Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейросеть / музей / цифровизация / правовое регулирование / финансирование / neural network / museum / digitalization / legal regulation / financing

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анисимов Алексей Павлович, Працко Геннадий Святославович

Целью данной работы является исследование возможностей искусственного интеллекта (нейросети) для популяризации музейных коллекций и патриотического воспитания молодежи. Для этого авторы подробно рассматривают варианты и способы использования ChatGPT для привлечения внимания школьников и студентов к музейным экспозициям, анализируют возможности погружения школьников в историческую цифровую среду, в т.ч. посредством компьютерных игр. Обосновывается вывод о том, что с помощью ChatGPT можно создавать историческую виртуальную реальность, основанную на экспонатах музея, которые будут привлекать молодежь и способствовать формированию у нее устойчивых знаний об истории родного края, его жителях и их образе жизни, закрепляя тем самым знания, полученные из книг и уроков по школьной истории. Внедрение цифровых технологий в работу музеев также позволит создавать виртуальные экспозиции для жителей других городов, однако все это потребует надлежащего финансирования из федерального и/или регионального бюджетов. В статье также отмечается, что в российском законодательстве о музейном деле существует ряд пробелов относительно возможности использования цифровых технологий для популяризации музейных коллекций. Авторы аргументируют необходимость внесения изменений в законодательство, предлагают формулировки правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITIES AND PROSPECTS OF USE NEURAL NETWORKS IN THE MUSEUM BUSINESS: THE LEGAL ASPECT

The purpose of this work is to explore the possibilities of artificial intelligence (neural networks) to popularize museum collections and patriotic education of young people. To do this, the authors consider in detail the options and ways of using ChatGPT to attract the attention of schoolchildren and students to museum expositions, analyze the possibilities of immersing schoolchildren in the historical digital environment, including through computer games. The conclusion is substantiated that with the help of ChatGPT, it is possible to create a historical virtual reality based on the museum's exhibits, which will attract young people and contribute to the formation of stable knowledge about the history of their native land, its inhabitants and their way of life, thereby consolidating the knowledge gained from books and lessons on school history. The introduction of digital technologies into the work of museums will also allow the creation of virtual exhibitions for residents of other cities, but all this will require adequate funding from federal and/or regional budgets. The article also notes that there are a few gaps in the Russian legislation on museum business regarding the possibility of using digital technologies to popularize museum collections. The authors argue for the need to amend the legislation, propose formulations of legal norms.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Актуальные проблемы государства и права

Научная статья УДК 340.14

АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ АНИСИМОВ

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права, ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог e-mail: [email protected]

ГЕННАДИЙ СВЯТОСЛАВОВИЧ ПРАЦКО

Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права, ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог

e-mail: [email protected]

О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. Целью данной работы является исследование возможностей искусственного интеллекта (нейросети) для популяризации музейных коллекций и патриотического воспитания молодежи. Для этого авторы подробно рассматривают варианты и способы использования ChatGPT для привлечения внимания школьников и студентов к музейным экспозициям, анализируют возможности погружения школьников в историческую цифровую среду, в т.ч. посредством компьютерных игр. Обосновывается вывод о том, что с помощью ChatGPT можно создавать историческую виртуальную реальность, основанную на экспонатах музея, которые будут привлекать молодежь и способствовать формированию у нее устойчивых знаний об истории родного края, его жителях и их образе жизни, закрепляя тем самым знания, полученные из книг и уроков по школьной истории. Внедрение цифровых технологий в работу музеев также позволит создавать виртуальные экспозиции для жителей других городов, однако все это потребует надлежащего финансирования из федерального и/или регионального бюджетов. В статье также отмечается, что в российском законодательстве о музейном деле существует ряд пробелов относительно возможности использования цифровых технологий для популяризации музейных коллекций. Авторы аргументируют необходимость внесения изменений в законодательство, предлагают формулировки правовых норм.

