Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ КОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ'

О ВЛИЯНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ КОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ КОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ / SOCIAL STATE / CRIMINAL PROCESS / PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCESS / COGNITIVE FUNCTIONS / COGNITIVE ABILITIES / PERSONS WITH LIMITED COGNITIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

В статье предлагается учитывать современные международные представления о сущности социального государства при формировании изменений российского уголовно-процессуального законодательства, направленных на социальную защиту участников уголовного процесса из числа лиц с ограниченными когнитивными способностями, для чего предлагаем использование понятия «когнитивные способности» как критерия определения степени реальной возможности реализации субъектом правоотношения своих прав и обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбатова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE ON THE FORMATION OF A SPECIAL LEGAL STATUS OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS AMONG PERSONS WITH COGNITIVE DISABILITIES

The article proposes to take into account modern international ideas about the essence of the social state in the formation of changes in the Russian criminal procedure legislation aimed at social protection of participants in the criminal process from among persons with limited cognitive abilities, for which we propose the use of the concept of "cognitive abilities" as a criterion for determining the degree of real possibility of realization by the subject of legal relations of their rights and obligations.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ КОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ»

Уголовный процесс

О ВЛИЯНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ КОГНИТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ КУРБАТОВА Светлана Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Красноярского государственного аграрного университета sveta_ku [email protected]

Краткая аннотация: В статье предлагается учитывать современные международные представления о сущности социального государства при формировании изменений российского уголовно-процессуального законодательства, направленных на социальную защиту участников уголовного процесса из числа лиц с ограниченными когнитивными способностями, для чего предлагаем использование понятия «когнитивные способности» как критерия определения степени реальной возможности реализации субъектом правоотношения своих прав и обязанностей.

Abstract: The article proposes to take into account modern international ideas about the essence of the social state in the formation of changes in the Russian criminal procedure legislation aimed at social protection of participants in the criminal process from among persons with limited cognitive abilities, for which we propose the use of the concept of "cognitive abilities" as a criterion for determining the degree of real possibility of realization by the subject of legal relations of their rights and obligations.

Ключевые слова: социальное государство, уголовный процесс, участники уголовного процесса, когнитивные функции, когнитивные способности, лица с ограниченными когнитивными способностями.

Keywords: social state, criminal process, participants of criminal process, cognitive functions, cognitive abilities, persons with limited cognitive abilities.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах, которые оно должно решать, взяв на себя ответственность перед своим населением. Данный постулат максимально раскрывается в идеях концепции социального государства, являющейся в настоящее время общепризнанной и неразрывно связанной с сущностью самого государства. И хотя, как таковые, «протоидеи» социального государства появились очень давно, однако на протяжении многих веков они оставались в области действия норм морали и обычного права. Тем не менее, постепенно стал формироваться системный подход к организации заботы со стороны общества за лицами, которые в силу физических, психических, материальных и иных причин не могут самостоятельно позаботиться о себе - исторически о начале этого процесса известно со времен императоров Римской Империи Нерве и Траяне (I в. н.э.) [1], в дальнейшем это развилось в средневековой Европе, но по сути все сводилось к материальным аспектам - предоставление крова, еды и т.п. Как таковой задачи социальной защиты своих «слабых» членов общество перед собой не ставило. «Но если общественная помощь нуждающимся существовала всегда, то государственная помощь (социальная защита) появляется только в эпоху буржуазного развития и приобрела юридическую форму первоначально в Англии, и лишь затем в таких европейских странах, как Франция, Германия, а затем в России. При этом уменьшение удельного веса элементов благотворительности в социальной поддержке было вызвано изменением основ взаимодействия личности; общества и государства, которые и привели к появлению идеи социального государства...» [2], которая как таковая была сформулирована в сер. XIX в. Лоренцом фон Штейном, писавшим про государство, что оно «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных слоёв и сословий, для каждой отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан, ибо только в таких условиях, развитие одного может быть условием развития

каждого и именно в этом смысле требуется говорить о необходимости социального развития в странах с монополией капитала» [3].

В дальнейшем идеи социального государства сформировались в устойчивую концепцию - сначала в трудах ученых, а с сер. ХХ в. нашедшую отражение как на международном уровне (например, гл. IX Устава ООН [4], Всеобщая декларация прав человека [5], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [6] и др.), так и на уровне национальном. Так, в России это закреплено в первой главе Конституции РФ, где в ст. 7 сказано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [7].

