КНИЖНЫЙ КОМПАС
3 (6) - 2006
о теории и методологии безопасности
в.в.котилко,
доктор экономических наук, академик РАЕИ
После выхода в свет учебников «Экономическая безопасность России» (под редакцией В.К. Сенчагова. — М.Дело, 2005) и «Экономическая и национальная безопасность» (под редакцией Е.А. Олейникова. — М.Экзамен, 2004), в которых указанная категория была рассмотрена с комплексных позиций, вниманию читателей была предложена новая книга.
Книга Ярочкина В.И., Бузановой Я.В. «Теория безопасности» (М.Мир — 2005) посвящена проблеме безопасности существования и развития человека и человечества. Авторы книги считают, что в настоящее время возник определенный разрыв между анализом общих вопросов безопасности, созданием ее теоретической модели и формулировкой конкретных задач. Предстоит создать новую философию безопасности.
Создав ранее не существовавший на земле мир, человеческий интеллект используется для воспроизведения ценностей, критериев выживания и способов жизнедеятельности, основанных на потреблении материальных благ. Авторы считают, что важнейшей задачей на современном этапе становится подготовка другого общества через совершенствование личности, через подготовку компетентного человека безопасного типа. Отсюда, по их мнению, следует перейти от концепции «реагирования и выравнивания» к концепции «предвидения и предупреждения».
Нужна новая модель безопасности, основанная на расширении «проблемы безопасности до глобального ноосферного уровня и объединения разрозненных научных направлений в единую науку, ориентированную на обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и человечества как единого целого».
В книге представлена авторская точка зрения на сущность безопасности, ведется полемика с теми кто сводит все «к отсутствию опасности», предлагая взамен трактовку, делающую упор «на защиту от опасности». Не вдаваясь в детали полемики, приводимые ссылки и цитаты, следует обратить
78 -
внимание авторов, что в книге не представлена вся гамма взглядов на проблему. Круг авторов, источников и перечень литературы указывают на то, что в книге обобщены не все научные школы, представленные в России.
В главе «Угрозы и безопасность» рассматриваются «родственные» категории. Так, под риском понимается возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Под угрозой подразумевается опасность на стадии перехода из возможностей в действительность. Угроза — это результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий.
В книге предлагается следующая группировка опасностей и угроз:
• по направленности против определенных субъектов, их интересов и потребностей;
• по отношению к объектам воздействия — на внутренние и внешние;
• по сферам действия — экономика, политика, экология, сфера обороны и т.д.;
• по масштабам — глобальные, региональные, государственные и местные;
• по способам и формам проявления;
• по источникам и движущим силам;
• по ожиданию воздействия на объекты.
В работе представлена общая классификация угроз (рис. 1). Раскрывая далее проблему глобальных угроз, авторы приводят много примеров из разных областей знаний.
В частности, попадание Солнечной системы в шлейф из крупных небесных тел (образованных вне нее) создает угрозу жизни на нашей планете. Следующая опасность связана с цикличностью изменения климата и биосферы. Ряд ученых опасаются демографического взрыва, который может угрожать биосфере Земли. Кроме того, загрязнение почвы и воздуха идет такими темпами, что к 20102015 гг. Земля может потерять 15-20% населяющих ее биологических видов.
В книге даны результаты глобального моделирования мировой системы, проведенного группой американских ученых во главе с Д.Медоузом, которые пришли к выводу о неизбежности к середине XXI в. планетарного кризиса. Модель показала реальность физических пределов мировой системы.
Помимо проблем глобальной безопасности, в книге исследуются угрозы безопасности государства. Дана концептуальная модель безопасности государства (рис. 2). В схематической форме представлены также такие концептуальные модели, как модель безопасности регионов планеты, модель геополитической безопасности государства, модель военной безопасности, модель социальной безопасности. Здесь учтено, что неизбежное пересечение интересов государств, которое приводит к опасностям и угрозам, лежит в основе многообразных блокировок государств. В результате мир от двухполярного состояния движется к многополярному.
В то же время военно-силовые факторы, а также экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные. Обостряется международная конкуренция, которая ведет к обладанию природными, технологическими, информационными ресурсами и рынками сбыта.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ГБ)
ГБ — это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов Цель ГБ - обеспечение защищенности государственных интересов личности, общества и государства от внешних внутренних угроз.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Жизненно важные интересы:
- территориальная целостность;
- воспроизводство народонаселения;
- уровень государственно-исторического самосознания народа; его экономическое
и социальное благополучие;
- психическое и физическое здоровье, права, свободы
и обязанности граждан;
- достойное существование будущих поколений.
