Oleynikova Valeriya
ON INTRODUCTION OF TRAINING IN MEDICAL SCIENCES IN THEOLOGY SCHOOLS AND ECCLESSIASTICAL ACADEMIES AT THE TURN OF XVIII-XIX CENTURIES
FSBI “SRI of Medicine history” of RAMS, Moscow, B. Nikolovorobinsky Lane, 7
This report covers recreation of comprehensive, true and scientific history of training of personnel for medical relief. Having studied the archives I found that the first issues of training students of ecclesiastical academies and theology schools in “medicine basics” and basic skills of medical assistance emerged in 1798. The Edicts of Emperor Paul I and Alexander I followed as the result of this initiative. According to these Edicts, the medical training was introduced in many Russian theology schools during 1802-1808. The training course included physics, phytology, anatomy, physiology, surgery and therapy. The training stopped in 1808 under the report of the Holy Synod due to lack of necessary financial resources and material and technical basis.
Key words: spiritual аcademy, seminaries, education, medical care
Олейникова Валерия Сергеевна
О ВВЕДЕНИИ ПРЕПО ДАВАНИЯ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЯХ И СЕМИНАРИЯХ НА РУБЕЖЕ XVПI-XIX ВЕКОВ
ФГБУ НИИ истории медицины РАМН; Москва, Б.Николоворобинский пер., д. 7,
стр.15
Настоящее сообщение посвящено воссозданию целостной научно-достоверной истории подготовки кадров для оказания медицинской помощи населению. В результате исследования архивного материала, было выявлено, что первые вопросы обучения студентов духовных академий и семинарий «началам медицины» и элементарным навыкам оказания медицинской помощи был поставлен в 1798 г. В результате этой инициативы в высших государственных инстанциях последовали указы Императора Павла I, а затем Александра I. В соответствии с этими указами в течение 18021808 гг. обучение медицине было введено во многих семинариях России. В программу обучения входили физика, ботаника, анатомия, физиология, хирургия и терапия. В 1808 г. по докладу Святейшего Синода преподавание было прекращено в связи с отсутствием необходимых финансовых ресурсов и материально технической базы.
Ключевые слова: духовные семинарии, духовные академии, обучение, медицинская помощь.
—---------- —
~ 320 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Во второй половине 18 - начале 19 веков возникает и постепенно утверждается принципиально новое отношение государства к медицине как сфере научно-практической деятельности. Одной из основных причин происшедших изменений, стали результаты исследований эпидемических конституций. Эти исследования позволили установить, что во-первых, причины эпидемий изучаемы и предотвратимы, а во-вторых предупредительные меры в отношении заболеваний способны реализоваться лишь в случае их неукоснительного исполнения всем населением, что становилось возможным только при условии активного вмешательства государства.
Рассматривая этот период, вся совокупность знаний, о государственном управлении носила название «полицейской науки». Ее предметная область была столь же широка, как и сфера управленческой деятельности государства, поэтому, возникшая в середине 18 в. в совокупности интересов политиков, экономистов, правоведов и врачей новая отрасль государственного управления получила название «медицинская полиция».
Согласно замыслу основоположников медицинской полиции новая отрасль государственного управления представляла собой научно обоснованный и законодательно закрепленный комплекс мер непрерывного вмешательства государства в жизнь и поведение индивидуумов с целью «охраны и восстановления их здоровья» в интересах общей, т.е. государственной, безопасности.
Комплекс медико-полицейских мер, разработанный и реализованный, включал пять главных направлений деятельности органов государственной власти. Первое: введение прямого государ-
ственного администрирования деятельности врачей в области изучения эпидемических конституций, борьбы с эпидемиями и реализации иных общегосударственных «врачебных мер по охране и восстановлению здоровья подданных». Второе: разработка совместными усилиями врачей и правоведов специального врачебно-санитарного законодательства. Третье: борьба с шарлатанами и обеспечение населения квалифицированными врачами посредством кардинального реформирования систем медицинского образования. Четвертое: формирование
государственной системы помощи нуждающимся и социально незащищенным группам населения (престарелым и инвалидам, малообеспеченным семьям, нищим и др.). Пятое: осуществление конкретных мероприятий, направленных на формирование здоровых условий жизни, питания и трудовой деятельности.
В России, решением вопросов о сборе информации об эпидемических случаях, обеспечением населения квалифицированными врачами, организацией медицинской помощи населению и т.п., занималась Медицинская коллегия. Во главе Медицинской коллегии в 1791 г. был назначен выдающийся администратор и государственный деятель А.И. Васильев. По инициативе А.И. Васильева в 1797 г. был решен вопрос о создании подчиненных Медицинской коллегии территориальных органов управления. Этими органами стали Врачебные управы. Создание врачебных управ позволило наладить взаимодействие между высшей врачебной инстанцией и врачами в губерниях.
