Научная статья на тему 'О взаимодействии следователя и оперуполномоченного при решении задачи по установлению места нахождения похищенного имущества'

О взаимодействии следователя и оперуполномоченного при решении задачи по установлению места нахождения похищенного имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
688
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ РАБОТНИК / ПОХИЩЕНИЕ / ИМУЩЕСТВО / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС / СOOPERATION / INVESTIGATOR / OPERATIVE REPRESENTATIVE / THEFT / PROPERTY / OFFICIAL / INVESTIGATION-OPERATIVE GROUP / CRIMINAL-JUDICIAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данильян Александр Сергеевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователя и оперативного работника в ходе решения задачи по установлению места нахождения похищенного имущества, а также предложения о внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях улучшения их деятельности в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данильян Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article considers the problems of investigator and operative representative cooperation by solving tasks in the Establishment of stolen property Location. The suggestions about introductions in Criminal-Judicial code of the Russian Federation with a view to improve their activity in future are examined in this article too.

Текст научной работы на тему «О взаимодействии следователя и оперуполномоченного при решении задачи по установлению места нахождения похищенного имущества»

Данильян Александр Сергеевич

преподаватель кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (тел.: 89181303143)

О взаимодействии следователя и оперуполномоченного при решении задачи по установлению места нахождения похищенного имущества

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователя и оперативного работника в ходе решения задачи по установлению места нахождения похищенного имущества, а также предложения о внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях улучшения их деятельности в перспективе.

Annotation

The present article considers the problems of investigator and operative representative cooperation by solving tasks in the Establishment of stolen property Location. The suggestions about introductions in Criminal-Judicial code of the Russian Federation with a view to improve their activity in future are examined in this article too.

Ключевые слова: взаимодействие,следователь, оперативный работник, похищение, имущество, должностное лицо, следственно-оперативная группа, уголовно-процессуальный кодекс.

Key words: ^operation, investigator, operative representative, theft, property, official, investigation-operative group, criminal-judicial code.

ффективность расследования и I установления места нахождения похищенного имущества на первоначальном этапе в значительной степени зависит от успешности взаимодействия следователя и оперуполномоченного органов внутренних дел.

Очень точно определил роль судебного следователя в организации взаимодействия в ходе расследования один из основоположников науки криминалистики Г. Гросс в конце XIX в.: "...Направление всего следствия всегда должно быть в руках следователя, и полиция должна работать по его точным поручениям. Как именно она их исполняет, это может быть, по обстоятельствам дела, представлено в ее полное ведение, но инициатива должна исходить от следователя. Правильное положение полиции будет отведено в том случае, если судебный следователь не будет себя возвышать, не будет унижать перед полицией и, в интересах дела, будет работать с ней рука об руку, будет постоянно сообщать ей о новых обстоятельствах,

добытых им, и только то поставит себе в заслугу, что доведет дело до удачного конца. Но раз судебный следователь, без всякой со своей стороны надменности, будет работать рука об руку с полицией, то он должен самым настойчивым образом требовать и поставить дело так, чтобы руководство и направление действиями полиции всецело перешло к нему, чтобы ничто не происходило без его ведома, и чтобы все его поручения исполнялись по его указаниям. С таким положением всякий верный своему долгу полицейский чиновник охотно и добровольно согласится, а это лишь послужит на пользу делу правосудия. Судебный следователь же будет иметь в своем распоряжении лиц, ему переданных, которые, с доверием относясь к нему, скоро и точно будут исполнять все его поручения. Но следователь должен хорошо знать этих людей, знать их вообще и знать их взгляды по каждому отдельному делу" [1].

Само понятие "взаимодействие" не допускает различного толкования и обычно трактуется как

192

взаимная связь двух явлений, их взаимное воздействие [2].

Взаимодействие следователя и оперативного работника - это, прежде всего, их совместная деятельность, поэтому оно не может сводиться, например, только к даче следователем оперативному работнику поручения о выполнении отдельного следственного действия и исполнению этого действия. Поручения подобного рода, тем более единичные, являются, по сути дела, эпизодической помощью. Нужно иметь в виду, что следователь не связан обязанностью непременно реализовать свое право по привлечению оперативного работника при расследовании каждого уголовного дела. Это он делает в случае необходимости [3].

В каждом конкретном случае взаимодействие следователя с оперативным работником должно обеспечивать достижение нужного результата.

