5. Programma YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh": Postroenie informatsionnogo obshchestva dlya vsekh/ YuNESKO [UNESCO Program "Information for All": Building an Information Society for All / UNESCO]. (In Russ.). Available at: https://ifap.ru/ofdocs/unesco/program.htm (accessed 06.12.2021).
6. Augmented Knowledge and Culture. INET'2000, July 2000. (In Engl.). Available at: http://www.isoc.org (accessed 06.12.2021).
7. International Council of Museums (ICOM). (In Engl.). Available at: https://icom-russia.com/data/kontakty-ikom (accessed 06.12.2021).
8. Resolution. Cultural Co-operation in the European Union 2000/2323(INI) adopted in the 5th of September 2001. European Parliament 1999-2004. Committee on Culture, Youth, Education, the Media and Sport. (In Engl.).
9. The British Museum. (In Engl.). Available at: https://www.britishmuseum.org (accessed 06.12.2021).
10. The Metropolitan Museum of Art. (In Engl.). Available at: https://www.metmuseum.org (accessed 06.12.2021).
УДК 069:004.738.5"72"
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-62-67
НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЙНОГО МИРА
Пичкурова Ирина Андреевна, аспирант, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются новые цифровые технологии современного музейного мира. Статья раскрывает содержание основных понятий, таких как «цифровизация», «информатизация», «информационное общество», «музейный мир», «AR-технологии», «VR-технологии», «цифровой сторителлинг». Рассмотрено воздействие процесса цифровизации на различные сферы деятельности человечества. Приводятся доказательства применения цифровых технологий в музейном пространстве, что способствует повышению привлекательности музеев и расширению границ музейного мира. Автор рассматривает преимущества использования новых цифровых технологий в музейной экспозиции. В статье приведены примеры использования цифровых технологий в известных музеях России и за границей. Основное внимание в работе автор акцентирует на новых технологиях, таких как 3D-печать, роботы-манипуляторы и другие, которые дополняют замысел и содержание музейного пространства, создают виртуальную среду и интерактивность для посетителей. В итоге автор приходит к выводу, о том, что развитие цифровых технологий носит исключительно интеграционный характер и создает благоприятные условия для информационного взаимодействия. Обосновывается мысль о том, что ключевым элементом музейной экспозиции всегда был и остается музейный предмет, представляющий собой «живые» знания, которые не могут заменить никакие новые технологии.
Ключевые слова: цифровые технологии, музейный мир, цифровизация, музейная экспозиция, AR-технологии, VR-технологии, цифровой сторителлинг.
NEW DIGITAL TECHNOLOGIES OF THE MODERN MUSEUM WORLD
Pichkurova Irina Andreevna, Postgraduate, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
This article discusses new digital technologies of the modern museum world. The main concepts such
as digitalization, digital technologies, informatization, information society, museum world, AR technologies, VR technologies, digital storytelling are highlighted and analyzed. The impact of the digitalization process on various spheres of human activity is considered. The article proves evidence of the use of digital technologies
in the museum space, which contributes to increasing the attractiveness of museums and expanding the boundaries of the museum world. The author examines the advantages of using the new digital technologies in a museum exhibition. The article provides examples of the use of digital technologies in famous museums in the Russian Federation and abroad. New technologies such as 3D printing, robotic manipulators, AR technologies, VR technologies, digital storytelling, which complement the idea and content of the museum space, create a virtual environment and interactivity for visitors, are considered in more detail. The use of new means of transmitting, storing, and optimizing the information creates favorable conditions for cultural interaction of visitors in the museum world. New technologies like storytelling, augmented and virtual reality technologies bring an element of attractiveness and accessibility to visitors, thereby expanding the boundaries of the museum space. As a result, the author comes to the conclusion that the development of digital technologies is exclusively integrative in nature and creates favorable conditions for information interaction, as well as the fact that the key element of the museum exposition has always been and remains a museum object representing the living knowledge that no new technologies can replace.
Keywords: digital technologies, museum world, digitalization, museum exposition, AR technologies, VR technologies, digital storytelling.
