Научная статья на тему 'О технологиях совершенствования научного интеллекта'

О технологиях совершенствования научного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТУИЦИЯ / ЛОГИКА / INTELLIGENCE / LATERAL THINKING / CREATIVE ABILITIES / INTUITION / LOGIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергиенко Людмила Семеновна

Приводятся результаты анализа основных факторов, влияющих на формирование научного интеллекта. Рассматриваются возможности развития латерального мышления, отвечающего за творческие способности и интуицию. Рекомендуются простейшие актуальные технологии поиска решения сложных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TECHNOLOGIES TO ENHANCE SCIENTIFIC INTELLIGENCE

The article presents the results of the analysis of key factors influencing the formation of scientific intelligence. The author deals with the possibilities to develop lateral thinking, which is responsible for creative abilities and intuition. She recommends the simplest current technologies to search solutions to complex problems.

Текст научной работы на тему «О технологиях совершенствования научного интеллекта»

3. Малиновский И.А. Ссылка в Сибирь: публичные лекции, 6. Сибирь. 1885. 15 июня

читанные в Томске в ноябре 1899 года. Томск: Паровая ти-по- литография П.И. Макушина, 1900. 90 с.

4. Вилюец И.И. Арестанты в Сибири // Современник. 1863. № 11. С. 133-175.

5. Серошевский В.Л. Ссылка и каторга // Сибирь. Её современное состояние и её нужды. СПб.: Типография М.М. Ста-сюлевича, 1908. С. 201-233.

7. Емельянов Н.Н. (Николаевский) Тюрьма и ссылка. Очерки политической и религиозной ссылки. М.: Университетская типография, 1898. 201 с.

8. Дейч Л.Г. 16 лет в Сибири. 2-е изд., исп. и доп. СПб.: Изд-во Н. Глаголева, 1906. 164 с.

УДК 159.9+167+517

О ТЕХНОЛОГИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Л.С. Сергиенко

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приводятся результаты анализа основных факторов, влияющих на формирование научного интеллекта. Рассматриваются возможности развития латерального мышления, отвечающего за творческие способности и интуицию. Рекомендуются простейшие актуальные технологии поиска решения сложных проблем. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: интеллект; латеральное мышление; творческие способности; интуиция; логика.

ON THE TECHNOLOGIES TO ENHANCE SCIENTIFIC INTELLIGENCE L.S. Sergienko

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents the results of the analysis of key factors influencing the formation of scientific intelligence. The author deals with the possibilities to develop lateral thinking, which is responsible for creative abilities and intuition. She recommends the simplest current technologies to search solutions to complex problems. 5 sources.

Key words: intelligence; lateral thinking; creative abilities; intuition; logic.

Уровень современной науки зачастую требует отказаться от универсальности открытых ранее законов природы и ориентироваться на принципиальную непредсказуемость и хаотичность явлений. Возникло целое новое направление - хаосоведение. Для быстрой адаптации в таком стремительно усложняющемся мире каждому из нас необходимо правильно и максимально использовать свой интеллектуальный потенциал. Особенно это касается тех, кто работает в сфере науки и образования.

Интеллект (intellectus) в переводе с латинского означает разум, понимание, познание, постижение. В настоящее время до конца не установлено, каким образом и под влиянием каких факторов формируется интеллект. Человеческий мозг изучен менее чем на 30%. Американский лауреат Нобелевской премии Джералд Эдельман разработал новый способ моделирования работы головного мозга человека с помощью компьютерных программ. Свою «думающую» машину он назвал NOMAD (Neural Organized Multiple Adaptive Device) - многофункциональный прибор с организацией по типу нервной системы. NOMAD, в отличие от обычного компьютера, активизирует сразу множество программ, компоненты которых связаны в разветвлённые сети. Это позволяет в тысячу раз быстрее решать задачи: программная сеть за считанные секунды сравнивает миллионы вариантов, поскольку

рассматривает их не последовательно, а параллельно.

