Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/132EVN315.pdf DOI: 10.15862/132EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/132EVN315)
УДК 336.025.2
Зборовская Елена Борисовна
ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"
Ярославский филиал Россия, Ярославль1
Доцент кафедры Бухгалтерского учета, экономического анализа и финансов
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=710062
Волков Михаил Андреевич
ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"
Россия, Москва Аспирант E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=780516
О ведомственном финансовом контроле и направлениях его совершенствования
1 150023, г. Ярославль, ул. Большие Полянки, д. 3
Аннотация. Ведомственный финансовый контроль во все времена занимал важнейшее место в системе финансового контроля страны, однако в последние 10 - 15 лет наблюдалось снижение его роли, что обусловлено трансформацией системы органов государственного финансового контроля и очередным этапом централизации в масштабах Российской Федерации, но явно неоправданно, по причине того, что именно ведомственный финансовый контроль является одним из действенных инструментов управления министерствами, ведомствами и иными органами и организациями всех ветвей власти. В интересах повышения значимости финансового контроля предлагается уделить внимание устранению недостатков в деятельности контрольных органов, повышению уровня квалификации и профессионализма контролеров. В интересах оптимизации процедур ведомственного контроля предложен ряд направлений их совершенствования, кроме того предложены важные направления совершенствования ведомственного финансового контроля в целом. Кроме того, вопрос эффективности в сфере финансового контроля, предлагается рассматривать, как процесс воздействия на использование бюджетных средств как можно эффективнее, а также как эффективную реализацию контрольных функций и полномочий. Предложены направления совершенствования контрольно-ревизионной работы ревизионных органов в интересах совершенствования ведомственного финансового контроля.
Ключевые слова: контроль; финансовый контроль; государственный финансовый контроль; ведомственный финансовый контроль.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Зборовская Е.Б., Волков М. А. О ведомственном финансовом контроле и направлениях его совершенствования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/132EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/132EVN315
В советские времена контрольная деятельность в стране основывалась исходя из принципа центрального подчинения. Россия, в основном, переняла у Советского Союза систему и принципы финансового контроля в государстве с вертикальной моделью управления, определенным образом ее изменив [3].
Первоначально в основу государственного финансового контроля в современной России лег жестко централизованный механизм государственного финансового контроля органов исполнительной власти времен плановой экономики, но в скором времени такие составные части системы контроля как народный контроль, контроль финансово-кредитных органов в связи с проводимыми в стране преобразованиями перестали функционировать, а ведомственный контроль, претерпев первоначально определенный «подъем», в первую очередь в Министерстве обороны и ряде других силовых структур, по истечении времени существенно ослаб. Помимо контроля, осуществляемого органами исполнительной государственной власти в этот период был введен внешний финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации и системой государственных и муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме того, составной частью финансового контроля современной России является президентский контроль, который осуществляется Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, входящим в состав Администрации Президента Российской Федерации [4, 5].
Тем не менее, ведомственный или иначе внутриведомственный контроль как был ранее, так и продолжает оставаться важнейшей составной частью системы финансового контроля в России. Ведомственный финансовый контроль проводится министерствами и иными субъектами (например, департаментами в субъектах Российской Федерации) в отношении подчиненных им (в первую очередь в финансовом плане) учреждениям, предприятиям, и организациям. Он осуществляется, как правило, специально созданными и формально не зависимыми контрольно-ревизионными структурами в рамках министерства (иных субъектов).
Ведомственный финансовый контроль, до недавнего времени практически игнорируемый современным законодательством (в последнее время стали появляться подзаконные нормативные акты, требующие регламентировать внутренний финансовый контроль и аудит в бюджетной сфере), на практике играл и играет значительную роль, а в период плановой организации экономики занимал центральное место при проведении контроля финансово-хозяйственной деятельности [1, 2]. Несмотря на пренебрежение современным законодателем ведомственным финансовым контролем (в Бюджетном кодексе Российской Федерации ведомственный финансовый контроль не упоминается в принципе, а в редких иных законодательных актах именно упоминается, а не регламентируется) существует очевидная необходимость в развитии и совершенствовании ведомственного финансового контроля, обусловленная необходимостью организации финансового контроля за подведомственными учреждениями и более глубокого анализа сформированной за последние 10 - 15 лет законодательной базы финансового контроля, в силу того, что ряд положений законов и нормативных документов нуждается в совершенствовании, требует дополнительных разъяснений и уточнений [6].