В пространстве культуры XXI столетия происходят серьезные изменения, которые непосредственно связаны с цифровизацией различных сфер деятельности человечества. Под цифровизацией понимается процесс преобразования информации в цифровую форму, который в дальнейшем приводит к оптимизации издержек, появлению новых перспектив развития [8]. Таким образом, цифровизация способствует трансформации информации и «созданию новой эпохи, основанной на больших данных» [3, с. 109]. На сегодняшний день деятельность людей в большей степени зависит от информированности, способности качественно, уверенно пользоваться информацией, и, для того чтобы свободно ориентироваться в информационных процессах, современному человеку необходимо уметь получать, хранить, обрабатывать, правильно использовать информацию. Цифровые технологии в настоящее время максимально важны для различных сфер деятельности человека (образование, медицина, производство, культура и пр.), поскольку они решают целый комплекс актуальных и важных задач: затраты рабочего времени и материальных ресурсов, трудоемкость, автоматизация рабочих процессов, оперативность, цифровой архив, ведение электронного документооборота. Цифровизация активно внедряется в культурное пространство, меняя не только формат приобщения к культурным ценностям, но и позволяя приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурным контентом [2, с. 51]. Благодаря цифровизации музейной сферы становятся доступными для массо-
вой аудитории материалы выставок и экспозиций, музейные экспонаты и коллекции из фондов. Постепенно происходит изменение музейного пространства, которое становится более мобильным, динамичным, виртуализированным. Вместе с тем происходящие процессы порождают дискуссии о степени музейности предлагаемого цифрового продукта.
Один из ведущих российских музеологов, специалист в сфере организации экспозиционного пространства современного музея Т. П. Поляков отмечает, что «музей начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается музейный предмет - то есть подлинный материальный свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную значимость» [4]. Неоспоримым является общепризнанный тезис о том, что смыслом и базисом реализации музеем его функций является музейный предмет. Вместе с тем трансформация всех сфер жизни современного общества в условиях глобальной информатизации и, соответственно, цифровиза-ции не может не затрагивать музейную сферу. Информационное поле музейных предметов может быть значительно расширено, если в процессе музейной коммуникации используются цифровые технологии, такие как 3D-моделирование, оцифровка, архивирование, 3D-сканирование, процессы визуализации, а также дистанционного зондирования поверхности [2, с. 51]. В результате этого наиболее полно и детально может быть представлена не только информация внутреннего информационного поля (атрибутивные признаки
предмета), но и информация внешнего информационного поля, связанная с его историей и технологиями создания, утилитарными функциями, легендой и пр. Современные цифровые технологии благодаря новейшим и эффективным техническим средствам позволяют визуально расширять пространство музейной экспозиции, создают положительное впечатление у посетителей музея и сохраняют особую атмосферу. Популярность цифровых средств передачи информации заключается в том, что они предоставляют возможности в сохранении исторических фактов на электронных носителях, помогают в реализации задуманных идей для экспозиционного пространства, а также способствуют формированию позитивного имиджа музея. Музей сегодня - это пространство для воплощения творческих идей, применения эксклюзивных технических решений, создания новейших проектов для разнообразия и раскрытия музейной составляющей. Таким образом, цифровые технологии расширяют пространство музея, способствуют повышению его информационной доступности и привлекательности, достигаемой посредством применения технических спецэффектов, привлечению к освоению экспозиционного пространства современной молодежи, которая предпочитает осваивать мир при помощи новых технологий и инструментария по продвижению музея в музейном мире России и зарубежья.
Понятие «музейный мир» является относительно новым и трактуется как «исторически сформировавшееся культурное пространство, охватывающее объекты истории, культуры, природы, признанные обществом ценными и потому подлежащие сохранению и передаче будущим поколениям в качестве социально значимого культурно-исторического опыта. Оно включает в себя и всю совокупность людей, знаний, идей, учреждений, служащих этой цели» [6]. Цифровые технологии, которые с каждым годом совершенствуются, модернизируются, предоставляют колоссальные возможности для расширения музейного мира посредством ввода в его структуры различных культурных ценностей. Применение цифровизации в процессах документирования и изучения музейного собрания, музейной коммуникации способствует расширению музейного пространства как отдельно взятого музея, так и музейного мира в целом. На современном эта-
пе необходимым минимумом является наличие проекторов, ЖК-панелей, веб-сайта, страницы в социальной сети. Все большее распространение получают такие технологии, как 3D-печать, роботы-манипуляторы, AR-технологии, VR-тех-нологии, цифровой сторителлинг. Эти технологии не только дополняют замысел и содержание музейного пространства, но и создают особую виртуальную среду и интерактивность, что является особо привлекательным для современного посетителя.
