Научная статья на тему 'О внесении представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в порядке, предусмотренном ст. 29. 13 КоАП РФ'

О внесении представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в порядке, предусмотренном ст. 29. 13 КоАП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1131
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ВНЕСЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ADMINISTRATION / ADMINISTRATION LAW AND ORDERS / ADMINISTRATION DELINQUENCY IN TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Слышалов Игорь Викторович

Даётся характеристика административным правонарушениям в области дорожного движения. Раскрывается необходимость выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, как одной из основных задач производства по делам об административных правонарушениях и внесения представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в порядке, предусмотренном ст. 29.13 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Слышалов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration law and forced in traffic safety

The article gives characteristics administration delinquency and administration law and orders, gives characteristics administration law and forced in traffic safety.

Текст научной работы на тему «О внесении представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в порядке, предусмотренном ст. 29. 13 КоАП РФ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 76-78.

УДК 342

О ВНЕСЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТ. 29.13 КОАП РФ

ADMINISTRATION LAW AND FORCED IN TRAFFIC SAFETY В. В. ГОЛОВКО, И. В. СЛЫШАЛОВ (V. V. GOLOVKO, I. V. SLEIHALOV)

Даётся характеристика административным правонарушениям в области дорожного движения. Раскрывается необходимость выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, как одной из основных задач производства по делам об административных правонарушениях и внесения представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в порядке, предусмотренном ст. 29.13 КоАП РФ.

Ключевые слова: административное правонарушение; административное правонарушение в области дорожного движения; внесение представлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

The article gives characteristics administration delinquency and administration law and orders, gives characteristics administration law and forced in traffic safety.

Key words: administration; administration law and orders; administration delinquency in traffic safety.

Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, - одна из задач производства по делам об административных правонарушениях, важное направление деятельности органов внутренних дел по их предупреждению.

В соответствии с действующим законодательством внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению проступка, является одним из способов реагирования органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления,

а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (п. 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п. 7).

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (п. 12 ч. 1 ст. 13) среди прав полиции предусмотрено право внесения соответствующих представлений. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, вносимое полицией, определяется в научной литературе как юридический документ, вносимый полицией в государственные органы, организации и общественные объединения по находившемуся в её производстве уголовному делу или делу об административном правонарушении в целях

© Головко В. В., Слышалов И. В., 2016 76

О внесении представлений по делам об административных правонарушениях..

принятия мер по устранению нарушений законодательства, причин этих нарушений и условий, им способствующих [2].

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении (судьи, органы, должностные лица), также наделены правом при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

По своей правовой природе представление несудебного органа, вынесенное на основании указанных статей КоАП, является ненормативным правовым актом, поскольку оно адресовано конкретному лицу и содержит обязательные предписания, за невыполнение которых в установленный срок указанное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ [3].

Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, установление им указанных причин и условий, т. е. факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение. При этом меры, рекомендованные к принятию в соответствии с таким представлением, должны носить конкретный характер и быть способными устранить причины и условия, повлекшие совершение административного правонарушения.

Таким образом, с учётом требований действующего законодательства сотрудники ГИБДД, уполномоченные рассматривать соответствующие дела об административном правонарушении, вправе при установлении конкретных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

При этом представления должны носить конкретный характер и иметь реальную воз-

можность в случае выполнения устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Кроме того, в каждом случае вынесения представления необходимо установление причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) организаций и должностных лиц, которым адресовано представление, и совершённым административным правонарушением. Так, например, в случае выявления административного правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (ст. 12.5 КоАП РФ), возможно внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших его совершению в порядке ст. 29.13 КоАП РФ. Адресатом такого представления является не водитель транспортного средства, а организация или должностное лицо, например, руководители авторемонтных предприятий, осуществляющих услуги по установке на стекла транспортных средств покрытий, светопро-пускание которых не соответствует требованиям Технического регламента. Наименования и местонахождение таких предприятий сотрудники Госавтоинспекции могут устанавливать при составлении протокола по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, а затем, убедившись, что предприятие действительно оказывает такие услуги, вносить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения [4]. За невыполнение требования, изложенного в представлении, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.

Полагаем, следует обратить внимание и на то, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, особенно при оформлении их в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (вынесение постановления о назначении наказания на месте совершения правонарушения), выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, достаточно проблематично. Ряд нарушений, такие как превышение установленной скорости движения, нарушение правил пере-

В. В. Головко, И. В. Слышалов

возки людей и т. п., имеют субъективный характер и, как правило, не связаны с организацией работы должностных или юридических лиц.

Направление представлений общего характера без указания конкретных причин и условий, способствовавших совершению нарушения Правил дорожного движения, на наш взгляд, будет формальным и не достигнет цели предупреждения правонарушений, а также может послужить причиной направления обоснованной жалобы в суд.

1. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. См.: Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин и др. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. См.: Панкова О. В. Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. См.: Головко В. В., Иванова О. А., Терехов О. А. Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. - Омск, 2005 ; Кор-кин А. В. Законно ли законное требование? // Российский юридический журнал. - 2015. -№ 3. - С. 184-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.