С. Ю. Горохова. Развитие коммуникативной активности сельских школьников.
личные виды внеучебной деятельности, на уроках учащимся предлагается изучить лишь основные принципы и приемы работы с рассматриваемыми информационными объектами и технологиями. При этом количество часов, отводимых учителем на изучение данных тем, может быть относительно небольшим, если в рамках внеурочной деятельности организовать проведение мероприятий, которые бы обеспечивали единство цели и содержания изучаемого на уроках материала и позволяли бы учащимся совершенствовать и расширять знания и умения. Рассмотрим как вариант внеурочные занятия по указанным в базисном образовательном плане направлениям внеучебной деятельности, приведенные в таблице.
Из представленной таблицы видно, что каждое из направлений внеучебной деятельности может быть использовано для совершенствования учащимися имеющихся знаний по рассматриваемым на уроках информатики темам, а кроме того, обладает достаточным потенциалом для расширения содержания изучаемых тем. Например, рассматриваемая на уроках тема «Основные приемы преобразования текстов с помощью текстовых редакторов и процессоров» может быть логично продолжена в рамках внеучебной деятельности по любому из направлений: при создании мультфильма требуется написать и оформить сценарий, выпуск газеты позволяет расширить имеющиеся знания о правилах оформления информационных объектов, при подготовке к дню здоровья учащиеся могут познакомиться с альтернативными приемами создания буклетов и т. д. Таким образом, несмотря на альтернативность выбора направлений внеучеб-ной деятельности учащимися, можно говорить о том, что интеграция учебной и внеучебной деятельности при изучении информатики позволяет значительно расширить содержание изучаемого материала, отработать имеющиеся и сформировать новые способы деятельности при работе с различными информационными технологиями.
Примечания
1. Основы общей теории и методики обучения информатике: учеб. пособие / под ред. А. А. Кузнецова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 207 с.
2. Бешенков С. А. Школьный предмет стратегического назначения // Информатика и образование. 2007. № 4. С. 29-31.
3. Кузнецов А. А, Рыжаков М. В. О стандартах второго поколения // Математика в школе. 2009. № 2. С. 3-8.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
5. Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). Л., 1989. 96 с.
6. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
УДК 371.8.061
С. Ю. Горохова
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье отражены проблемы коммуникации учащихся сельских школ, рассматривается структура коммуникативной активности школьников, предлагаются пути развития данного личностного свойства в кружковой деятельности.
The article is devoted to the communication problems of pupils in the country schools; the structure of the adolescents' communication activities is considered as well as the ways of developing the students' communicative abilities through their activities in the club.
Ключевые слова: сельская школа, коммуникативная активность, кружок, диалектологический кружок.
Keywords: country school, communication activities, club, club for dialectology.
В настоящее время сельские школы находятся на этапе реструктуризации, в связи с чем большинство исследований по данной проблематике посвящено вопросам управления сельскими образовательными системами, особенностям организации учебного процесса, в то время как развитию личности самих учащихся уделяется недостаточно внимания.
В психолого-педагогической науке общение признается одним из главных факторов, влияющих на формирование и развитие личности. Оно, по мнению А. В. Мудрика, включено во все виды деятельности, выполняет познавательную, нормативную, рефлексивную и актуализирующую функции [1], обеспечивает высокий уровень активности в общении, что способствует более полной самореализации, самовыражению учащихся.
Общение сельских школьников имеет свои особенности, обусловленные спецификой социальной среды типа поселения. В настоящее время наблюдается сужение круга общения учащихся сельских школ из-за снижения контингента обучающихся, уменьшения численности жителей, ухудшения материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок, театров [2].
В. Лебединцев обращает внимание на то, что общение в сельской школе сведено к минимуму: в классно-урочной системе ребенок общается, главным образом, с учителем, и при этом однообразно: ученику приходится больше слушать
© Горохова С. Ю., 2011
учителя, чем говорить самому [3]. При малочисленности класса все решено за ученика, его инициатива ограничена, что негативно сказывается на формировании умений сотрудничать, ориентироваться в изменяющихся условиях, ставить перед собой цели, планировать деятельность и добиваться результата, анализировать и рефлексировать свои действия и т. д.
