Научная статья на тему 'О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ'

О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АТТЕСТАЦИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СМЕТНОЕ ДЕЛО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусин Эмиль Фаритович, Акифьева Галина Вячеславовна

Освещены вопросы становления и развития нового экспертного направления в системе МВД России. Раскрываются мероприятия по легитимизации направления, созданию методической и материально-технической основ для производства строительно-технических экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мусин Эмиль Фаритович, Акифьева Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION-TECHNICAL EXPERTISE IN SYSTEM RUSSIA MI

This article highlight the issues of construction-technical expertise development - new direction of system Russia MI. Presents arrangements legitimization of new expert field of work, elaboration and development of methodical and material and technical resources for construction-technical expertise proceduring.

Текст научной работы на тему «О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ»

УДК 34; 69

ЭМИЛЬ ФАРИТОВИЧ МУСИН,

кандидат экономических наук, начальник управления экономических и строительно-технических экспертиз ЭКЦ МВД России;

ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА АКИФЬЕВА,

заместитель начальника отдела строительно-технических экспертиз управления экономических и строительно-технических экспертиз

ЭКЦ МВД России

О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Освещены вопросы становления и развития нового экспертного направления в системе МВД России. Раскрываются мероприятия по легитимизации направления, созданию методической и материально-технической основ для производства строительно-технических экспертиз.

Ключевые слова: эксперт, экспертная специальность, профессиональная подготовка, аттестация, строительно-техническая экспертиза, материальный ущерб, строительство, строительный объект, государственный бюджет, проектирование, сметное дело, ценообразование.

E. F. Musin, Candidate of Economic Sciences, Head of Economic and Construction-Technical expertise Department, Ministry of Interior of the Russian Federation Forensic Science Center; e-mail: [email protected], tel.: 8 (499) 745-80-39;

G. V. Akifeva, Deputy Head of Construction-Technical line, Ministry of Interior of the Russian Federation Forensic Science Center. Ministry of Interior of the Russian Federation Forensic Science Center; e-mail: [email protected], tel.: 8 (499) 745-79-76.

Formation and development of construction-technical expertise in system Russia MI.

This article highlight the issues of construction-technical expertise development - new direction of system Russia MI. Presents arrangements legitimization of new expert field of work, elaboration and development of methodical and material and technical resources for construction-technical expertise proceduring.

Key words: expert, expert specialization, training, certification, material damage, construction, building site, the state budget, design, estimate work, pricing.

Судебная строительно-техническая эксперти- за финансированием строительства посредством

за относится к условно выделенному в специаль- проведения контрольных обмеров строительных

ной научной литературе [8] направлению класса и монтажных работ. Процедура проведения кон-

инженерно-технических экспертиз. Практический трольных обмеров была четко регламентирова-

интерес к строительно-технической экспертизе на на государственном уровне и осуществлялась

возник в советский период в эпоху масштабно- в соответствии с действующими инструкциями,

го строительства, охватившего всю территорию определяющими порядок и способ проведения

СССР. В то время в условиях плановой экономики проверки, а также итоговую форму отчета. В слу-

государство уделяло особое внимание контролю чаях обнаружения приписок к объемам, завы-

качества и стоимости строительства. Данные функ- шения стоимости, искажения государственной

ции были возложены на органы Государственного отчетности материалы контрольных обмеров на-

архитектурно-строительного контроля (далее - правлялись в органы прокуратуры [12]. ГАСК), Стройбанк СССР и Госбанк СССР. В период советской власти борьба с припи-

Основной деятельностью ГАСК являлись кон- сками и искажениями отчетности о выполнении

трольные проверки строящихся объектов на пред- планов в отрасли строительства являлась одной мет соблюдения застройщиками строительных из приоритетных задач. В постановлении Пле-

норм и правил (СНиП), а также обеспечения над- нума Верховного Суда РСФСР от 27 июля 1983 г.

лежащего качества строительства. Стройбанком № 2 о судебной практике по делам о приписках и

СССР и Госбанком СССР осуществлялся контроль других искажениях отчетности в отраслях стро-

ительства указывалось на то, что «...приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов по капитальному строительству являются противогосударственными действиями, представляющими серьезную общественную опасность». В целях укрепления законности и государственной дисциплины судам было рекомендовано уделять особое внимание рассмотрению соответствующих уголовных дел, а также согласно п. 10 вышеуказанного постановления «. для определения объема и стоимости невыполненных строительно-монтажных работ, включенных в государственную отчетность, размера материального ущерба.» следовало назначать строительно-технические экспертизы [13].

