Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 76-78.
УДК 342
О ВНЕСЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТ. 29.13 КОАП РФ
ADMINISTRATION LAW AND FORCED IN TRAFFIC SAFETY В. В. ГОЛОВКО, И. В. СЛЫШАЛОВ (V. V. GOLOVKO, I. V. SLEIHALOV)
Даётся характеристика административным правонарушениям в области дорожного движения. Раскрывается необходимость выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, как одной из основных задач производства по делам об административных правонарушениях и внесения представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в порядке, предусмотренном ст. 29.13 КоАП РФ.
Ключевые слова: административное правонарушение; административное правонарушение в области дорожного движения; внесение представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
The article gives characteristics administration delinquency and administration law and orders, gives characteristics administration law and forced in traffic safety.
Key words: administration; administration law and orders; administration delinquency in traffic safety.
Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, - одна из задач производства по делам об административных правонарушениях, важное направление деятельности органов внутренних дел по их предупреждению.
В соответствии с действующим законодательством внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению проступка, является одним из способов реагирования органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления,
а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (п. 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п. 7).
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (п. 12 ч. 1 ст. 13) среди прав полиции предусмотрено право внесения соответствующих представлений. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, вносимое полицией, определяется в научной литературе как юридический документ, вносимый полицией в государственные органы, организации и общественные объединения по находившемуся в её производстве уголовному делу или делу об административном правонарушении в целях
© Головко В. В., Слышалов И. В., 2016 76
О внесении представлений по делам об административных правонарушениях..
принятия мер по устранению нарушений законодательства, причин этих нарушений и условий, им способствующих [2].
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении (судьи, органы, должностные лица), также наделены правом при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По своей правовой природе представление несудебного органа, вынесенное на основании указанных статей КоАП, является ненормативным правовым актом, поскольку оно адресовано конкретному лицу и содержит обязательные предписания, за невыполнение которых в установленный срок указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ [3].
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, установление им указанных причин и условий, т. е. факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение. При этом меры, рекомендованные к принятию в соответствии с таким представлением, должны носить конкретный характер и быть способными устранить причины и условия, повлекшие совершение административного правонарушения.
Таким образом, с учётом требований действующего законодательства сотрудники ГИБДД, уполномоченные рассматривать соответствующие дела об административном правонарушении, вправе при установлении конкретных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
При этом представления должны носить конкретный характер и иметь реальную воз-
можность в случае выполнения устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Кроме того, в каждом случае вынесения представления необходимо установление причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) организаций и должностных лиц, которым адресовано представление, и совершённым административным правонарушением. Так, например, в случае выявления административного правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (ст. 12.5 КоАП РФ), возможно внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших его совершению в порядке ст. 29.13 КоАП РФ. Адресатом такого представления является не водитель транспортного средства, а организация или должностное лицо, например, руководители авторемонтных предприятий, осуществляющих услуги по установке на стекла транспортных средств покрытий, светопро-пускание которых не соответствует требованиям Технического регламента. Наименования и местонахождение таких предприятий сотрудники Госавтоинспекции могут устанавливать при составлении протокола по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, а затем, убедившись, что предприятие действительно оказывает такие услуги, вносить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [4]. За невыполнение требования, изложенного в представлении, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.
Полагаем, следует обратить внимание и на то, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, особенно при оформлении их в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (вынесение постановления о назначении наказания на месте совершения правонарушения), выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, достаточно проблематично. Ряд нарушений, такие как превышение установленной скорости движения, нарушение правил пере-
В. В. Головко, И. В. Слышалов
возки людей и т. п., имеют субъективный характер и, как правило, не связаны с организацией работы должностных или юридических лиц.
Направление представлений общего характера без указания конкретных причин и условий, способствовавших совершению нарушения Правил дорожного движения, на наш взгляд, будет формальным и не достигнет цели предупреждения правонарушений, а также может послужить причиной направления обоснованной жалобы в суд.
1. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. См.: Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин и др. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. См.: Панкова О. В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. См.: Головко В. В., Иванова О. А., Терехов О. А. Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. - Омск, 2005 ; Кор-кин А. В. Законно ли законное требование? // Российский юридический журнал. - 2015. -№ 3. - С. 184-188.