С. Б. Глушаченко, Л. В. Метелева, Э. В. Морозова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Миссия юридического образования заключается в подготовке и формировании высокопрофессиональных специалистов, которые могут качественно работать в различных сферах юриспруденции, а также защищать интересы общества и государства. В России в настоящее время можно наблюдать повышенный интерес к наиболее актуальным и дискуссионным вопросам высшего профессионального образования. К причинам подобного интереса можно отнести изменения общей социальной и экономической ситуации в нашей стране и в мире. Это было отражено в актуальных редакциях федеральных государственных стандартов в сфере высшего профессионального образования. Таким образом, эти изменения затронули и направление «Юриспруденция» в положениях нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Ключевые слова: высшее образование, юридическое образование, юрист, бакалавр, магистр.
S. Glushachenko, L. Meteleva, E. Morozova HIGHER LEGAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
The mission of legal education is to prepare and shape highly qualified professionals capable of working efficiently in all areas of jurisprudence, as well as protecting the interests of society and the state. Higher legal education is now facing a number of challenging questions of immediate importance; they are being widely discussed in Russia. This interest is due to the changes in the overall socio-economic situation both within our country and in the world in general. Federal higher education standards, including the standards for legal education, have kept up with the changes as outlined in the Federal Law No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation " of 29 December 2019.
Keywords: higher education, legal education, lawyer, bachelor, master.
Юридическое образование имеет большое значение в становлении правового государства и гражданского общества. Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской системой образования, является повышение его качественных характеристик. Юридическое образование играет важнейшую роль в повышении правовой культуры, поскольку от уровня знаний и
профессиональных умений юридических кадров зависят законотворческая и правоохранительная деятельность, правовое воспитание и правовая культура.
Образование представляет собой сложную и взаимосвязанную систему, включающую в себя множество участников и складывающихся между ними разнообразных отношений, основанных на государ-
ственной регламентации. В современном мире образовательная система должна быть стабильна и при этом обладать возможностью динамичного развития.
Право на образование гарантировано каждому статьей 43 Конституции Российской Федерации. Основы юридического образования закреплены на конституционном уровне, а именно: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и обеспечиваются правосудием; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; исполнять обязанности федеральных судей имеют право лишь граждане Российской Федерации, достигшие определенного законом возраста, получившие высшее юридическое образование и опыт юридической работы пять лет.
Таким образом, для реализации конституционных норм государство обязано организовать качественную систему юридического образования для подготовки высококвалифицированных юридических специалистов.
Анализируя конституционную ценность, присущую образованию в сфере юриспруденции, Н. С. Бондарь указывает, что частные и публичные начала в конституционном праве представляют собой наиболее значимые конституционные достоинства, в том числе и право на юридическое образование [3, с. 4-13]. В то же время правовой статус указанных конституционных достоинств, по его мнению, подводит нас к выводу, что, во-первых, они являются элементами основ конституционного строя (ст. 7 Конституции Российской Федерации) и, во-вторых, представляют собой составляющую конституционного статуса лично-
сти (ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Конституционные положения конкретизируются в системе федерального законодательства. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (действует в редакции от 03.08.2018 г.) (далее также — Закон об образовании) — комплексный основополагающий документ, интегрирующий в себе не только основные нормы, но и положения, которые определяют отношения в отдельных институтах образования. Закон об образовании призван урегулировать взаимоотношения участников образовательной деятельности, является гарантом соблюдения прав и свобод каждого субъекта на получение установленного уровня юридического образования.
Структура нормативно-правовых актов в данной сфере представляет собой совокупность стандартов в сфере образования, установленных федеральными органами государственной власти, а также требований, программ в сфере образования различного вида уровня и направленности. Данные нормативы реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, непосредственно педагогическими работниками, родителями и законными представителями обучающихся.
Наряду с указанными к субъектам образовательной деятельности относятся также федеральные государственные органы власти и региональные органы власти России, реализующие функцию государственного управления в сфере образования совместно с органами муниципалитета; консультативные, совещательные и иные органы; организации, деятельность которых направлена на обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.
Уровни профессионального образования закреплены в Законе об образовании (ч. 5 ст. 10): речь идет о среднем профессиональном образовании; высшем образовании — бакалавриате; высшем образовании — спе-
циалитете, магистратуре; высшем образовании — подготовке кадров высшей квалификации.