В целях обеспечения возможности решения соответствующих государственных задач в конце 70 и начале 80-х годов прошлого века в системе Министерства юстиции СССР было организовано направление строительно-технических экспертиз, основная задача которого заключалась в оказании содействия при установлении фактических данных в процессе расследования преступлений по делам о хищениях государственного и общественного имущества в сфере строительства.

Вместе с тем смена общественно-экономической формации в начале 1990-х годов, возникновение института частной собственности, формирование гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами обусловили существенное возрастание потребности судов в назначении строительно-технических экспертиз, а также предопределили появление новых экспертных задач, что послужило своеобразным импульсом для развития сложной по своей структуре теоретико-методической базы. Следует отметить, что практика производства строительно-технических экспертиз значительно опережала развитие научно-методического обеспечения.

Активное развитие судебная строительно-техническая экспертиза получила лишь в конце 1990 - начале 2000-х годов в научных школах представителей Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) [1], где она, являясь изначально прикладной дисциплиной, достигла уровня отрасли научных знаний. Именно в этот период была сформирована теория судебной строительно-технической экспертизы, в рамках которой были определены ее предмет и задачи, раскрыто понятие материальных и материализованных объектов, обозначены специфические черты, установлены границы исполь-

зования специальных строительно-технических знаний, а также намечены пути информатизации и автоматизации производства данного вида исследований [2].

Одновременно с теоретическим осмыслением накопленного эмпирического материала разрабатывался и методический аппарат, обеспечивающий упорядочение процесса производства судебных строительно-технических экспертиз. Разработанные методические рекомендации не утратили свою актуальность и в настоящее время. Наиболее востребованными в экспертной практике на сегодняшний день являются:

методические рекомендации по определению видов, объемов, качества и стоимости строительно-монтажных и специальных работ по возведению, ремонту (реконструкции) строительных объектов [3];

методические рекомендации по определению стоимости восстановления зданий и сооружений, поврежденных пожаром [9];

методические рекомендации по определению причин возникновения и развития дефектов в каменных конструкциях [4].

В настоящее время строительно-техническая экспертиза в соответствии с приказом Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» включена в перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России. Сотрудники судебно-экспертных учреждений Минюста России для реализации права самостоятельного производства экспертиз осваивают программу дополнительного профессионального образования, а также в соответствии с приказом Минюста России от 7 октября 2014 г. № 207 «Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» проходят процедуру аттестации в Центральной экспертно-квалификационной комиссии федерального бюджетного учреждения Российский Федеральный центр судебной экспертизы при

Минюсте России (далее - ЦЭКК РФЦСЭ) или зональных экспертно-квалификационных комиссиях (далее - ЭКК) региональных центров судебной экспертизы по экспертной специальности «16.1. Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки». В штате судебно-экспертных учреждений Минюста России состоят свыше 250 экспертов, аттестованных на право самостоятельного производства судебных строительно-технических экспертиз, которые ежегодно производят более 10 тыс. строительно-технических экспертиз для нужд арбитражного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Следует отметить, что в современных условиях, наряду с государственными судебно-экспертными учреждениями системы Минюста России, строительно-технические экспертизы производятся негосударственными участниками судебно-экспертной деятельности, ориентировочное число которых составляет свыше 2 500 человек. В частном секторе строительно-техническая специальность делится на виды наиболее распространенных исследований. Так, например, некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов» проводит обучение и сертификацию по программам повышения квалификации по следующим экспертным специальностям:

«16.1. Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения их стоимости»;

«16.2. Исследование обстоятельств несчастного случая в строительстве с целью установления его причин, условий и механизма, а также круга лиц, в чьи обязанности входило обеспечение безопасных условий труда»;

«16.3. Исследование домовладений с целью установления возможности их реального раздела между собственниками в соответствии с условиями, заданными судом; разработка вариантов указанного раздела»;

«16.4. Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требованиям специальных правил. Определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или полной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств»;

«16.5. Исследование строительных объектов, их отдельных фрагментов, инженерных систем,

оборудования и коммуникаций с целью установления объема, качества и стоимости выполненных работ, использованных материалов и изделий»;

«16.6. Исследование помещений жилых, административных, промышленных и иных зданий, поврежденных заливом (пожаром), с целью определения стоимости их восстановительного ремонта».

