Научная статья на тему 'О стратегическом планировании развития космической отрасли как направлении структурной экономической политики России'

О стратегическом планировании развития космической отрасли как направлении структурной экономической политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / СТРУКТУРНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / SPACE INDUSTRY / STRUCTURAL STATE ECONOMIC POLICY / STRATEGIC PLANNING / FEDERAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубинова Т. С., Иванченко Л. А.

Рассмотрена реализация федеральных целевых программ как инструмент проведения структурной политики. Проанализирована Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы, ее основные этапы и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STRATEGIC PLANNING THE SPACE INDUSTRY AS A DIRECTION OF RUSSIAN STRUCTURAL POLICY

The research studies the implementation of federal target programs, as an instrument of structural policy. The paper analyzes the Russian Federal Space Program for 2016-2025, its main stages and challenges.

Текст научной работы на тему «О стратегическом планировании развития космической отрасли как направлении структурной экономической политики России»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания [2].

В заключение отметим, что путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильной), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствовать таможенное управление, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка.

Библиографические ссылки

1. Лоскутова Е. П. Проблемы экономического роста России // Россия молодая : VII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием. 2015.

2. Панин А. В. Прогнозы развития экономики России на 2015-2016 год / Информ. агентство Regnum. 2014.

3. Химани П. Состояние российской экономики 2015-2016 гг. // Обзор.Press. 2016.

4. Щукин Д. Р. Перспективы развития российской экономики // Обзор.Press. 2016.

5. Медведев Д. А. Экономический рост // News.ru. 2016.

References

1. Loskutova E. P. Problems of economic growth of Russia // VII All-Russian scientific and practical conference of young scientists with the international participation "Russia young". 2015.

2. Panin A. V. Forecasts of development of economy of Russia for 2015-2016 // Regnum news agency. 2014.

3. Himani P. Sostoyaniye of the Russian economy of 2015-2016 // Obzor.Press. 2016.

4. Schukin D. R. Prospects of development of the Russian economy // Obzor.Press. 2016.

5. Medvedev D. A. Ekonomichesky growth // Newsru. 2016.

© Трофимова П. Е., Низамова Д. Е., 2016

УДК 338.23

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК НАПРАВЛЕНИИ СТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Т. С. Трубинова, Л.А. Иванченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрена реализация федеральных целевых программ как инструмент проведения структурной политики. Проанализирована Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы, ее основные этапы и проблемы.

Ключевые слова: космическая отрасль, структурная государственная экономическая политика, стратегическое планирование, федеральная целевая программа.

ON STRATEGIC PLANNING THE SPACE INDUSTRY AS A DIRECTION OF RUSSIAN

STRUCTURAL POLICY

T. S. Trubinova, L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The research studies the implementation offederal target programs, as an instrument of structural policy. The paper analyzes the Russian Federal Space Program for 2016-2025, its main stages and challenges.

Keywords: space industry, structural state economic policy, strategic planning, the federal program.

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.

Структурная политика - система мер, направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых, межотраслевых и региональных пропорций. Также под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений, связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных меж- и внутриотраслевых пропорций национальной экономики.

Характерная особенность структурной политики -ее долгосрочный характер. Применяемые здесь меры могут дать свои результаты через годы и десятилетия.

Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. Они представляет собой увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации [1].

Примером стратегического планирования является Федеральная космическая программа России на 20162025 годы (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230.

На первом этапе (2016-2020 годы) осуществляется наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно -технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли, позволяющих создавать ракетно-космическую технику мирового уровня.

На втором этапе (2021-2025 годы) запланировано поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, частичное переоснащение ее космическими аппаратами

нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, разработка которых ожидается после 2025 года [2].

Три основные стандартные проблемы, которые могут помешать реализации данной госпрограммы: недостаток финансовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, низкое качество управления проектами [3].

