Научная статья на тему 'Художественное решение декора деревянных подголовников в традиции можгинско-малопруднинской подгруппы собственно-южных удмуртов'

Художественное решение декора деревянных подголовников в традиции можгинско-малопруднинской подгруппы собственно-южных удмуртов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТСКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ПОДГОЛОВНИКИ / ОРНАМЕНТИКА ТКАЧЕСТВА / ПЛОСКО-РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА / ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА / МОЖГИНСКО-МАЛОПУРГИНСКАЯ ПОДГРУППА СОБСТВЕННО-ЮЖНЫХ УДМУРТОВ / UDMURT WOODEN HEADRESTS / ORNAMENTATION OF WEAVING / FLAT-RELIEF CARVING / THROUGH-SAWED CARVING / MOZHGINSKY-MALOPURGINSKY SUBGROUP OF SOUTHERN UDMURTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косарева Ирина Алексеевна

Рассмотрен обширный полевой материал автора, собранный в течение многих лет, обрисовывающий такое яркое явление традиционной культуры можгинско-малопургинской подгруппы собственно-южных удмуртов, как деревянные подголовники. Этот предмет, подставка для подушек, используемая во время сна, имел широкое распространение в удмуртском быту. И только можгинско-малопургинские удмурты украшали эти изделия плоско-рельефной, пропильной и накладной резьбой и раскраской. Изначально использовалась глухая плоско-рельефная резьба. На поздней стадии стали применять также пропильную и накладную разновидности резьбы по дереву. Орнаменты подголовников с плоско-рельефной резьбой воспроизводят узоры традиционного южно-удмуртского ткачества. Сходству с ткаными узорами способствует применение яркой многоцветной раскраски. Орнаментированные подголовники позднее явление в традиционном декоративно-прикладном искусстве удмуртского народа. Оно свойственно художественной традиции только можгинско-малопургинских удмуртов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art decoration of wooden headrests in the tradition of Mozginsky-Malopurginsky subgroup of indigenously Southern Udmurts

The article covers abundant field material of the author collected over many years. It outlines such a striking phenomenon of Mozhginsky-Malopurginsky subgroup of southern Udmurts’ traditional culture as a wooden headrest. This item, a stand for pillows used during sleep, was widely spread in the Udmurt mode of life. Only Mozhginsky-Malopurginsky Udmurts decorated these items with flat-relief, sawed and laid-on carving and coloring. Originally deaf flat-relief carving was used. At a late stage, sawedthrough and laid-on techniques of wood carving were applied. The ornaments of headrests with flat-relief carving reproduce the patterns of traditional South Udmurt weaving. The use of bright multi-coloring intensifies similarity to woven patterns. The ornamented head rests are the latest phenomenon in the Udmurt people’s traditional decorative-applied arts and crafts. It is a peculiar artistic tradition of Mozhginsky-Malopurginsky Udmurts only.

Текст научной работы на тему «Художественное решение декора деревянных подголовников в традиции можгинско-малопруднинской подгруппы собственно-южных удмуртов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). История. Вып. 64. С. 41-44.

УДК 39: 645 (511. 131) (045)

ББК 63. 521 (664.1) - 423

И. А. Косарева

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ДЕКОРА ДЕРЕВЯННЫХ ПОДГОЛОВНИКОВ В ТРАДИЦИИ МОЖГИНСКО-МАЛОПУРГИНСКОЙ ПОДГРУППЫ СОБСТВЕННО-ЮЖНЫХ УДМУРТОВ

В основу статьи положены полевые исследования, проведённые при поддержке РГНФ.

Грант № 06-01-18129-е

Рассмотрен обширный полевой материал автора, собранный в течение многих лет, обрисовывающий такое яркое явление традиционной культуры можгинско-малопургинской подгруппы собственно-южных удмуртов, как деревянные подголовники. Этот предмет, подставка для подушек, используемая во время сна, имел широкое распространение в удмуртском быту. И только мож-гинско-малопургинские удмурты украшали эти изделия плоско-рельефной, пропильной и накладной резьбой и раскраской. Изначально использовалась глухая плоско-рельефная резьба. На поздней стадии стали применять также пропильную и накладную разновидности резьбы по дереву. Орнаменты подголовников с плоско-рельефной резьбой воспроизводят узоры традиционного южно-удмуртского ткачества. Сходству с ткаными узорами способствует применение яркой многоцветной раскраски. Орнаментированные подголовники - позднее явление в традиционном декоративно-прикладном искусстве удмуртского народа. Оно свойственно художественной традиции только можгинско-мало-пургинских удмуртов.

Ключевые слова: удмуртские деревянные подголовники; орнаментика ткачества; плоско-рельефная резьба; пропильная резьба; можгинско-малопургинская подгруппа собственно-южных удмуртов.

