Научная статья на тему 'О возможностях моделирования развития транспорта Москвы на 2018–2025 года'

О возможностях моделирования развития транспорта Москвы на 2018–2025 года Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
177
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие мегаполисов / Москва / реновация жилья / радиально-кольцевая структура Москвы и Парижа / новые контуры наземного и подземного транспорта / увязка развития жилья / транспорта и элементов «новой экономики». / megacities development / Moscow development / renovation of housing / new houses / new radiuses and rings / contours in Paris and Moscow / transport development / digital economics.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях моделирования развития транспорта Москвы на 2018–2025 года»

Вайнмахер А. М.

магистрант, Иерусалимский университет Великая Е.Г.

д.э.н., гендиректор ООО «Леди Доктор» Мустафаева С.Р. магистрант, Финансовый университет Рыс А.Е.

аналитик, Институт Адама Смита, Лондон

Свинцицкая И.В.

менеджер, ООО «Havas Media»

Сурменева А.А.

магистрант НИУ ВШЭ

Шмерлинг Д. С.

профессор-исследователь НИУ ВШЭ; Финансовый университет

О ВОЗМОЖНОСТЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА МОСКВЫ

НА 2018-2025 ГОДА

Ключевые слова: развитие мегаполисов, Москва, реновация жилья, радиально-кольцевая структура Москвы и Парижа, новые контуры наземного и подземного транспорта, увязка развития жилья, транспорта и элементов «новой экономики».

Keywords: megacities development, Moscow development, renovation of housing, new houses, new radiuses and rings, contours in Paris and Moscow, transport development, digital economics.

Транспорт и реновация жилья

Москва динамично развивает городскую транспортную систему. Помимо ранее запланированного строительства начата реализация т.н. программы реновации.

С плановой застройкой так или иначе увязывается развитие (проектирование и строительство) новых линий Московского метрополитена, в том числе и появившегося Московского центрального кольца (МЦК) - наземной части Московского метрополитена (см. рис. 1)1.

В последний период времени была объявлена новая инициатива - проектирование и строительство МЦД (Московских центральных диаметров), их сейчас проектируется 7 (МЦД-1, МЦД-2, ..., МЦД-7) (см. рис. 1). В статье Анны Поповой, опубликованной в «Независимой газете» упоминается о 5-15 диаметрах (Попова, 2017). Предполагаем, что их число, длина, размещение пока не полностью определены. Можно согласиться с такой ситуацией, поскольку речь идет по существу о т.н. задаче с гибко поставленными (сформулированными) целями (Пфлегинг, 2009). Имеется в виду возможность корректировать и даже заменять цели.

Два идущих параллельно процесса - реновация и упомянутое выше транспортное строительство - могут быть дополнительно увязаны путем создания адекватных экспертных групп из имеющихся в столичном городе «трудовых ресурсов» - научных сотрудников, инженеров и других соответствующих специальностей. На основе сведений Б. Ляув2 мы знаем, что идет процесс подбора площадок для сноса пятиэтажных домов с последующей их застройкой 2040 этажными зданиями (наиболее выгодными застройщикам). Следовательно, будет существенно повышена «плотность» застройки и дефицит рабочих мест для части жителей, поменявших место жительства (чего не избежать, несмотря на заверение застройщиков и властей по сохранению «ареала обитания» каждого трудящего).

Весь процесс подбора зданий под «снос», площадок, где можно сносить старые и строить новые здания и сооружения, довольно сложен. На сегодняшний день (14 января 2018 г.) опубликованы данные по районам Москвы (районов меньших по площади, территории, формирующие эти наши городские районы). Приводятся списки домов под «снос» и сообщается о наличии пустующих квартир. Квартир на «первую очередь» сноса нужно сотни, а в дальнейшем тысячи. К тому же квартиры и дома должны находиться в Е-окрестности сносимых домов, где е<5-7 км. В высоком темпе (в режиме реального времени) необходимо смотреть квартиры, переезжать, ремонтировать, вести штукатурные работы. Затем некоторые из выехавших жителей снесенных домов через 0,5-1,5 года (примерный срок)

1 Можно предполагать, что развитие транспортной системы удовлетворяет далеко не все потребности нашего города.