Финансирование программы составит 1,4 трлн руб. против 2 трлн, которые планировалось выделить по первоначальному проекту, подготовленному весной 2015 года. Кроме того, утвержденный вариант программы предполагает, что еще 115 млрд руб. могут быть дополнительно выделены после 2021 года [4].

Жесткая экономия средств бюджета, удорожание работ и импортных комплектующих заставили Рос-космос кардинально пересмотреть планы обновления группировки метеорологических спутников.

Ранее заместитель руководителя Роскосмоса Михаил Хайлов заявлял, что первый спутник «Метеор-МП» будет выведен на орбиту в 2016 году. Однако в настоящее время новое поколение спутников серии «Метеор», предназначенных для анализа и прогноза погоды в региональном и глобальном масштабах, Роскосмос начнет запускать на орбиту в 2023 году. В результате группировка метеорологических спутников на солнечно-синхронной орбите в 2025 году составит 5 аппаратов, вместо 9 планировавшихся ранее [3].

Производительность труда в американской космической отрасли в несколько раз выше, чем в России, и, несмотря на то, что численность работников в России почти в 2,5 раза выше, чем в США, общая эффективность использования их труда оказывается значительно ниже, поскольку существует диспропорция между квалификацией персонала и требованиями работодателей. В мае 2015 года была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, которая предусматривает формирование сети вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик, реализующие в том числе программы магистратуры и аспирантуры, ведущие активную исследовательскую и инновационную работу. Реализация данной цели позволит выпускать большее количество квалифицированных кадров в соответствии с требованиями региональных и федеральных предприятий [5].

Анализ существующей системы управления космической отраслью показывает, что функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем нередко оказываются в руках Федерального космического агентства, не несущего ответственности за сроки их изготовления и решение поставленных перед ними задач. Компетенция Роскос-моса распространяется исключительно на имущество, необходимое для осуществления космической деятельности. Глубоко агентство в проекты проник-

Решетневс^ие чтения. 2016

нуть не может: мощные предприятия, хотя и подведомственны ему, не допускают в сложные схемы своей работы.

Максимальное смягчение влияния данных проблем, эффективное сотрудничество вузов, предприятия и государственных учреждений, детальная проработка целей и задач, необходимых для их достижения, даст развитие не только космической отрасли, но и смежных отраслей.

Библиографические ссылки

1. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/fcp/. (дата обращения: 15.09.2016).

2. Основные положения федеральной космической программы 2016-2025 [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscosmos.ru/22347/ (дата обращения: 14.09.2016)

3. Депутат перечислил проблемы космической отрасли России [Электронный ресурс]. URL: https:// er.ru/news/104432/ (дата обращения: 14.09.2016).

4. Правительство РФ утвердило Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/kosmos/2747297/ (дата обращения: 14.09.2016).

5. Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

[Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/18268// (дата обращения: 14.09.2016).

References

1. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiys-koy Federatsii [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. economy.gov.ru/ minec/activity/sections/fcp/ (Accessed: 15.06.2016).

2. Osnovnye polozhenija federal'noj kosmicheskoj programmy 2016-2025 [General provisions Federal Space Program 2016-2025] [electronic resource]. URL: http://www.roscosmos.ru/22347/ (accessed: 14.09.2016).

3. Deputat perechislil problemy kosmicheskoj otrasli Rossii [Deputy listed problems Russian space industry] [Electronic resource]. URL: http://www.roscosmos.ru/ 22347/ (accessed: 14.09.2016).

4. Pravitel'stvo RF utverdilo Federal'nuju kosmicheskuju programmu na 2016-2025 gody [The Russian government approved the Federal Space Program for 2016-2025 years] [electronic resource]. URL: http://www.roscosmos.ru/22347/ (accessed: 14.09.2016).

5. Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody [On approval of the federal target program of education development for 2016-2020 years] [electronic resource]. URL: http://www.roscosmos.ru/22347/ (accessed: 14.09.2016).

© Трубинова Т. С., Иванченко Л. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.