КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 12 • декабрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
0 тенденциях развития дополнительного профессионального образования в условиях конкурентной среды
Зеленая Л.Г.1, Щербакова Н.А.1, Каменская М.В. 1
1 Беловский институт (филиал) ФГБОУ «Кемеровский государственный университет», Белово, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Проведен анализ социально-экономических отношений в системе непрерывного образования в конкурентной среде для деятельности образовательных организаций. В настоящих условиях именно дополнительное профессиональное образование дает возможность трансформируемой к условиям рынка труда системе непрерывного образования выработать механизм адекватного реагирования на его изменения. Дополнительное профессиональное образование позволяет образовательным организациям гибко функционировать и адекватно реагировать на рынке труда региона через управление созданием и организацией спроса на современные профессии и специальности, на базе профессиональных стандартов; построение и реализацию корпоративных и индивидуальных профессиональных образовательных траекторий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: непрерывное образование, конкурентная среда, дополнительное профессиональное образование, рынок труда, профессиональные стандарты, образовательные организации, формирование спроса.
About the trends of development of additional professional education the competitive environment
Zelenaya L.G.1, Scherbakova N.A.1, Kamenskaya M.V. 1
1 Belovsky Institute (branch) of Kemerovo State University Russia
введение
Как известно, с введением ФЗ «Об образовании» (2012 г.) были сняты экономические ограничения деятельности образовательных организаций [6].
Однако за прошедшие годы в экономическом плане образовательные организации слабо реагируют на потребности рынка труда, в том числе из-за невозможности своевременно реагировать на запросы его участников в условиях жесткой детерминированности деятельности образовательных организаций со стороны государства, невозможности самостоятельно формировать содержание основных образовательных программ, подчиненного требованиям государственных образовательных стандартов.
Те, в свою очередь, когда-то создавались, чтобы сохранить единое образовательное пространство страны, однако в настоящее время начинают «тормозить» рыночные реформы в образовании. В результате возникает противоречие: с одной стороны, в нормативно-правовом аспекте в стране сложились предпосылки к формированию конкурентной среды в образовательной сфере, в том числе в области дополнительного профессионального образования (ДПО), с другой - образовательные организации не отвечают адекватным предложением и повышением качества профессионального образования, что влияет на снижение спроса на их услуги или отказа части общества от получения формального образования, что и приводит к необходимости исследовать тенденции формирующегося спроса на дополнительное профессиональное образование в современных экономических условиях как фактора развития социально-экономических отношений.
Анализ публикаций, посвященных проблемам развития системы непрерывного образования, показал наличие большого интереса к проблемам развития дополнительного профессионального образования со стороны университетского сообщества.
Остановимся прежде всего на анализе публикаций Н.В. Ковалевой, Д.Р. Бородиной и др., которые по имеющимся статистическим и социологическим данным, полученным в ходе реализации долгосрочного проекта Министерства образования и науки России и НИУ ВШЭ, говорят о том, что профессиональному образованию для повышения эффективности нужно «воспринять идеологию личностного развития» [5, с. 34]. Это означает большую ориентированность на интересы и потребности отдельной
ABSTRACT:_
The analysis of socio-economic relations in the system of continuous education in a competitive environment for the activities of educational organizations is conducted. In these conditions, it is an additional vocational education that makes it possible for the continuing education system that is transformed to the conditions of the labor market to work out a mechanism for an adequate response to its changes. Additional vocational education allows educational organizations to function flexibly and adequately respond to the region's labor market through managing the creation and organization of demand for modern professions and specialties, based on professional standards; construction and implementation of corporate and individual professional educational trajectories.