Одной из главных задач Врачебных управ, было создание медико-топографических описаний губерний с указанием эндемических и эпидемических болезней. Из-за отсутствия информации во
—----------- —
~ 321 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Врачебных управах о смертности и эпидемических случаях, в 1798 г. Павлом I было принято решение, обязать Священный Синод подавать ежегодно, а именно в январе месяце, ведомости о умерших «натурально и ненатурально болезнью скончавшихся» во Врачебную управу.
В процессе сбора и обработки информации Священным Синодом обнаружилось, что многие заболевания и несчастные случаи, происходившие с крестьянами, можно предотвратить, если государство обратит на это внимание. В следствии чего, член Святейшего Правительствующего Синода Гавриил Митрополит Новгородский обратился к директору Медицинской коллегии графу А.И. Васильеву, с просьбой «приказать придумать наставление» для крестьян о заболеваниях, которые чаще всего случаются и список лекарств, которые крестьяне смогут сами приготовить, а так же уведомить об этом правительство, для возможных дальнейших указаний.
В результате рассмотрения предложения, Императором Павлом I был издан указ от 31 октября 1798 г. «О порядке учения в Духовных Академиях и Семинариях» в котором говориться что, для обучения некоторым понятиям врачевания, студентам семинарий необходимо изучать медицинскую литературу и практиковаться у местных лекарей, для полного ознакомления с медицинской дисциплиной и таким образом, помогать «словом и делом» своим прихожанам, но этот указ не был реализован.
Вместе с тем, вопрос о бедственном положении крестьян, продолжал волновать церковь. 23 января 1802 г. священник Илья Морозов в письме к Александру I сообщил, что крестьяне часто умирают от простых болезней, которые из-за недостатка врачей, становятся
опасными и неизлечимыми, особо принимая во внимание детский возраст. В следствии чего, священнослужитель, посчитал необходимым предложить обучать семинаристов медицине, что бы во время исполнения своих обязательств, они могли давать советы своим прихожанам, а заодно и предлагать пособия по лечению тех или иных болезней.
Инициатива Морозова, была одобрена Императором. Позднее, был подготовлен проект указа. В проекте указа, в частности, отмечалось, первое: чтобы в духовных академиях и семинариях вместе с другими науками была преподаваема врачебная наука, второе: чтобы несколько студентов оканчивающих обучение в семинариях, были направлены в медицинские институты и оттуда возвращены обратно в семинарии для исполнения своих обязанностей.
После чего, митрополитом Амвросием были внесены дополнения. Во-первых, он считал необходимым создание специальных лечебников для духовенства; Во-вторых, митрополит предлагал отправлять учащихся в Медико-хирургическую академию «вместе» «каждогодно в число 50 человек, коих и содержать там во все время на жалованье тех институтов». В-третьих, митрополит считал, что на начальном этапе преподавания медицины в семинариях необходима помощь врачебных управ и городовых лекарей, о чем должна была позаботиться Медицинская коллегия. В-четвертых, для преподавания основ медицины в семинариях необходимо было выделение дополнительных средств из казны.
В ходе обсуждения этих дополнений, свое мнение представил и Член Святейшего Синода Павел Архиепископ Ярославский и Новгородский.
Архиепископ предложил, что данное обучение должны были проходить
—---------- —
~ 322 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
студенты риторических, философских и богословских классов. Для полного изучения анатомии тела человека, необходимо присутствовать на вскрытии тел в местных моргах, под руководством губернских докторов. Практические занятия должны проводиться в губернских больницах, для того чтобы студенты наглядно понимали, какие болезни бывают, как они проявляются и как лечить. Так же, при семинариях необходимо иметь домашнюю аптеку, в которых ученики могли составлять разные лекарства, экстракты, пластыри и пр.
После утверждения всех предложений, Александром I были изданы указы от 17 июля 1802 г. «О замене в селениях недостатка врачебных учреждений заведением в духовных училищах нужных к сему познаний.» и «О заведении в Семинариях обучения Медицинским наукам.» от 24 июля 1802 г. Исполнение данных указов было поручено Амвросию Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому и главному директору Государственной Медицинской Коллегии графу Васильеву.
Вскоре, после выхода этих указов, была сделана рассылка реестров семинарий, где должна была преподаваться «медицинская наука». Такими семинариями стали: Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Ярославская, Казанская и др. Так же Медицинская коллегия обязала Врачебные управы, проводить контроль над духовными семинариями и подавать рапорты о успеваемости учеников.
Как и предполагалось, через некоторое время, из семинарий последовали рапорты во Врачебную управу о процессе обучения и успехах студентов духовных семинарий. Так в рапорте Малороссийской Полтавской Врачебной
Управы были представлены списки лекций, в которых были рассмотрены разделы по общей анатомии и физиологии, некоторые вопросы по ботанике. Из хирургии: разделы травматологии и общей хирургии. Из терапии: общая терапия, гинекология, вопросы педиатрии и прививании коровий оспы (теоретически и практически).