Рассмотрим примеры использования цифровых технологий в практике ведущих музеев мира. Одной из цифровых технологий, востребованной в музейном пространстве, является 3D-печать, определяемая как процесс создания физического объекта из трехмерной цифровой модели. С помощью различных компьютерных технологий материал соединяется или затвердевает, и происходит создание реального объекта. Таким образом, происходит создание объемного экземпляра с помощью 3D-принтера. Известным цифровым проектом с применением 3D-печати является проект гробницы Тутанхамона в Долине Царей в Египте. С помощью копии посетители могут побывать внутри, при этом не повредив оригинал. В Американском музее естественной истории студенты могут распечатать на 3D-принтере кости динозавров и определить их вид, то есть почувствовать себя настоящим палеонтологом. Данные примеры демонстрируют возможность использования 3D-печати в культурной сфере, все это позволяет посетителям приобщаться к культурному наследию посредством мультисенсорных ощущений.
Еще одним актуальным трендом музейного мира являются роботы, которые, взаимодействуя с посетителями и выполняя задачи «за кулисами», помогают реализовать миссии музеев. Одним из наиболее популярных роботов, используемых в музее, является робот-экскурсовод. Он передвигается по залу, а его маршрутом управляет администратор при помощи видеосвязи. В Национальном музее Тэгу в Южной Корее работают два робота-экскурсовода Docent и Haesol Robot 2. Их основная задача - проводить посетителей по постоянному экскурсионному маршруту и участвовать в специальных мероприятиях. Разработчики из японского Университета Сайтама (Saitama University) создали робота, который может рас-
познавать реакцию посетителей по движению лицевых мышц. В зависимости от полученной обратной связи робот может менять свое поведение во время экскурсии [5]. В Политехническом музее в г. Москве робот RBOT-100 проводит экскурсию для посетителей и отвечает на вопросы, которые касаются того или иного объекта. Развитие робототехники позволило посетителям присутствовать на экскурсии дистанционно: робот становится глазами пользователя, и с помощью цифровых технологий посетитель может управлять роботом и выстраивать маршрут. Такие проекты можно обозначить термином «телеприсутствие» [5]. Достижение робототехники используют не только в работе с аудиторией, но и для решения различных задач, связанных с организацией хранения музейных фондов, например, в Лувре благодаря роботам происходит контроль температурных показателей у чувствительных музейных экспонатов: коллекций изобразительного искусства, уникальных артефактов разных цивилизаций, культур и эпох. Таким образом, использование робототехники в музейном мире представлено достаточно широко. Роботы автоматизируют процессы музейного пространства, способствуют посещению музея людей с ограниченными возможностями, позволяют дистанционно просматривать экскурсии, способны профессионально отвечать на интересующие вопросы посетителей.