Традиционные деревянные подголовники удмуртов йыразьпул 'под голову доска' в конструктивном отношении близки подобным изделиям других народов. Их аналоги можно встретить в традициях русских и карел. Главная функция подголовника - создание наклонной плоскости для подушек. У северных удмуртов бытовали простейшие подголовники, представляющие собой сколоченную из досок плоскость, наклон которой обусловлен закреплённым под ней бруском. Такие изделия целиком размещались под подушкой и были лишены деталей, на которых декор был бы уместен. Они упомянуты здесь только потому, что иллюстрируют необходимость в подобных предметах в удмуртском сельском быту в прошлом.

У большинства этнографических подразделений удмуртов подголовники имеют конструкцию более сложную, в которой наклонная плоскость (основание подголовника) крепится к вертикальной плоскости (спинке), сформированной двумя вертикальными столбиками и врезанными в них горизонтальными досками. Интерес для нас в данном случае представляет традиция украшения спинки подголовника с тыльной стороны резьбой и раскраской. Она была характерна для части собственно-южных удмуртов (т. е. для южных удмуртов, деревни которых расположены на

территории юга Удмуртии; собственно-южные удмурты отличаются в культурно-историческом плане от других южных удмуртов, проживающих на периферии удмуртской этнической территории, в Татарстане, Башкортостане, Кировской области и республике Марий Эл).

Доступные изучению подголовники изготовлены в конце XIX - первых трёх десятилетиях ХХ в. Обращает на себя внимание тот факт, что у этого типа предметов к началу рассматриваемого периода не была сформирована единая устойчивая система декора, подобная той, что характерна для удмуртских прялок и деталей ткацкого стана. В этих предметах, имеющих очень давнее происхождение, отражена возникшая в далёком прошлом картина мира предков удмуртов. Языческим миропониманием было обусловлено оформление воротных столбов фигурными изображениями стражей забора, деревянных светцов - конскими головками. Устойчивая система декора прослеживается в оформлении вышивкой традиционной одежды разных этнографических подразделений удмуртов. В подголовниках такая система не сформировалась, что свидетельствует о позднем происхождении этого предмета.

Спинку декорированных резьбой и раскраской подголовников изготавливали из двух плот-

но прилегающих друг к другу досок, образующих широкую плоскость. Тыльную сторону спинки при этом украшали плоско-рельефной резьбой, пропильной или накладной резьбой и раскраской.

Резчиков по дереву, которые специализировались бы на изготовлении подголовников для продажи, не было. Каждый крестьянин мастерил, украшал резьбой и расписывал подголовник сам. Представляет большой интерес личность крестьянина - создателя декоративных подголовников. Часть известных нам предметов имеет надписи, заключающие в себе информацию об авторе, времени и месте изготовления вещи.

1. Самая старая из известных надписей, единственная из обнаруженных на удмуртском языке, относится к 1884 г. Она присутствует на подголовнике из д. Пазял Можгинского района: «1884 ар[ы]нъ ле[э]с[ь]т[и]скем» («Изготовлен в 1884 году»)1.

2. На тыльной стороне спинки подголовника из д. Пунем Увинского района выжжено: «1926 г.»2.

3. Подголовник из д. Мульшур Увинского района изготовлен в 1929 г. Григорием Лазори-ным для его двоюродной сестры Анисьи Васильевны Юдиной и подарен ей 27 апреля на Пасху. На тыльной стороне основания подголовника содержится надпись «1929 г. 27 ап.»3.

4. В том же 1929 г. мастером Михаилом Александровичем Зориным из д. Пужмоил Вавожско-го района был изготовлен и подарен 25 апреля его дочери молодухе Калисте. Дата заключена в резное поле спинки подголовника4.

5. Некий Евдоким из д. Сулвай Вавожского района в дарственной надписи подчеркнул, что изготовленный им подголовник является памятным подарком. На тыльной стороне доски основания вырезано: «На память Кате 1922 года 10 февраля от Евдокима»5.

6. На подголовнике из пос. Майский Завья-ловского района на тыльной стороне основания есть надпись, сделанная с целью увековечить имя мастера: «1934 4-го марта сделал Серебряков Пётр Порфирьевич»6.

Узоры для резьбы и росписи художник черпал из окружающей его художественной среды. Самое большое влияние на декор подголовников оказало традиционное узорное ткачество удмуртского народа.

1 13391/ 106 УРМ.

2 4-НВ УРМИИ.

3 13-НВ УРМИИ.

4 7-НВ УРМИИ.

5 632 УРМИИ.

6 12476 УРМИИ.

Уходящее вглубь времени искусство узорного ткачества получило, в связи с появлением анилиновых красителей в конце XIX - начале ХХ в., мощный импульс к развитию. Это предопределило расцвет безворсового ковроделия и появление большого количества ярких красочных изделий, давших новое художественное решение жилой среды, в которой протекала жизнь удмуртских крестьян, и их праздничного костюма. В большей степени это было характерно для южных удмуртов.