Рядом нормативных актов предусмотрено наличие высшего юридического образования как обязательное условие занятия определенной профессиональной деятельностью или должности. Это касается органов правосудия, прокуратуры, следствия, внутренних дел, нотариата, адвокатуры. В частности, это следующие законы: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в действующей редакции), Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным судом Российской Федерации 11.02.1993 г. № 4462-1), Закон Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (в действующей редакции), Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (в действующей редакции), Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации», Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Требование иметь высшее юридическое образование предъявлено также к представителям в суде по административным делам (ч. 1 ст. 55 Кодекса административного производства Российской Федерации).
В настоящее время Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому как в арбитражном, так и в гражданском процессе представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности. Данный закон вступит в силу со дня начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного суда Российской Федерации, о чем он должен объявить не позднее 1 октября 2019 г.
Нормативные положения, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и федеральных законах, определяют необходимость установления уровня общей и специальной профессиональной подготовки выпускников высших юридических заведений и факультетов юриспруденции. В России в течение многих лет существуют две тенденции в организации высшего образования в области юриспруденции, одна из них направлена на его универсальность и фундаментальность, а вторая — на конкретную специализацию. По мнению В. В. Захарова, осуществление профессиональной подготовки обосновывалось фундаментальностью как наиболее перспективной моделью юридического образования; вместе с тем действительность требовала более узких специалистов, способных решать профессиональные задачи [7, с. 27-31].
Положениями Закона об образовании определено, что высшее образование
должно обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям в сфере общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворить потребности каждой личности в таких сферах, как интеллектуальное, культурное и нравственное развитие, углубление и расширение образования, повышение научно-педагогической квалификации. Сегодня подготовка работников юриспруденции ведется на основании утвержденных приказами Минобрнауки РФ стандартов подготовки бакалавров и магистров. Приказ Минобрнауки России от 17.09.2009 г. № 337 утвердил перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр». Направлению подготовки «Юриспруденция» присвоен код 030900.
Указ Президента РФ от 26.05.2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» определил необходимость проведения работы по совершенствованию стандартов в сфере юриспруденции. Главной задачей юридического образования установлено сочетание теоретических основ и знаний практико-при-кладного характера. В соответствии с Указом Президента РФ Правительству РФ необходимо обеспечить разработку и общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция», которые предусматривают увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» выявил необходимость совершенствовать объем практической части образовательных программ в рамках высшего профес-
сионального образования. По мнению А. С. Подшибякина, в юридическом образовании наблюдается нарушение системности, которая должна достигаться посредством четкой структурно-логической схемы прохождения учебных дисциплин, базирующейся на четкой системе права [11, с. 38].
Соотношение фундаментальной и специализированной моделей юридического образования находит отражение в соответствующих федеральных государственных образовательных стандартах (далее — ФГОС).
Согласно ст. 2 Закона об образовании ФГОС представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 утверждены Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений.
Одним из действующих на сегодняшний день является ФГОС высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция уровня бакалавриата» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511). В п. 5.1 названного ФГОС указывается, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы конкретные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом программа бакалавриата, направленная на освоение таких компетенций, воплощающих в себе систему профессиональных требований к юристу, делится на две части: базовую — обязательную часть и вариативную часть, формируемую вузами.
Также необходимо отметить ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)», утвержденный Приказом Мин-обрнауки Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 1763. Согласно п. 6.2 Федерального государственного образовательного стандарта для магистров, каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. По этому поводу В. Я. Колдин [8, с. 10-13] пишет: «Бакалавриат дает общую юридическую подготовку и специализацию для решения профессиональных юридических задач среднего уровня сложности. Магистратура, помимо общеюридической подготовки, обеспечивает глубокую профессиональную специализацию для решения юридических задач высокого уровня сложности».
Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены три федеральных государственных образовательных стандарта высшего образования уровня специалитета: ФГОС высшего образования уровня специалитета по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.11.2016 г. № 1424); ФГОС высшего образования уровня специ-алитета по специальности 40.05.01 «Пра -вовое обеспечение национальной безопасности» (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2016 г. № 1614); ФГОС высшего образования уровня специали-тета по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.02.2017 г. № 144).
В соответствии с Перечнем специальностей высшего образования — специалите-та, утвержденного Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (действует в редакции
от 11.04.2017 г.), специальности 40.05.01, 40.05.02 и 40.05.04 уровня специалитета отнесены к укрупненной группе специальностей «Юриспруденция» и каждой из них соответствует присваиваемая лицам, прошедшим обучение, квалификация «Юрист».