Технологии дополненной реальности (AR-технологии) постепенно внедряются в музейное пространство и становятся все более актуальными, поскольку они погружают посетителей в виртуальное пространство, способствуют созданию 3D-эффекта и улучшению восприятия информации в целом. Технологии дополненной реальности позволяют на экранах различных девайсов просматривать 3D-объекты, а также визуализировать несуществующие предметы в конкретном помещении. Они предоставляют музеям неограниченные возможности, позволяют заинтересовывать и вовлекать пользователей в процесс получения данных о музейных предметах, истории экспонатов. Так, например, виртуальная книга Екатеринбурга с ожившими страницами истории города доступна в Музее истории [7]. В Шведском музее Средиземноморья в Стокгольме с помощью АЯ-технологий можно подробно изучить анатомию мумий Древнего Египта. Отображение происходит на интерактивном столе, где посети-
тель может по слоям рассмотреть содержимое. AR-технологии призваны «дополнять» реальность, преобразовывать и перестраивать атмосферу предмета, создавать интерактивный визуальный ряд, предоставлять более качественный и детальный обзор музейных предметов, сохранять и обеспечивать доступ к редким экземплярам, создавать виртуальные копии объектов. Данные технологии в музейном мире позволяют сохранить неразрывную связь экспоната и посетителя, интерактивно отображать музейные предметы, открывают новые возможности в представлении информации на небольшом пространстве. Новые технологии увеличивают интерес посетителей к дополненной реальности, AR-технологии в музейной сфере оказывают положительное влияние на музейную среду и улучшают культурно-образовательную функцию музеев за счет облегчения процесса восприятия и усвоения нового материала [7]. Еще одной достаточно новой технологией считается VR-технология, которая представляет собой виртуальную реальность. VR-технологией называют интерактивный мир, смоделированный с помощью компьютерных средств и влияющий на органы чувств человека. В качестве примера можно привести Государственный Эрмитаж, в котором полностью создан античный Зал Юпитера в виртуальной среде. В Третьяковской галерее с помощью VR-гарнитуры можно посетить мастерские Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Виртуальные пространства созданы настолько интерактивно и качественно, что посетитель может принять участие в создании произведения искусства, почувствовать себя соавтором. В Лондоне в галерее Tate Modern представлена VR-выставка, посвященная творчеству Амедео Модильяни. Благодаря кропотливой работе специалистов посетители могут переместиться в Париж вековой давности, посетить воссозданную в виртуальной реальности мастерскую художника и даже «прикоснуться» к находящимся в ней предметам.
Для продвижения и популяризации музейного собрания и музейных мероприятий современные отечественные музеи используют цифровой сторителлинг, который уже давно вошел в практику зарубежных музеев. Под цифровым стори-теллингом понимают интерактивное искусство использования слов и действий для выявления элементов и образов истории для пробуждения воображения слушателя [1]. Другими словами,
сторителлинг - это комплекс коммуникационных технологий, основанный на трансляции информации посредством нарратива - повествовательного текста, воздействующего на эмоциональный опыт аудитории. Сторителлинг является достаточно действенным способом «оживления» коммуникации музея с современными посетителями через различные проекты. Зарубежные музеи уже давно осознали значимость и важность применения сторителлинга, но в России на сегодняшний день качественно реализованных проектов еще мало. Глубокое погружение посетителя в интересующую его тему через мультимедийные технологии - все это подразумевает сторителлинг, который отвечает за высокое качество контента, является уникальным интерактивным модулем в формате видео, графики, текста, аудио или их комбинации. В качестве примера можно привести интерактивный проект «Ямал. Тепло Арктики», в котором принимали участие иХ-дизайнеры, исследователи, эксперты по коммуникациям и сто-рителлингу. Структура данного проекта основана на 19 больших снежных шарах, которые рассказывают свою историю. Например, интерактивный шар «Звуки севера» позволяет посетителю отправиться в путешествие через музыкальные композиции, которые переносят его из настоящего в прошлое. При воспроизведении мелодии стрелка и подсветка на радиоприемнике внутри снежного шара реагируют синхронно, благодаря процессорам, собранным вручную специально для этого объекта. Шар «Жизнь в потоке» посвящен ямальским рыбным промыслам: здесь можно понаблюдать за плывущими мальками муксуна и узнать о том, как сотрудники ямальского рыбоводного завода способствуют восстановлению их численности. Данную композицию завершает снежный шар с ямальским северным сиянием. Это зона, в которой посетители могут сфотографироваться так, будто находятся внутри шара. Тем самым специалисты сделали акцент на том, что-
бы посетители уносили с собой частичку Ямала и приятные воспоминания. Таким образом, применение сторителлинга в музейном пространстве может заинтересовать и привлечь более молодое поколение, которое в век технологий уверенно пользуется различными новшествами.
