Научная статья на тему 'О высшем юридическом образовании в Российской Федерации'

О высшем юридическом образовании в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законодательство / Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» / Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» / образовательная деятельность / высшее образование / высшее юридическое образование / legislation / Federal law of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation» / Decree of the President of the Russian Federation «On measures to improve higher legal education in the Russian Federa- tion» / educational activities / higher education / higher legal education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Владиславовна Устинова

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о высшем юридическом образовании в Российской Федерации высказано несколько суждений: представление высшего образования в виде нескольких уровней представляется несовершенным; высшее образование необходимо унифицировать; высшее образование может быть результатом обучения исключительно в высших учебных заведениях; специализация высшего образования допустима посредством выделения его разновидностей (в частности, высшее юридическое образование); высшее образование необходимо урегулировать в Федеральном законе РФ «О высшем образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Владиславовна Устинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Higher Legal Education in the Russian Federation

The article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on higher legal education in the Russian Federation made several judgments: representation of higher education in the form of several levels is imperfect; higher education needs to be unified; higher education can be the result of training exclusively in higher education institutions; specialization of higher education is permissible, through the allocation of its varieties (in particular, higher legal education); higher education must be regulated in the Federal law of the Russian Federation «On higher education in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «О высшем юридическом образовании в Российской Федерации»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10117

О высшем юридическом образовании в Российской Федерации

About Higher Legal Education in the Russian Federation

Екатерина Владиславовна УСТИНОВА,

доктор педагогических наук, профессор Центра лингвистики

и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о высшем юридическом образовании в Российской Федерации высказано несколько суждений: представление высшего образования в виде нескольких уровней представляется несовершенным; высшее образование необходимо унифицировать; высшее образование может быть результатом обучения исключительно в высших учебных заведениях; специализация высшего образования допустима посредством выделения его разновидностей (в частности, высшее юридическое образование); высшее образование необходимо урегулировать в Федеральном законе РФ «О высшем образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: законодательство, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», образовательная деятельность, высшее образование, высшее юридическое образование

Abstract. The article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on higher legal education in the Russian Federation made several judgments: representation of higher education in the form of several levels is imperfect; higher education needs to be unified; higher education can be the result of training exclusively in higher education institutions; specialization of higher education is permissible, through the allocation of its varieties (in particular, higher legal education); higher education must be regulated in the Federal law of the Russian Federation «On higher education in the Russian Federation».

Key words: legislation, Federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On education in the Russian Federation», Decree of the President of the Russian Federation «On measures to improve higher legal education in the Russian Federation», educational activities, higher education, higher legal education

Предметом данной статьи является высшее юридическое образование в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, A.A. Кирилловых, сфокусировав внимание на «перспективах совершенствования системы высших учебных заведений», обосновала следующее суждение: «Следовательно, для формирования единой системы вузов и решения общих задач государственной политики в высшем образовании необходимо совершенствовать организационно-правовые формы взаимодействия центральных и отраслевых министерств (ве-

домств), а также негосударственного сектора в высшем образовании посредством: 1) оптимизации управленческих связей между центральными (стержневыми) и отраслевыми (ведомственными) органами управления высшими учебными заведениями; развития механизмов суборди-национно-координационных отношений посредством ведомственных соглашений и совместных управленческих решений в части вопросов деятельности вузов; 2) совершенствованием внутренней структуры Министерства образования и науки путем создания профильного органа по общим вопросам функционирования вузов (госу-

дарственных и негосударственных), не входящих в систему Рособразования»1.

И.В. Киселев смог определить «влияние международных процессов на содержание конституционного права на получение высшего образования в Российской Федерации»: «Итак, интеграция российского высшего образования в международную образовательную среду и влияние международных образовательных процессов на отечественную систему высшего образования детерминировали содержание субъективного конституционного права на получение высшего образования»2.

Об этом же фактически пишет и А.Н. Козы-рин: «Развернувшаяся реформа российского образования, процессы интернационализации в сфере высшего образования, создание единого европейского образовательного пространства и вхождение России в Болонский процесс делают теоретические исследования системы нормативно-правового регулирования образования особо актуальными»; «В активизировавшихся в последнее время дискуссиях о путях и формах систематизации российского образовательного законодательства предлагаются различные варианты — принятие Кодекса об образовании РФ, включение норм Закона о высшем образовании в действующий Закон РФ «Об образовании» и др. Вхождение России в Болонский процесс и необходимость имплементации соответствующих международно-правовых норм во внутреннее законодательство Российской Федерации позволяют по-новому взглянуть на будущее Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» как на своего рода адаптер российского законодательства к новым международно-правовым реалиям, обусловленным участием России в формировании единого европейского образовательного пространства»3.

