Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе'

Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНЛИКТОГЕННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТРАТЕГИЯ / КОНСТРУКТИВНОЕ И ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эбзеев Мурат Магометович, Семенова Файзура Ореловна

В статье обосновывается актуальность формирования конфликтологической компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве вуза в современных условиях, когда трансформационные процессы в обществе обуславливают возрастания уровня конфликтогенности в социальных системах. Признание конфликта как явления неизбежного в процессе взаимодействия актуализирует проблему развития конфликтогенной компетентности молодежи, а также формирования индивидуально-личностных качеств, которые будут способствовать конструктивному решению возникающих конфликтов. Представлен структурно-содержательный анализ понятия «конфликтологическая компетентность» и особенности ее формирования в процессе обучения в вузе. Выделены критерии и уровни сформированности конфликтологической компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Определено, что сформированность конфликтологической компетентности будущего специалиста можно определить по мотивационно-ценностному, интеллектуально-познавательному и процессуальному критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эбзеев Мурат Магометович, Семенова Файзура Ореловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflictological competence formation of the future expert in the course of training at higher education institution

The article justifies the urgency of formation of conflictological competence of future expert in educational space of higher education institution in modern conditions when transformation processes in society cause increase of level of a conflictogenic in social systems. Conflict recognition as the phenomena inevitable in the course of interaction updates a problem of development of conflictogenic competence of youth, and also formation of individual and personal qualities which will promote the constructive solution of the arising conflicts. The structural and substantial analysis of concept “conflictological competence” and features of its formation in the course of training in higher education institution is presented. Criteria and levels of formation of conflictological competence of future expert in educational space of the higher educational institution are allocated. It has been defined that it is possible to define a formation of conflictological competence of future expert by motivational valuable, intellectual informative and procedural criteria.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста в процессе обучения в вузе»

3. Sukhanov, A.I. (2002), Theory and practice of management of human physical condition through comprehensive fitness correction: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Fedjakin, A.A., Kortava, J.G. and Fedjakina, L.K. (2010), “Efficiency of the complex usage of means of physical culture in sanatorium condition”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 96-99.

5. Fedyakin, A.A., Semenova, N.A., Kortava, J.G. (2010), “Adaptive changes in the cardiovascular system of women during the training at health center”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 82-86.

6. Shcegolev, V.A. and Schedrin, Y.N. (2011), Theory and principles of a healthy lifestyle by means of physical culture: a textbook for students, publishing house SpbITMO, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2012.

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Мурат Магометович Эбзеев, доктор педагогических наук, профессор,

Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

В статье обосновывается актуальность формирования конфликтологической компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве вуза в современных условиях, когда трансформационные процессы в обществе обуславливают возрастания уровня конфликтогенности в социальных системах. Признание конфликта как явления неизбежного в процессе взаимодействия актуализирует проблему развития конфликтогенной компетентности молодежи, а также формирования индивидуально-личностных качеств, которые будут способствовать конструктивному решению возникающих конфликтов. Представлен структурно-содержательный анализ понятия «конфликтологическая компетентность» и особенности ее формирования в процессе обучения в вузе. Выделены критерии и уровни сформированности конфликтологической компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Определено, что сформированность конфликтологической компетентности будущего специалиста можно определить по мотивационно-ценностному, интеллектуально-познавательному и процессуальному критериям.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, конликтогенная среда, образовательное пространство, студенческий возраст, стратегия, конструктивное и деструктивное поведение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p174-178 CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE EXPERT IN THE COURSE OF TRAINING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Murat Magometovich Ebzeev, the doctor of pedagogical sciences, professor.

Fayzura Orelovna Semenova, the doctor of psychological sciences, professor, Karachaevo-Circassian State University of U.D.Aliyev, Karachayevsk

Annotation

The article justifies the urgency of formation of conflictological competence of future expert in educational space of higher education institution in modern conditions when transformation processes in society cause increase of level of a conflictogenic in social systems. Conflict recognition as the phenome-

na inevitable in the course of interaction updates a problem of development of conflictogenic competence of youth, and also formation of individual and personal qualities which will promote the constructive solution of the arising conflicts. The structural and substantial analysis of concept “conflictological competence” and features of its formation in the course of training in higher education institution is presented. Criteria and levels of formation of conflictological competence of future expert in educational space of the higher educational institution are allocated. It has been defined that it is possible to define a formation of conflictological competence of future expert by motivational valuable, intellectual informative and procedural criteria.

Keywords: conflictological competence, conflictogenic environment, educational space, student's age, strategy, constructive and destructive behavior.

Известно, что в современных условиях неоднозначно сложные социальноэкономические и политические процессы, наряду с позитивными изменениями, влияют на уровень конфликтогенности в социальной и профессиональной сферах, продуцируя многочисленную вариативность ситуаций и межличностных коммуникаций, отличающихся значительной напряженностью и противоречивостью. Вследствие этого проблемы возникновения и разрешения конфликтных ситуаций, проведения переговоров, поиска путей и способов действия в конфликтных ситуациях актуализируются как никогда. Повышается уровень требований к специалистам во всех сферах профессиональной деятельности, так как умение конструктивно и эффективно действовать в конфликте, способность учитывать специфику конфликтной ситуации, владение навыками и технологиями взаимодействия в конфликтогенной среде позволяют им быть успешными в профессии.