Ключевые слова: нейросеть, музей, цифровизация, правовое регулирование, финансирование

Тематический рубрикатор e-Library: 10.19.31

ALEKSEYP. ANISIMOV

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, CHOU VO «Taganrog Institute of Management and Economics», Taganrog

GENNADYS. PRATSKO

Doctor of Law, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, CHOU VO «Taganrog Institute of Management and Economics», Taganrog

ABOUT THE POSSIBILITIES AND PROSPECTS

OF USE NEURAL NETWORKS IN THE MUSEUM BUSINESS:

THE LEGAL ASPECT

Abstract. The purpose of this work is to explore the possibilities of artificial intelligence (neural networks) to popularize museum collections and patriotic education of young people. To do this, the authors consider in detail the options and ways of using ChatGPT to attract the attention of schoolchildren and students to museum expositions, analyze the possibilities of immersing schoolchildren in the historical digital environment, including through computer games. The conclusion is substantiated that with the help of ChatGPT, it is possible to create a historical virtual reality based on the museum's exhibits, which will attract young people and contribute to the formation of stable knowledge

© А.П. Анисимов, 2024 57 © Г.С. Працко, 2024

about the history of their native land, its inhabitants and their way of life, thereby consolidating the knowledge gained from books and lessons on school history. The introduction of digital technologies into the work of museums will also allow the creation of virtual exhibitions for residents of other cities, but all this will require adequate funding from federal and/or regional budgets. The article also notes that there are a few gaps in the Russian legislation on museum business regarding the possibility of using digital technologies to popularize museum collections. The authors argue for the need to amend the legislation, propose formulations of legal norms.

Keywords: neural network, museum, digitalization, legal regulation, financing

ChatGPT был создан командой исследователей и инженеров OpenAI, которые стремились разработать продвинутую систему обработки информации для погружения человека в мир цифровых технологий. Данная нейросеть может быть использована в самых различных секторах общественной жизни, включая образование, науку и культуру. В рамках последнего направления СИаЮРТ может помочь развитию культуры в России следующими способами: предоставлением доступа к информации о российской и мировой культуре, включая историю, искусство, литературу и музыку (что будет способствовать повышению осведомленности и интереса к вопросам культуры); помогать студентам, преподавателям и всем заинтересованным лицам в изучении дисциплин, касающихся культуры, объясняя сложные концепции простым языком и предоставляя дополнительные ресурсы для углубленного изучения; способствовать распространению знаний о традициях, обычаях и культурном наследии различных народов России, помогая сохранить и передать эти ценности будущим поколениям. Наряду с этим нейросеть СИа1вРТ может генерировать идеи для литературных произведений, сценариев, художественных проектов и других творческих инициатив, стимулируя инновации и развитие в культурной сфере; предоставлять информацию о культурах других стран и народов, способствуя взаимопониманию и культурному обмену между Россией и мировым сообществом; помогать в изучении русского языка иностранцам и поддерживать изучение иностранных языков россиянами, что расширяет возможности для культурного взаимодействия и сотрудничества.

Использование таких современных цифровых технологий делает знания о культуре более доступными для широкой аудитории, тем более что информация будет предоставляться в удобном и понятном формате. Формами расширения доступа к информации могут выступать полученные с помощью СИа1вРТ сведения о предстоящих выставках, концертах, фестивалях и других культурных событиях, реклама их посещения и участия в них. Если говорить о технологическом аспекте, то следует заметить, что современные нейросети могут способствовать использованию современных технологий в культурных проектах, что может помочь в создании инновационных форм представления и сохранения культурного контента в России. Организация и проведение таких выставок и концертов, обсуждение и анализ различных культурных явлений, будут способствовать развитию критического мышления граждан России (особенно молодежи) и более глубокому пониманию культурных процессов, идущих в стране.