Указанными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования уровня специалитета предусмотрено, что при разработке и реализации программы специалитета образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и в соответствии с которым выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Действующее законодательство закрепляет два вида образовательных стандартов. Помимо указанных видов федеральных государственных образовательных стандартов, предусматриваются возможности для разработки образовательных стандартов, которые определяются в качестве совокупности обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Образовательные организации высшего образования имеют право утверждать свои образовательные стандарты, к ним относятся Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» определяет, что МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов.
Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332 (ред. от 13.04.2018 г.) определен дополнительный перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, а именно: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Военная академия Министерства обороны Российской Федерации, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Российский университет транспорта (МИИТ).
В настоящее время необходимость специализации при подготовке студентов в юридических вузах является общепризнанной. По мнению В. Я. Колдина, необходимо формирование профессиональной модели юриста широкого профиля, а также поиск различных форм специализации выпускников, способных реализоваться в организационно-правовой форме различных профессий [8].
А. В. Бычков и Ю. П. Гармаев, анализируя преимущества специализации обучающихся, которые планируют профессиональную деятельность, в частности, в органах предварительного следствия, приходят к выводу, что к завершению обучения студент, несмотря на отсутствие трудового
стажа, на практическом и на теоретическом уровнях является подготовленным и квалифицированным молодым специалистом. Такой работник имеет возможность успешного карьерного роста, специализируясь на расследовании дел изученной категории [3, с. 17-22].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего юридического образования регламентируют содержание образовательной программы и ее разделение на две части, базовую и вариативную. По окончании освоения дисциплин базовой части образовательной программы обучающимся предоставляется возможность выбора специализации, обычно это происходит после второго года обучения. В соответствии с общей характеристикой юридического образования, предложенной В. В. Ершовым, в Российской Федерации выделяют классическую и специализированную теоретические модели высшего юридического образования. Первая модель преподается на структурных подразделениях высших учебных заведений — юридических факультетах. Вторая модель реализуется в специализированных учебных заведениях и определяется усиленной подготовкой и глубокими исследованиями [4, с. 73-76].
В целях развития качественного юридического образования и подготовки специалистов высокой квалификации необходимо следовать четкому соблюдению госстандарта по объему и по количеству учебных предметов. Преподавать дисциплины, в основе которых не только отрасли, а институты отдельных отраслей права, можно на завершающем курсе с учетом выбранной специализации. Базовая подготовка должна вестись четко в соответствии со стандартом.
Юридическое образование в России необходимо развивать и расширять в интересах общества и государства, это окажет положительное влияние на повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбузов С. В. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С. В. Арбузов, Т. В. Бережная, И. А. Володько и др.; под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
2. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 544 с.
3. Бычков А. В. Практическая составляющая обучения в профессиональной стратегии студента-юриста уголовно-правовой специализации / А. В. Бычков, Ю. П. Гармаев // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 17-22.
4. Ершов В. В. Высшее юридическое образование и трудовое право в России: актуальные вопросы теории и практики // Трудовое право. 2010. № 4. С. 73-76.
5. Захаров В. В. Модернизация военно-юридического образования в России во второй половине XIX столетия // Военно-юридический журнал. 2010. № 5. С. 27-31.
6. Ильина Т. Н. Попытка введения специализации на юридических факультетах российских университетов во второй половине XIX в. // Юридическое образование и наука. 2013. № 3. С. 20-23.
7. Канцеляров А. В. Закон о статусе судей требует корректировок // Администратор суда. 2017. № 3. С. 38-40.
8. Колдин В. Я. Концепция профессиональной подготовки юриста широкого профиля // Юридическое образование и наука. 2009. № 4. С. 10-13.
9. Корнийчук Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. М.: Альфа-Пресс, 2006. 201 с.
10. Малаховский А. Эксперт Минобрнауки поможет решить ВС, какое образование нужно кандидату в судьи // Право.ги. URL: https://pravo.ru/news/view/147239/.
11. Подшибякин А. С. О проблемах юридического образования (мнимых и реальных) // Юридическое образование и наука. 2008. №4. С. 36-39.
12. Шафиров В. М. Конституция, отраслевое право, правоприменение // Российская юстиция. 2016. № 3. С. 2-3.
13. Яковлев В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012. 488 с.
REFERENCES
1. Arbuzov S. V. Konstitutsionnoe pravo: universitetskiy kurs: uchebnik: v 2 t. / S. V. Arbuzov, T. V. Be-rezhnaya, I. A. Volodko i dr.; pod red. A. I. Kazannika, A. N. Kostyukova. M.: Prospekt, 2015. T. 1. 432 s.