KEYWORDS: continuous education, competitive environment, additional vocational education, labor market, professional standards, educational organizations, demand generation
JEL Classification: I21, I28, I29 Received: 29.11.2018 / Published: 28.12.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zelenaya L.G. (zlge0mail.ru)
CITATION:_
Zelenaya L.G., Scherbakova N.A., Kamenskaya M.V. (2018) O tendentsiyakh razvitiya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v usloviyakh konkurentnoy sredy [About the trends of development of additional professional education the competitive environment]. Kreativnaya ekonomika. 12. (12). - 20432054. doi: 10.18334/ce.12.12.39686
личности, чем сохраняющиеся в настоящее время. Авторы отмечают, что непрерывное образование уже сегодня в полной мере реализует данную потребность, предоставляя возможность желающим «гибко и своевременно получать необходимые компетенции». Поэтому в настоящее время актуальным и важным становится активное развитие ДПО, которое «сможет снизить потребности в профессиональных кадрах необходимой квалификации» [5].
Часть исследований посвящена вопросам реформирования системы дополнительного профессионального образования, в которых авторы предполагают, «что существующая система непрерывного образования должна быть связана с внедрением производства в сферу базовой подготовки и проникновением обучения в производственный процесс, при этом происходит стирание граней между стадиями образовательного процесса, границ между базовой подготовкой и повышением квалификации» [4, 7] (Коуа1ву, 2014). Данными доводами авторы хотели подчеркнуть, что система ДПО может стать связующим звеном на этапе согласования и реализации единых подходов к выполнению требований профессиональных стандартов, в интересах производителей и потребителей образовательных услуг в системе непрерывного образования.
Отдельного анализа, на наш взгляд, заслуживает выявленная авторами тенденция роста числа работодателей, отказывающихся от политики, направленной на повышение квалификации работников и(или) профессиональной переподготовки кадров, а также проведению стажировок.
Как ими отмечается, многие руководители (58%) не видят экономической взаимосвязи между систематическим повышением квалификации работников и эффективностью деятельности предприятия; треть опрашиваемых руководителей не имеют средств в достаточном объеме на решение этих проблем; 18% респондентов нежелание повышать квалификацию объясняют большой загруженностью работников, а также дефицитом рабочего времени [6]. В государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. аргументировано, что на сегодняшний день в развитых европейских странах дополнительным профессиональным образованием охвачено 60-70% экономически активного населения, тогда как в РФ доля такого населения не превышает 22,4% [2].
ОБ АВТОРАХ:_
Зеленая Людмила Геннадьевна, доцент кафедры экономических наук и информационных технологий, кандидат экономических наук (z1ge0mai1.ru)
Щербакова Надежда Анатольевна, доцент кафедры экономических наук и информационных технологий, кандидат педагогических наук (snanad0mai1.ru)
Каменская Марина Викторовна, доцент кафедры экономических наук и информационных технологий, кандидат экономических наук (mviktor0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Зеленая Л.Г, Щербакова Н.А., Каменская М.В. О тенденциях развития дополнительного профессионального образования в условиях конкурентной среды // Креативная экономика. - 2018. -Том 12. - № 12. - С. 2043-2054. doi: 10.18334/се.12.12.39686
Логика рассуждения приводит к предположению о наличии неустойчивых тенденций в формировании спроса, что подтверждается, с одной стороны, неготовностью большей части работодателей серьезно рассматривать профессиональное развитие и смену профессий своих работников через ДПО в различных формах, как фактор экономического роста собственных организаций и экономики региона в целом. С другой стороны, следует подчеркнуть консервативность и отсутствие опыта функционирования в условиях конкурентной среды образовательных организаций высшего образования в расширении предложений своих образовательных продуктов. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что недостаточно сбалансированный спрос на дополнительное профессиональное образование со стороны работодателей в настоящее время может стать более устойчивым при проведении вузом активной маркетинговой политики и даст толчок к их социально-экономическому развитию, что в перспективе повысит качество человеческих ресурсов, необходимых для развития инновационной экономики региона в целом.