И если изначально задача социального государства сводилась к буквальному пониманию «поддержки социально незащищенных категорий граждан», в виде материальной помощи бедным, инвалидам, сиротам и пр., то постепенно она расширялась как «предметом ведения» (появлялись новые виды социального обеспечения; получили развитие государственная поддержка образования и здравоохранения, государство взяло на себя вопросы обеспечения занятости населения и охраны труда; в последние десятилетия сюда стала включается и охрана экологической среды обитания [8]), так и субъектным составом (не только государство, но и общество, и сами граждане обязаны участвовать в формировании социального государства на современном этапе [9]. Однако этого недостаточно, что отмечается в научной литературе при обсуждении сущности социального государства на современном этапе. Необходим новый взгляд на социальное государство. Социальное государство должно не только «гарантировать материальные блага конкретным категориям людей при определенных жизненных условиях, но и решать более общую задачу: обеспечить достойную жизнь человека во всех ее проявлениях — личной свободы, право политического выбора, экономическое благополучие и многое другое,что составляет статус человека» [10; с. 97].

Хотя при этом необходимо понимать и принимать, что «конкретное воплощение идеи «социального государства» определяется как уровнем экономического развития, так и характером сложившихся в данной стране взаимоотношений между государством и обществом, конкретными социальными группами и отдельными гражданами, идеологическими воззрениями правящей элиты и стереотипами общественного сознания» [11].

Так, если в России забота о социально незащищенных категориях населения как форма проявления государственной политики явно видна в таких областях как соцзащита населения, медицина, образование и др. (причем можно говорить не только о факте наличия такой политики, но и о процессе ее развития и совершенствования, что соответствует и развитию концепции социального государства), то в некоторых сферах происходит «социальная стагнация». Например, это уголовный процесс, где на протяжении десятилетий в числе участников, которым законодатель предоставляет особые гарантии реализации их правовых статусов, были и есть несовершеннолетние (подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели) и лица, совершившие запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

Однако, учитывая специфику характера уголовно-процессуальных правоотношений, в которые вовлекаются подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели, считаем необходимым в большей степени использовать идеи социального государства, оказывая правовую поддержку таким лицам, которые в полной мере не способны самостоятельно реализовывать свои права и исполнять обязанности - и не по тому, что они не хотят, а потому что не могут в силу своих когнитивных особенностей.

Так, если стресс как таковой это есть обычное состояние большинства обвиняемых, то для невиновных подследственных он выражен интенсивно. Невиновный не совершал преступления, не опасался «встречи» с органами расследования и судом, специально к ней не готовился (возможно, что и вообще никогда не сталкивалось со следственными органами и не имеет никакого практического опыта поведения в таких ситуациях). «Возникает угроза благополучию всей жизни - не только условий физического существования, но и, что более важно, социального статуса личности, ее престижа, принадлежности к определенной социальной группе, ее самооценки, жизненных планов и других значимых ценностей. Значение объективно существующей угрозы усугубляется субъективным отношением к ней, ее оценкой» [12], и это все усиливается, если подозреваемому, обвиняемому избирается меры пресечения, связанной с лишением свободы, т.к. в результате происходит резкая смена жизненного стереотипа и образа жизни неподготовленного к этому лица, а также если лицо сталкивается с определенным поведением следственного

работника, проявляющего необъективность, ущемление прав обвиняемого, нарушение закона относительно допустимости и обоснованности применяемых мер и пр. Все это приводит к дезорганизованности сознания и деятельности вследствие столкновения с непреодолимыми препятствиями и депривацией (ограничением) жизненно важных потребностей человека и к фрустрации - переживание тупика и безысходности, которое может и не соответствовать реальной ситуации, но оценивается человеком именно так [12].

Ситуация расследования есть безусловно стрессовая и для большинства иных лиц, вовлекаемых в данный процесс в качестве потерпевших и свидетелей, где один из основных стрессоров - угроза личному благополучию человека и его близких, при том, что не имеет значения, объективна ли такая угроза, или же имеет место лишь в воображении лица.

И хотя взаимодействие следователя с потерпевшими и свидетелями осуществляется, как правило, в форме сотрудничества, «Психология свидетеля (осведомленного лица) определяется следующими основными моментами. 1) физиологическим и психофизиологическими особенностями, состоянием психики (норма или патология), половыми и возрастными характеристиками, свойствами второй сигнальной системы, т. к. связано с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации; 2) эмоциональным фоном до и эмоциональным реагированием в период преступления; 3) особенностями личности (социальным положением, направленностью личности, мотива-ционной и ценностной сферой, профессиональной принадлежностью и т. д.); 4) значительной долей оценочной информации, требующей тщательного анализа; 5) внушаемостью и самовнушаемостью; 6) процессуальным положением; 7) психологической ролью в совершенном преступлении; 8) характером взаимодействия с лицом, проводящим расследование» [13].

«Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере. В таких ситуациях сужается сознание, ограничиваются адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям. Его дальнейшие психические состояния могут определяться «обвинительной доминантой», негативно-эмоциональным состоянием, возникшим в результате преступления и его последствий» [13].