Все попытки создать искусственный интеллект до сих пор проваливались: электронные гении, способные превосходить любой человеческий мозг объёмом памяти и скоростью логических операций, многим из нас уступают в творческих способностях. Современный компьютер пока ещё не способен самостоятельно корректировать условие поставленной задачи с учётом возникших в ходе работы новых обстоятельств, как это делает человек, заложенная программа монотонно идёт к поставленной цели, на каждом шаге сравнивая её с достигнутыми результатами и соответственно планируя следующий этап. Наш мозг работает более гибко, чем ЭВМ, у которой выбор ответов однозначен: «да» или «нет». Человек может отложить принятие решения заявлением: «не сейчас», «надо подумать», «возможно».

Учёные предлагают самые разные определения интеллекта, интуитивно включая в это понятие целый комплекс умственных способностей. По мнению профессора психологии из США Хауарда Гарднера, у человека как минимум семь типов «умственных способностей» [4]:

- эмоциональный интеллект (БО) - эмпатия (умение понять состояние другого), уверенность в себе, способность к самоконтролю, характер, такт, восприимчивость;

1Сергиенко Людмила Семеновна, профессор кафедры математики, тел.: (3952) 405176. Sergienko Ludmila, Professor of the chair of Mathematics, tel.: (3952) 405176.

- социальный интеллект - способность оценивать собственное эмоциональное состояние , «заглядывать внутрь себя», понимание и контроль своего поведения, умение сопоставлять эмоции окружающих с собственными переживаниями, понимать мотивы и цели другого индивидуума, улавливать его настроение, темперамент;

- ораторское искусство - универсальный признак, характеризующий лингвистические способности людей любой культуры, независимо от уровня их образования;

- логико-математический аппарат, свойственный всем нам (даже не умеющим считать);

- пространственная ориентация (без неё люди не только заблудились бы в открытом море, но и не добрались бы с работы домой);

- физико-кинетический интеллект - умение усваивать разнообразнейшие движения (например, играть на гитаре, ездить на лошади или на велосипеде, плавать и мн. др.);

- музыкальные способности, позволяющие каждому из нас легко превращать звуки и ритмы в мелодии.

Представляется, что в этом списке явно не хватает главного фундаментального качества - человеческого мозга - способности к адекватному отображению, переработке и сохранению различной информации.

Вопрос о функционировании информационной памяти - глобальная тема для самостоятельной научной статьи, которую мы здесь рассматривать не будем. Уточним понятие логико-математический аппарат, данное Хауардом Гарднером. Введём альтернативное определение научный интеллект, которое подразумевает умение устанавливать причинно-следственные связи между различными явлениями и делать соответствующие логические выводы, обладание творческими способностями и интуицией. Индукция как способ рассуждений от частных предпосылок к общим выводам является следствием вертикального мышления. Творчество и умение непосредственно, без каких-либо обоснований и доказательств постигать истину рождаются в результате латерального мышления.

Рассмотрим подробнее некоторые актуальные технологии использования и развития умственных способностей.

На сегодняшний день превалирующей формой мыслительной деятельности человека является вертикальное мышление, развитию которого ещё со школьных лет уделяется особое внимание. Современное образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно, главным образом, как можно больше получать полезных знаний. Предполагается, что автоматическое включение отработанного годами стабильного алгоритма выбора оптимального варианта из накопленной информации поможет ему определить правильный ответ. Врождённая логика и развитое вертикальное мышление позволят легко претворить найденные решения в плодотворные идеи [1].

В большинстве случаев применяемая система обучения даёт быстрый положительный эффект, даже если при этом используются, в основном, тривиальные стандартные решения. Действуя по схеме, уже приносившей успех в сходных ситуациях, люди даже не осознают стереотипность своего выбора, так как большинство наших проблем похожи друг на друга. Но такой подход может легко завести в тупик при возникновении непредвиденных сложных ситуаций, для правильного решения которых требуется подключение интуиции и творческих способностей. Интуиция возникает на подсознательном уровне, её можно сравнить с внутренним голосом, неожиданным приведением мыслей в порядок или внезапным просветлением, идущим параллельно с индуктивными выкладками. Даже если вспышка вдохновения прояснит не все детали найденного решения, мы можем интуитивно почувствовать, что оно верное.

