О влиянии изменений нормативной базы по бухгалтерскому учету на деятельность организаций
П.И.Шихатов
Цель работы - изучение влияния изменений в нормативном регулировании бухгалтерского учета. Предложены пути решения проблем бухгалтерского учета, в частности путем разработки положений о бухгалтерском учете на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, закон, электронная цифровая подпись, саморегулируемые организации
Адрес для корреспонденции: [email protected].
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 2 (19). С. 50-54.
В прошедшие два десятилетия произошли большие изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета. Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности направлены на обеспечение формирования полноценной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям.
В 2013 г. вступил в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (далее - ФЗ-402), внесший значительные изменения в правила ведения бухгалтерского учета.
Современная экономика России развивается, несмотря на геополитическую ситуацию, Россия стремится перенимать положительный зарубежный опыт. В настоящее время все большее значение имеют Международные стандарты финансовой отчетности. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 01.01.2013, вобрал в себя многие положительные тенденции.
Сфера действия ФЗ-402 существенно расширена. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с ФЗ-402 следующие лица вправе не вести бухгалтерский учет:
Шихатов Павел Иванович — магистр экономики, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Международного института экономики и права.
Адрес для корреспонденции: [email protected].
Шихатов П.В. О влиянии изменений нормативной базы...
51
♦ индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой;
♦ структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательствами иностранных государств, находящиеся на территории РФ и в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ведущие учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения;
♦ организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
Перечень объектов бухгалтерского учета существенно изменен.
Если объект бухгалтерского учета в ФЗ от 21.11.1996 № 129 звучал как «имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в ходе деятельности организации», то в ФЗ-402 определен более четкий и широкий список объектов бухгалтерского учета. Эти изменения напрямую связаны с трансформацией определения бухгалтерского учета. Вместо имущества организаций объектом бухгалтерского учета в законе названы активы, в перечень объектов учета добавлены доходы и расходы.
Еще одним существенным изменением в перечне объектов бухгалтерского учета является замена хозяйственных операций на факты хозяйственной жизни. Хозяйственные операции в соответствии с ФЗ-402 определяются как сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
С 2013 г. ведение бухгалтерского учета самостоятельно вправе осуществлять только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители других организаций будут обязаны возложить ведение учета на главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
В новом законе впервые установлены квалификационные требования к главным бухгалтерам отдельных экономических субъектов. Но это не означает, что с 2013 г. все открытые акционерные общества и кредитные, крупные организации и т.д. должны были произвести смену кадров. Перечисленные требования относятся только к тем главным бухгалтерам, которые в 2013 г. приступили к ведению бухгалтерского учета в таких организациях.
С 2013 г. отменено требование о составлении первичной учетной документации по унифицированным формам. Формы первичных учетных документов организация может разрабатывать самостоятельно, их утверждает руководитель экономического субъекта. Шаблоны первич-
52
Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2 (19)
ных учетных документов отражаются в приложении учетной политики. Также организация может использовать обычные типовые бланки, имеющиеся в бухгалтерских программах. В этом случае в учетной политике указывается, что организация применяет в качестве первичных документов унифицированные формы, перечисляя их. Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ, не изменился (название, номер, дата, подписи и т.д.). Иными словами, налицо принцип преобладания содержания над формой.
С 2013 г. можно предоставлять документы в налоговой орган как в бумажном, так и в электронном виде, подписанным электронной цифровой подписью.
Электронная цифровая подпись - это реквизит документа, составленного в электронной форме, который подтверждает достоверность и имеет юридически значимую силу. Виды и применение электронной подписи регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в редакции от 01.07.2011). Электронная подпись как электронный документ состоит из набора обязательных и необязательных реквизитов. В состав обязательных реквизитов входит криптографическая часть, обеспечивающая надёжную идентификацию подписываемых данных. Кроме этого электронная подпись обязательно содержит минимальную информацию о владельце электронной цифровой подписи и некоторую техническую информацию (зашифрованная информация).
В ФЗ-402 регламентировано, что бухгалтерскую отчетность должен подписывать только руководитель. Следовательно, ответственность за достоверность информации ложится на него.
Изменился состав годовой бухгалтерской отчетности. У коммерческих компаний она будет состоять из баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним. В их числе, помимо пояснений, отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Аудиторское заключение перестало быть частью бухгалтерской отчетности.
Начиная с 01.01.2013 компании должны сдавать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность только один раз, но в 2 экземплярах и не позднее, чем через 3 месяца после окончания финансового периода.
С 2013 г. годовую бухгалтерскую отчетность компании сдают в два ведомства: в инспекцию ФНС и органы государственной статистики. Что касается правил заполнения форм, то ФЗ-402 содержит важное новшество. Бухгалтерская отчетность будет считаться составленной после того, как бумажный экземпляр подпишет руководитель компании. Подписи главного бухгалтера больше не требуется, отметим это повторно.
Шихатов П.В. О влиянии изменений нормативной базы...
53
Субъектами регулирования бухгалтерского учета являются (ст. 22):
1) органы государственного регулирования бухгалтерского учета: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, и Центральный банк РФ;
2) субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета - саморегулируемые организации (СРО), в том числе СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета).
Следовательно, в соответствии с ФЗ-402 регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему осуществляют Министерство финансов РФ и Банк России. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 23 ФЗ-402.
ФЗ-402 закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 24 ФЗ-402. В частности, СРО могут:
♦ разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган;
♦ участвовать в подготовке программы разработки федеральных стандартов (ч. 1 ст. 27 ФЗ-402).
Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган (ч. 2 ст. 26 ФЗ-402).
В ФЗ-402 не перечислены обязательные составляющие учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и пр.). Но эта информация содержится в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
Подводя итоги, отметим, что система регулирования бухгалтерского (финансового) учета основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая СРО.
Важно и разграничение полномочий между руководителем и главным бухгалтером. Если между руководителем и главным бухгалтером
54
Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 2 (19)
возникнут разногласия в отношении ведения бухгалтерского учета, то главный бухгалтер обязан полностью подчиниться решению руководителя. При этом руководитель несет полную ответственность только после письменного распоряжения по спорному вопросу.
Рассмотренные изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета требуют внесения серьезных изменений в учетную политику организаций.
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует действующих положений по таким важным объектам бухгалтерского учета, как аренда, вознаграждения работникам. Используя международный опыт, следовало бы разработать на основе Международных стандартов финансовой отчетности «Для предприятий малого и среднего бизнеса» соответствующее положение по бухгалтерскому учету. Принятие и внедрение указанных положений значительно улучшило бы качество и аналитичность учетной информации.
Литература
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят 23.02.1996) (ред. 28.11.2011) // Российская газета. 1996. 28 нояб.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят 22.11.2011) // Российская газета. 2011. 9 дек.
3. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (принят 16.11.2007) (ред. 25.06.12) // Российская газета. 2007. 6 дек.
4. Шихатов П.И. Бухгалтерский учет вознаграждений работникам в России и СНГ // Современный мир и Россия: время перемен и новой модели развития. М.: МИЭП, 2014.
The impact of changes in the regulatory framework for accounting in the organizations
Shikhatov Pavel - Master of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the International Institute of Economics and Law
Purpose of the article is to study the effect of changes in the normative regulation of accounting. Author proposes solutions to the problems of accounting, in particular through the development of provisions on accounting based on International financial reporting standards.
Key words: accounting, law, digital signature, self-regulatory organization Address for correspondence: [email protected].
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 2 (19). P. 50-54.