вал» медицинских услуг.
4.2. Полный персонифицированный учет всего комплекса медицинских услуг и сопутствующих затрат на пролеченного пациента в стационарах.
4.3. Развитие новых организационно-правовых форм медицинских учреждений - некоммерческих автономных учреждений и некоммерческих автономных организаций.
4.4. Обеспечение оплаты сотрудников ЛПУ по объему и качеству выполненной ими работы,
включая специальное премирование сотрудников, участвующих в процессе внедрения компьютерных технологий в работу ЛПУ.
4.5. Введение в обязательном порядке при аттестации руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением прохождения курса повышения квалификации по проблемам менеджмента и медицинской информатики. Совершенствование программы и методики преподавания медицинской информатики в соответствии со стандартами учебных планов всех факультетов медицинских ВУЗов.
4.6. Совершенствование форм и методов медицинского образования на основе использования мультимедийных компьютерных технологий, методов дистанционного обучения с использованием систем 1п1ете1.
4.7. При формировании бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований выделять отдельной строкой затраты на приобретение средств вычислительной техники (ВТ) и затраты на содержание и обслуживание действующих систем (за счет бюджета или средств ОМС).
Михайлова Ю.В., д.м.н., профессор, Президент Ассоциации медицинской информатики, директор Центрального НИИорганизации и информатизации здравоохранения МЗ и СР РФ
Гаспарян С.А., д.м.н., президент МАИ, академик МАИ, профессор кафедры медицинской кибернетики и информатики РГМУ, заслуженный деятель науки Кудрина В.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской статистики и информатики
Киселев А.С., д.м.н, профессор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ и СР РФ
Зекий О.Е., д.м.н, профессор ММА им. И.М.Сеченова,начальник отдела автоматизации Клинического Центра ММА им.И.М.Сеченова Пашкина Е.С., к.м.н., в.н.с. РГМУ Венедиктов Д.Д., член-корреспондент РАМН Столбов А.П., к.т.н., зам.директора МИАЦ РАМН
Лебедев Г.С., к.т.н., заместитель директора по информатизации Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ и СР РФ Зарубина Т.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского ГМУ