Попытка деления специальностей в рамках экспертного направления была предпринята и в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, однако не нашла поддержки в регионах в связи со сложностью и трудоемкостью процесса получения права самостоятельного производства судебных экспертиз, а также по причине кадрового дефицита.

Новой вехой в развитии строительно-технической экспертизы стало ее становление в системе МВД России.

Начиная с 2011 г. стала возрастать потребность в назначении строительно-технических экспертиз органами предварительного следствия системы МВД России. Данное положение предопределялось ростом преступлений в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных отношений, обусловленным началом активного движения государственных денежных средств, связанного с реализацией широкого спектра федеральных целевых программ государственной поддержки сферы строительства, жилищно-коммунального хозяйства и введением в действие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [11].

Расследование таких преступлений сопряжено с привлечением широкого круга специалистов, обладающих знаниями в области бухгалтерского учета, государственного бюджета, налогообложения, ценообразования, сметного дела, проектирования, технологии строительного производства, эксплуатации и диагностики строительных объектов. В установлении органами предварительного следствия признаков объективной стороны квалифицируемых преступлений, в частности размера материального ущерба, причиненного в результате преднамеренного невыполнения заказчиками и (или) подрядчиками договорных (контрактных) обязательств по возведению зданий, строений, сооружений, реконструкции и различного рода ремонта строительных объектов с целью хищения денежных средств,

важную роль играют судебные строительно-технические экспертизы.

Для нужд системы МВД России строительно-технические экспертизы до их нормативного закрепления в экспертно-криминалистической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в основном назначались в судебно-экспертные учреждения Минюста России, Следственный комитет РФ, а также поручались негосударственным судебным экспертам на договорной основе. Однако в ряде экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России (далее - ЭКП) предпринимались децентрализованные попытки организации производства экспертиз данного вида в связи с их высокой востребованностью. Эксперты таких ЭКП проходили добровольную сертификацию компетентности негосударственного эксперта по специальностям строительно-технической экспертизы, а не процедуру аттестации на право ее самостоятельного производства, как того требуют положения ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон № 73-Ф3).

Многочисленные обращения со стороны различных подразделений МВД России по вопросу организации строительно-технических экспертиз в органах внутренних дел послужили основой для проработки ФГКУ «Экспертно-кри-миналистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - ЭКЦ МВД России) соответствующего вопроса. В этих целях специалистами были изучены теоретические положения и практика производства судебных строительно-технических экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации; проанализированы сведения о потребностях следственных подразделений МВД России в производстве экспертиз данного рода; определены порядок подготовки и аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных строительно-технических экспертиз, требования к квалификации специалистов, осуществляющих их производство; рассмотрены типовые экспертные задачи и методические подходы, а также сведения об используемой инструментальной базе; исследованы данные о рынке труда в строительной сфере; сопоставлены объемы затрат на производство экспертиз вне системы МВД России с финансо-

выми затратами на организацию и функционирование нового экспертного направления.

С начала 2015 г в соответствии с Планом основных организационных мероприятий МВД России на 2015 г. ЭКЦ МВД России приступил к реализации комплекса мероприятий по организации направления строительно-технических экспертиз в системе МВД России, в том числе дополнительной профессиональной подготовки экспертов по данному направлению деятельности в соответствии с Законом № 73-Ф3 и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В подготовке и присвоении права самостоятельного производства судебных строительно-технических экспертиз целевой группе экспертов ЭКЦ МВД России и ЭКП территориальных органов МВД России оказал содействие РФЦСЭ при Минюсте России. Минюст России выразил готовность к сотрудничеству в рамках предоставления программы подготовки по экспертной специальности «16.1. Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», а также организации деятельности по присвоению права самостоятельного производства строительно-технических экспертиз целевой группе сотрудников ЭКЦ МВД России и ЭКП территориальных органов МВД России в ЦЭКК РФЦСЭ при Минюсте России и зональных ЭКК региональных центров судебной экспертизы.

Вместе с тем в соответствии с положениями ст. 13 Закона № 73-Ф3 до начала прохождения аттестации на право самостоятельного производства судебных строительно-технических экспертиз экспертам следовало пройти соответствующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Для решения этого вопроса ЭКЦ МВД России была определена база Национального исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» (далее - НИУ МГСУ), являющегося одним из ведущих вузов страны по осуществлению образовательной и научной деятельности в строительной отрасли.