Наибольший интерес представляет использование искусственного интеллекта для популяризации музейных коллекций, многие из которых содержат уникальные предметы и ценности, малознакомые российским гражданам. Почему это так важно? Дело в том, что органы государственной власти любой страны мира уделяют большое внимание вопросам культуры, образования и воспитания молодежи. Одним из направлений такой работы как раз и является приобщение молодых людей к национальному историко-культурному наследию. Российская Федерация также участвует в организации такой работы. Одной из форм данной деятельности является приобщение молодежи к истории и культуре страны не только на федеральном, но также на региональном и местном уровнях путем организации экскурсий для школьников в художественные, краеведческие и иные музеи. Однако в эпоху цифровых технологий одних экскурсий уже недостаточно, чтобы приобщить «живущих в интернете» молодых людей к культуре. Понимая это обстоятельство, Министерство культуры Российской Федерации предпринимает ряд усилий по цифровизации музейного дела в стране. Так, был создан Государственный каталог Музейного фонда РФ [1], где содержатся сведения обо всех музеях страны. Данная информация структурирована по нескольким направлениям: археология, живопись, графика, редкие книги, предметы нумизматики (медали, значки, монеты) и т.д. Другим похожим цифровым проектом является «Культура.РФ», где собрана информация о кино, театре, литературе, музыке и т.д. [2]. Аналогичные тенденции мы видим и на уровне отдельных музеев страны, которые стремятся улучшить свои сайты, создают страницы в социальных сетях, стараются шире внедрять в свою повседневную деятельность цифровые технологии, разрабатывают виртуальные проекты и экспозиции, используют мультимедийные программы. Все это делает информацию о музее более общедоступной и позволяет привлечь новых посетителей. Однако в некоторых музеях такая работа пока еще идет очень медленно [6]. Затрудняет широкое использование нейросетей в работе музеев и других учреждений культуры наличие пробелов в законодательстве, не регламентирующем достаточно четко эту деятельность [3].

В связи с этим представляют интерес перспективы использования в работе музеев нейросетей, что может сыграть ключевую роль в популяризации музеев в России, предложить инновационные решения для привлечения посетителей и улучшения взаимодействия с аудиторией. Вот несколько способов, как это можно реализовать: создание персонализированных рекомендаций (нейросети могут анали-

зировать предпочтения пользователей и предлагать индивидуальные маршруты по музеям; можно создать уникальные экскурсии, которые заинтересуют конкретного посетителя); интерактивные экскурсии (с помощью технологий дополненной реальности (ЛЯ) и виртуальной реальности (УЯ), основанных на нейросетях, можно создавать интерактивные экскурсии; посетители смогут использовать мобильные приложения для получения дополнительной информации об экспонатах, видеть их в 3D или даже взаимодействовать с историческими персонажами, например, изображенными на картинах); анализ данных о посетителях (нейросети могут обрабатывать большие объемы данных о посещаемости музеев, выявляя тренды и предпочтения, что поможет музеям лучше понимать свою аудиторию и адаптировать выставки, программы и маркетинговые стратегии); создание контента (нейросети могут генерировать увлекательные тексты, описания экспонатов и статьи о выставках. Это может включать создание историй, связанных с произведениями искусства, что сделает информацию более доступной и интересной для широкой аудитории); образовательные программы (музеи могут использовать нейросети для разработки образовательных программ и курсов. Системы на основе ИИ могут адаптировать содержание в зависимости от уровня знаний и интересов учащихся, предлагая интерактивные задания и тесты); улучшение коммуникации (чат-боты на основе нейросетей могут предоставлять информацию о музеях, отвечать на вопросы посетителей и помогать с покупкой билетов. Такие меры улучшат пользовательский опыт, сделают посещение музеев в России более удобным); социальные сети и маркетинг (нейросети могут анализировать социальные сети для выявления трендов и настроений, связанных с музейной деятельностью. Это позволит музеям более эффективно продвигать свои события и выставки, используя актуальные темы и форматы контента); создание виртуальных выставок (с помощью ИИ можно создавать виртуальные выставки, доступные онлайн).

В результате люди из разных регионов России и мира смогут посещать музеи, не выходя из дома (что очень актуально в условиях эпидемий или для людей с ограниченными возможностями). Использование ИИ также может позволить музеям и другим учреждениям культуры в создании новых произведений искусства или интерактивных инсталляций, что привлечет внимание молодежи к музею как к месту, где искусство и технологии пересекаются.