2 Предстоит снести >16 млн. кв. м. (около 350 000 квартир, где «проживает около 1 млн. москвичей»). См.: Ляув Б. Новые площадки реновации // Ведомости. - М., 2017. - 5 декабря.

вернутся в дом в том же микрорайоне, где они жили раньше. Их доля вряд ли будет велика. Часть «переселенцев» будут менять места, а некоторые и профиль, тематику работы вместе со сменой «position».

На фоне процесса реновации, который будет идти 10-20 лет, по оценке экспертов, Москва должна найти способы решения транспортной проблемы. Сейчас, к примеру, видим пробки на Можайском, Ленинградском, Волоколамском шоссе, на Садовом кольце и других улицах города, поскольку время поездки через город весьма велико. До революции и до Отечественной войны среднее время проезда на службу в течение десятилетия с некоторыми колебаниями составляло 47-48 минут. Транспорт улучшается, а места работы отдаляются всё дальше от места проживания.

Поскольку проектируемые «диаметры» (см. рис. 1) будут строиться в 2018 г., а 1-й, 2-й (МЦД-1 и МЦД-2) должны быть введены в строй в 2019-2020 гг., уже сейчас необходимо позаботиться о местах работы для многих людей, которым нужно ездить из дальнего и ближнего Подмосковья. При этом Москва выиграет от привлечения высококвалифицированных специалистов.

Если в дальнейшем рассматривать вопросы развития транспорта Москвы, то необходимо отметить следующее. Руководство Москвы планирует за 2-3 года построить еще одно «подземно-надземное» кольцо с тремя десятками станций и длиной около 68 км, это т.н. Третий пересадочный контур. Именно на это кольцо можно будет пересаживаться с МЦД (Московских центральных диаметров).

Дальнейшее развитие г. Москвы связано со способностью ее жителей создавать новые (и не терять прежние, и уже сущестующие) рабочие места в перспективных областях. Здесь «перспективными рабочими местами» мы называем те, которые обеспечивают городу продукцию, на которую достаточно долго (>=5-10 лет) будет платежеспособный спрос. При этом минимизирован вред, причиняемый природе и не нарушаются законы. Примером создания перспективных рабочих мест (ПРМ) может служить деятельность жителей и властей по созданию небольших и средних инновационных центров.

Существование мегаполисов, как показывает опыт человечества, напрямую связано со способностью его жителей создавать стабильные производства - «адаптивные центры бизнеса» (Бюржель, 2014). Для Москвы нужен специальный подбор предметных областей этих центров. В таких городах, как Париж, это складывалось столетиями (музеи, издательства, банки и т.д., и т.п.). Что-то подобное, но соответствующее духу развития Москвы, необходимо разработать.

Рассматривая развитие транспортной системы Москвы следует сравнить с развитием таких же систем Лондона, Нью-Йорка, Парижа. Особенное внимание традиционно уделяется Парижу - городу с такой-же радиально-кольцевой структурой, как и Москва (уже несколько столетий градостроители Москвы, Санкт-Петербурга многое заимствуют у Парижа).

Весь проект развития г. Москвы со сносом ветхого жилья и строительства нового в домах большой этажности (предположительно 16-40 этажей) и созданием множества наземных, подземных автодорог, железных дорог, эстакад, мостов и т.д., и т.п. займет более 10-12 лет.

Зеленоград

Рисунок 1. Московские центральные диаметры

О моделировании

Реализация подобного мегапроекта назрела давно. Придется также достроить «автодороги-дублеры» для разгрузки некоторых автомагистралей Москвы.

Весь процесс планируется реализовывать быстро за 2018-2019 гг. Два диаметра МЦД - № 1 и № 2 должны быть готовы к концу 2018 г., остальные пять - к концу 2020 г. Метро обещают строить с невиданным в Москве темпом (по 8 станций в год).

Данные мегапроекты являются дорогими и сложными, поэтому при их планировании необходимо обратиться к имитационному моделированию, с помощью которого можно составить варианты реализации этих мегапроектов.