Отдельного внимания заслуживают проблемы, возникшие на данном этапе развития системы образования, и предложенные рядом авторов (В.Е. Блинов, Е.Ю. Есенина, А.А.Факторович и др.) пути их разрешения: так как потребности в современных кадрах меняются быстрее, чем существующая система профессионального образования успевает к ним адаптироваться, необходима опережающая их подготовка и переориентирование системы профессионального образования на удовлетворение возникающих запросов участников рынка труда в кратчайшие сроки; так как содержание квалификаций не может оставаться стабильным и будет постоянно обновляться либо полностью заменяться в связи с ускоряющимся переходом страны к инновационной экономике, то должен быть ускорен переход образовательных организаций на непрерывное персонализированное профессиональное образование и постоянное его развитие и обновление через модульность и «компетенции» под заказ»; так как в условиях инновационной экономики резко возрастает и не поддается массовости в ходе профессиональной подготовки индивидуальная личностно-ориентированная компонента квалификации современного работника, необходимо вновь усилить фундаментальную подготовку бакалавров, которые в будущем должны научиться работать в условиях неопределенности внешней среды и быть готовы к постоянной профессиональной переподготовке на базе полученного образования по основной образовательной программе [1] (ВНпоу, В&тоуа, Е$етпа, ¥аЫотоу1ск, 2015).
Из вышеприведенного анализа публикаций следует, что в настоящее время можно отметить существование различных мнений по поводу тенденций в развитии дополнительного профессионального образования. С одной стороны, авторы показывают, что дополнительное профессиональное образование исчерпало свой ресурс и нуждается в коренном реформировании содержания, форм, подходов к его развитию и управлению, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда. С другой стороны, многие ученые, и авторский коллектив солидарен с ними, видят огромный
потенциал данной составной части системы непрерывного, в том числе профессионального образования, образования уже сейчас. Полагают, что даже в том состоянии, в котором система дополнительного профессионального образования находится сейчас, она может сыграть ключевую роль в развитии всей системы непрерывного профессионального образования и переходе ее на качественно новый уровень. Это утверждение одновременно предполагает и то, что противоречия, накопленные системой образования, могут стать движущей силой развития системы дополнительного профессионального образования в современных социально-экономических условиях в попытках поиска адекватных ответов на вызовы, формулируемые ей в настоящей период обществом, государством, бизнесом, личностью [1, 5, 7] (Blinov, Batrova, Esenina, Faktorovich, 2015).
Ясно, что проводимая государством образовательная политика с целью решения проблем адекватного реагирования на запросы рынка труда при подготовке профессиональных кадров нашла свое отражение во все более сокращающихся периодах действия федеральных государственных образовательных стандартов. Однако ряд исследований, посвященных данному процессу, показывает, что быстрая смена ФГОС, хотя и вызвана объективными причинами, не решает проблемы адекватного реагирования системы профессионального образования на быстро меняющиеся потребности в кадровом обеспечении реального сектора экономики в условиях перехода страны к инновационному развитию.
Важно отметить также, что в условиях становления инновационной экономики возможно возникновение проблем, вызванных тем, что при достаточно широком предложении рабочей силы бизнесу найти работника нужной квалификации становится все сложнее, а иногда и просто невозможно, особенно в сфере высоких технологий и наукоемкого производства. Объективно образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (далее - ОО ВО и ПОО) не смогут быстро перестраиваться на подготовку по востребованным перспективным профессиям и специальностям, в силу специфики образовательного процесса, направленного на формирование сначала базовых (универсальных и общепрофессиональных) и лишь потом - профессиональных компетенций. С учетом изложенного можно с достаточной определенностью утверждать, что имеющаяся система профессионального образования в настоящее время неспособна адекватно реагировать на вызовы рынка труда в условиях нестабильности экономического развития, связанных с отмиранием и устареванием традиционных и появлением современных отраслей экономики.
Поэтому актуальной становится задача развития ДПО, способного обеспечить в краткие сроки, складывающиеся потребности в современных инновационно-профессиональных работниках необходимой отраслевой направленности и преодоления их дефицита, в том числе в условиях кризиса, вызванного снижением рождаемости и экономически активного населения. При этом основной упор необходимо сделать на расширении его возможностей, горизонтов и перспектив применения через вовлечение в
развитие всех заинтересованных субъектов как важного компонента адаптирующейся к условиям рынка труда системы непрерывного образования.