Надо отметить крайнюю неравномерность с точки зрения организации в Российской Федерации внутриведомственного контроля в различных министерствах и иных структурах власти и подчиненных им органах. Так, в одних федеральных органах исполнительной власти имеются и контрольно-ревизионные аппараты, и планы контрольно-ревизионной работы, при этом они не только проводят контрольные мероприятия, но и реализуют эмпирическую функцию контроля - информируют руководство и финансовые органы о выявленных в ведомстве финансовых нарушениях и недостатках финансовой деятельности, а также публикуют методические и вспомогательные материалы для подконтрольных финансовых
органов, в результате чего имеется ощутимый эффект. Другие федеральные органы исполнительной власти проводят финансовый контроль в незначительном объеме, точечно, внепланово, по материалам, поступившим для проверки. В основном финансовый контроль в них осуществляется надведомственными органами финансового контроля. При этом, у них слабый контрольно-ревизионный аппарат, и (или) кадровый дефицит ревизоров, результат -неэффективный, слабый ведомственный контроль.
По нашему мнению, ведомственный контроль должен стать основным видом контроля, он самый доступный в плане утверждения сроков и кадрового подбора с учетом планового характера проведения внешних контрольно-ревизионных мероприятий. При организации и планировании внутриведомственного контроля, следует учесть, и для этого есть все возможности, определенный баланс между проверками по отдельным вопросам, комплексными проверками, ревизиями финансово-экономической и хозяйственной деятельности, инвентаризациями. Также важен вопрос анализа отчетности бюджетных и казённых учреждений в составе того или иного ведомства, управления, департамента и т.п., выборочная либо сплошная проверка соответствия отчетных данных реальному положению дел.
Развитие ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности как инструмента управления любой структуры [7, 8] должно строиться в сочетании с развитием и совершенствованием механизмов внутреннего финансового контроля, обеспечивающего заинтересованных пользователей полной прозрачной информацией о принимаемых решениях и совершаемых операциях в организациях на основе формируемых систем мониторинга, предваряющего масштабные затратные проверки и ревизии как со стороны вышестоящих, так и со стороны иных государственных структур - Минфина и других.
Значительное внимание необходимо уделить устранению недостатков в деятельности контрольных органов: дублирование функций; высокую стоимость проведения контрольных мероприятий; нечеткость разграничения основных форм контрольных мероприятий -«проверки» и «ревизии»; недостаток разрабатываемых ими методологических материалов, которые в целом снижают результативность работы с учетом проявляющихся элементов коррупции. Эти недостатки сегодня определяют формализацию и постепенную утрату позиции ведомственных контрольных органов и предопределяют необходимость развития ведомственного финансового контроля.
Кроме того, должен быть налажен контроль в каждом контролирующем ведомстве в отношении повышения уровня квалификации и профессионализма контролеров, которые должны владеть знаниями специфики проверяемых организаций, мирового опыта проведения контрольных мероприятий, эффективно использовать информационно-аналитические системы и технологии. А главным достоинством контролеров должно стать повышение ответственности за качество результатов проверок.
В частности, из-за низкого уровня организации и ведения бухгалтерского учета на проверяемых объектах контролирующие органы не имеют возможности своевременно провести анализ рациональности и эффективности исполнения бюджетных расходов, в силу чего возникает необходимость изыскания новых подходов к проверке, анализу и оценке исполнения бюджета. Например, в практике ведомственного контроля необходимо использовать эффективные методы стратегического аудита, которые позволят оценивать ресурсную программу бюджетной организации, реалистичность принятых планов и повысить уровень контроля в целом [9].
В интересах оптимизации процедур ведомственного контроля возможно предложить ряд направлений их совершенствования:
• значительный рост уровня квалификации сотрудников аппарата различных ведомств и организаций, занимающихся контролем всех видов финансово-хозяйственной деятельности;
• развитие и дальнейшее совершенствование организационно-методической работы;
• использование наиболее перспективных информационных технологий;
• использование в практической деятельности эффективных методов и форм контроля.
Наряду и одновременно с этим необходимой является задача постоянного совершенствования подготовки кадрового обеспечения на основе повышения уровня квалификации и профессионализма сотрудников, выполняющих контрольно-экономическую деятельность, а также совершенствование комплексной системы и критериев уровня эффективности деятельности ведомств.