Таким образом, интеграция нейросетей в деятельность музеев может значительно повысить их привлекательность и доступность для широкой аудитории. Используя современные технологии, музеи смогут не только сохранить культурное наследие, но и сделать его более живым и актуальным для новых поколений. Однако в число задач современного интерактивного музея не могут входить лишь популяризация экспонатов или использование цифровых технологий для улучшения восприятия контента. Такой музей - это еще и серьезный научно-исследовательский проект, в рамках которого идет как работа с посетителями, так и исследование самих экспо-

натов, обобщение новых научных данных, для чего цифровые технологии могут быть не менее полезны [4, с.155-156]. Современный научный подход к проведению цифровизации музеев состоит в том, что используемые при этом технологии цифровизации классифицируются в две группы: пассивная цифро-визация, использующая цифровые технологии, раскрывающие содержание музейных коллекций, обеспечивающие быстрый доступ к любым сведениям, обмен информацией, РЯЯ-деятельность, статистические наблюдения и прочее; во-вторых, активная цифровизация, использующая инновационные техно -логии для повышения качества диалога создателя музейной экспозиции и современного зрителя. Отмечается, что достижению поставленных целей по циф-ровизации музея будет способствовать его разделение на несколько кластеров по соответствующим разделам музейной коллекции и объединяемых компьютерной сетью с общим центром, обеспечивающим коммуникативную функцию музея и преодоление когнитивного диссонанса из-за границ восприятия, языка и исторических дистанций, которыми окружены экспонируемые объекты. Хаб-концепция цифровизации музея (например, художественного) учитывает подготовленность современного зрителя и позволяет рассчитывать на налаживание полноценного художественно-композиционного диалога. Отдельно следует заметить, что по мере развития компьютерных технологий все чаще начинают появляться музеи, где главными действующими лицами становятся сами посетители, а монотонная экскурсия превращается не только в высокотехнологичный квест, но и в увлекательное исследование логических и фантазийных построений авторов. Виртуализация музейной коллекции, ее размещение в онлайн-среде позволят не только расширить аудиторию музея, но и решат проблемы доступности культурного наследия и его корректного восприятия.

Более того, интенсивная деятельности музея в веб-пространстве предоставляет возможность его посетителям объединяться в сообщества по интересам и осуществлять виртуальные проекты в области искусствоведения. Виртуальное пространство музея выступает тем механизмом, в котором взаимодействуют заинтересованные пользователи, эксперты и музейные работники, влияя на музейную деятельность. Активное взаимодействие возможно не только «в стенах» виртуального музея, но и в самом классическом музее, где уже сегодня посетитель может иметь возможность получить разнообразное взаимодействие с экспонатами [8].

Указанные доктринальные идеи о цифровизации музеев и их экспозиций могут быть наиболее успешно реализованы в краеведческих музеях страны. Важность указанного направления работы заключается в том, что именно краеведческие музеи собирают, хранят и выставляют в свободном доступе материалы, связанные с историей, культурой, традициями и достижениями конкретного субъекта РФ. Именно они собирают артефакты, аудиовизуальные материалы, документы, позволяющие показать ценность и уникальность историко-культурного наследия региона. Для достижения этих целей музеи

организуют выставки, лекции, экскурсии, создают различные образовательные программы, расширяющие интерес жителей региона (особенно молодежи) к местной истории, что вносит большой вклад в историческое образование граждан конкретного региона. Благодаря их деятельности жители страны или отдельного субъекта РФ узнают о традициях, обычаях, ремеслах, языках и других аспектах культуры, которые утрачены или забыты в связи с прошествием большого периода времени, и именно они напоминают, что без знания прошлого нет будущего. Посещение краеведческих музеев позволяет изучить не только достижения, но и понять ошибки прошлого страны, а значит - попытаться предотвратить их в будущем. Именно благодаря краеведческим музеям происходит развитие культурного самосознания граждан региона, их гордости за свой регион и всю страну, особенно в условиях увлечения молодежи компьютерными играми и иными формами времяпрепровождения, не способствующими приобщению к культурному наследию. Между тем при правильной организации работы музеев, формировании их коллекций и экспозиций можно достигнуть не только образовательных, культурных или патриотических целей, но также развить умственные способности молодежи, критическое мышление, аналитические навыки, усилить ее познавательную активность в результате погружения в историческую среду и прямые контакты с артефактами и историческими источниками. При грамотной организации работы музеев, они вполне могут приносить доход, если туристы будут знать об их существовании, и захотят их посетить (что будет способствовать и появлению новых рабочих мест в регионе). Кроме того, музеи могут служить площадкой (платной или бесплатной) для проведения историко-культурных дискуссий, семинаров и образовательных программ, способствующих формированию социокультурных навыков у молодежи. Понимая всю ценность музеев в воспитании и образовании граждан, в России принят ряд федеральных законов и подзаконных актов, направленных на приобщение россиян к национальному историко-культурному наследию. В их числе, например, Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 [5], согласно ст.12 которых, лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 12.12.2023) [7], регламентирующий создание музейных фондов, порядок доступа к музейным предметам и коллекциям, сделкам с ними и т.д.