Геополитические интересы - поле политического, экономического и информационного влияния на географические зоны, исторически тяготеющие к государству или являющиеся его форпостами; Различного рода экспансиям других субъектов геополитики, а также болевые точки воздействия на эти субъекты.
Объекты ГБ:
- государственные интерсы;
- граждане;
- общество;
- государство.
Субъекты ГБ: государство в лице его институтов и организаций, общественные и иные объединения граждан и отдельные граждане, имеющие права и обязанности по обеспечению ГБ в соответствии с Конституцией и законами государства
Угрозы ГБ: совокупность обектов, условий и факторов, создающих опасности государственным интересам, личности, обществу и государтсву
Рис. 2. Концептуальная модель безопасности государства
Исходя из этих закономерностей, сущность политической безопасности определяется, по мнению авторов книги, возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. Решение проблем государственного устройства зависит в этом случае от внутриполитической стабильности и устойчивости государства на международной арене.
Модель экономической безопасности опирается на оценки экспертов, использовавших в середине
1990-х гг. десятибалльную шкалу оценок, а также показателей экономической безопасности государства (табл. 1). Справедливости ради следует заметить, что эти оценки в последующем уточнялись. В частности, в трудах ИЭ РАН, Совета по изучению производительных сил (СОПС) и ИЭ УрО РАН, что нашло отражение в многочисленных монографиях, опубликованных за период 1997-2004 гг.
Завершив рассмотрение экологической, информационной, демографической, культурологи-
Таблица 1
Показатели экономической безопасности государства
№ п/п Показатели Пороговое значение Фактическое состояние Соотношение фактического и порогового значений Оценка
1 Объем валового внутреннего продукта: - в целом от среднего по «семерке» - на душу населения от среднего по «семерке» - на душу населения от среднемирового 75% 50% 100% 29% 19% 25% 0,39 0,38 0,25 опасно
2 Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 50% 0,71
3 Доля в машинном производстве машиностроения 20% 15% 0,75
4 Объем инвестиций в % к ВВП 25% 13% 0,6
5 Расходы на научные исследования в % к ВВП 2% 0,5% 0,25
6 Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроения в 1994 г) 6% 2,6% 0,43
7 Доля среди населения людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.) 7% 20% 0,29
8 Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91
9 Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп 8 раз 12,9 0,62
10 Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 0,83
11 Уровень безработицы по методологии МОТ 7% 9,2% 0,76
12 Уровень инфляции (за 1996 г) 20% 6% 1,25
13 Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени 30% 33% 0,25
14 Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета 25% 100% 0,9
15 Объем внешенего долга в % к ВВП 25% 31% 0,8
16 Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета (проект бюжета на 1997 г.) 30% 45% 0,66
17 Дефицит бюджета в % к ВВП (январь-сентябрь 1996 г.) 5% 4,2% 1,2
18 Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей 25% 100% 0,25
19 Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе, в национальной валюте 10% 50% 0,2
20 Денежная масса (М2) в % к ВВП 50% 12% 0,24
21 Доля импорта во внутреннем потреблении - всего - в том числе продовольствии 30% 25% 53% 30% 0,56 0,83
22 Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,5 раза 5 раз 0,3
ческой, продовольственной, научно-технической и региональной безопасности, авторы переходят в проблеме опасностям и угрозам человеку и обществу. Здесь уделено много внимания угрозам безопасности человека (убийства, похищения, запугивания, шантаж, грабежи), оценены внутренние и внешние факторы безопасности.
При этом оценка внутренних факторов безопасности личности группируется в работе следующим образом:
1) биологические факторы — 20%;
2) окружающая среда, экология — 20%;
3) пагубные привычки, поведение, микросреда - 50%;
4) служба здоровья — 10%.
Внешние факторы безопасности личности подразделяются на следующие ее виды:
1) факторы воздействия естественной природной среды (солнечная активность, возмущение магнито- и ионосферы Земли, изменение метеорологических условий);
2) факторы воздействия техногенной сферы, нарушения экологического равновесия (изменение микроклимата, загрязненность городов, возрастание миграционной активности населения);
3) факторы воздействия производственной сферы (шумы, вибрации, радиация, химические вещества);
4) факторы воздействия социального характера (низкий уровень доходов, неустроенный быт, социальная агрессия);
5) факторы поведенческого характера. Завершается эта глава развернутой концептуальной моделью безопасности личности (рис. 3).