Представленные выше рекомендации, направленные на оптимизацию ведомственного финансового контроля определяют улучшение качества нормативно-правового обеспечения контрольных функций, координирование работы контрольных структур, регламентацию их функций и ответственности, формирование информационно-методической базы их деятельности, создание условий совершенствования ведомственных контрольных мероприятий в системе развития экономики с учетом оптимизации механизмов взаимодействия министерств и ведомств. Это требует делегирования дополнительных прав контрольно-ревизионным органам по осуществлению контрольных функций за использованием средств бюджетов; меры по совершенствованию информационно-технического и методического обеспечения органов финансового контроля, в том числе и применение передовых аналитических методов, формирование и использование общей информационно-технологической федеральной программы; повышение уровня научно-методического обеспечения контрольных операций для создания условий по его оперативности, полноты и качества на основе применения комплексных методов.
В целом видятся следующие важные направления совершенствования ведомственного финансового контроля:
• формирование целостной программы развития и совершенствования ведомственного финансового контроля, соответствующей современным требованиям развития экономики в Российской Федерации;
• существенное повышение качества обеспечивающих процессов и средств информатизации контрольных органов;
• формирование единой системы классификации форм и признаков возникновения нарушений, способствующих быстрому их выявлению в результатах наблюдения и проверки.
Особо важным является упорядочивание полномочий финансового контроля, выполняемого контрольно-ревизионными подразделениями органов исполнительной власти в сферах:
• осуществления координации работы различных структурных подразделений органа государственного управления при реализации систем ведомственного контроля;
• осуществления проверок системы финансово-хозяйственной деятельности учреждений, уровня и качества организации бухгалтерского учета и степени
достоверности состояния отчетности организации, являющимся соответствующими структурными подразделениями;
• создания проектов нормативно-правовых документов, определяющих реализацию ведомственного контроля;
• организации деятельности по изучению, обобщению и внедрению более эффективных форм проведения ведомственного контроля;
• контролирования деятельности правовых структур по изменениям в порядке ведомственного контроля управленческих решений нижестоящих органов и незаконных решений (бездействия) соответствующих должностных лиц органов, обязанных выполнять соответствующие задачи и функции;
• создания организационных предпосылок для проведения мероприятий с руководителями юридически-правовых подразделений нижестоящих органов по нивелированию негативных последствий нелегитимных действий (или бездействий) органов, выявленных при проведения ведомственного контроля.
Для успешной реализации этих функций необходимо формирование актуальной нормативно-справочной и методической базы - методические рекомендации и практические предложения по проблемам организации системы контроля и формирования эффективного фактического ведомственного контроля.
Специальные способы организации ведомственных проверок должны опираться на результаты действенных внутренних контрольных мероприятий на основе развитой системы мониторинга с учетом проведения опросов, методов наблюдения, проведения мониторинга, экспертных методов и другого инструментария. Проведение ведомственных экспертиз должно показывать примеры раскрытия сложностей в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений без организации реальных ревизий или проверок с подготовкой обоснованного заключения по группам интересующих вопросов.
Понятие эффективности в сфере финансового контроля следует рассматривать, как процесс воздействия на использование бюджетных средств как можно эффективнее, а также как эффективную реализацию контрольных функций и полномочий.
В силу этого контрольно-ревизионная работа любого ревизионного органа должна строиться в рамках совершенствования:
1. Организации планирования контрольных мероприятий.
2. Организации практики осуществления контрольной и ревизионной деятельности.
3. Процесса подготовки и принятия решений по результатам проверки.
4. Организации контроля исполнения принятых решений.
5. Формирования рекомендаций по профилактике возможных нарушений законодательных актов и повышению организационной эффективности работы подведомственных организаций.
Таким образом, были рассмотрены наиболее актуальные направления совершенствования ведомственного финансового контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. - М.: Юридическая литература, 1973. - 294 с.
2. Федчишин Ю.И. Организация и пути совершенствования финансового обеспечения в соединении Советской Армии: Дис. ... канд. экон. наук. - М.: ВФЭФ, 1993. - 274 с.
3. Волков А.Ю., Волков М.А. Об изменениях в государственном финансовом контроле // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Часть 3. - Тамбов: Общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 32 - 33.
