о ö
о
ш
ш
О
Н. А. Борисов N. A. Borisov
О типологии и видах экологической политики
On the Typology and Types of Ecological Policy
Борисов Николай Александрович
Санкт-Петербург
Комитет по природопользованию, охране
окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности Администрации
Санкт-Петербурга.
Заместитель председателя
Аспирант кафедры политологии СЗИУ РАНХиГС
Ключевые слова:
экологическая политика, политика, экономика, экологический кризис, политическая парадигма, политическая экология
В статье рассматривается проблема основания экологической политики. Обсуждая ключевые подходы к определению видов экологической политики, автор раскрывает необходимость формирования политической экологии как формы осмысления новой политической парадигмы, являющейся основанием для современных видов экологической политики.
Borisov Nikolay Aleksandrovich
Saint-Petersburg
Deputy Chairman of the Committee on environmental management, environmental protection and ensuring ecological safety of the Administration of Saint-Petersburg Graduate student of Chair of Political Science of North-West Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Key words:
ecological policy, policy, economy, ecological crisis, political paradigm, political ecology
In the article the problem of the basis of ecological policy is considered. Discussing key approaches to definition of types of ecological policy, the author opens necessity of formation of political ecology — as form of judgment of the new political paradigm being the basis for modern types of ecological policy.
Начиная с 1970-х гг. экологическая тематика прочно занимает одно из ведущих мест в перечне проблем, имеющих политический характер. Хозяйственная деятельность человека, ее последствия по воздействию на природу в ХХ веке признаются не только избыточными, но и ведущими к глобальному кризису. В. Хесле, один из ярких представителей современной немецкой философии, ставит вопрос: «каким образом существо, давшее самому себе биологическое видовое имя Homo sapiens, оказалось вовлечено в коллективное гибельное движение к катастрофе»? [3].
Экологический кризис носит глобальный характер, однако возникновение его связано с хозяйственной деятельностью субъектов, находящихся под юрисдикцией различных государств. Все государ-
ства, а также заинтересованные субъекты деятельности вынуждены так или иначе определять свою позицию, действия или бездействие в отношении экологической проблематики. И теоретически, и институционально происходит оформление такого феномена, как «экологическая политика».
В самом общем виде под экологической политикой понимают определенную «организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей ее деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач»1. Такое
1 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA %EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1 %EA%E0% FF_%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E0 (дата обращения: 03.05.2012).
определение задает точку отсчета для движения к более развернутому пониманию экологической политики. Выделение видов экологической политики позволит рассмотреть как многообразие ее проявлений, так и единство этого феномена.
Первое следствие, вытекающее из этого определения, касается параметров организаций — субъектов и, соответственно, различных по уровню видов экологической политики. Справедливо будет вычленить государственную экологическую политику, нацеленную на регулирование отношений хозяйствующих субъектов и окружающей среды в границах государства, а также вопросов природопользования и экологической безопасности. Субъектами государственной экологической политики являются как государство, так и группы давления субъектов хозяйствования, политические партии и общественные организации, формирующие ее проблемное поле.
Субъектами глобальной экологической политики выступают государства и международные институты, созданные с целью предотвращения глобальной экологической катастрофы.
Региональная экологическая политика по своему содержанию может вмещать в себя три смысловых поля. Во-первых, часто экологические проблемы возникают в регионах, затрагивающих интересы ряда государств. Например, проблемы загрязнения Балтийского моря касаются интересов прибалтийских государств, включая Великобританию, и создают экополитическое пространство Балтийского региона. Во-вторых, государство осуществляет дифференцированную экологическую политику в отношении различных регионов внутри государства. Примером может служить создание во многих государствах национальных парков и заповедников на отдельных территориях с целью сохранения редких представителей флоры и фауны. В-третьих, регионы могут осуществлять собственную экологическую политику.