Вместе с тем, несмотря на проводимую государственную политику, современные подростки весьма неохотно посещают краеведческие музеи, поскольку им там скучно (в отличие от старшего поколения, готового часами рассматривать исторические музейные коллекции).

Это обстоятельство обусловливает необходимость «построения моста» между склонностью молодежи к компьютерным играм и задачей государства по

приобщению молодежи к историко-культурному наследию, закреплению полученных в школе знаний по истории и культуре региона (страны) средствами аудиовизуальных технологий. Решению данной задачи способствует тот факт, что с 2023 года стали практически востребованными три новые цифровые технологии, существовавшие ранее в виде проектов: СИаЮРТ (нейросеть, способная к ведению диалога со слушателем, в том числе по вопросам историко-культурного наследия); фотограмметрия (позволяющая отсканировать череп древнего человека и сделать его «живую» 3Б-модель); технология синхронизации речи (позволяющая согласовать движение губ 3Б-модели с текстом, который она будет озвучивать). Данное обстоятельство позволяет изменить организацию работы региональных краеведческих музеев следующим образом. После того как школьникам провели в музее небольшую экскурсию и ознакомили их с экспозицией, их можно подвести к большому плазменному экрану, на котором они увидят проекцию черепа древнего человека и его живое лицо, сгенерированное с помощью компьютерной программы.

Школьники могут задавать вопросы древнему человеку (который выглядит как живой), например, о том, как охотились древние люди, или в каких жилищах они жили) и настроенная должным образом (подключенная к библиотеке СИа1вРТ) модель будет отвечать на них голосом, заранее специально сгенерированным в нейросети, что вызовет большой интерес у молодежи. После этого школьники могли бы пройти в специальный компьютерный класс при музее, в котором находится несколько компьютеров. С помощью виртуальных шлемов их можно будет погрузить в специально созданную виртуальную реальность древнего мира (или античности, в зависимости от интересов дирекции краеведческого музея). Необходимо разработать две компьютерные программы: для мальчиков и для девочек. Компьютерная игра (историческая симуляция) для мальчиков (проект первобытный человек) может включать четыре варианта: охота, рыболовство, война и строительство дома (последний для детей, которые по этическим причинам не приемлют агрессию даже в игровой форме). Компьютерная игра для девочек: собирательство, изготовление одежды из шкур, приготовление пищи. Выбрав ту или иную версию игры, ребенок перемещается в виртуальное пространство, в котором жили древние люди, и может принять участие, например, в совместной охоте с остальными членами племени. Сам игрок также выглядит соответствующим образом (как древний человек).

Участие школьников в цифровых играх в музеях позволит резко увеличить интерес молодежи к отечественной истории и культуре, улучшит их познания по школьному предмету «История», будет стимулировать развитие полезных моральных и деловых качеств (помощь друг другу, умение работать в команде, быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию). Несомненно, реализация такой программы потребует значительного (и многолетнего) бюджетного (и/или внебюджетного) финансирования. В случае успешной реализации данного проекта цифровизацию музейной работы можно про-

