О стратегии подготовки блогеров сетевого профессионального образования в СПО: миссия, ценности, программы*
НИКИТИН
Михаил Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва
Аннотация
Автор предлагает к критическому обсуждению теоретические компоненты моделирования преемственности подготовки российских блогеров сетевого профессионального образования/ обучения на базе крупных региональных колледжей — образовательных комплексов, в структуру которых включены разноуровневые образовательные организации. Представлена персонализированная модель локальной образовательной программы дополнительного профессионального образования для подготовки российских блогеров как новых субъектов цифровой (сетевой) экономики
Ключевые слова:
блогер сетевого профессионального образования, миссия и ценностные основания российского блогерства, сетевой колледж — крупный образовательный комплекс, персонализированная модель локальной образовательной программы дополнительного профессионального обучения российских блогеров
* Работа выполнена в рамках государственного задания ИСРО РАО «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» (№ 27.8472.2017/БЧ).
Одним из новых каналов продвижения коммуникаций между различными субъектами профессионального образования, экономической деятельности, СМИ и интернета стала блогосфера — сетевая реальность, сетевое образовательное пространство, в котором активно работают блогеры. Для завоевания влияния в блогосфере необходимо начать подготовку собственной генерации блогеров, как из числа персонала сетевого колледжа, так и из числа студентов-лидеров сетевых образовательных сообществ.
Несмотря на то что, по данным опроса ВЦИОМ (июнь 2017), 67% россиян не смотрят ролики блогеров на популярных УоиТиЬе-каналах, а 27% не знают слово «блогер», блогерство представляет собой количественно растущую разновозрастную и полипрофессиональную группу самозанятых людей, которые активно объединяются вокруг профессии, любимого дела, увлечений. Пользователи сетевых сообществ хотят профессионально и честно делиться мнениями и обсуждать их, давать практические рекомендации и получать их от экспертов, в том числе по развитию мотивации к непрерывному профессиональному образованию как условию социальной успешности.
Рассмотрим становление субъектности блогерства сетевого профессионального образования и инновационный потенциал крупного колледжа — ОК по наращиванию критической массы успешных работников цифровой экономики [4, с. 10-16].
Российский феномен блогерства только становится предметом междисциплинарных научных исследований, поскольку сама социально-профессиональная деятельность блогера полидисциплинарна и полифункциональна.
Ценностным основанием блогерства является формирование новой культуры лидерства в условиях становления цифровой (сетевой) экономики, где блогер-лидер на основании своих профессиональных квалификаций и ценностных личностных ориентаций продвигает новый способ социально-экономических коммуникаций. Российские и зарубежные исследователи (М. Мариничева, С. Кови и др.) определяют четыре базовые роли лидера в условиях цифровой
Никитин М. В. О стратегии подготовки блогеров сетевого профессионального образования в СПО: миссия, ценности, программы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 52-57.
экономики как нового экономического уклада: лидер — образец доверия и добросовестности; лидер — штурман при создании системы общего видения и ценностей организации; лидер — настройщик структур, систем и бизнес-процессов, направленных на мотивацию людей и формирование корпоративной культуры компании в соответствии с ее ценностями; лидер — вдохновитель, способный «разбудить» таланты людей и направить их действия в русло решения конкретных задач [2, с. 28].
Формируется система оплаты труда блогера. Новая стоимость, в том числе оплата труда блогера, есть совокупность материальных и нематериальных оценок его интеллектуального потенциала как работодателями, так и сетевым сообществом. Рост мотивации разновозрастных социальных групп граждан к дополнительным квалификациям, в том числе к освоению онлайн-курсов, — это не только способ преодоления цифрового рабства и социальной изоляции, но и формирование современных этических представлений о счастье: чем большему кругу людей ты нужен, тем ты более счастлив.
Девиз российского блогерства — партнерство, публичность, автономность, коммуникация. Миссия российского блогерства — информационная открытость деятельности блогера и его партнеров для коррекции стратегий, целей, адекватности финансовых затрат и вознаграждений; постоянное «сканирование» окружающей среды и актуализация задач целевых групп граждан, в том числе лиц с ОВЗ и бизнес-сообществ; мо-дерирование внутрисистемных проблем, продвижение ценностей цифровой (сетевой) экономики на основе само- и взаимообучения.
Блогер сетевого профессионального образования/обучения — растущая категория успешных работников интеллектуального труда (определение П. Друкера), смысл креативной профессиональной деятельности которых — управление персонифицированными знаниями в условиях конвергенции сетевого (цифрового) образования, традиционных СМИ, интернета и цифровой экономики как нового экономического уклада.