2. Bondar N. S. Sudebnyiy konstitutsionalizm v Rossii v svete konstitutsionnogo pravosudiya. M.: Norma; Infra-M, 2011. 544 s.
3. Byichkov A. V. Prakticheskaya sostavlyayuschaya obucheniya v professionalnoy strategii studenta-yurista ugolovno-pravovoy spetsializatsii / A. V. Byichkov, Yu. P. Garmaev // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 2. S. 17-22.
4. Ershov V. V. Vyisshee yuridicheskoe obrazovanie i trudovoe pravo v Rossii: aktualnyie voprosyi teorii i praktiki // Trudovoe pravo. 2010. № 4. S. 73-76.
5. Zaharov V. V. Modernizatsiya voenno-yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroy polovine XIX stoletiya // Voenno-yuridicheskiy zhurnal. 2010. № 5. S. 27-31.
6. Ilina T. N. Popyitka vvedeniya spetsializatsii na yuridicheskih fakultetah rossiyskih universitetov vo vtoroy polovine XIX v. // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 3. S. 20-23.
7. Kantselyarov A. V. Zakon o statuse sudey trebuet korrektirovok // Administrator suda. 2017. № 3. S. 38-40.
8. Koldin V. Ya. Kontseptsiya professionalnoy podgotovki yurista shirokogo profilya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 4. S. 10-13.
9. Korniychuk G. A. Gosudarstvennyie sluzhaschie. Osobennosti regulirovaniya truda. M.: Alfa-Press, 2006. 201 s.
10. Malahovskiy A. Ekspert Minobrnauki pomozhet reshit VS, kakoe obrazovanie nuzhno kandidatu v sudi // Pravo.ru. URL: https://pravo.ru/news/view/147239/.
11. Podshibyakin A. S. O problemah yuridicheskogo obrazovaniya (mnimyih i realnyih) // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2008. № 4. S. 36-39.
12. Shafirov V. M. Konstitutsiya, otraslevoe pravo, pravoprimenenie // Rossiyskaya yustitsiya. 2016. № 3. S. 2-3.
13. Yakovlev V. F. Pravovoe gosudarstvo: voprosyi formirovaniya. M.: Statut, 2012. 488 s.
А. В. Рабош, С. А. Сидоров, И. Л. Честнов
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ
В статье излагаются вызовы юридической науке и системе образования. Они обусловлены спецификой постсовременного социума. К ним относится изменение картины мира, статуса научного знания и системы классического образования. Изменение системы образования определяется его коммерциализацией и бюрократизацией. Специфика юридического образования связана с юридификацией или сверхрегулированием всех сторон жизни современного общества. В связи с этим основной акцент в преподавании юридических дисциплин должен быть сделан на принципах права, составляющих основные положения в данной отрасли права. В такой ситуации принципиально важную роль начинает играть теория государства и права. Она должна преподаваться не только на первом курсе как пропедевтика в отраслевые юридические дисциплины (или догматика права), но и на последующих курсах и включать в себя такие междисциплинарные темы, как теория доказательств, юридическая техника, социология и философия права и др.
Ключевые слова: вызовы постсовременности, система преподавания юриспруденции, юридическая наука, теория государства и права.
A. Rabosh, S. Sidorov, I. Chestnov
METHODOLOGY FOR TEACHING LEGAL DISCIPLINES WHEN FACED WITH THE CHALLENGES OF POST-MODERN SOCIETY
This article outlines the challenges to legal scholarship and the education system that arise from the features unique to post-modern society. These challenges include the overhaul of the dominant worldview, as well as changes to the status of academic knowledge and the system of classical education. The changes to the education system are driven by its commercialization and bureaucratization. What makes legal education different is, however, the proliferation of legislation and over-regulation of all the facets of modern society. Legal education should, therefore, focus on teaching key legal principles that a particular area of law is based upon, with a crucial role played by the theory of state and law. This theory should not only be taught in the first year as an introduction into other areas of law (or as the theory of law's foundations), but also in subsequent years. It should also include such interdisciplinary fields as evidence theory, legal writing, sociology and philosophy of law, etc.
Keywords: challenges of post-modern society, the system of legal education, legal scholarship, the theory of state and law.
Преподавание юриспруденции сегодня сталкивается с серьезными методологическими вызовами. Они обусловлены, во-первых, историческим и социокультурным контекстом постсовременного социума и, во-вторых, спецификой эволюции юрис-
пруденции как науки, так и учебной дисциплины. При этом «внутренние» изменения, происходящие в юриспруденции, определяются «внешними» факторами — контекстом эпохи и спецификой постсовременной социокультурной ситуации, именуемой