Чаще всего мастера использовали плоско-рельефную резьбу. Орнамент наносили на поверхность доски, затем стамеской извлекали верхний слой древесины тех участков, которые служили фоном. В результате фигуры орнамента возвышались над углублённым фоном на высоту до 4 мм, что напоминает текстильную фактуру ковра, выполненного приёмами выборного ткачества. (Тканые узоры, выполненные в технике выборного ткачества, несколько возвышаются над фоном). Для удмуртской орнаментики с давних времён характерны геометрические орнаменты. Основные мотивы орнамента подголовников -заимствованные из узорного ткачества восьмилу-чевые розетки легезьпу сяська 'шиповника цветок' и фигуры, сформированные из его фрагментов, а также ромбические фигуры с усложнённым гребенчатым контуром или с крючковатыми дополнениями контура. Подобные мотивы являются основой узорных композиций безворсовых ковров и узорных концов женских головных полотенец южных удмуртов.

В ткачестве южных удмуртов иногда можно встретить композиции, в которых ромбы с крючками и ромбы с продолженными сторонами очень плотно подогнаны одна к другой и вписаны друг в друга, почти не оставляя просветов фона. В ходе полевых исследований последних лет в д. Подшивалово Завьяловского района были обнаружены головное полотенце, вытканное в выборной технике и подголовник с плоско-рельефной резьбой, воспроизводящие такой орнамент.

Подголовник из д. Пунем Увинского района Удмуртии воспроизводит узор многоремизного ткачества7. Многоремизные узоры сложного дробного орнамента можно сравнивать с расходящимися по воде кругами или со сгущающимися и разряжающимися сферическими субстанциями. В самом пульсирующем ритме повторяющихся мелких и крупных составных частей такого узора таится динамика и бесконечная тяга к движению. Поэтому многоремизная техника наиболее интересно представлена в крупных вещах (в скатер-

7 5-НВ УРМИИ.

Художественное решение декора деревянных подголовников.

43

тях), где одно и то же ритмическое образование многократно повторено и вплетено в общую паутину узора. Мастеру, создавшему пунемский подголовник, удалось передать динамичный пульсирующий ритм многоремизного узора, воспроизвести в резьбе и росписи по дереву его непростые сферические орнаментальные конструкции.

В 1910-1930-е гг. в удмуртское народное искусство внедряется растительный орнамент. Он появляется и в вышивке, и узорном ткачестве. Это явление получило отражение в оформлении подголовников. Известен подголовник из д. Пуж-моил Вавожского района, украшенный растительным, изображающим гирлянды из цветов и листьев, орнаментом, выполненным в традиционной технике плоско-рельефной резьбы1.

Для традиционного узорного ткачества удмуртов очень характерно ассиметричное цветовое заполнение узоров. Оно компенсирует некоторое однообразие орнаментов, построенных по раппортному принципу, когда один и тот же мотив повторяется по всему узорному полю. Мастера использовали несколько цветов, дробящих поверхность узорного поля. Для раскраски фона чаще всего использовали белый цвет.

Другим источником орнаментов для подголовников была традиционная удмуртская деревянная архитектура. В конце XIX в. в оформлении архитектурных сооружений стали применять пропильную и накладную резьбу. (Пропильная резьба представляет собой вырезанные из деревянной доски ажурные узоры со сквозными отверстиями. Накладная резьба предполагает наложение такой доски со сквозным узором на гладкую деревянную поверхность). При этом присущая удмуртской традиции с очень давних пор выемчатая резьба долго сохранялась для дополнительной проработки пропильных и накладных деталей. (Выемчатая резьба выполнялась стамесками, создающими в поверхности дерева трёхгранные или ногтевидные выемки. Ею украшали непосредственно само деревянное изделие: прялку, набилки, воротные столбы).

Овладев приёмами пропильной и накладной резьбы, южноудмуртские резчики использовали их при изготовлении подголовников. При этом на подголовники были перенесены орнаментальные мотивы, характерные для архитектурного декора. В этот период возникали частые аналогии в резьбе подголовников и решёток, располагаемых на пешеходными проёмами традиционных удмуртских деревянных трёхстолбовых ворот. Не случайно в южных районах бытовали и надврат-

1 7-НВ УРМИИ.

ные решётки и подголовники с одними и теми же мотивами резьбы. Это ромб в круге, сдвоенные сердечки, крестообразные фигуры и фигуры сложных очертаний.

В 1920-1930-е гг. в народном искусстве удмуртов находит отражение новая советская символика. Это видно по ряду образцов ткачества, архитектурной резьбы и даже прялок. Подголовник из д. Большое Волково Вавожского района Удмуртии выполненный в технике накладной резьбы, содержит упрощённое изображение советского герба с серпом и молотом в центре и изображение пятиконечной звезды2.