Следовательно, можно констатировать динамичное развитие практики использования цифровых технологий в современном музее. Музейная индустрия с каждым годом демонстрирует рост в качественном и грамотном использовании цифровых возможностей. Оставаться в тренде и двигаться в ногу со временем музею необходимо, так как современная действительность требует особого внимания к применению новшеств, в том числе в культурной сфере. Применение новых средств передачи, хранения, оптимизации информации создает благоприятные условия для культурного взаимодействия посетителей в музейном мире. Новые технологии дополненной и виртуальной реальности, сторителлинг привносят элемент привлекательности и доступности для посетителей, тем самым расширяя границы музейного пространства. В эпоху повсеместной доступности информации музеи важны, необходимы и не утратили своей актуальности. Музей, в первую очередь, - это «живые» знания, которые не могут заменить никакие новые технологии, но безусловно и то, что музейное пространство необходимо адаптировать к современным условиям, которые постоянно меняются, расширяются, активизируются. Аутентичность музейного предмета является основным преимуществом музея перед цифровыми копиями. Новые цифровые технологии современного музейного мира не могут в полной степени обеспечить подлинность и сохранность культурного наследия, но могут существенно расширить его информационный потенциал и усилить его свойства аттрактивности, ассоциативности, отражения действительности, репрезентативности.
Литература
1. Исследование коммуникационных практик научно-образовательных организаций РФ [Электронный ресурс]. -URL: http://spncomms.com/portfolio_135.htm (дата обращения: 16.09.2021).
2. Музычук В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. - № 5. - C. 49-63.
3. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
4. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования, или Как делать музей? - М.: ПИК ВИНИТИ, 2003. -454 с.
5. Роботы на службе у музея [Электронный ресурс]. - URL: http://mart-museum.ru/2014/09/15/roboty-na-sluzhbe-u-muzeya (дата обращения: 17.09.2021).
6. Словарь музейных терминов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp (дата обращения: 16.09.2021).
7. Соловьева А. А. Технологии дополненной реальности в музейном пространстве // Наука без границ. - 2020. -№ 1. - С. 48-53.
8. Фомичева Т. В., Катаева В. И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. - 2019. - № 2. - С. 80-84.
References
1. Issledovanie kommunikatsionnykh praktik nauchno-obrazovatel'nykh organizatsiy RF [Research of communication practices of scientific and educational organizations of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http:// spncomms.com/portfolio_135.htm (accessed 16.09.2021).
2. Muzychuk V.Yu. Osnovnye napravleniya tsifrovizatsii v sfere kul'tury: zarubezhnyy opyt i rossiyskiye realii [The main directions of digitalization in the field of culture: foreign experience and Russian realities]. VestnikInstituta eko-nomiki Rossiyskoy akademii nauk [Herald of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2020, no. 5, pp. 49-63. (in Russ.).
3. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizatsiya i tsifrovizatsiya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravleniye [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2018, no. 8, pp. 107-113. (In Russ.).
4. Polyakov T.P. Mifologiya muzeynogo proyektirovaniya, ili Kak delat' muzey? [The mythology of museum design, or How to make a museum?]. Moscow, PIK VINITI, 2003. 454 p. (In Russ.).
5. Roboty na sluzhbe u muzeya [Robots in the service of the museum]. (In Russ.). Available at: http://mart-museum. ru/2014/09/15/roboty-na-sluzhbe-u-muzeya (accessed 17.09.2021).
6. Slovar' muzeynykh terminov [Dictionary of Museum terms]. (In Russ.). Available at: http://www.museum.ru/rme/ dictionary. asp (accessed 16.09.2021).
7. Solovyeva A.A. Tekhnologii dopolnennoy real'nosti v muzeynom prostranstve [Augmented reality technologies in the museum space]. Nauka bez granits [Science without borders], 2020, no. 1, pp. 48-53. (In Russ.).
8. Fomicheva T.V., Kataeva V.I. Tsennosti rossiyan v kontekste tsifrovizatsii rossiyskoy ekonomiki [The Values of Russians in the context of digitalization of the Russian economy]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [The standard of living of the population of the regions of Russia], 2019, no. 2, pp. 80-84. (In Russ.).
УДК 069
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-67-74
ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГОДОВ
Патрушева Галина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: [email protected]
Ландик Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросу развития экспозиционно-выставочной деятельности в Омском государственном историко-краеведческом музее с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Научная значимость