Взаимодействие следователя и оперативного работника строится на основании следующих принципов:

соблюдения законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

комплексного использования сил и средств органов внутренних дел; согласованности планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

персональной ответственности следователя, дознавателя, начальника подразделения дознания, руководителей следственного подразделения, подразделений,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, милиции общественной безопасности за своевременность, качество проведения и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

персональной ответственности руководителей экспертно-криминалистических подразделений за своевременность, качество проводимых экспертных исследований;

непрерывности взаимодействия на всех этапах раскрытия и расследования преступлений вплоть до направления уголовного дела в суд после утверждения прокурором обвинительного заключения (обвинительного акта);

независимости следователя, дознавателя, руководителя следственного подразделения, начальника подразделения дознания в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

самостоятельности сотрудников оперативных подразделений и должностных лиц органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также экспертно-криминалистических подразделений в

й в при

193

выборе применяемых ими средств и методов оперативно-розыскной и экспертной деятельности [4].

Как показывает изучение практики борьбы с преступностью совместные действия следователя и оперативного работника приводят к положительным результатам оперативно-розыскной деятельности.

Взаимодействие следователя и оперативного работника при установлении места нахождения похищенного имущества осуществляется в форме:

совместного планирования деятельности по выявлению и установлению места нахождения похищенного имущества;

взаимного обмена информацией между следователем и оперативным работником;

обеспечения постоянного оперативного сопровождения хода расследования;

использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и процессе решения иных задач расследования;

дачи следователем поручений и их исполнения оперативным работником;

привлечения оперативного работника к участию в отдельных следственных действиях [5].

Указанные формы взаимодействия могут проходить:

в рамках следственно-оперативной группы [6]; путем привлечения оперативных работников к участию в следственном действии (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2. ст. 163, ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

Следует особо отметить, что во всех случаях взаимодействия следователя и оперативного работника должна учитываться их психологическая совместимость, иначе их совместная работа может не принести ожидаемых результатов.

Несмотря на то, что взаимодействие следователя и оперативного работника осуществляется постоянно в процессе расследования преступлений в рамках следственно-оперативной группы, оно не получило законодательного закрепления. Правовая регламентация осуществляется на основе ведомственного приказа МВД России.

Нельзя не согласиться с мнением В.М. Юрина о том, что "обоснованием для создания следственно-оперативной группы не может служить ст. 163 УПК, в которой раскрывается механизм предварительного следствия по уголовному делу, в частности, одна из форм производства следствия - ведение такового следственной группой. Этой формой следствия можно воспользоваться в случае сложности уголовного дела или большого объема предстоящей работы. Во всех других случаях применяется обычный порядок, то есть следствие

ведет один следователь. Следственно-оперативная группа - это не форма производства следствия, но эта форма имеет отношение к расследованию. Это - форма взаимодействия следователя и оперативных работников; она обеспечивает более тесное взаимодействие участников расследования" [7].

На наш взгляд, функции и элементы участников следственно-оперативной группы можно усмотреть и в ч. 5 ст. 164 УПК РФ, поскольку следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6-8 настоящего Уголовно-процессуального кодекса, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ. Кроме того, при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ). Следователь также вправе привлекать к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

Тем не менее, в ч. 7 ст. 164 УПК РФ недостаточно убедительно представляется привлечение к участию в следственном действии должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Возникают вопросы следующего характера. Почему именно должностное лицо, а не оперативный работник (оперуполномоченный)? Кого считать должностным лицом? Нет и разъяснения о должностном лице в основных понятиях, используемых в настоящем Кодексе (ст. 5 УПК). Складывается впечатление, что указанная норма носит декларативный характер, так как не содержит четких предписаний в полномочиях должностного лица.

По нашему мнению, в целях исключения кривотолков, необходимо внести в ч. 7 ст. 164 УПК РФ изменение следующего характера:

- из ч. 7 ст. 164 УПК РФ исключить слова "должностное лицо" и заменить их словами "оперативного работника (оперуполномоченного)",

и далее по тексту.

С учетом элементов взаимодействия, отраженных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164 и др.), мы придерживаемся мнений большинства авторов и поддерживаем их позицию относительно того, что необходимо создать в настоящем Кодексе отдельную главу о взаимодействии, где будут отражены, во-первых, процессуальный порядок взаимодействия всех подразделений и служб органов правоохранительный системы, а во-вторых, исключена возможность издания внутриведомственных нормативных актов, не соответствующих нормам УПК.

1. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. -Новое издание, перепечатанное с издания 1908 г. М, 2002. С. 21-22.

2. См. : Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 63.

3. См.: Пархоменко В.И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты) / под ред. - заслуж. деят. науки Российской Федерации, докт. юрид. наук, проф.

B.П. Лаврова. М.: Издательство "Юрлитинформ", 2006. С. 10.

4. Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России № 280 от 26 марта 2008 г.

5. См.: Криминалистика: учеб. для студентов вузов /под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 541.

6. Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России № 280 от 26 марта 2008 г.

7. См.: Юрин В.М. Формы взаимодействия в расследовании // Законность. 2003. № 1.

C. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.