Практико-ориентированная задача деятельности блогеров связана с созданием (в партнерстве с крупным колледжем и сетевыми сообществами), распространением и применением гражданами профессиональных знаний, а также с управлением производительностью труда интеллектуальных работников. Решение этой задачи равно возможности создания конкурентных преимуществ для субъектов цифровой экономики и цифрового образования [3, с. 25-27].
С 1 июля 2017 года вступил в действие новый Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2016). В разделе II классификатора приведен новый перечень специальностей СПО «Инженерное дело, технологии и технические науки (уровень 2)» (см. табл.).
Качество профессиональной деятельности блогера институциализи-руется в пространстве, определяемом тремя категориями факторов:
- требованиями ФГОС СПО по специальностям, связанным с информатикой, программированием и компьютерными системами;
- требованиями образовательной программы дополнительного профессионального обучения по подготовке блогеров, разработанной в соответствии с ее персонализированной моделью;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Логика реализации персонализированного подхода при сопряжении специальностей СПО и программ дополнительного профессионального обучения российских блогеров
Специальность СПО Код специальности Специализация Количество часов Документ
Информатика и вычислительная техника 2. 09. 02. 01 Блогер профессионального образования 72/155 сертификат
Компьютерные системы и комплексы 2. 09. 02. 02 Блогер профессионального образования 72/155 сертификат
Компьютерные сети 2. 09. 02. 03 Блогер профессионального образования 72/155 сертификат
Программирование в компьютерных системах 2. 09. 02. 04 Специалист по блок-чейну 155 сертификат
Информационные системы (по отраслям) 2. 09. 02. 05 Блогер отраслевой 72/155 сертификат
Прикладная информатика (по отраслям) 2. 09. 02. 05 Специалист по мониторингу качества содержания образовательных программ СПО 155 сертификат
- критическим анализом успешных практик российских блогеров, анализом их ошибок, в том числе продвижение социальной технологии призыва выпускников СПО в российскую армию (РА) по профилю гражданского образования как способа наращивания опыта практической деятельности у будущего блогера.
Рассмотрим логику реализации персонализированного подхода при сопряжении специальностей СПО и программы дополнительного профессионального обучения блогеров на базе крупного колледжа — ОК (см. табл.).
Методологическими основаниями для сопряжения (преемственности, интеграции, сокращения) образовательных программ по специальностям СПО, включенным в раздел II Общероссийского классификатора ОКСО 009-2016, стали общность базовой квалификации выпускника СПО в сфере информационных технологий и анализ лучших практик блогеров как актуальной формы самозанятости, в том числе как формы интеллектуального предпринимательства в условиях цифровой (сетевой) экономики.
Ведущим инструментом коммуникаций российского блогера является язык его текстов как новый формат письменно-речевой практики. Бло-говые посты, т. е. публикуемые высказывания, комментарии, статьи, он-лайн-журналы, видеофайлы, обладают более высокой эффективностью для всех субъектов сетевого сообщества, органов власти, образовательных организаций, ибо это персонифицированный язык, отождествляемый с лидером сетевого сообщества. Такие тексты всегда ярче, понятнее, актуальнее, чем официальная информация [5, с. 74-80]. Виртуальный текст блогера с его эмоциональной насыщенностью способен повлиять на реальные события, затрагивающие интересы больших социально-возрастных групп граждан на конкретной территории.
Центром научных исследований непрерывного образования ИСРО РАО подготовка блогеров профессионального образования на базе специальности СПО признается приоритетным направлением при от-
крытии экспериментальных площадок на базе крупных региональных колледжей — ОК. Оно реализуется в рамках государственного задания МОН РФ для ИСРО РАО по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях структурных изменений» (№ 27.8472.2017/БЧ).
Подготовка блогеров профессионального образования на базе специальности СПО предполагает разработку и апробацию персонализированной модели локальной образовательной программы (тренинг-программы) дополнительного профессионального образования общим объемом 72-155 часов.
Персонализированная модель такой программы — это управленческий продукт сетевого колледжа — ОК, являющийся инструментом обеспечения качества самозанятости выпускников колледжа — блогеров профессионального образования — как еще одной их карьерной перспективы.
В российской системе СПО и научном сообществе разработка содержания, структуры и функций образовательных программ (тренинг-программ) по подготовке блогеров профессионального образования пока только обсуждается на экспертном уровне. Одним из ее содержательных компонентов должен стать ресурс онлайн обучения.
Как промежуточный результат исследования нами разработана персонифицированная модель такой локальной образовательной программы (тренинг-программы). Он состоит из трех блоков: целевого, субъек-тно-функционального и критериально-оценочного.
1. Целевой блок. Цель образовательной программы (тренинг-программы) — трансляция смыслов деятельности блогеров профессионального образования в пространстве сетевой (цифровой) экономики, информационного общества на основе управления персонифицированными знаниями.