Таким образом, подголовники декорировали в технике плоско-рельефной, пропильной и накладной резьбы. Их украшали орнаментами, заимствованными из узорного удмуртского ткачества и из архитектурной резьбы. Многолетняя музейная работа автора по сбору коллекций подголовников в 1980-е гг. отражена в небольшой статье3. Но без ответа оставался вопрос: почему у собственно-южных удмуртов в одной местности, декорированные тем или иным способом подголовники, есть и даже в изобилии, а в другой их нет совсем?

Полевые исследования автора, проведённые в последние годы, показали, вся территория, на которой бытовали орнаментируемые подголовники, относится только к ареалу особой можгин-ско-малопургинской подгруппы собственно-южных удмуртов. Ареал этой подгруппы охватывает значительную площадь. Он включает восточную часть Вавожского, северную половину Можгин-ского, основную часть Увинского района и расположенные на правом берегу р. Иж земли Ма-лопургинского и Завьяловского районов. Земли этой подгруппы расположены в центре ареала собственно-южных удмуртов.

Внутри этнографической группы собственно-южных удмуртов в ходе полевых исследований автора были выявлены шесть подгрупп (в том числе - можгинско-малопургинская) со своими специфическими особенностями материальной и духовной культуры. Эти явления передавались из поколения в поколение благодаря внутренним информационным связям, обусловленным отношениями родства и свойства и запретами на браки за пределами подгруппы. Среди явлений материальной культуры у каждой подгруппы очень показательны специфические особенности набора традиционных украшений из серебряных

2 1012 УРМИИ.

3 Косарева И. А. Декор удмуртских деревянных подголовников... С. 132-143.

монет, нашитых на ткань. Они имеют специфические конструкции и терминологию.

Набор традиционных украшений можгинско-малопургинских удмуртов включал перевязь бутьмар (от татарского путемар 'сумочка для ношения Корана или или записанного на листке текста молитвы') и массивное нагрудное украшение чыртывесь (от удм. чырты 'шея', весь 'бусы').

Специфические явления народного искусства можно наблюдать в ковроделии можгинско-ма-лопургинской подгруппы, в мотивах и компози-

циях, выполненных в переборной технике, а также в изготовлении женских головных полотенец в закладной технике, не характерном ни для каких других подразделений удмуртского народа.

Декорированные подголовники - результат закреплённой в традиции творческой деятельности поколений удмуртских мастеров можгинско-малопургинской подгруппы собственно-южных удмуртов, отразивший художественную среду, насыщенную произведениями узорного ткачества и архитектурной резьбы.

Список литературы

1. Косарева, И. А. Декор удмуртских деревянных подголовников в контексте народного искусства удмуртов / И. А. Косарева // Удмуртия: новые исследования. - Ижевск: Удмуртия, 1991. - С. 132-143.

Косарева Ирина Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета.

ira.kosareva.60@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 14 (369). History. Issue 64. P. 41-44.

ART DECORATION OF WOODEN HEADRESTS IN THE TRADITION OF MOZGINSKY-MALOPURGINSKY SUBGROUP OF SOUTHERN UDMURTS

This article is based on field research conducted with the support of Grant № 06-01-18129-e.

I. A. Kosareva

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Department of Arts History and Pedagogical

Modeling, Institute of Arts and Design, Udmurt State University (Izhevsk). ira.kosareva.60@mail.ru

The article covers abundant field material of the author collected over many years. It outlines such a striking phenomenon of Mozhginsky-Malopurginsky subgroup of southern Udmurts' traditional culture as a wooden headrest.

This item, a stand for pillows used during sleep, was widely spread in the Udmurt mode of life. Only Mozhginsky-Malopurginsky Udmurts decorated these items with flat-relief, sawed and laid-on carving and coloring. Originally deaf flat-relief carving was used. At a late stage, sawed- through and laid-on techniques of wood carving were applied. The ornaments of headrests with flat-relief carving reproduce the patterns of traditional South Udmurt weaving. The use of bright multi-coloring intensifies similarity to woven patterns. The ornamented head rests are the latest phenomenon in the Udmurt people's traditional decorative-applied arts and crafts. It is a peculiar artistic tradition of Mozhginsky-Malopurginsky Udmurts only.

Keywords: Udmurt wooden headrests; ornamentation of weaving; flat-relief carving; through-sawed carving; Mozhginsky-Malopurginsky subgroup of southern Udmurts.

References

1. Kosareva I.A. Dekor udmurtskih derevyannih podgolovnikov v kontekste narodnogo iskusstva ud-murtov [Decor Udmurt wooden headrests in the context of folk art Udmurt]. Udmurtiya: novie issledovaniya [Udmurtia new study.]. Izhevsk, Udmurtiya Publ., 1991. Pp. 132-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.