должить созданием «цифрового музея» (возможно, первоначально только одного зала одного музея с экспонатами). Школьник (или любой другой человек) сможет с домашнего компьютера или телефона заходить в созданный виртуальный музей и осматривать реально существующие музейные коллекции, смоделированные в виртуальной форме с помощью компьютерных технологий и на 100% похожие на музейные оригиналы. Возможен и другой вариант: посетив виртуальную экспозицию, школьник может посмотреть со своего телефона 3D-модель древнего человека, а затем сыграть в компьютерную игру, как будут играть школьники, лично пришедшие в музей. Реализация такого проекта позволит поднять роль музеев (особенно тех, что находятся не в столице, а в регионах) в продвижении национального культурного наследия. Это позволит даже маленькому музею донести до сведения всех желающих из любой страны мира содержание своих экспозиций. Таким образом, использование современных цифровых технологий, с одной стороны, позволит приобщить молодежь к истории и культуре родного края или страны в целом. С другой стороны, это потребует значительного финансирования и внесения измене -ний в законодательство о деятельности музеев в части использования цифровых технологий.

Таким образом, чтобы цифровизация музеев приобрела законченную юридическую форму, необходимо внесение изменений и дополнений в российское законодательство, включая Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ. Во-первых, ст.3 Закона «Основные понятия» должна быть дополнена следующими новыми терминами: «искусственный интеллект»; «нейронная сеть», «виртуальная реальность», «дополненная реальность». Включение в закон четкой юридической терминологии обеспечит единообразное понимание и применение законодательства, а также создаст основу для дальнейшего регулирования использования ИИ в музейной сфере.

Во-вторых, в данный закон следует включить специальную статью, содержащую правовой механизм (разрешающую и стимулирующую) использования ИИ и нейронных сетей для создания интерактивных экспозиций, разработки виртуальных туров, персона-лизации контента для посетителей, анализа посетительского потока и предпочтений. Законодательно закрепленное право на использование ИИ позволит музеям легально внедрять современные технологии, улучшая качество предоставляемых услуг и повышая интерес общественности.

В-третьих, названный закон следует дополнить положениями об этических принципах использования ИИ в музеях, предусматривающими недопустимость искажения исторических фактов, уважение культурного и национального наследия, обеспечение доступности для различных групп населения. Этическое использование ИИ важно для сохранения доверия общества и предотвращения возможных негативных последствий. Кроме того, в законе сле-

дует предусмотреть меры государственной поддержки музеев, внедряющих ИИ, в том числе предоставление грантов и субсидий из федерального бюджета, а также финансирование обучающих программ для сотрудников музеев. Последняя мера ускорит цифровую трансформацию музейной сферы и повысит конкурентоспособность российских музеев на мировой арене.

В-четвертых, в гражданское законодательство необходимо внести ряд дополнений, регулирующих права на объекты интеллектуальной собственности, созданные с использованием ИИ, включая авторские права на цифровые произведения, права на программное обеспечение и алгоритмы. В настоящий момент этот аспект использования ИИ представлен в ГК РФ слабо.

В-пятых, необходимо усилить правовую защиту информационной безопасности и персональных данных при использовании ИИ, что требует внесения изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Это необходимо потому, что при использовании ИИ собираются и обрабатываются большие объемы данных, включая персональные. Необходимы меры предотвращения утечки информации и нарушения прав граждан.

Таким образом, в настоящий момент цифрови-зация затрагивает все сферы общественной жизни, включая образование и музейное дело. Из всех существующих цифровых технологий мы выбрали технологию искусственного интеллекта (ChatGPT) как наименее известную и в то же время обладающую огромными перспективами. Применительно к музейному делу с помощью ChatGPT можно создавать виртуальную реальность и обучающие компьютерные игры, основанные на экспонатах музея, которые будут привлекать молодежь и способствовать формированию у нее устойчивых знаний об истории родного края, его жителях и их образе жизни, закрепляя тем самым знания, полученные из книг и уроков по школьной истории. Внедрение цифровых технологий в работу музеев также позволит создавать виртуальные экспозиции для жителей других городов, что потребует финансирования. В России многие музеи постепенно начинают использовать искусственный интеллект (нейросеть) для популяризации своих коллекций и привлечения посетителей. Однако в российских законах этот аспект деятельности музеев никак не отражен. Отсутствие правового регулирования этой сферы может привести к юридическим коллизиям и препятствовать дальнейшему внедрению инноваций в организацию работы музеев. Внесение предложенных выше изменений в законодательство обеспечит правовую основу для безопасного и эффективного использования искусственного интеллекта в музейной деятельности. Это позволит музеям активно внедрять новые цифровые технологии, повышая качество услуг и удовлетворенность посетителей, а также обеспечит защиту прав всех участников процесса цифровизации музейной деятельности.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Государственный каталог Музейного фонда РФ : сайт. - URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ (дата обращения: 05.11.2024). - Текст : электронный.