При этом в их показаниях зачастую присутствуют оценочные элементы (тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения), отличаются большой эмоциональной насыщенностью и нередко - значительной реконструкцией подлинных событий, что особенно характерно для лиц со слабым типом высшей нервной деятельности и с акцентуиро-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)

ванным характером. В отдельных случаях возможно возникновение так называемого следового аффекта, реактивных состояний, душевного расстройства. С другой стороны, тягостные события преступления как бы отторгаются сознанием многих лиц, влекут состояние охранительной заторможенности.

Безусловно, лицо, ведущее производство по уголовному делу, понимает все это и учитывает при выборе тактических приемов для получения достоверных сведений, тем более что, на самом деле, при допросе имеет значение не факт процессуального статуса, но именно что когнитивные особенности лица, на что обращает внимание в своей работе проф. Л.В. Бертовский [14].

Однако если такого рода последствия факта вовлеченности в сферу уголовного процесса возникают у большинства лиц, проявляясь впоследствии еще долгое время и по окончании этого периода, то каково приходится лицам, у которых уже к моменту начала участия имеются нарушения их когнитивных функций, например, если заключение под стражу избирается в отношении несовершеннолетнего [15] или же проводится допрос несовершеннолетнего [16], особенно если это малолетний [17].

«Когнитивные функции мозга - это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы -высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека» [18].

«Это наиболее сложные функции деятельности головного мозга, при помощи них осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. К когнитивным функциям относят:

• мышление - способность человека отражать объективную действительность в суждениях, представлениях, понятиях;

• поведение - определённый сложившийся образ

к распознаванию информации, поступающей от органов чувств;

ции, которая включает понимание обращенной речи, построе-

мацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения. Интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом» [19]. Влияние же на состояние когнитивных функций ока-

зывают 2 фактора:

1) возраст (несовершеннолетние; пожилые с выраженной деменцией);

2) физические и психические факторы (например, стрессовая ситуация, в частности, наблюдение процесса совершения преступления, а затем и вовлеченность в производство по уголовному делу в качестве свидетеля).

Соответственно именно эти два критерия и должны учитываться при определении возможности реализации лицами из данных категорий своего правового статуса участника уголовного судопроизводства в полном объеме. Однако в настоящее время в нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [20] мы видим закрепление специального правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (гл. 50), частичное закрепление специфики участия в отдельных процессуальных действиях несовершеннолетних потерпевших и свидетелей (ст. 191), а также особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, но не особенности их правового статуса (гл. 51).

Если же обратиться к статистике, то:

нения (ВОЗ) в 2015 году во всем мире насчитывалось 47 миллионов человек с деменцией. Среди них 58% людей живут в странах с низким и средним уровнем дохода, и, по прогнозам, к 2050 году этот показатель возрастет до 71 процентов. Ежегодное общее число новых случаев деменции во всем мире приближается к 9,9 миллиона, что означает один новый случай каждые три секунды. Ожидается, что число людей с деменцией составит 75 миллионов случаев в 2030 году и 132 миллиона в 2050 году [22];

• по данным профессора кафедры управления

и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ В. Власова на 2016 год более одного миллиона россиян страдают деменцией. В основном это люди старше пятидесяти лет [23];

нимум 5% населения страдает хроническими психическими расстройствами и нуждается в постоянном наблюдении психиатра; в любой момент времени явные психические расстройства имеются у 12-15% населения; очевидные психологические затруднения, влияющие на соматическое здоровье (здоровье тела) и жизнь в обществе, обнаруживаются у 40-60% людей; психические расстройства выявляются у 25-30% людей, обращаю-

взаимодействия с окружающей средой;

гнозис или восприятие информации - способность

• память - запоминание и хранение информации;

• праксис — целенаправленная деятельность;

• внимание — сосредоточенность сознания, избирательная направленность на что-либо, имеющее значение;

• речь — способность к вербальной коммуника-

ние собственного речевого высказывания, чтение и письмо;

• интеллект - способность сопоставлять инфор-

щихся за помощью в поликлиники и амбулатории (т.е. в первичное звено здравоохранения). Это каждый четвертый или даже каждый третий пациент [25] - учитывая же современный образ жизни и иные факторы, можно предположить, что ситуация еще более ухудшилась. По нашему государству подобной статистики нет, но, учитывая историческое сходство наших стран, можно провести определенные аналогии.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному:

- считаем необходимым использовать современные международные представления о сущности социального государства при формировании изменений уголовно-процессуального законодательства в России;

- предлагаем использование понятия «когнитивные способности» как критерия определения степени реальной возможности реализации субъектом правоотношения своих прав и обязанностей, и, как следствие, — отнесении лиц с ограниченными когнитивными способностями к категории граждан, нуждающихся в особой защите со стороны государства;

- учитывая, что когнитивные расстройства связаны с возрастом и с проявлением физических и психических нарушений целостности человеческого организма, следует закрепить на законодательном уровне специальный правовой статус и гарантии его реализации для лиц с ограниченными когнитивными способностями, распространив его в равной степени на всех участников уголовного судопроизводства, вовлекаемых в сферу действия норм уголовно-процессуального законодательства (потерпевший, свидетель и др.), что позволит «выровнять» положение участников с ограниченными когнитивными способностями с участниками, у которых отсутствуют нарушения их когнитивных функций.