Отметим также, что с уменьшением числа постоянно взаимодействующих учеников недостаточно интенсивно развивается разговорная речь, расширяется кругозор, накапливается жизненный опыт, необходимый при изучении всех учебных предметов, сужается сфера повседневных интересов. Обучение в малочисленной группе не только информационно ограниченнее, но и эмоционально беднее. Утрачивается разнообразие эмоциональных сопереживаний и необходимость постоянного их корректирования до такого состояния, которое в наибольшей мере соответствует той или иной ситуации общения, отвечающей потребностям учащихся.
В условиях сложившейся практики обучения, которая предусматривает контроль и оценку знаний учащихся на каждом уроке, велика эмоциональная нагрузка на психику ребенка, т. е. практически каждый ученик в малочисленном классе может быть опрошен (и даже неоднократно) на одном уроке [4]. В результате появляется тенденция сверхконтроля, которая ведет к формированию стресса ожидания, чувства страха, психологической некомфортности и перегрузки учащихся, что снижает активность школьников.
Таким образом, узость круга общения, замкнутость социального пространства обусловливают низкий уровень коммуникативных навыков и умений учащихся, необходимых для успешной учебы, социализации школьников, снижают активность в общении, что отмечают учителя сельских школ. Это подтверждает и тот факт, что, поступив после окончания школы в профессиональные учебные заведения, многие через некоторое время испытывают трудности в учебе и общении, не могут приспособиться к условиям, в которые попадают. Вышеперечисленные особенности подчеркивают необходимость проведения специальной работы по развитию коммуникативной активности учащихся сельских школ.
Коммуникативная активность как часть общей активности изучается в разных плоскостях. В исследованиях психологов (С. А. Васюра [5], Д. С. Корниенко [6], В. И. Шмыков [7]) рассмотрена структура коммуникативной активности как интегрального свойства личности, ее стили. Проблема развития коммуникативной активности в педагогике рассматривается С. А. Гороховой [8], Т. А. Карбушевой [9], однако их труды посвящены развитию данного свойства личности студен-
тов вузов. Подчеркнем, что специального исследования, посвященного развитию коммуникативной активности учащихся сельских школ, не проводилось. Анализ массовой практики также подтверждает, что сельская школа нуждается в научно обоснованных рекомендациях в этой области.
Принимая во внимание взаимосвязь коммуникативной активности с типологическими свойствами личности, специфику коммуникативной деятельности и опираясь на существующие по данной проблеме исследования, мы определяем коммуникативную активность как сложное интегральное свойство личности, которое выражает степень потребности в общении, проявляется в готовности личности включиться в коммуникативную деятельность и осуществлять ее наиболее рациональными, оптимальными способами, направленными на достижение результатов деятельности.
В структуре коммуникативной активности учащихся мы выделяем следующие компоненты, подлежащие развитию: мотивационный (потребность в коммуникативной деятельности, характер проявляемых в общении эмоций); когнитивный (знания о вербальных и невербальных средствах, приемах, правилах общения); операционный (целенаправленность общения, волевые усилия, направленные на достижение коммуникативной цели, владение вербальными и невербальными средствами и приемами общения, умение слушать, устанавливать обратную связь, сотрудничество в общении, степень самостоятельности и творчества при решении коммуникативных задач); рефлексивный (умения контролировать и критически оценивать собственную коммуникативную деятельность и других). Развитие коммуникативной активности как личностного свойства обусловливается наличием противоречий между потребностью в общении и коммуникативными умениями.
В целях развития данного личностного свойства учащихся мы использовали потенциал вне-учебной деятельности. Эффективными для развития коммуникативной активности школьников являются такие формы внеучебной деятельности, которые предполагают взаимодействие учащихся, включение их в процесс коммуникации. Это групповые (кружки, клубы) и массовые (вечера, диспуты и конференции, конкурсы) формы работы.