Латеральное мышление при нормальном развитии ребёнка начинает зарождаться в его голове после семи лет. Гармоничное формирование личности происходит только под воздействием всех разновидностей интеллекта, игнорирование какой-либо из его сторон чревато необратимыми печальными последствиями. Например, в школьной программе (желательно в начальных классах) обязательно должна учитываться необходимость обучения (в той или иной форме, в зависимости от желания и способностей) азам ораторского искусства, музыке и живописи. Приобретённый в результате сенсорный опыт является мощным стимулом творческой активности мозга, помогает правильно оценивать события и по достоинству отбирать, какие из них нужно сохранять в памяти. По наблюдению психологов, навыки, которые достаточно долго использовались в юные годы, в дальнейшем никогда полностью не забываются и могут легко и быстро восстанавливаться до прежнего уровня даже после очень длительного перерыва.

Интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределённой ситуации, когда информацию невозможно оценить объективно. Интуитивная перегруппировка прежних знаний, гармоничное сочетание расчёта с фантазией позволяют совершить настоящий скачок вперёд. Генерация новых идей - основная цель латерального мышления, которое контролирует обусловленный восприятием выбор, заставляет усомниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался. Обычно свежие идеи незаметно развиваются в глубинах мозга - «внутренний инкубационный период». Пока одна часть психики занимается текущими вопросами, другая экспериментирует с накопленным необработанным материалом, пытаясь использовать его по максимуму.

Вертикальное и латеральное мышление во многом различаются: вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки; вертикальное мышление предполагает правильность каждого шага, латеральное этого не требует. Сущность вертикального мышления именно в том, что верным должен быть каждый шаг. При латеральном мышлении, если заключение оказывается верным, вовсе не

требуется, чтобы правильным было каждое наше действие. Бывают случаи, когда в какой-то момент стоит ошибиться, чтобы прийти к правильному решению. Такое может произойти, когда чьё-то мнение признаётся ложным исходя из господствующей системы взглядов; если же подобную систему изменить в корне, может выясниться, что человек был прав.

Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга. Индуктивная логика позволяет выяснить надёжность и перспективы использования готовых концептуальных моделей; интуиция и творчество связаны с анализом и перестройкой таких моделей, а при необходимости и созданием новых. Нужно владеть навыками и того, и другого. При решении сложных проблем успеха добивается тот, кто разумно сочетает игру воображения с логическим расчётом. Без умения разумно оценивать раскрывающиеся возможности нельзя ничего добиться. Желательно всегда рассчитывать свои действия на шаг вперёд. Даже совершив открытие, незначительное или гениальное, необходимо объективно взвесить все последствия и только потом приступить к его реализации.

Существуют более или менее универсальные правила поиска лучшего (если ответов несколько) решения. Прежде всего необходимо прояснить ситуацию, осознать и чётко сформулировать конечную цель. Наш мозг устроен так, что даже абсолютно не разбираясь в предмете, он автоматически стремится заполнить пробел в своих знаниях, используя при этом наряду с проверенными фактами сомнительные выводы, а иногда и первый попавшийся подходящий информационный мусор. Столкнувшись с новой проблемой изначально, надо исключить все бесполезные сведения, запутывающие суть явлений. Возможно, после этого в памяти сразу найдутся известные классические примеры или современные аналогичные случаи, и проблема разрешится. Кстати, метод подражания отлично используют дети и многие инженеры-естествоиспытатели, которые «подсматривают» секреты своих изобретений у природы.

Если после уяснения сути задачи в голову не придёт готовое решение, можно перейти к поэтапному рассмотрению проблемы. Чтобы перед глазами сохранялась полная картина, рекомендуется разложить её в иерархической последовательности на части, соответственно поставить промежуточные цели, и определить, насколько они достижимы. Можно сравнить этот процесс с подъёмом на вершину горы: весь путь полезно разбить на этапы, мысленно отметить промежуточные вехи. Двигаясь от цели к цели, необходимо периодически поглядывать вверх, чтобы не потерять ориентацию, но при этом внимательно смотреть под ноги, чтобы не упасть. На каждом этапе приходиться сталкиваться с постоянно возникающими сиюминутными проблемами, рассматривать альтернативные решения, выбирать, какое перспективнее, сравнивать, увязывать каждое действие с предыдущими и последующими шагами. Если возникает сомнение в правильности полученного результата - корректировать задание и всё начинать сначала.