4. Волков А.Ю. , Волков М.А. О подходах к исторической периодизации финансового контроля // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 6 (2) - С. 268 -272.
5. Волков А.Ю. Подходы к периодизации финансового контроля // Экономика и социум. - 2014. - № 4-2 (13). - С. 241 - 246.
6. Волков А.Ю. , Волков М.А. Финансовый контроль как категория // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 6 (2) - С. 394-398.
7. Волков А.Ю. Контроль как категория и как инструмент управления // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 27 - 29.
8. Волков А.Ю. Подходы к понятию «финансовый контроль» // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: сборник статей Международной VII научно-практической конференции. -Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2014. - С. 53 - 56.
9. Зборовская Е.Б. Методологические основы управления бюджетными средствами в целях реализации политики бюджетирования, ориентированного на результат // Молодежь. Образование. Экономика: сборник научных статей 15-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов. - Ярославль, 2014. - С.411 - 416.
Рецензент: Вахрушев Д.С., доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Институт управления».
Zborovskaya Elena Borisovna
VPO Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
(MESI Yaroslavl Branch) Russia, Yaroslavl E-mail: [email protected]
Volkov Mikhail Andreevich
VPO Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Departmental financial control and ways of it development
Abstract. Departmental financial control had always taken one of the most important places in a state control system. As financial control is a way of managing ministries, departments and other authorities, its significance reduction, which followed last 10-15 years is obviously unwarranted. It is determined by the transformation of state financial control authorities and a following stage of centralization in the scale of Russian Federation. On behalf of financial control significance increase, it is offered to pay attention to removing the drawbacks in state financial control authorities' activity and to increasing the skill-level and controller's professionalism. On behalf of departmental financial control optimization, range of ways of their development is offered; also some important ways of perfecting state financial control in hole are suggested. Besides, efficiency in financial control sphere is offered to regard as budget costs-efficiency and effective implementation of control functions. Also, some ways of control and audit development measures are suggested in order to perfect the departmental financial control.
Keywords: control; financial control; state financial control; departmental financial control.
REFERENCES
1. Voznesenskiy E.A. Finansovyy kontrol' v SSSR. - M.: Yuridicheskaya literatura, 1973.
- 294 s.
2. Fedchishin Yu.I. Organizatsiya i puti sovershenstvovaniya finansovogo obespecheniya v soedinenii Sovetskoy Armii: Dis. ... kand. ekon. nauk. - M.: VFEF, 1993. - 274 s.
3. Volkov A.Yu., Volkov M.A. Ob izmeneniyakh v gosudarstvennom finansovom kontrole // Sovremennoe obshchestvo, obrazovanie i nauka. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 9 chastyakh. Chast' 3. - Tambov: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2014. - S. 32 - 33.
4. Volkov A.Yu., Volkov M.A. O podkhodakh k istoricheskoy periodizatsii finansovogo kontrolya // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 6 (2) - S. 268 -272.
5. Volkov A.Yu. Podkhody k periodizatsii finansovogo kontrolya // Ekonomika i sotsium.
- 2014. - № 4-2 (13). - S. 241 - 246.
6. Volkov A.Yu., Volkov M.A. Finansovyy kontrol' kak kategoriya // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 6 (2) - S. 394-398.
7. Volkov A.Yu. Kontrol' kak kategoriya i kak instrument upravleniya // Institutsional'nye i infrastrukturnye aspekty razvitiya razlichnykh ekonomicheskikh sistem: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Ufa: Aeterna, 2014. -S. 27 - 29.
8. Volkov A.Yu. Podkhody k ponyatiyu «finansovyy kontrol'» // Mirovaya nauka i sovremennoe obshchestvo: aktual'nye voprosy ekonomiki, sotsiologii i prava: sbornik statey Mezhdunarodnoy VII nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Saratov: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu Tsentr professional'nogo menedzhmenta «Akademiya Biznesa», 2014. - S. 53 - 56.
9. Zborovskaya E.B. Metodologicheskie osnovy upravleniya byudzhetnymi sredstvami v tselyakh realizatsii politiki byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat // Molodezh'. Obrazovanie. Ekonomika: sbornik nauchnykh statey 15-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, studentov i aspirantov. -Yaroslavl', 2014. - S.411 - 416.