Кружки относятся к групповым формам вне-учебной работы и отличаются активной деятельностью состава, охватывающего от нескольких учеников до всего класса. В кружках проводятся доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Итоги работы кружка за год подводятся на последнем занятии в виде вечера, кон-
С. Ю. Горохова. Разбитие коммуникативной активности сельских школьников.
ференции, выставки, смотра. Кружковая внеучеб-ная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте, развивает инициативность и самостоятельность.
Рассмотрим подробнее влияние кружковой работы на развитие коммуникативной активности учащихся на примере диалектологического кружка. Отметим, что коммуникативная активность сельских школьников зачастую тормозится осознанием ими недостаточного уровня своего речевого развития («сельские хуже говорят, чем городские», «стесняюсь выступать, потому что не умею красиво говорить», «не могу найти нужных слов, чтобы сказать именно то, что хочу» и т. п.). Это один из показателей «комплекса городского превосходства» у жителей села, образование которого Л. В. Байбородова связывает с меньшей возможностью социального роста [10]. Организованная нами деятельность учащихся по изучению диалектных слов способствует преодолению социального и семантического коммуникативных барьеров, к которым и относится «комплекс городского превосходства», повышению культуры речи на основе осознанного противопоставления литературного языка и диалекта, в целом - формированию компонентов коммуникативной активности учащихся.
Влияние кружковой работы на мотивацион-ный компонент коммуникативной активности школьников связано с тем, что интерес учащихся активизирует их взаимодействие, вызывает потребность в общении с родителями и односельчанами (для выполнения индивидуальных заданий по сбору диалектных материалов), потребность в деятельности по совершенствованию своей речи, повышается уверенность от осознания проделанной работы по совершенствованию своей речи, что положительно влияет на проявление инициативности в общении.
В процессе изучения говора совершенствуется когнитивный компонент коммуникативной активности: знания о литературных нормах современного русского языка формируются на основе осознанного противопоставления диалекта и литературного языка.
Развивается также и операционный компонент исследуемого качества: совершенствуются умения слушать, передавать информацию четко, ясно, последовательно, во время выполнения творческих заданий формируются умения вербальной и невербальной передачи информации, на занятиях в групповых формах работы - навыки взаимодействия, учащиеся приобретают опыт общения в исследовательской деятельности, во время выступлений, участвуют в конференциях.
Влияние на рефлексивный компонент коммуникативной активности связано с тем, что уча-
щиеся осознают диалектные особенности своей речи, стремятся исправить эти недочеты, учатся следить за своей речью, что в результате приводит к повышению самооценки, уверенности в себе.
Так как в сельских школах количество учащихся невелико, кружок посещали школьники разных возрастов. Работа в разновозрастной группе способствовала обогащению коммуникативного опыта учащихся, формированию навыков взаимодействия.
В тематический план кружка было включено знакомство с картой диалектов европейской части России, изучение фонетических особенностей (оканье, О в заударных окончаниях имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, твердое Ш, твердые губные в конце слов, утрата интервокального йот и стяжение гласных и др.), акцентных локализмов, диалектной лексики по тематическим группам (одежда, предметы быта и др.), морфологических особенностей (формы Т. п. типа «ушел с коровам», П. п. - «на пече сохнет», глаг. формы - «берегот, пекот», постпозитивная частица «то» и др.), синтаксических особенностей (повторение предлогов, модальная частица «буди», оборот «ли че ли» и др.), топонимов и антропонимов родного края.
Учащиеся собирали народные слова, а затем мы вместе пытались объяснить их значение, составляли картотеку, писали рассказы с использованием диалектной лексики (по группам) и инсценировали их. При изучении фонетических особенностей диалектной речи мы использовали аудио-и видеозаписи, причем в качестве информаторов выступали жители родного села и сами учащиеся, что положительно влияло на активность членов кружка. К дню смеха в рамках кружка был проведен фестиваль рекламы, где учащиеся показывали рекламные ролики, отражающие особенности диалектной речи и топонимы своего сельского округа («Каталог лопоти», «На нашем осырке», «Губнича» и др.). Следует подчеркнуть, что дети с большим желанием выполняли творческие задания. Этот процесс сопровождался положительными эмоциями (интерес, радость, удивление), активизацией процессов мышления, поэтому полученные знания отличались прочностью и глубиной.