Поэтапная тактика - надёжный способ решения самых различных проблем. Например, если вы хотите

самостоятельно научиться работать на компьютере, рекомендуется сначала освоить основные команды, отработать простейшие навыки, доводя их до автоматизма. Потом необходимо научиться связывать их между собой в конкретные операции. Если какие-то моменты программы кажутся слишком сложными, их изучение можно отложить, совершенствуясь в том, что более или менее удаётся. Достигнув определённого уровня, следует перейти к более сложным действиям.

Полезно одновременное использование мыслительных операций и сопутствующих ощущений. У всех людей одни и те же сенсорные органы, но каждый владеет ими по-своему, больше полагаясь на одни и меньше - на другие. Если понять, с помощью какого чувства вы быстрее и легче познаёте мир, можно постараться полнее его использовать. Например, во время учёбы. Если вы лучше воспринимаете информацию не глазами, а на слух, можно попробовать записывать лекции и семинары на диктофон. Но нельзя слишком пренебрегать каким-либо из прочих чувств. Если, скажем, полагаться только на слух и позволить зрению то и дело отключаться, можно недополучить много важной информации. Пытаясь усовершенствовать свои врождённые способности, каждое из чувств надо глубоко изучить, максимально его развивать и тренировать.

Так как наш организм, включая мозг, по-разному функционирует в определённые часы, желательно соответственно своему суточному биоритму корректировать режим дня. Необходимо учитывать, что среднестатистический человеческий мозг способен эффективно заниматься научной работой без отдыха в среднем четыре часа, а любое изменение привычного распорядка требует привыкания в течение недели, не меньше.

Даже понимая, что нужны новые идеи, мы не всегда можем вырваться из привычного круга представлений. Один из популярных способов ломки стереотипов - мысленный поворот на 180°. Попытайтесь увидеть то, что всегда казалось плохим, в новом свете. Оригинальные решения обычно рождаются тогда, когда ваши мысли не скованы никакими стереотипными рамками и предвзятыми мнениями.

Оптимальный результат может дать не только сосредоточенность, но и максимальная открытость. Необычайно полезно в разумных пределах делиться с коллегами, родственниками, соседями или просто знакомыми своими трудностями. Даже если они в этом ничего не смыслят, важно самому «разжевать» проблему - порой ответ тут же рождается. Или от них можно услышать неожиданный контекст, который вызовет «замыкание», и мозг тут же выдаст долгожданное решение.

По-новому взглянуть на тупиковую ситуацию помогают так называемые ролевые игры. В этом случае требуется поставить себя на «чужое место» и посмотреть, как выглядят ваши трудности со стороны. Например, можно мысленно превратиться в студента, начальника или своего врага и подумать, чтобы он мог вам сказать по поводу возникшей проблемы. Если попробовать узнать больше о кажущихся неинтересными вам людях, можно очень сильно удивиться. В

принципе, это может дать совершенно неординарный взгляд на вещи.

Перепробовав все варианты, обращайтесь за помощью. При методе мозгового штурма [1] для решения трудной задачи приглашается творческий коллектив. На первом этапе участниками генерируется максимальное число самых разнообразных и даже в определённой степени противоречивых идей, далёких от рассматриваемого вопроса. Ничем не ограниченная игра мыслей является основой творчества. Самое сложное на этой стадии - отказ от критики, которая сразу же затормозит поиск и сузит его рамки. Автор идеи не должен её ни объяснять, ни защищать, чтобы не мешать другим спонтанно мыслить. Затем обсуждаются все выдвинутые гипотезы, причём приветствуются любые их комбинации, уточнения или модификации. В итоге обсуждается каждое предложение и решается, полезно оно или нет. Насколько результативен этот способ, демонстрирует пример американского космического агентства - НАСА [5]. Проектировщики при выборе альтернативы молнии на скафандре астронавтов воспользовались апробацией максимально свободных ассоциаций. Из словаря наугад брали предложение, и все фантазировали, как связать его с застёжкой. Слово «лес» вызвало у кого-то мысль о шипах репейника, цепляющихся за одежду. Так появился новый тип застёжки под названием «липучка». При соответствующей корректировке метода мозговой атаки можно вести диалоги и со своим внутренним оппонентом.