Все расчеты времени не надежны, так как не учитывается случайность всех элементов проекта (проекта, состоящего из процессов планирования, финансирования и строительства). Если на первой стадии не принимать во внимание случайность всех величин Xi , где q - тип работы ^ = 1,..., (2), 1 - номер работы во временной последовательности (1 = 1, ..., п), т.е. ¡1 - номер первой (начальной) работы, ¡„ - номер п-ой (последней) работы, можно считать, что X? плановое, например, равно среднему времени выполнения >ой работы. На соответствующем календарном графике (расписании)1 проекта q:

хч = (г), <1 = 1,0,

где Т - календарное время (например, год, месяц, день).

Все элементы в данной формуле представляются, например, в виде обычного расписания (см. Коффман (1984)).

При переходе к модели случайных величин будем предолагать, что

где я - это математическое ожидание X?, с1 - дисперсия X?, где 1 = 1, .... пч, а д = 1,..., (2. тогда общее время также распределено по Гауссу (т.н. Нормальное Распределение). Сначала предположим независимость всех x? между собой (взаимная независимость) либо добавим ковариацию соу (xе? , x?'):

где,*4 = О"" = £к«п О"™ при независимостии X? для всех1 Ф{ = 1, ..., пч, а q = 1,..., р.

Потом усложним модель - вместо независимости X? и X?, [ ф \ рассмотрим случай, когда

соу (Х^, Xе. ) = Су, где не все с^ = 0 (1 < 1,} < п). В результате расчетов время выполнения q-oй работы Хч, р в календарном графике строится довери-

тельный интервал с заданными вероятностями с? < X? < Л ?. Например,

Р : Л"' € Г = Р : Л ' € :'' гГ = 0 9 5 (Линник, Халфина, Никулин, 1989) Можно строить полную теорию такого ряда как для календарных, так и для сетевых графиков. Допущения о гауссовском распределении можно заменить и/или ослабить.

Перечисленные выше модели будем называть аддитивными. Отобразим это в формуле:

(см. кн. Вероятность и статистика).

Оценив соу (Х^ .Х^) для всех 1<с},г<ОД через со'и(Х? например, используя статистические данные или с помощью экспертов в области реализации транспортных мегапроектов, можно получить оценки времени реализации обсуждаемого МЦД и прочих. На эту тему нужно писать специальные статьи и т.п., а также выполнять соответствующие расчеты.

Такие же расчеты необходимо произвести и для стоимости проекта по имитационному моделированию (см. кн. Павловского, 2000).

Список литературы

1. Бюржель Г. Умирает ли Париж? Пер. с фр. Туницкой Е., Колесникова С. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 176 с.

2. Вероятность и статистика. Энциклопедия. - М.: Рос. энциклопедия, 1989. - 912 с. В ней статьи: Доверительное оценивание, авт. Ю.В. Линник:, Н.М. Халфина. Доверительный интервал, авт. М.С. Никулин.

3. Коффман Э.Г. Введение в детерминированную теорию расписаний // Теория расписаний и вычислительные машины / Пер. с англ., под ред. Головкина Б. А. - М.: Наука, 1984. - С. 9-65.

4. Ляув Б. Новые площадки реновации // Ведомости. - М., 2017. - 5 декабря.

5. Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. - М.: ФАЗИС: ВЦ РАН, 2000. - Х, 134 с.

6. Попова А.В. Подземку и Центральное кольцо Москвы дополнят диаметры наземного метро // Независимая газета. 2017. -20 ноября.

7. Пфлегинг Н. Управление на основе гибких целей. Вне бюджетирования: как превзойти конкурентов в XXI веке. Пер. с нем. Друзенко А. - М.: Белый город, 2009. - 280 с.

1 Здесь мы апеллируем к т.н. теории расписаний (scheduling theory), см.: Коффман Э. Г. Введение в детерминированную

теорию расписаний // Теория расписаний и вычислительные машины / Пер. с англ., под ред. Головкина Б. А. - М.: Наука, 1984. -

С. 9-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.