НИУ МГСУ возглавляет Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области строительства и Международную ассоциацию строительных высших учебных заведений, включающие в себя 142 вуза России, осуществляющих подготов-

ку по направлению «Строительство». НИУ МГСУ пользуется заслуженным авторитетом, обладает огромным опытом плодотворного международного сотрудничества с 80 университетами и научно-образовательными центрами 30 стран, имеет многолетний опыт в подготовке экспертных кадров для различных ведомств.

В целях организации профессиональной подготовки экспертов для системы МВД России, а также для дальнейшей совместной работы по линии методического обеспечения нового направления ЭКЦ МВД России подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве с НИУ МГСУ.

По итогам проведенных мероприятий создана целевая группа из 36 экспертов МВД России, которые успешно освоили программу профессиональной подготовки на базе указанного университета и получили право самостоятельного производства строительно-технических экспертиз в ЦЭКК РФЦСЭ при Минюсте России и зональных ЭКК региональных центров судебной экспертизы Минюста России (на договорной основе).

Одновременно с этим решался блок задач по легитимизации нового экспертного направления. Пересмотру подлежали положения нормативных правовых актов, требующих внесения дополнений и изменений в связи с организацией строительно-технических экспертиз. Прорабатывались вопросы по определению предмета строительно-технической экспертизы [7], установлению структуры и наименования новой экспертной специальности [6], разработке формы статистической отчетности [14], материально-техническому обеспечению [5], нормам введения должностей экспертов по направлению строительно-технических экспертиз [10].

Так, на основании приказа МВД России от 27 октября 2015 г. № 1012 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 51 1 »Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации"» в перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в ЭКП органов внутренних дел Российской Федерации, введена строительно-техническая экспертиза (исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними).

Позднее на основании приказа МВД России от 17 ноября 2015 г. № 1091 «О внесении изменений в приказ МВД России от 9 января 2013 г.

№ 2 "Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России"» в перечень экспертных специальностей, по которым в МВД России проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотр уровня профессиональной подготовки экспертов, введена новая экспертная специальность - «28.1. Строительно-техническая (исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними)».

В форму статистической отчетности «Отчет о работе Экспертно-криминалистического центра» -Форма «1-НТП» на основании приказа МВД России от 28 декабря 2015 г. № 1242 «О внесении изменений в приказ МВД России от 1 ноября 2008 г. № 952 „Об утверждении формы статистической отчетности "1-НТП"» внесена дополнительная строка для отражения отчетных показателей по направлению строительно-технических экспертиз.

Работа по внесению соответствующих изменений в положения нормативных правовых актов, регламентирующих материально-техническое обеспечение, а также нормы введения должностей экспертов по направлению строительно-технических экспертиз, в настоящее время продолжается.

Таким образом, успешная реализация указанных мероприятий при активном участии следственных органов и специалистов РФЦСЭ при Минюсте России послужила основой становления нового экспертного направления в системе МВД России.

Однако для начала производства строительно-технических экспертиз в системе ЭКП территориальных органов МВД России требовалось реализовать еще ряд следующих мероприятий:

конвертация свидетельств на право самостоятельного производства судебных строительно-технических экспертиз целевой группы экспертов в Центральной экспертно-квалификационной комиссии МВД России (далее - ЦЭКК МВД России);

организация системной профессиональной подготовки, являющейся неотъемлемой частью соответствующей аттестации экспертов, силами ведомственного университета (в условиях государственной политики по сокращению текущих расходов);

проработка и создание методической и материально-технической основ производства судебных строительно-технических экспертиз;

исследование вопросов, связанных с соблю-

дением экспертами техники безопасности при проведении натурных осмотров строительных объектов, работе с инструментом, автоматизированными комплексами;

информирование Следственного департамента МВД России о возможностях строительно-технических экспертиз в системе МВД России на начальном этапе их развития.