Компьютерное моделирование позволяет с высокой степенью точности имитировать работу инженерных конструкций, живых организмов, общественных систем и многое другое. Специально разработанные компьютерные программы могут «подсказать», как справиться со сложной практической задачей, требующей варьирования сразу несколькими ключевыми параметрами. Имитационное моделирование помогает прогнозировать появление отдельных непредвиденных побочных эффектов, а в некоторых случаях даже всего спектра возможных последствий принимаемых в реальности решений [3]. Помимо экономии материальных ресурсов, требующихся для подготовки и проведения натурных экспериментов, этот метод позволяет любую позицию оценить с нуля, наперёд просчитать все варианты. Он даёт возможность, не нервничая и не рискуя, апробировать в виртуальном мире исследуемые системы в экстремальных условиях - там, где реальный опыт опасен или невозможен

(в космосе, в медицине, при испытании военной техники и т.д.). В истории науки известны случаи, когда с помощью одних только теоретических исследований на компьютере были получены новые научные открытия. Например в середине 1960-х годов в Институте прикладной математики Академии наук СССР группой учёных под руководством академика А. А. Самарского с помощью вычислительных экспериментов был открыт так называемый эффект Т-слоя в низкотемпературной плазме. Только через несколько лет целенаправленных поисков его удалось обнаружить в натурном эксперименте [2].

Можно ли изменить себя? - этот вопрос волнует людей не одно столетие. По мнению учёных, интеллектуальные способности не передаются по наследству. Исследования показали, что хромосомы определяют наш разум процентов на тридцать [5], всё остальное - влияние среды. Интеллект развивается, если ежедневно ставить перед ним новые задачи - и в мыслях, и в жизни. Мозг и мышцы работают по одному принципу: если не тренировать, ослабнут. С возрастом мы начинаем медленнее соображать; к концу жизни работоспособность мозга снижается примерно на 40%.

Научный потенциал общества, в конечном итоге, является суммой знаний, рождённых субъективными сознаниями отдельных индивидуумов. «Подсознание выбирает из общего потока обрушивающейся на нас информации именно ту, которая вписывается в нашу сознательную программу - создаёт модель вселенной, в которой живёт наше сознание» [4]. Можно сделать вывод, что мозг - это замочная скважина, через которую мы можем увидеть только доступную, разрешённую подсознанием часть бесконечного реального мира. Если покрутиться около неё, то можно изловчиться подглядеть что-нибудь новенькое, сделать какое-либо гениальное открытие. Если подсознание не всегда показывает объективную информацию о реальности, то почему оно должно раскрывать истинное знание о своём рабочем инструменте - мозге? Парадокс состоит в том, что мы с помощью сознания пытаемся постигнуть принципы устройства родившего его подсознания и даже управлять им! Представляется, что обнадёживающим выходом за рамки дозволенного служит латеральное мышление, порождающее в нас творчество, интуицию, любовь, юмор... Оно, как огонь, зажигающий факел вертикального мышления, который освещает путь к знаниям.

Библиографический список

1. Де Боно Э. Латеральное мышление / Серия «Мастера психологии» / пер. с англ. С. Рысева. СПб.: Питер Пабли-шинг, 1997. 320 с.

2. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Сер. «Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения»: сб. ст. / под ред. И.М. Макарова М.: Наука, 1988. 176 с.

3. Сергиенко Л.С., Шлыкова И.А. О влиянии компьютерных технологий на процесс формирования математического сознания // Дистанционные технологии в учебном процессе:

тез. докл. науч.-метод. семинара (Иркутск, 28-29 апреля 2010 г.) / под ред. В.В. Ёлшина. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. С . 53-54 с.

4. Сергиенко Л.С., Даценко В.И. О современных технологиях развития латерального мышления // Современные наукоёмкие технологии. 2010. № 12. С. 87.

5. Милтнер Ф., Сифер В., Шеппах Дж., Брейтенфелд Дж. Мысль, разум, интеллект. Практическое руководство по развитию умственных способностей / пер. с англ. М.: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.