В настоящее время функционирование и развитие ДПО в РФ предопределено не только общемировыми тенденциями, возникновение которых характеризуется постиндустриальным развитием общества, и, что вполне естественно, изменившимися требованиями к квалификации и условиям его обновления или замены работниками, но также и внутренними предпосылками, сложившимися в стране, которые предопределяют развитие ДПО в рамках научно-образовательного бизнеса ОО ВО и ПОО.
Так, ФЗ «Об образовании» дает принципиально новый ориентир в заинтересованности работника в самостоятельном построении собственной профессиональной карьеры и профессиональном самоопределении. Поэтому на первый план выходит инициативность и заинтересованность самого работника, который самостоятельно начинает выстраивать свою профессиональную карьеру, инвестируя в свое профессиональное развитие. В свою очередь, возможности, которые система дополнительного профессионального образования получила с введением данного закона, позволяют ей мгновенно перестроиться под «ожидания» участников рынка труда: обновлять или расширять имеющиеся компетенции через повышение квалификации; формировать новые профессиональные компетенции работника на основе базовых универсальных и общепрофессиональных компетенций работника в ходе профессиональной переподготовки и др. Именно дальнейшее развитие дополнительного профессионального образования дает возможность трансформируемой к условиям рынка труда системе непрерывного профессионального образования выработать механизм адекватного реагирования на его изменения, чтобы стать драйвером экономического роста страны.
Основой такого механизма становятся профессиональные стандарты, с помощью которых производитель (в лице Министерства образования и науки, актуализированные ФГОС третьего поколения) и потребитель (Минтруда и соцзащиты РФ) посредством согласования своих интересов создают условия для опережающей и ускоренной подготовки профессиональных кадров системой непрерывного персонализированного образования.
Функционирование профессиональных стандартов в качестве инструмента согласования интересов производителей и потребителей квалифицированных кадров позволяет потребителю влиять на структуру и качество услуг, оказываемых системой дополнительного профессионального образования: профессионально-общественная аккредитация, независимая оценка квалификации кадров и т.п. Создав механизм разработки, своевременного обновления и функционирования профессиональных стандартов, работодатель (Минтруда и соцзащиты РФ) получает реальную возможность формировать спрос на подготовку по необходимым и перспективным профессиям и специальностям в соответствии со складывающимися потребностями экономики. В свою очередь, образовательная организация должна быстро реагировать соответству-
ющим предложением с целью получения дохода, что заставляет ее изменять структуру управления образованием и изменением содержания образования.
Привлечение к разработке профессиональных стандартов бизнес-сообщества создает предпосылки к разрешению противоречия между системой подготовки квалифицированных кадров и современными требованиями работодателей к их качеству. При этом появляется стимул к развитию дополнительного профессионального образования на принципиально новой концептуальной основе, минимизирующей влияние факторов, вызывающих дисбаланс профессионально-квалификационной структуры рынка труда, и ликвидации разрыва между системой подготовки специалистов и потребностями современных работодателей.
Таким образом, через дополнительное профессиональное образование система непрерывного образования получает возможность адаптироваться к быстро меняющимся запросам личности и требованиям рынка труда, прогнозировать и формировать будущий спрос, потребности в новых профессиях и специальностях, оптимизировать затраты на подготовку кадров и услуги, повысить качество и снизить риски, связанные с открытием и апробаций новых направлений деятельности и подготовки. В результате у бизнеса возникает перспектива быстрой подготовки необходимых кадров единовременно и за краткий период согласно потребностям, экономика ускоряет переход к инновационному развитию.
Авторский коллектив, исследуя социально-экономические отношения, складывающиеся на региональном рынке труда в период с ввода в действие ФЗ «Об образовании» и создания предпосылок развития конкурентной среды в российской системе образования, отмечает, что в настоящее время проявляются устойчивые тенденции формирующегося спроса на услуги дополнительного профессионального образования.