В главе «Диагностика опасностей и угроз» представлены в обобщенном виде предельно критические значения показателей безопасности государства (табл. 2).
В главе «Системы безопасности» обращается внимание на необходимость рассматривать «обеспечение безопасности» не как одноразовый акт, а в качестве непрерывного процесса. Наивысший эффект достигается при использовании целостного единого механизма обеспечения безопасности.
Среди основных функций системы безопасности особое внимание обращается на следующие:
• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз;
• управление силами и средствами обеспечения безопасности, как в повседневных условиях, так и при чрезвычайных ситуациях;
• реализация системы мер, направленных на восстановление нормального функционирования объектов безопасности в пострадавших регионах;
• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями.
В работе также рассмотрены основные международные организации, ответственные за безопасность в мире, а также задачи Совета Безопасности
- личность
- члены семьи
- родственники
- знакомые
- имущество
- убийство
- насилие ■ грабежи
- шантаж
- нападение
- оскорбление
- человек
- технические средства
- химические и радиоактивные вещества
- вода
- техногенные зоны
- патогенные зоны
- электромагнитные поля
- на жизнь
- на здоровье
- на свободу
- на личное достоинство
- на документы
- на деньги и ценности
- дом, дача
- рабочий кабинет -улица
- транспорт
- общественное место
- самозащита
- личная охрана
■ юридическая
■ физическая
- информационная
- личности
- кабинета
- квартиры
- автомобиля
- гаража
Рис. 3. Развернутая концептуальная модель безопасности личности
Таблица 2
Предельно критические значение показателей безопасности государства
№ п/п Название показателя Предельно критическое значение в мировой практике Вероятные социально-политические, экономические и военные последствия (опасности)отставания
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
1 Объем валового внутреннего продукта: - в целом от среднего по «семерке» - на душу населения от среднего по «семерке» - на душу населения от среднемирового 75% 50% 100% Социально-политическое, экономическое и военное отставание от развитых и среднеразвитых государств
2 Доля в промышленном производстве - обрабатывающей промышленности - машиностроения 70% 20% Деиндустриализация страны, развал военно-промышленного комплекса
3 Объем инвестиций, в % к ВВП 25% Свертывание производства
4 Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции 6% Утрата высоких технологий, рынков сбыта, снижение обороноспособности страны
5 Уровень инфляции за год 20% Неуверенность населения в будущем, кризис экономики
6 Объем внешнего долга в % к ВВП 25% Экономическое закабаление страны и будущих поколений, потеря самостоятельности государства
7 Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета 30% Потеря самостоятельности государства, развал промышленности, силовых структур
8 Дефицит бюджета в % к ВВП 5% Усиление инфляции
9 Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличной национальной валюты 25% Подрыв доверия к национальной валюте, финансовая зависимость от иностранных государств
10 Денежная масса в % к ВВП 50% Недостаток оборотных средств, спад производства
11 Доля импорта во внутреннем потреблении - всего - продовольствия 30% 25% Экономическая, социально-политическая и военная зависимость страны от иностранных государств, угроза голода
12 Дифференциация субъектов государства по прожиточному минимуму 1,5 раза Возникновение военных конфликтов между субъектами государства
13 Уровень падения промышленного производства 30-40% Деиндустиализация экономики, сокращение числа лиц, занятых в производственно-продуктивной сфере
14 Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности 40% Колониально-сырьевая структура экономики, падение профессионализма
15 Доля в экспорте высокотехнологичной продукции 10-15% Технологическое отставание экономики, сокращение работников в наукоемких производствах
16 Доля государственных ассигнований на науку в % к ВВП 2% Разрушение интеллектуального потенциала
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
17 Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения 10:1 Антагонизация социальной структуры, резкое противопоставление людей по имущественному и социальному цензу
18 Доля населения,живущего на пороге бедности 10% Люмпенизация значительной части населения
19 Соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 Деквалификация и пауперизация рабочей силы
20 Уровень безработицы 8-10% Рост социально обездоленных категорий населения
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА
21 Суммарный коэффициент рождаемости 2,15 Отсутствие простого замещения поколений
№ п/п Название показателя Предельно критическое значение в мировой практике Вероятные социально-политические, экономические и военные последствия (опасности)отставания
22 Средняя ожидаемая продолжительность жизни 75 лет Ухудшение здоровья и условий жизни населения
23 Коэффициент старения населения (доля 65 лет) 7% Старение населения
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА
24 Суммарные поступления от экологических платежей в % к ВНП 5% Низкий уровень экологического контроля
25 Экологические потери в % к ВВП 5% Возникновение опасной для жизни человека окружающей среды