А.А. Соловьев посвятил свое исследование «такому новому квалификационному требованию к судебным представителям, содержащемуся в Кодексе административного судопроизводства РФ, как наличие высшего юридического образования»4.

К.А. Стрельников сфокусировал внимание на «перспективах системы высшего образования в системе МВД России» («Система высшего профессионального образования в МВД России представляет собой единый механизм, обеспечивающий потребность органов внутренних дел в кадрах. Как и любая система, она не лишена недостатков и требует совершенствования. Но ее упразднение или сокращение не будет иметь положительного эффекта для органов внутренних дел.

Поэтому повышение эффективности предлагается проводить в рамках уже имеющейся системы, не заменяя ее неотработанной и неапроби-рованной»)5.

И.М. Мацкевич рассмотрел «проблемы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации)». «При очевидном увеличении количества людей, имеющих ученые степени, в стране наблюдается дефицит кадров высшей квалификации. Но без кадров высшей квалификации невозможно говорить о поступательном развитии страны. Можно сказать и более жестко — без кадров высшей квалификации нет будущего страны, и вряд ли в этом тезисе есть хоть какое-либо преуве-личение»6.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства об образовании в Российской Федерации. В первую очередь, обратимся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (ст. 43).

Положения Конституции РФ детализированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ. Речь идет о Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.7 «1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование... 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функциони-

218

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

рования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» (ст. 1).

В ст. 10 Федерального закона РФ от 21 декабря 2012 г. обнаруживаем представление системы образования по уровням, в том числе и высшего образования: «5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации». Иначе говоря, высшее образование ныне является многоуровневым и рассматривается в качестве разновидности «профессионального образования»8.

В одном подзаконном нормативном правовом акте предпринята попытка определить содержание высшего юридического образования. Речь идет об Указе Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Феде-рации»9, в преамбуле которого говорится: «В целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации...».

Вероятно, принятие данного подзаконного нормативного правового акта побуждает некоторых ученых к фактическому гипертрофированию высшего юридического образования (посредством, например, разработки «методик преподавания юриспруденции в высшей школе»10).

Таким образом, высшее образование в Российской Федерации, как разновидность профессионального образования, фактически является многоуровневым. С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

(1) представление высшего образования в виде нескольких уровней представляется несовершенным;

(2) высшее образование необходимо унифицировать;

(3) высшее образование может быть результатом обучения исключительно в высших учебных заведениях;

(4) специализация высшего образования допустима посредством выделения его разновидностей (в частности, высшее юридическое образование);

(5) высшее образование необходимо урегулировать в Федеральном законе РФ «О высшем образовании в Российской Федерации».

1 См.: Кирилловых АА. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений: правовой аспект // Юридическое образование и наука. 2008. № 2.

2 См.: Киселев И.В. Влияние международных процессов на содержание конституционного права на получение высшего образования в Российской Федерации // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 1. С. 15—19.

3 См.: Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.

4 См.: Соловьев АА. Высшее юридическое образование как обязательное квалификационное требование к судебным представителям // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2015. № 3. С. 98—105.

5 См.: Стрельников КА. К вопросу о перспективах системы высшего образования в системе МВД России // Юридическое образование и наука. 2009. № 2.

6 См.: Мацкевич И.М. Концепция подготовки научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации) // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 2—10.

7 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598; ...; 2019. № 18. Ст. 2209.

8 О критическом походе к подобным нововведениям подробнее см., например: Эриашвили Н.Д., Осавелюк А.М., Галузо В.Н. Образование и воспитание и Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2015. № 1. С. 71—75; Галузо В.Н., Никонович С.Л. О реформировании высшего образования в Российской Федерации // Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 8 мая 2015 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015. С. 33—39.

9 См.: СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.

10 См. об этом, например: Осавелюк А.М. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: Учеб. пособие. М.: РГТЭУ, 2013; Он же. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: Учебное пособие. 3-е изд., перераб.и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.