Проведенные нами исследования показали увеличение доли на рынке потенциальных потребителей, заинтересованность которых в получении услуг в системе персонифицированного дополнительного профессионального образования заставляет систему непрерывного образования «уходить» от массовой формы оказания таких услуг к индивидуальной, и искать подходы к расширению ассортимента. Мы предполагаем, что данная тенденция окажет существенное влияние на качество предложений инновационно-ориентированного профессионального образования и получение конечного результата; усилит взаимосвязь между деятельностью вуза в области развития системы непрерывного образования, разнообразием направлений подготовки и региональной экономической деятельности.
В рамках дополнительного профессионального образования как составной части непрерывного образования образовательные организации, в свою очередь, получив возможность выявлять профессии и специальности, на которые растет спрос со стороны всех заинтересованных субъектов, начинают выбирать наиболее перспективные в долгосрочном периоде для реализации основные образовательные программы. Усиление спроса на дополнительное профессиональное образование стимулирует
образовательную организацию расширять предложение своих образовательных услуг, адаптируя их под потребности как индивидуальных, так и корпоративных заказчиков. Нами отмечен эффективный дебют реального диалога между властью, бизнесом, обществом, личностью по поводу взаимодействия заинтересованных сторон в создании системы непрерывного профессионального образования, адекватно реагирующей на вызовы современной экономики региона и удовлетворяющей потребность в современных профессиональных кадрах, при условии ведущей роли образовательных организаций высшего образования. Построенная ранее и прошедшая первоначальный этап апробации описана в работах авторского коллектива [3, 8] (Zelenaya, Tтofimova, Scheтbakova, 2008; Scheтbakova, Zelenaya, 2011) модель управления подобным взаимодействием отводит региональному опорному вузу роль регулятора отношений в данном диалоге.
ОО ВО, в частности, региональный опорный вуз, к которому относится авторский коллектив, обладая потенциалом к обеспечению взаимного соответствия образовательной и инновационно-производственной деятельности всех заинтересованных субъектов, позволит получить эффект самоорганизующейся системы, достигаемый в ходе профессиональной подготовки кадров, необходимых для инновационно-ориентированной экономики региона, и именно потому способен оказывать реальное влияние на спрос со стороны власти, бизнеса, общества в сфере профессионального образования. Применяя современные социальные технологии (к примеру, функционирование на базе вуза платформы «Открытое образование»; интеграция усилий в формировании единого информационного пространства региона, организация и проведение образовательных форумов, оказание консультационных и др. услуг и т.п.), инструменты (мониторинг рынка труда, социологические исследования и др.), региональный опорный вуз выявляет ведущие направления развития непрерывного профессионального образования, организует подготовку необходимых кадров, что ускоряет социально-экономическое развитие региона.
К примеру, создание общественной платформы «Открытое образование» позволило выявить и объединить усилия заинтересованных сторон, положить начало построению механизма быстрого реагирования образовательных организаций за счет дополнительного профессионального образования на запросы всех субъектов рынка труда через решение проблем на муниципальном уровне, связанных с жизненным и профессиональным самоопределением населения (профессиональные пробы, квест-технологии, социально-ориентированные технологии профессиональной адаптации, профессионально-ориентированное трудовое воспитание); через создание адаптированных профессиональных дополнительных образовательных программ, разрабатываемых с учетом возможностей работника и запросов бизнеса, в том числе для решения проблем социально-профессиональной адаптации и занятости людей предпенсионного возраста, и онлайн-площадок для заинтересованных сторон; путем организации и коучинга встреч, форумов, тренингов, мастер-классов, услуг по типу
«Бизнес под ключ»: через сетевую реализацию программ дополнительного профессионального образования и обучения (интеграция научно-методического потенциала института, практического опыта профессиональных образовательных организаций и материально-технической базы предприятий). На основе сетевого взаимодействия указанных сторон также появляется возможность максимально реализовать запросы работодателей в необходимых специалистах, удовлетворить потребности жителей города в получении желаемой работы в результате профессиональной переподготовки (обучения) по индивидуальным учебным планам и асинхронным графикам.