26 Предохранительные затраты на экологию в % к ВВП 5% Экстенсивный характер деградации экологии
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
27 Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. человек) 5-6 тыс. Криминализация общественных отношений, фактическая незащищенность человека перед населением
28 Уровень потребления алкоголя на человека в год 8 л Физическая деградация сознания
29 Число суицидов на 100 тыс. человек 3 Массовая фрустрация сознания населения
30 Уровень распространенности психической патологии на 1 000 человек 300 Психическая деградация населения
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
31 Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40% Делегитизация власти, противостояние государственной власти и человека
32 Уровень доверия населения к центральным органам власти 20-25% Отчуждение власти от народа, пассивность, безразличие, чувство безысходности
России (рис. 4) и структуры, обеспечивающие Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Завершается книга основными положениями концепции национальной и региональной безопасности Российской Безопасности. Отметим, что обеспечение национальной безопасности и зашита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Так, важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
1) создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
2) расширение рынков сбыта российской продукции;
3) формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, направленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных зависимостей и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Во внутриэкономической деятельности
выделяются следующие основные направления обеспечения национальной безопасности:
Рис. 4. Задачи Совета Безопасности РФ
1) правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
2) усиление государственного регулирования в экономике;
3) принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Ключевыми следует считать задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Каковы же, по мнению авторов книги, причины возникновения и развития кризисных явлений в регионах, вызывающих угрозы экономической безопасности? В частности, указываются следующие факторы:
• спад производства и потеря внутреннего рынка;
• нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики;
• утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством;
• рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины;
• криминализация экономики;
• нарушение финансового обеспечения;
• потеря внешнего рынка, свертывание производства, увеличение экспорта сырья и т.д. Конечно, ничего не происходит случайно в
экономической сфере. Активную роль в вышеперечисленных явлениях играют внешние угрозы экономической безопасности, а именно:
1. Разведывательная деятельность иностранных спецслужб и организаций по:
• добыванию материалов, связанных с созданием новейших образцов техники и технологий, результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опережающих мировой опыт;
• сбору конфиденциальной информации экономического характера, обладание которыми иностранными государствами наносит либо может нанести ущерб региону и государству.
2. Деятельность иностранных организаций,
84 -
фирм, компаний, наносящая ущерб региональным интересам и безопасности:
• ослабление или даже свертывание производств с конкурентной продукцией;
• стимулирование «утечки мозгов», вывоза капиталов и стратегически важных научно-технических разработок.
3. Проникновение в экономику отечественных и международных преступных формирований и их капитала, различного рода авантюристов и мошенников из числа иностранцев.
Активную негативную роль играют внутренние угрозы экономической безопасности, а именно:
• постоянное расширение масштабов коррупции в органах администрации, проникновение в них преступных элементов, что в свою очередь влияет на развитие негативных тенденций в сферах приватизации, финансово-банковской деятельности;
• рост экономической преступности, включая контрабанду и незаконный экспорт капиталов, валюты, сырья;
• преступления в финансовой сфере, фальшивомонетничество и незаконные операции с ценными бумагами и вкладами;
• организованная преступная деятельность в экономике, проникновение криминального капитала в сферы легального бизнеса.
Под региональной безопасностью авторы книги понимают такое состояние конкретного региона, при котором он, с одной стороны, способен противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних социально-экономических угроз, а с другой — его функционирование не создает угроз для самого региона и внешней среды. Отсюда вытекает триединая задача:
1) создание в регионе социально-экономических ресурсов, необходимых и достаточных для принятия решений, действий, не наносящих ущерба безопасности региона и способствующих его устойчивому развитию;
2) защита социально-экономических ресурсов от нерационального использования, разрушения и тому подобных действий, наносящих ущерб безопасности региона;
3) защита региона от внешнего социально-экономического воздействия.
Только в случае успешного решения указанных проблем возможно достижение экономической безопасности, такого состояния региональной экономики, при котором обеспечиваются требуемый уровень жизни, полная занятость, устойчивость экономического развития, компенсация негативных воздействий внутренних и внешних угроз.