5 июня 2017 года на заседании Совета по стратегическому развитию В. В. Путин подчеркнул, что должен создаваться, по сути, новый уклад жизни, новая основа государственного управления, социальной жизни и бизнеса на основе цифровых ресурсов. Президент РФ сравнил задачу построения цифровой экономики по ее масштабам с задачей электрификации страны в двадцатом веке.
Одним из перспективных ресурсов такой программы должны стать программы онлайн обучения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.2017 г. № 723 «О предоставлении грантов на развитие онлайн обучения» (в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ в сфере профессионального образования») были определены четыре целевые области, развитие которых с помощью ресурсов онлайн обучения должно стать приоритетным:
- создание системы оценки качества онлайн курсов, разработка требований к навыкам в области онлайн обучения, разработка предложений по нормативно-правовому обеспечению развития онлайн обучения;
- создание программного обеспечения, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для разви-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
тия онлайн обучения создание информационного ресурса, обеспечивающего онлайн курсы по принципу «одного окна»;
- создание системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн обучения;
- продвижение технологий онлайн обучения и информационное сопровождение приоритетного проекта.
Подчеркнем, что целеполагание в инновационной деятельности, а деятельность блогера профессионального образования во многом таковой является, неизбежно приводит к ограничениям: конечный результат может отличаться от цели и даже превзойти ее.
2. Субъектно-функциональный блок (структура потенциальных субъектов блогерской деятельности и их функций)
Под субъектностью профессионального труда блогеров мы понимаем меру креативной самостоятельности по формированию социальных связей и доверия у разновозрастных групп обучающихся, как из числа персонала колледжа — ОК, так и из числа студентов — лидеров сетевых сообществ.
Отметим, что проблема «субъекта» и «субъектности» в полной мере пока не решена ни в психологии, ни в философии. Поэтому, хотя наши предложения носят поисковый характер, они увязаны с идеей персо-нализации непрерывного профессионального образования/обучения. В свою очередь, функциональность деятельности блогера — это описание требований в категориях задач.
К потенциальным субъектам, ориентированным на блогерскую деятельность, относятся:
- лидеры сетевых образовательных сообществ;
- лидеры студенческого научного общества колледжа;
- победители конкурсов студенческих письменных работ (сочинений);
- победители конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, спортивных соревнований;
- молодые преподаватели, мастера производственного обучения, учебно-вспомогательный персонал.
Критический анализ публикаций пилотной практики успешных бло-геров позволил определить следующие функции, которые в дальнейшем должны войти в содержание профессиональных компетенций блогеров:
- карьерная актуализация как способность реализовать персональные карьерные планы;
- коммуникационная — как возможность обмена мнениями между различными пользователями, продвижение образовательных технологий, выполнение межуровневой коммуникации и функций переводчика между субкультурными дискурсами;
- комментаторская, когда пользователи блога могут комментировать записи сетевого дневника блогера и максимально оперативно реагировать на них. Сетевой дневник блогера — это хороший способ обратной связи от пользователей сервиса;
- ценностная, т. е. продвижение правил общения в сети в соответствии с неформальным этическим кодексом блогера;
- мотивационная рефлексия как оценка готовности к практическим действиям.
3. Критериально-оценочный блок (требования к будущим блогерам профессионального образования)
На основании психологических тестов, мнений экспертного и педагогического сообществ необходимо выявление таких ведущих характеристик личности, как: креативность в условиях социально-экономической неопределенности; импровизация на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); интуитивность, поскольку «должностной инструкции» у блогера не может быть, а семантичность важна как установление взаимосвязей и взаимопонимания между терминологией пользователей и терминологией, используемой в информационных системах.
Эффективным организационным механизмом продвижения успешной практики блогеров профессионального образования должен стать, по мнению российских исследователей М. В. Никитина, М. А. Аксеновой, Центр профессиональных компетенций/профессиональных квалификаций работников интеллектуального труда. Такой Центр создается при партнерстве крупного колледжа, профессионального союза работников малого и среднего бизнеса и профильных НКО. Стратегическая цель Центра — формирование компетенций повышения производительности труда работников интеллектуального труда (блогеров) на основе изучения лучших практик блогеров, историй успеха и неудач, продвижения ценностей сетевой профессиональной деятельности [1, с. 131-134].
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Аксенова М. А. Проблемы качества высшего инженерного образования // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: Материалы 10-й Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2016. — С. 131-134.
2. Кови С. Р. Восьмой навык: от эффективности к величию. — М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2007.
3. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе проф. образования. — Спб: Алтея, 2014. — 168 с.
4. Никитин М. В. Полиструктурная модель колледжа-ОК: характеристики конкурентоспособности // Профессиональное образование и рынок труда. — 2016. — № 2. — С. 10-16.
5. Никитин М. В. Сетевые образовательные сообщества СПО: концептуальная рамка исследования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 2. — С.15-21.