На наш взгляд, процесс формирования и дальнейшего развития конфликтологической компетентности должен осуществляться, прежде всего, в процессе получения профессионального образования, в вузовском образовательном контексте, цель которого состоит не столько в получении знаний о конфликте, сколько в развитии конфликтологической культуры личности и в формировании умений и навыков управления профессиональным конфликтом. Анализ существующей ситуации в системе высшего профессионального образования показывает, что будущие специалисты не отвечают тем требованиям, которые к ним предъявляет современная профессиональная сфера в условиях конфликтогенной ситуации. Конфликтологическую компетентность и культуру выпускника вуза отражают умения прогнозировать конфликтные ситуации, наличие личностной готовности взаимодействовать в конфликтогенной среде, актуальная мобильность в применении знаний и умений в профессиональной практике, конструктивное мышление и т. д.

Роль конфликта как социально-психологического явления в жизни профессионального субъекта рассмотрена в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

Современные теории рассматривают конфликт как распространенное и естественное явление в социальных системах и в жизнедеятельности человека. В исследованиях конфликт характеризуется как социально-психологическое явление и подчеркивается, что он является не только деструктивным фактором и может выступать фактором перемен, источником инноваций и толчком для переосмысления жизненных сценариев. Конфликт - это стимул к изменениям, требующий от субъекта деятельности креативного мышления и оперативной реакции. Авторы утверждают, что конфликт, может быть, управляем и обосновывают важность преобразования негативных, деструктивных последствий конфликта в конструктивные возможности [1-5]. Управление конфликтами требует подготовки, овладения специальными знаниями, умениями и навыками, а также развития таких качеств, как личностная зрелость, толерантность, эмпатия, рефлексивность, диалогизм мышления, уважение чужой позиции, открытость новому опыту [1,3,5].

Конфликтологическая компетентность понимается как часть социальнопсихологической компетентности, а именно, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В про-

цессе взаимодействия субъектов, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, возникают межличностные конфликты, разрешение которых зависит от социальных способностей: говорить, слушать, сочувствовать, анализировать услышанное и принимать решение.

Л. А. Петровская в 1994 г. впервые использовала понятие «конфликтная компетентность» личности, как сложное интегральное образование, включающее в себя компетентность человека в собственном «Я», знания о конфликте, субъективную позицию, владение широким спектром стратегий поведения в конфликте и адекватное их использование, культуру эмоциональной саморегуляции [2].

Б.И. Хасан расширил понятие конфликтологическая компетентность, рассматривая его как одну из ведущих характеристик личности и важную составную часть общей коммуникативной компетентности, представляющую собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовывать эти стратегий в конкретной жизненной ситуаций [5].

Теоретической основой, определившей общие подходы к изучению процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе вузовского обучения, выступили работы Н.В. Самсоновой, обобщившей результаты исследований проблемы конфликтологической подготовки специалистов разных профессий и раскрывшей функции конфликтологической культуры профессионала. Н.В. Самсонова рассматривает конфликтологическую компетентность в системе профессиональных компетентностей как основу становления профессионализма во всех сферах профессиональной деятельности, как важнейшую характеристику качества подготовки специалиста с высшим образованием, как готовность специалиста к решению вероятностных конфликтологических задач в процессе профессиональной деятельности. Важно, как отмечает автор, что конфликтологическая компетентность включает в себя систему умений, нацеленных на решение профессиональных задач по управлению конфликтом, и выполняет преобразующую функцию по отношению к конфликтогенной профессиональной среде

[4].

Конфликтологическая компетентность предполагает наличие умений ориентироваться в социальных ситуациях, определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров, выбирать адекватные способы общения и взаимодействия и реализовывать их в процессе конфликтной ситуаций [3].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов рассматривая структурно-содержательные компоненты конфликтологической компетентности субъекта деятельности, выделяют следующие характеристики: понимание специфики противоречий между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам; обладание навыками бесконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникшие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные сценарии; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов [1].

Деятельность в высшем учебном заведении характеризуется множественным межличностным взаимодействием субъектов образования, относящихся к разным социальным группам и отличающихся отношением к жизни, к людям и к делу, характером представлений, уровнем сформированности морально-нравственных установок, мировоззрения, багажом жизненного и профессионального опыта, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации. Преподаватель должен обладать знаниями и умениями взаимодействия в конфликтной ситуации, навыками их разрешения, т.е. конфликтологической компетентностью и транслировать их студентам в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе. В процессе решения исследовательских задач проблемы формирования конфликтологической компетентности студентов нами была определена актуальность формиро-

вания конфликтологической компетентности будущих специалистов в современном образовательном пространстве высшего профессионального образования. Раскрыта сущность и содержание конфликтологической компетентности субъекта деятельности. Конфликтологическая компетентность была определена как интегральное социально -психологическое качество, как способность конструктивного конфликтного взаимодействия в профессиональной среде посредством выбора эффективных стратегий поведения, общения и взаимодействия, позволяющая гармонизировать взаимоотношения субъектов образовательной деятельности, обеспечить эффективность профессиональной деятельности и конструктивное взаимодействие, т.е. конфликтологическая компетентность рассматривается как готовность к профессиональному взаимодействию в конфликтногенной среде.