Такая статистка свидетельствует об уже давно на-

зревшей необходимости отражения когнитивного подхода в уголовно-процессуальных нормах, тем более, что «сотрудники правоохранительных органов и суда имеют лишь некоторое представление о судебной психиатрии, патопсихологии, они не готовы грамотно интерпретировать медицинскую информацию и применять полученные сведения в процессе производства по уголовному делу. Для работы с указанными лицами необходимо знание естественных проявлений психики человека, как страдающего психическими заболеваниями, так и психически здорового. Дознаватель, следователь, прокурор, судья должны уметь правильно использовать сведения о наличии психических недостатков у лица, чтобы избежать нарушений прав психически нездорового человека в уголовном судопроизводстве, обеспечить защиту интересов граждан от вредоносного поведения» [26; с. 3-4].

Библиография:

1. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира - Ярославль, 1991.

2. Шапошников С.П. Социальное государство: теоретико-правовая модель: дисс. на соик. уч. степ. канд. юрид. наук. СПю, 2010.

3. Gegenwart und Zukunft der Rechts- und Staatswissenschaft Deutschlands — Stuttgart, 1876.

4. Устав ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС Консультант Плюс.

5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.

7. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.

8. Малофеев, В.И. Социальная экология: учебное пособие / В.И. Малофеев. М., 2003. 260 с.

9. Байматов, П.Н. Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социального государства / П.Н. Байматов // Право и политика. 2014. № 2 (170). С. 197 - 206.

10. Васильев, С.Г. Понятие и сущность социального государства / С.Г. Васильев // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 95-100

11. Шапошников С.П. Социальное государство: теоретико-правовая модель: дисс. на соик. уч. степ. канд. юрид. наук. СПб, 2010.

12. Шиханиов, Г.Г. Юридическая психология: учебник / Г.Г. Шиханиов. изд. 2-е. М.: Зерцало-М, 2006 [Электронный ресурс] https://ebooks.grsu.by/ur_psix/1-psikhicheskie-sostoyaniya-obvinyaemogo.htm

13. Чернышева, Е.В. Полицейская психология / Е.В. Чернышева, К.В. Злоказов. Екатеринбург, 2016 [Электронный ресурс] http://yurpsy.com/files/ucheb/police/023.htm.

14. Бертовский, Л. В. Допрос: тактика и технологии: монография / Л. В. Бертовский. М.: Экзамен, 2015. 303 с.

15. Трашкова, С.М. Основы правового регулирования заключения под стражу как меры государственного принуждения: общие положения и некоторые особенности в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / С.М. Трашкова // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 4. С. 89-91.

16. Трашкова, С.М. Некоторые психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних / С.М. Трашкова, Л.Ю. Айснер // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 3. С. 62-65.

17. Бертовский, Л.В. Технология получения уголовно-релевантной информации от малолетних и несовершеннолетних / Л.В. Бертовский, В.Н. Билян // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 2 (35). С. 174-179.

18. https://medicalj.ru/symtoms/head/676-narushenie-kognitivnyh-funkcij.

19. https://med39.ru/article/psichiatria/kognitivnye-funkcii.html.

20. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // СПС Консультант Плюс.

21. https://life.ru/t/новости/1210054/vpiervyie_kolichiestvo_pozhilykh_liudiei_v_mirie_prievysilo_chislo_dietiei.

22. ВОЗ обнародовала 10 фактов о деменции [Электронный ресурс] https://www.kp.ru/daily/26686/3710366/.

23. https://22century.ru/medicine-and-health/72547.

24. Всемирный доклад об инвалидности: Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] // https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/.

25. Евстигнеев, Р.А. Психиатрия для врача общей практики / Р.А. Евстигнеев. Беларусь, 2001 / Цит. по: [Электронный ресурс] http://www.happydoctor.ru/info/1111.

26. Татьянина, Л. Г. Процессуальные проблемы производства по уголовным делам с участием лиц, имеющих психические недостатки (вопросы теории и практики). Автореф. дисс. ... доктора юрид. наук. / Л. Г. Татьянина. Ижевск, 2004. [Электронный ресурс] http://kalinovsky-k.narod.ru/b/avtoref/tatijanina.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.