Ведущая роль образовательной организации в первую очередь проявилась через оказание информационно-просветительской и социально-психологической поддержки населения города и работодателей по проблемам профессиональной ориентации (адаптации), профессионального обучения и переобучения, переподготовки работников. Образовательная организация смогла организовать социологические исследования по заказам работодателей, проводить работу с персоналом предприятия по корпоративному повышению квалификации и переподготовке работников на рабочих местах. Возможно предположить, что в дальнейшем организация специалистами вуза индивидуальных консультаций (собеседований) будут содействовать заинтересованным категориям населения в построении индивидуальных профессиональных образовательных траекторий с учетом имеющегося образования, потребностей, финансовых возможностей как по основным образовательным программам, так и программам ДПО, так и по диверсифицированным программам, разрабатываемым по индивидуальному заказу для организаций или отдельного работника; а также организовать обучение по индивидуальным учебным планам и индивидуальным учебным графикам.
Система непрерывного образования, спроектированная данным образом, сможет преодолеть общеизвестную тенденцию к снижению мотивации многих обучающихся уровня бакалавриата к получению профессионального образования как к способу занять достойное место на рынке труда, что происходит из-за осознания выпускником невозможности соответствовать требованиям потенциального работодателя в качестве «полноценного работника» из-за недостаточной практической подготовки. Данное обстоятельство преодолевается за счет создания системой дополнительного профессионального образования условий для интеграции с основными образовательными программами СПО и ВО. Обучающийся по программе бакалавриата получает возможность освоить несколько смежных рабочих профессий (через профессиональное обучение по сетевой форме с привлечением материальной базы и ресурсов заинтересованных работодателей по программам, разрабатываемым образовательной организацией, с учетом требований профессиональных стандартов), в ходе формирования механизма сетевого взаимодействия и координации усилий всех заинтересованных участников, а также реализации деятельности функционирующего профессионального сообщества реального сектора экономики.
Нуждается в отдельном внимании выявленная на региональных рынках труда тенденция к спросу на ДПО в кризисный период тех работников, что получили основное высшее или среднее образование в период плановой экономики. Они в настоящее время имеют большой стаж, практический опыт работы и узкую специализацию в какой-либо отрасли, однако, понимая, что серьезные структурные экономические изменения, происходящие в регионе, ставят под угрозу сохранение их рабочего места, начинают самостоятельно пытаться создать себе «запасной» вариант. К примеру, высоквалифицированные рабочие с высшим образованием (энергетическая отрасль, горнодобывающая, горнообрабатывающая и др.) проходят профессиональную переподготовку по педагогическим специальностям (мастер производственного обучения, преподаватель среднего профессионального образования, управляющий многоквартирным домом и др.), чтобы в случае потери рабочего места легко адаптироваться и найти новую работу. Данные работники могут составить и «золотой» запас практических специалистов, которые в системе ДПО могут быть задействованы в профессиональной переподготовке желающих сменить профессию либо повысить квалификацию. Кроме того, опросы работодателей (мелкий и средний бизнес, сфера энергетики, транспорта, торговли, ИТ-индустрия) показывают, что способность к постоянному обучению, саморазвитию и переподготовке начинает становиться одним из показателей, важнейшим качеством личности, определяющим приоритет работника на рынке труда не только в теории, но и на практике. Данное обстоятельство подтверждается и самими слушателями: часть слушателей программ ДПО, получавшие дипломы о высшем образовании примерно десятилетие назад, признались, что не смогли получить хорошую работу в другой организации только потому, что в течение данного периода не развивались профессионально через систему ДПО, что в глазах потенциальных работодателей в настоящее время считается серьезным недостатком.