Местная экологическая политика формируется местными органами власти,
предприятиями, корпорациями, полити- з ческими организациями. сь
Содержательное различение видов § экологической политики на основе эта- £ пов производственного цикла предлагает ^ Т. А. Романова: «Ключевыми представ- ° ляются три проблемы: ограниченность ц ресурсов и их неравномерное распре- ^ деление; взаимосвязь между индустриа- ш лизацией и нагрузкой на окружающую среду; и, наконец, загрязнения и отходы производства»1. Каждая из этих проблем может стать источником конфликтов и открытого противостояния между государствами с целью установления именно своего режима хозяйствования. Экологическая политика в связи с этим может быть направлена; во-первых, на экономию невозобновляемых ресурсов; во-вторых, на снижение техногенной нагрузки на природу; в-третьих, на борьбу с загрязнением окружающей среды. Понятно, что эти виды политик взаимосвязаны между собой. Они, согласно Т. А. Романовой, представляют предметную область политической экологии. Здесь не проводится различие между понятиями «экологическая политика» и «политическая экология», и они воспринимаются как синонимы.
Далее автор вычленяет виды политик, которые реализуются в современном мире с учетом экологической проблематики. Предлагается политэкономическую дихотомию «политика — экономика» заменить на треугольник ключевых понятий. «Итак, существует как минимум четыре варианта интерпретации зависимых и независимых переменных в треугольнике „политика— экономика—экология". Наиболее примитивный и понятный — неореалистический способ. Более идеалистичные схемы — либеральный институционализм и неоэкологизм. Наконец, самым перспективным сегодня представляется конструктивистский вариант исследования связей между тремя понятиями, а также разработка соответствующего компонен-
1 Романова Т. Что такое политическая экология? // Россия в глобальной политике. 23 октября 2010 иЯ1_: http://globalaffairs.ru/ питЬег/СМо4акое-ро1ШсЬ|езкауа-еко1од1уа-15022 (дата обращения: 03.05.2012).
з та внешней политики»1. Эти виды политик о! уже нельзя назвать видами собственно Q экологической политики, поскольку толь-£ ко один вид — неоэкологизм — удержива-х ет предметную область, да и то довольно ° абстрактно.
^ Виды политики возникают вследствие ш того, что независимыми переменными по ш очереди становятся «политика — эконо-0 мика — экология», либо они все трактуются независимыми переменными, как в случае с либеральным институционализ-мом. В конечном итоге речь идет о том, чтобы выяснить, что же является основанием, и есть ли оно для политики.
Толчком для предложенной классификации послужила интерпретация позиции С. Якуцени и А.Буровского, представленная в их монографии «Политическая экология» [1]. «Было время, когда экономика определяла войны — и было время политической экономики. Настало время, когда экология определяет войны — и настало время политической экологии», — отмечают они [1, с. 2]. Выдвинув этот тезис в первых строках монографии, авторам не удается последовательно объяснить свою позицию, и они постоянно ей противоречат.
С самого начала они утверждают: «говорить о политической экологии возможно лишь с того момента, как только возникает культура — то есть возникают не генетические, а культурологические системы регуляции поведения в среде обитания и деятельности в этой среде» [1, с. 3]. Это означает, что политическая экология существует в контексте всей человеческой истории. Причем же тогда «время политической экономии»? Не делая акцента на критическом разборе текста, заметим лишь, что авторы не придерживаются последовательной интерпретации основных понятий.
Уместно было бы сегодня согласиться с тезисом известного французского философа и социолога Б. Латура: «С концептуальной точки зрения политическая экология еще и не начала существо-
1 Романова Т. Что такое политическая экология? Россия в глобальной политике. 23 октября 2010 URL: http://globalaffairs.ru/ number/Chto-takoe-politicheskaya-ekologiya-15022 (дата обращения: 03.05.2012).
вать; просто были соединены два слова — „экология" и „политика", каждое из которых так и не получило нового осмысления»2.