2. Культура.РФ : сайт. - URL: https://www.culture.ru/ (дата обращения 05.11.2024). - Текст : электронный.

3. Михаленко Н.А. Формирование представлений о возможностях регулирования деятельности генеративных нейросетей в правовом дискурсе / Н.А. Михаленко. - Текст : непосредственный // Юридическая наука. -2024. - № 1. - С. 47-50.

4. Низамутдинова С. М. Цифровизация высшего художественного образования и создание интерактивных музеев / С. М. Низамутдинова, Н. В. Михайлов, Е. Ю. Чиркова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2021. - № 4. - С.152-160.

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : ФЗ от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от

10.07.2023) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.11.2024). - Текст : электронный.

6. Пятаева Е.В. Цифровизация культурной сферы на примере деятельности музеев / Е.В. Пятаева, А.В. Ломовцева. - Текст : непосредственный // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. -2020. - № 10. - С. 10-11.

7. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения:

05.11.2024). - Текст : электронный.

8. Шестак Я.М. Цифровизация художественного музея: хаб-концепция / Я.М. Шестак. - Текст : непосредственный // Идеи и идеалы. - 2019. - Том 11, № 4 (ч. 2). - С. 382-403.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyj katalog Muzejnogo fonda RF [The State catalog of the Museum Fund of the Russian Federation]. Available at: https://goskatalog.ru/portal /#/.

2. Kul'tura.RF [Culture.Russian Federation]. Available at: https://www.culture.ru/.

3. Mikhalenko N.A. Formirovanie predstavlenij o vozmozhnostjah regulirovanija de-jatel'nosti generativnyh nejrosetej v pravovom diskurse [Formation of ideas about the possibilities of regulating the activity of generative neural networks in legal discourse]. Juridicheskaja nauka = Legal science, 2024, no.1, pp. 47-50. (In Russ.)

4. Nizamutdinova S. M., Mikhailov N. V., Chirkova E. Y. Cifrovizacija vysshego hu-dozhestvennogo obrazovanija i sozdanie interaktivnyh muzeev [Digitalization of higher education and the creation of interactive museums]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy, 2021, no. 4, pp.152-160. (In Russ.)

5. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture] : Zakon RF ot 09.10.1992 No. 3612-1 (ed. from 07/10/2023). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/.

6. Pyataeva E.V., Lomovtseva A.V. Cifrovizacija kul'turnoj sfery na primere dejatel'nosti muzeev [Digitalization of the cultural sphere by the example of the activityof museums]. Vestnik muzeja arheologii i jetnografii Permskogo Predural'ja = Bulletin of the Museum of Archeology and Ethnography of the Permian Urals, 2020, no.10, pp. 1011. (In Russ.)

7. O Muzejnom fonde Rossijskoj Federacii i muzejah v Rossijskoj Federacii [On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums in the Russian Federation] Federal'nyj : Zakon ot 26 maja 1996 g. № 54-FZ (red. ot 12.12.2023). Available at: https://base.garant.ru/123168/.

8. Shestak Ya.M. Cifrovizacija hudozhestvennogo muzeja: hab-koncepcija [Digitalization of the art Museum: hub concept]. Idei i idealy =Ideas and ideals, 2019, vol.1, no. 4 (part 2), pp. 382-403. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 01.11.2024; одобрена после рецензирования 06.11.2024; принята к публикации 19.12.2024. The

article was submitted 01.11.2024; approved after reviewing 06.11.2024; accepted for publication 19.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.