Учащиеся готовили и представляли доклады по особенностям говоров европейской части России, на основе которых впоследствии была проведена игра «Отгадай, откуда я».
Заключительным этапом работы диалектологического кружка стала постановка спектакля, в основу которого легли написанные членами кружка на основе собранных ими материалов сцены.
В целом включение учащихся в собирание диалектных материалов развивает у них любознательность, обостренное чувство слова, способ-
ствует углубленному пониманию литературных норм, повышает культуру речи, заставляет шире смотреть на язык как на общественное явление.
Общий анализ изменений показателей коммуникативной активности позволил сделать выводы о положительной динамике изучаемого качества личности. Согласно данным анкетирования и наблюдения, выросла потребность учащихся в общении, инициативность, легкость вступления в контакт не только с другими школьниками, но и с односельчанами. Например, работники библиотеки отметили, что дети стали менее стеснительными при обращении к ним, стали четче формулировать свою просьбу. По мнению педагогов, учащиеся стали более активны на уроках, смелее вступают в обсуждение, выступают с докладами, задают вопросы другим и отвечают на вопросы по своему докладу. Увеличилось число участвующих во внеучебной деятельности. Если ранее активными участниками в конкурсах, викторинах и других мероприятиях в основном были учащиеся с высокой успеваемостью, то теперь активнее стали и менее успешные в учебе школьники. Многие школьники стали посещать не один кружок, а несколько. Отметим, что после показа спектакля по материалам диалектологического кружка все участники выразили желание посещать кружок театрального мастерства, что свидетельствует о высокой потребности в общении и уверенности в себе.
Таким образом, коммуникативная активность сельских школьников рассмотрена нами как сложное свойство личности, необходимое для успешной учебы, социализации и самореализации учащихся. В структуре коммуникативной активности сельских школьников выделены мотивацион-ный, когнитивный, операционный, рефлексивный компоненты, подлежащие развитию в образовательном процессе, и предложено с этой целью использовать потенциал внеучебной деятельности, которая обладает большими возможностями для неформального общения учащихся, раскрытия их творческих способностей, самовыражения. На примере диалектологического кружка показано влияние кружковой деятельности как одной из форм внеучебной работы на развитие всех компонентов коммуникативной активности.
Примечания
1. Мудрик А. В. Общение как педагогическая категория // Об исследовании проблемы взаимодействия социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся. М., 1983. С. 21-24.
2. Гурьянова М. Модернизация воспитания как приоритетное направление преобразования сельской малочисленной школы // Воспитание школьников. 2006. № 5. С. 13-18.
3. Лебединцев В. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель // Народное образование. 2005. № 1. С. 103-107.
4. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы / под ред. Г. Ф. Суворовой. М., 1990. 159 с.
5. Васюра С. А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 35-52.
6. Корниенко Д. С. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности (Генетический и онтогенетический аспекты): дис. ... канд. пси-хол. наук. Пермь, 2003.
7. Шмыков В. И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3.
8. Горохова С. А. Организационно-педагогические условия развития коммуникативной активности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.
9. Карбушева Т. А. Становление коммуникативной активности студентов регионального педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2007.
10. Байбородова Л. В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. 1ШЬ: http://www.obrazpress.ru.
УДК 373.303
О. В. Щелкунова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается сущность организационно-педагогических условий и влияние их на развитие умственной активности младших школьников.
The article deals with organizational-pedagogical conditions of developing junior pupils' mental activities.
Ключевые слова: умственная активность, учебно-познавательная деятельность, организационно-педагогические условия, развитие, младшие школьники.
Keywords: mental activity, educational-cognitive activity, organizational-pedagogical conditions, development, junior pupils.
Современное общество требует от образования формирования таких качеств личности, как активность, исполнительность, ответственность, что позволит школьнику в будущем стать успешной личностью.
Активность определяется как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленного набора оптимальных путей для достижения целей познания [1].
© Щелкунова О. В., 2011