И хотя, инспектора констатировали хорошую успеваемость учащихся, в действительности это было не так. Из-за недостатка учебных пособий и практических занятий, студенты плохо понимали предметы. Врачи, направляемые из Врачебных управ, для преподавания в духовных заведениях либо не прибывали к месту назначения, либо вовсе уклонялись от этих обязательств. В связи с возникшими трудностями, последовал указ Александра I от 18 июля 1808 г. об отмене преподавания медицины в духовных училищах.
ЛИТЕРАТУРА
1. РГАДА, Медицинская коллегия, фонд 344, оп.1, ч.7, 1796-1799, книга 530б, стр. 12 «О доставлении сведений о количестве умерших по губерниям».
2. РГАДА, Медицинская коллегия, фонд 344, оп. 1-7, книга 503б, стр. 14 «Указ Его Императорского Величества Самодержца всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, в Медицинскую Коллегию».
3. РГИА, архив Внутренней политики, культуры и быта, фонд Канцелярия Синода № 307, оп. 83, год 1802, стр. 3 «Наименование: о изобретении способа...».
4. ПСЗ, ПСЗ, Том 25 (1798-1799гг.), № 18.726 “О порядке учения в Духовных Академиях и Семинариях”.
5. РГИА, фонд 468, оп.43, д.386, л.70-72 (Письмо священника Ильи Морозова к Александру I)
6. РГИА, ф. 468, оп. 386, л.70-72 (Письмо сенатора Державина)
—---------- —
~ 323 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
7. РГАДА, фонд 344, оп.3, д.1, л.237-253 «Дело о заведении в духовных училищах преподавания первых начал врачебной науки».
8. РГИА, архив Внутренней политики, культуры и быта, фонд Канцелярия Синода № 307, оп. 83, год 1802, л. 7 «Наименование: о изобретении способа...»
9. РГИА, архив Внутренней политики, культуры и быта, фонд Канцелярия Синода № 307, оп. 83, год 1802, л. 29-30 «Наименование: о изобретении способа. »
10. РГИА, архив Внутренней политики, культуры и быта, фонд Канцелярия Синода № 307, оп. 83, год 1802, л. 31-42 «Наименование: о изобретении способа.»; «Мнение Синодального Члена Павла Архиепископа Ярославского и Ростовского»
11. ПСЗ, Том 27 (1802-1803 гг.), № 20.346 “О замене в селениях недостатка врачебных учреждений заведением в духовных училищах нужных к сему познаний”.
12. ПСЗ, Том 27 (1802-1803гг.), № 20.334 “О заведении в Семинариях обучения Медицинским наукам”.
13. РГИА, архив Внутренней политики, культуры и быта, фонд Канцелярия Синода № 307, оп. 83, год 1802, л. 60-61 «Наименование: о изобретении способа.»; «Реестр указам посланным в нижесписанным места о заведении в Семинариях медицинской науки».
14. РГИА, фонд 1294, оп.1, св.22, д.21, л.1 «Рапорт в Государственную Медицинскую Коллегию из Тамбовской Врачебной Управы».
15. РГИА, фонд 1294, оп.1, св.22, д.25, л.1 «Рапорт в Государственную Медицинскую Кол-
легию из Малороссийской Полтавской Врачебной Управы о преподавании лекций в Переслав-ской семинарии».
16. РГИА, фонд 1294, оп.1, св.22, д.23, л.1 «Рапорт в Государственную Медицинскую Коллегию из Малороссийской Черниговской Врачебной Управы, касательно преподавания лекций студентам Черниговской семинарии».
17. РГИА, фонд1294, оп.1, св.22, д. 28, л.1-2 «Рапорт в Государственную Медицинскую Коллегию из Орловской Врачебной управы касательно преподавания врачебной науки в семинарии».
18. РГИА, фонд1294, оп.1, св.22, д.29, л.1 «Рапорт в Государственную Медицинскую Коллегию из Тульской Врачебной Управы, касательно преподавания врачебной науки в семинарии».
19. РГИА, фонд1294, оп.1, св.22, д.31, л.1 «Рапорт в Государственную Медицинскую Коллегию из Тобольской Врачебной Управы, касательно преподавания врачебной науки в семинарии».
20. РГИА, фонд1294, оп.1, св.22, д.32, л.1 «Рапорт в Государственную Медицинскую Коллегию из Вятской Врачебной Управы, касательно преподавания врачебной науки в семинарии».
21. РГИА, фонд 796, оп.98, 18G8 г., д.572, л.1 «Указ об отмене во в духовных академиях и семинариях преподавания медицины».
22. А.М. Сточик, С.Н. Затравкин, А.А. Сто-чик Возникновение профилактической медицины в процессе научных революций 17-19 веков // М.Шико, 2G13.-136 с.
—---------- —
~ 324 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).