Заключение
Таким образом, ДПО, являясь наиболее адаптированной к запросам современного рынка труда частью системы непрерывного образования, в современных социально-экономических условиях развития общества становится институциональным фактором, оказывающим доминирующее влияние на тенденции спроса рынка труда региона:
• в силу своей большей гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям, чем вся система образования, быстро реагирует на изменение спроса в сфере профессионального образования, в том числе в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Таким образом, система ДПО становится драйвером для самоорганизующейся системы непрерывного образования;
• реализация самоорганизующейся системы непрерывного образования создает возможности к формированию образовательных траекторий и образовательных траекторий в ходе оценки, обучения и развития персонала организаций,
а также предложение диверсификационных моделей их профессионального самоопределения, развития, адаптации; • активизации интеграционно-мобилизирующих процессов в развитии ДПО, которые обеспечивают положительный социально-экономический эффект самоорганизации за счет формирования отношений между потребителями и производителями образовательных услуг внутри одной системы (сообщества), получения системных результатов, позволяющих оптимизировать все процессы в экономическом плане в системе образования на уровне региона. В условиях быстрого устаревания знаний и возрастающей потребности экономики в квалифицированных кадрах дополнительное профессиональное образование придаст интенсивность развитию системы непрерывного образования, приведет к расширению спектра оказываемых образовательных услуг и позволит обеспечить опережающую подготовку современных профессиональных кадров. На наш взгляд, на сегодняшний день именно система дополнительного профессионального образования способна адекватно и быстро реагировать на рыночные изменения, имеет совокупность возможностей быстрой подготовки специалистов единовременно и за краткий период в интересах формирования интеллектуально-трудового кадрового потенциала региона учетом требований инновационной экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стан-
дарты: от разработки к применению/ // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - с. 5-14.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-20209 годы. «Собрание законодательства РФ», 27.05.2013, N 21, ст. 2671. Ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/docs/normativiiact/Rasporyagenie_792_r_ ot_15.05.2013_Gosprogramma.pdf ( дата обращения: 12.10.2017 ).
3. Зеленая Л.Г., Трофимова Ю.В., Щербакова Н.А. Теоретические подходы к определению
социально-экономической эффективности системы образования города // Политика, экономика, социум: стратегические приоритеты развития и механизмы взаимодействия в современной России: Сборник статей. Екатеринбург, 2008. - с. 145-147.
4. Ковалев В.А. Система дополнительного профессионального образования: основные
проблемы и перспективы развития. Профессиональное образование в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http://prof-obr42.ru/Archives/4%2816%292014. pdf ( дата обращения: 14.05.2017 ).
5. Ковалева Н.В., Бородина Д.Р., Ковалева Л.Э. Спрос и предложение на рынке допол-
нительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2013. - № 6(6). - с. 34-40. - url: https://memo.hse. ru/data/2014/02/10/1327513302/Ковалева%20Н.,%20Ковалева%20Л.,%20Бородина. pdf .
6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-
ФЗ. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-14 dok.html75 ( дата обращения: 22.08.2018 ).
7. Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ
на период 2014-2020 гг. ИДПО КузГТУ. [Электронный ресурс]. URL: http://apo-profobr.ru/files/-.pdf ( дата обращения: 14.07.2018 ).
8. Щербакова Н.А., Зеленая Л.Г. Социальное партнерство в образовании как ресурс
социально-экономического развития города // Научное творчество молодежи: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2011. -с. 175-178.
REFERENCES:
Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. (2015). Professionalnye standarty: ot razrabotki k primeneniyu/ [Professional standards: from development to implementation]. Higher education in Russia. (4). 5-14. (in Russian). Kovaleva N.V., Borodina D.R., Kovaleva L.E. (2013). Spros i predlozhenie na rynke dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [Supply and demand in the market of additional professional education].Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie v strane i mire. (6(6)). 34-40. (in Russian). Scherbakova N.A., Zelenaya L.G. (2011). Sotsialnoe partnerstvo v obrazovanii kak resurs sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda [Social partnership in education as a resource for the socio-economic development of the city] Scientific creativity of youth. 175-178. (in Russian). Zelenaya L.G., Trofimova Yu.V., Scherbakova N.A. (2008). Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti sistemy obrazovaniya goroda [Theoretical approaches to determining the socio-economic efficiency of the education system of the city] Politics, economics, society: strategic development priorities and interaction mechanisms in modern Russia. 145-147. (in Russian).