Л.В. Вахидова
О ВАРИАТИВНОСТИ БЫТИЯ, КОНСТАНТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И СИСТЕМЕ СПО
Проблема. Рассмотрение констант бытия и инвариантов образования в опубликованной статье затрагивает важные аспекты подготовки специалистов в плане актуализации таких базовых способностей, как познание, переживание и оценка [6]. Компетентностный подход, применяемый в профессиональном образовании, приводит к дисбалансу интеллекта обучающегося - доминированию познавательных способностей над эмоциональными и оценочными [5]. И здесь кроется большая опасность того, что сложится тип специалистов, не способных в своей профессиональной деятельности полностью актуализировать свой интеллект, проявлять личностное отношение к результатам деятельности в форме эмоционально-образного их переживания, а также оценочных суждений, необходимых в профессиональной рефлексии. Такая вполне возможная профессиональная ограниченность - значительная исследовательская проблема, возникающая и трудно преодолеваемая при формировании у будущего специалиста видения перспектив развития его профессиональной самоэффективности.
Предложение по решению проблемы. Рассматривая обозначенную проблему, необходимо отметить, что профессиональная деятельность не может осуществляться без соответствующих знаний, интеллектуального и эмоционального напряжения субъекта этой деятельности. То есть триада базовых способностей (производных от соответствующих констант бытия) де-факто присутствует в профессиональной деятельности, проявляясь в операциональных действиях и приемах специалиста, в процессе анализа имеющихся ресурсов и выстраивания стратегии достижения поставленной цели. Чтобы оценить стержневой характер базовых способностей, попытаемся гипотетически изъять переживание из профессиональных характеристик специалиста. И мы получим специалиста без личностного отношения к его деятельности и результатам как следствие атрофии эмоционального интеллекта. Именно поэтому эмоциональному интеллекту в настоящее время уделяется большое внимание в многочисленных научных исследованиях и публикациях, что свидетельствует о том, что эмоциональный интеллект играет важную роль в системе профессиональной подготовки современного специалиста, обладающего актуальным набором профессиональных качеств.
Также гипотетически попытаемся изъять базовую способность оценивание из профессиональных характеристик специалиста. И тогда мы получим специалиста, безразличного к эффективности свой профессиональной деятельности, без развитой важной способности оценивать производственную ситуацию, учитывать обусловливающие ее факторы и всевозможные риски.
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости акцентировать внимание в системе профессионального обучения и образования на формировании базовых способностей - познавательной (развитие ментального интеллекта), переживательной (развитие эмоционального интеллекта) и оценочной (развитие критического интеллекта), в совокупности определяющих вектор профессиональной самоэффективности в деятельности специалиста. То есть упомянутые базовые способности занимают важное место в ведущих положениях развития профессиональной самоэффективности специалиста. Помятуя также о том, что развивающее воздействие осуществляется не только в процессе познания (как, возможно, предполагают авторы), но и в процессе формирования умений, действий, определенных видов деятельности, сформированных на основе знаний, необходимо уточнить расстановку ряда акцентов. В частности, применительно к деятельности педагога, которая направлена на обучающегося, на его
145
пеппгогическнй журнпл вяшкортостпнп м 1(74). яогв
пеппгогичесний журнал бпшкортостпнп н 1(74), яогв юШм
развитие, базовые инвариантные способности - познание, переживание и оценивание -инициируют развитие и самого педагога и выступают инструментами взаимодействия с обучающимися [3]. Новообразования в сферах знаний, переживаний и последующих действий есть развитие человека в ментальном, эмоциональном и личностном направлениях. Вариативность же, особенно в сфере профессиональной деятельности, может повлечь непредсказуемые последствия. Таким образом, развитие специалиста приобретает следующую структуру: профессиональное знание, профессиональное действие, профессиональное переживание и оценивание. Перечисленные категории образуют систему, возникает связь с такими тремя уровнями развития, как профессиональная грамотность, профессиональная компетентность и профессиональная культура [2]. При этом профессиональная потребность обнаруживается в потребности знания, переживания и оценивания своих действий, что иллюстрируется матрицей, представленной на рисунке 1.
Профессиональная деятельность
! Оценивание к с ■ч Л Ь с Л
к с ) ^ > с с ) л
г ; к с Л
К ) У ) _ъ.
Профессиональная
Рис. 1 Матрица зависимости
Структурирование траектории развития специалиста по компонентному составу возможно в области применения, инструментарии и действиях (деятельности). В такой логике структурировании будут присутствовать составляющие, обозначенные базовыми способностями - познание, переживание и оценивание [4].
Апробация подхода. В плане развития профессиональной самоэффективности педагога его компетентность (при декомпозиции компетентности на основе его деятельности) будет складываться из компетентностей, компетенций и других составляющих, представленных на рисунке 2. В этом случае, при конструировании профессиональной деятельности, ядром определяется профессиональная самоэффективность, выделяются уровни профессиональной самоэффективности и сферы приложения [1]. Другими словами, развитие специалиста связывается с прогрессом трех основных видов его компетентностей: универсальных (личностные качества человека и базовые компетенции, лежащие в рамках социальных норм), родовых (общепрофессиональные компетенции, определяющие основные характеристики профессиональной деятельности) и видовых (специфические характеристики профессиональной деятельности). Каждый из этих трех уровней предполагает оперирование ментальным, эмоциональным и личностным интеллектами. На каждом уровне предполагается формирование некоего новообразования, которое в дальнейшем определит самоэффективность специалиста на определенном этапе его профессионального развития.
Каждый уровень профессиональной компетентности расщепляется далее на сферы приложения: узкофункциональные, мультипрофессиональные и транспрофессиональные. Данные сферы определяют широту охвата профессионального функционала специалиста, в первом случае - в рамках типового функционала; во втором -
приглашение к дискуссии
имеет место выход на группу смежной профессиональной области; в последнем -возникает выход за рамки профессиональной группы, область родственной профессии, где требуются новые профессиональные знания, профессиональные переживания и профессиональное оценивание.
Рис.2 . Профессиональная самоэффективность педагога
Заключение. Обсуждение связи профессиональной деятельности с базовыми способностями «познание», «переживание» и «оценивание» подтверждает их присутствие в профессиональной деятельности специалиста; подтверждает актуальность и темы обсуждаемой статьи, и необходимость разработки эффективных подходов к проектированию технологий обучения в системе профессионального образования.
Атлас новых профессий / под ред. Павла Лукши. - Москва : изд-во «Олимп-Бизнес», 2015. - 216 с. : ил. ISBN 978-5-9693-0293-8.
Бенин, В.Л. Культурология как подход в системе познания социальной реальности [Текст]/ В.Л. Бенин// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2009. -№ 3 (4).-С.28-34.
Кудинов, И.В., Мавлютова, О.Ш., Яшин, Е.А. Развитие информационных компетенций профессорско-преподавательского состава и студентов педагогического вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. Остапенко, А.А. Модульная графическая наглядность в преподавании вузовской педагогики. Стихийные и организованные процессы в образовании // Образовательные технологии. - 2016. - № 1. - С. 31-42. Ткаченко, Е.В., Штейнберг, В.Э., Манько, Н.Н. Дидактический дизайн - инструментальный подход (прод.) // Педагогический журнал Башкортостана - 2016. - № 1(62). С. 50-65.
Штейнберг, В.Э. О константах бытия и инвариантах образования (в порядке дискуссии) [Текст] / В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 4. - С.140-152.