СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ^ В НАУКЕ
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10042
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ХИЩЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Сергей Викторович БОРИСОВ, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент
Сергей Сергеевич МОИСЕЕВ, доцент кафедры политической экономии и современных бизнес-процессов Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматривается проблемный вопрос о целесообразности выделения самостоятельного состава преступления в виде хищения бюджетных средств.
Авторы отмечают повышенную общественную опасность и специфические черты таких хищений, а также недостаточность имеющихся уголовно-правовых средств для эффективного противодействия подобным преступлениям.
Ключевые слова: бюджетные средства, преступления против собственности, состав преступления, хищение, экономическая безопасность.
Annotation. In article the problematic issue of expediency of allocation of independent corpus delicti in the form of embezzlement of budget funds is considered.
Authors note the increased public danger and peculiar features of such plunders and also insufficiency of the available criminal and legal means to effective counteraction to such crimes.
Keywords: budgetary funds, crimes against property, corpus delicti, plunder, economic security.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 экономическая безопасность рассматривается в качестве неотъемлемого элемента национальной безопасности нашего государства; при этом одними из наиболее опасных угроз в данной области признаются преступления, посягающие на соответствующие общественные отношения. В частности, на наш взгляд, на сегодняшний день можно говорить о том, что к числу таких посягательств необходимо относить хищения бюджетных средств, поскольку таковым присущ ряд следующих особенностей.
Во-первых, это объект и предмет данных преступлений, поскольку они связаны с противоправным обращением в свою пользу или в пользу других лиц бюджетных средств, которые предназначены для расходования на определенные цели, в том числе на финансирование различных социальных и иных государственных и муниципальных программ, развитие оборонно-промышленного комплекса, обеспечение государственной и общественной безопасности. В связи с этим считаем, что хищения бюджетных средств посягают не только и даже не столько на собственность, сколько на общественные отно-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ « В НАУКЕ
шения, обеспечивающие экономическую безопасность России, на что также указывают и другие, приводимые ниже особенности этих преступлений.
Во-вторых, хищения бюджетных средств преимущественно совершаются в трех формах — путем мошенничества, присвоения или растраты, причем практически в каждом из них принимает участие не одно, а несколько лиц, хотя бы одно из которых обладает служебными полномочиями, обеспечивающими (облегчающими) доступ к бюджетным средствам, и использует их в противоправных целях. Эта особенность позволяет относить хищения бюджетных средств к числу коррупционных преступлений, необходимость повышения эффективности борьбы с которыми подчеркивается в Плане противодействия коррупции2.
В качестве задач, решаемых мероприятиями, предусмотренными данным Планом, частности, указано совершенствование запретов, систематизация и актуализация нормативной основы, а также устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании противодействия коррупции. При этом акцентировано внимание на повышение эффективности противодействия злоупотреблениям в сфере закупок товаров, работ или услуг для государственных и муниципальных нужд.
В-третьих, хищениям бюджетных средств на практике свойственно причинение ущерба, в разы превосходящего особо крупный размер, установленный законодателем для хищений в главе 21 Уголовного кодекса Российской Федерации, что не позволяет применить к виновным такие меры уголовного наказания, которые были бы адекватны характеру и степени общественной опасности совершаемых ими преступлений.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, указывает на невозможность при помощи действующих норм главы 21 УК РФ о преступлениях против собственности в полной мере решать охранительные и превентивные задачи, стоящие перед уголовным законом, а также соблюдать принцип справедливости уголовной ответственности при ее реализации в отношении лиц, совершивших хищения бюджетных средств с использованием своего служебного положения и в размере, значительно превышающем один миллион рублей.
Представляется, что приведенные основные особенности таких преступлений позволяют высказать предложение о том, что на сегодняшний день возникли основания для выделения нового состава хищения чужого имущества — хищение бюджетных средств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в размере, который в два или более раз превышает особо крупный размер, установленный в примечании 4 к ст. 158 УК РФ.
Отметим, что на наличие предпосылок для формирования такого предложения указывает и то, что в последние годы государство стало проявлять повышенный интерес к всесторонней охране общественных отношений, связанных с выделением и расходованием бюджетных средств, особенно в части финансирования и выполнения государственных оборонных заказов, в связи с чем УК РФ был дополнен новыми статьями 2011 и 2854 об ответственности за злоупотребления служебными и должностными полномочиями при выполнении таких заказов3.
Вместе с тем эти новеллы уголовного закона не затронули вопросы ответственности за хищения в данной сфере, равно как и в иных областях использования бюджетных средств, что, на наш взгляд, не способствует решению задачи их эффективной уголовно-правовой охраны.
С учетом изложенного считаем, что выделение в самостоятельный состав преступления хищения бюджетных средств позволит осуществить необходимую дифференциацию уголовной ответственности с усилением таковой с учетом приведенных выше особенностей данных преступлений, прежде всего, объекта и предмета посягательства, а также повышенного размера причиняемого ущерба.
1 См.: пункты 6, 43 и др. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683) // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2 Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы (утв. Указом Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378) // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
3 Федеральный закон «О внесении изменений в Уголов-
ный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 29.12.2017 г. № 469-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. I). Ст. 53.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019