Исследованы особенности, уровни и показатели сформированности конфликтологической компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Для оценки уровня сформированности конфликтологической компетентности были определены следующие критерии: осознания уровня сформиро-ванности собственной конфликтологической компетентности, отсутствие конфликтофо-бии, теоретические знания и практические умения по выбору стратегий в конфликтной ситуации, владение технологиями перевода конфликта в конструктивное русло, осознание роли и места конфликтологической компетентности в структуре профессиональной компетентности, стремление к овладению технологиями разрешения конфликтных ситуаций.

Сформированность конфликтологической компетентности студентов в процессе обучения в вузе можно определить по следующим критериям: мотивационноценностный, интеллектуально-познавательный и процессуальный. Мотивационноценностный критерий конфликтологической компетентности выявляет направленность личности на систему профессиональных ценностей. Критериальными показателями сформированности выступают: осознание социальной значимости профессии; готовность к овладению конфликтологическими знаниями, умениями и навыками; осознание морально-этических норм поведения в условиях конфликта; осознание значимости соблюдения норм профессиональной этики; осмысление ценности профессионального самосовершенствования.

Интеллектуально-познавательный критерий включает в себя систему конфликтологических знаний, определяющих специфику деятельности в условиях конфликта. Основными показателями интеллектуально-познавательного критерия являются: стремление к овладению системой знаний, имеющих конфликтологическую направленность и содействующих эффективным действиям в конфликтогенной среде; наличие специальных знаний в области конфликтологии, психологии и социологии конфликта, этики; наличие навыков прогнозирования развития конфликтных ситуаций.

Процессуальный критерий предполагает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно и качественно выполнять должностные обязанности специалиста в условиях конфликта. Основными показателями процессуального критерия являются: коммуникативные умения и навыки; умение прогнозировать поведение личности в ситуации конфликта; умение моделировать ситуации конструктивного разрешения конфликтной ситуации; умение предвосхищать действия оппонентов; уважение оппонента; наличие эффективных технологий конфликтного противодействия; наличие коммуникативных умений; рефлексия собственного поведения в конфликте; осознание и учет личностных, возрастных и психологических особенностей и эмоциональных состояний оппонентов; умение не допускать межличностные противоречия до конфликта; умения разрешать конфликты на справедливой основе.

Таким образом, в настоящее время проблема формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе профессионального обучения являет-

ся приоритетным направлением учебно-воспитательной работы в вузе, т. к. социальноэкономические и политические трансформации приводят к возрастанию уровня кон-фликтогенности общества. Признание конфликта как явления неизбежного в социальных системах актуализирует проблему развития конфликтогенной компетентности молодежи, а также формирования индивидуально-личностных качеств, которые будут способствовать конструктивному решению возникающих конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 528 с.

2. Петровская, Л. А. Развитие компетентного общения как одно из правлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию : учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. К. М. Жукова, Л. Д. Петровской, О. В. Соловьевой. - М. : Смысл, 1996. - С. 150-167.

3. Петровский, А.В, Психология : словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

4. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 124-126.

5. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1996. - 157 с.

REFERENCES

1. Antsupov, A.Ya. (2006), Dictionary of confictology, publishing house “Piter”, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Petrovsky, L.A. (1996), “The development of competent communication as one of the boards provide psychological assistance”, Introduction in practical social psychology, pp. 150-167.

3. Petrovsky, A.V (1994), Psychology. Dictionary, publishing house “Politizdat”, Moscow, Russian Federation.

4. Samsonov, N.V. (2003), “Conflictological competence of expert”, Higher education in Russia, No. 1, pp. 124-126.

5. Hasan, B.I. (1996), Psychotechnic of the conflict and disputed competence, publishing house Fund of mental health, Krasnoyarsk, Russian Federation.

Контактная информация: muratmail@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2012.

УДК 796.8

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОК НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ

ТРЕНИРОВКИ

Салман Байсултанович Элипханов, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета

(ИФК и дзюдо АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось экспериментальное подтверждение эффективности разработанной методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе углубленной тренировки. В исследовании приняли участие 24 дзюдоистки - по 12 человек в контрольной (возраст 15,5±0,37 лет, рост 161±4,5 см, масса тела 57,9±4,97 кг) и экспериментальной (возраст 15,5±0,49 лет, рост 162±4,4 см, масса тела 58,6±4,71 кг) группах, имеющих уровень подготовленности и квалификацию, соответствующие требованиям этапа углубленной тренировки. В конце формирующего эксперимента все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.