Для того чтобы продвинуться в вопросе о видах экологической политики, необходимо уточнить основные термины проблемного поля экологической политики. Как соотносятся термины экологическая политика и политическая экология, и что в этом контексте понимается под политикой? Рассматривая проблему экологического кризиса как проблему кризиса ценностей, В.Хесле опирается на концепцию морально-политических парадигм, описывающую политическую историю и историю политической мысли. Такой подход является аналогом концепции научных парадигм, разработанной Т. Куном в работе «Структура научных революций».
Парадигма, согласно Т. Куну, — это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все причастные конкретному сообществу.
Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основания, по которому человеческое сообщество делится на политические единства. Она отражает единство мышления и тех форм действительности, которые продуцируют определенность мышления. Смена политических парадигм влечет за собой крах реальных социально-политических институтов и является небезобидным процессом, сопровождающимся глобальным отказом от целей и ценностей прежней эпохи. Характер и тип политической парадигмы определяются тем основанием, по которому общества раскалываются на политические единства. В каждую эпоху противоборство политических сил, выражающее сущностное противоречие эпохи, стремится завершиться победой
2 Латур Б. Политика природы // Неприкосновенный запас. 2006. № 2 (46). Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2006/2/ la3.html (дата обращения: 10.06.2012).
и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции. В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества как от данного типа противоречий, так и от их носителей.
Если античность основное политическое различение проводило по циви-лизационно-этическому основанию, отделяя свободных, цивилизованных греков и римлян от варваров; если средневековье различало политические сообщества по религиозному основанию; то в центре современности лежат противоречия национально-экономического характера: «хозяйство стало политикой <Ро1Шсит>, и в силу этого — „судьбой"» [2].
Таким образом, феномен политики возникает в тех сферах общественной жизни, которые становятся судьбоносными для цивилизации, и по своей природе не имеет отдельной социальной ниши. Политика производит такие структуры, которые несут в себе универсальный посыл разрешения противоречий в особенных сферах человеческой жизнедеятельности. Экологический кризис указывает на тотальный кризис целей национально-экономической парадигмы. Экологическая парадигма, либо через катастрофу, либо через преобразовательную управленческо-политическую деятельность человеческого сообщества с необходимостью начинает подчинять себе поведение и мышление в мире политики. Исходя из представленного понимания политического развития, необходимо принципиально различать
термины «политическая экология» и з «экологическая политика». 1
Под политической экологией следует ^ понимать совокупность концепций, рас- £ крывающих содержание экологической х политической парадигмы. Экологическая ° парадигма идет на смену национально- ^ экономической парадигмы, и полити- щ. ческая экология призвана подвергнуть ш рефлексии и выявить принципы, по ко- 0 торым будет структурирован мир политического.
Под экологической политикой следует понимать деятельность социальных институтов по разрешению конфликтов, противоречий, угрожающих свободе политических сообществ в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическая политика — относительно старое изобретение, и она может опираться на разные парадигмы. Свою современную форму экологическая политика приобрела в ХХ веке, развиваясь в лоне национально-экономической парадигмы, но развитую, адекватную форму она должна приобрести в рамках экологической парадигмы.
Таким образом, мы можем говорить о двух типах экологической политики: экологической политике, опирающейся на принципы национально-экономической парадигмы, и экологической политике, опирающейся на принципы экологической парадигмы. Субъектами этих политик могут быть самые различные образования, цели и ценности. Деятельность их может быть довольно противоречива. Однако дальнейшая классификация и типология экологической политики должны опираться на понимание происходящих политических процессов. Определить существо этих процессов и является задачей политической экологии.
Литература
1. Буровский А., Якуцени С. Политическая экология. СПб., 2010.
2. Шмитт К. Понятие политического //Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 67.
3. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.
References
1. Burovsky A., Yakutseni S. Political ecology of Saint-Petersburg. 2010 .
2. Schmitt K. Concept of political // Sociology Questions. T. 1. No. 1. 1992. P. 67.
3. Hesle V. Philosophy and ecology. M.: Science, 1993.