С декабря 2015 г. в соответствии со ст. 11 Закона № 73-Ф3 на заседаниях ЦЭКК МВД России стали рассматриваться вопросы о наделении правом самостоятельного производства судебных экспертиз по экспертной специальности «28.1. Строительно-техническая (исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними)» экспертов целевой группы по материалам их аттестации в ЦЭКК РФЦСЭ при Минюсте России и зональных ЭКК региональных центров судебной экспертизы Минюста России. А уже с января 2016 г. подготовку и аттестацию по направлению судебных строительно-технических экспертиз экспертов ЭКП территориальных органов МВД России, не вошедших в указанную целевую группу, стали проводить по общему порядку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих экспертно-криминалисти-ческую деятельность в органах внутренних дел Российской Федерации.

Выбранный вектор развития строительно-технической экспертизы в системе МВД России в условиях государственной политики по сокращению текущих расходов послужил своеобразным импульсом для разработки авторским коллективом ЭКЦ МВД России совместно с профессорско-преподавательским составом Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по экспертной специальности «Строительно-техническая экспертиза (исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними)», по которой с апреля 2016 г. прошли подготовку 45 экспертов МВД России.

В рамках методического обеспечения производства строительно-технических экспертиз в системе МВД России проведены мероприятия, позволяющие применять на начальном этапе методики, разработанные специалистами РФЦСЭ при Минюсте России. В ЭКП системы МВД России направлено информационное письмо, содержащее соответствующие разъяснения.

Указанные мероприятия были необходимы, поскольку круг экспертных задач, решаемых экспертами Минюста России, существенно шире, чем планируемые задачи по экспертному сопровождению расследования преступлений органами предварительного следствия системы МВД России. Данные задачи определяются исключительно их потребностями и четко ограничены установленной УПК РФ подследственностью, включающей составы преступлений в большей мере экономической направленности. Квалифицирующим признаком таких преступных деяний выступает размер материального ущерба, нанесенного в результате их совершения.

Данное обстоятельство определило потребность в дифференцированном подходе к формированию организационных и методических основ производства строительно-технических экспертиз в системе МВД России, в связи с чем в соответствии с приказом МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России» ЭКЦ МВД России запланирована и в настоящее время совместно с представителями РФЦСЭ при Минюсте России и НИУ МГСУ проводится научно-исследовательская работа по теме «Разработка организационно-методических основ производства судебных строительно-технических экспертиз в системе МВД России». Исследования в рамках данной работы ориентированы на формирование доказательственной базы по преступлениям, находящимся в подследственности органов предварительного следствия системы МВД России. По результатам научно-исследовательской работы в ЭКП территориальных органов МВД России будут разосланы практические рекомендации (в конце 2016 г.) и учебное пособие (в конце 2017 г.), раскрывающие базовые экспертные категории (предмет, задачи, пределы компетенции эксперта), а также определяющие единый методический подход, обеспечивающий эффективное и научно обоснованное решение типовых экспертных задач.

В части материально-технического оснащения направления строительно-технических экспертиз ЭКЦ МВД России разработан примерный перечень средств измерений, фиксации и наблюдения, строительного инструмента, инвентаря, организационно-вычис-

лительных устройств, специальной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты, программных и информационно-справочных систем, рекомендуемый для использования на начальном этапе организации строительно-технических экспертиз в системе МВД России. Однако многообразие, возможности функционального предназначения, существенное расхождение в ценовой категории представленных на рынке средств, а также необходимость соблюдения определенных требований по проверке средств измерений определяют потребность в наработке собственной практики для оценки их наиболее оптимального использования при решении соответствующих экспертных задач и последующего включения в нормы по-ложенности технического оснащения рабочего места эксперта.

Об организации нового экспертного направления ЭКЦ МВД России проинформировал Следственный департамент МВД России соответствующим письмом, в котором излагаются возможности строительно-технической экспертизы в системе МВД России, представлен перечень типовых задач, решаемых в рамках строительно-технических экспертиз на начальном этапе их производства. Кроме того, в указанном письме обращено внимание на то, что назначению строительно-технических экспертиз должна предшествовать работа по раскрытию следователем предварительной информации о расследуемом преступлении и определению механизма его совершения, этапа процесса строительства или жизненного цикла объекта, на котором произошло преступление (проектирование, составление сметной документации, исполнительной документации, эксплуатация объекта), местонахождения строительного объекта и способов доступа к нему, наличия (отсутствия) временных ограничений доступа; наличия проектной, договорной, исполнительной и иной документации, имеющей отношение к расследуемому преступному деянию.

По состоянию на конец августа 2016 г в системе МВД России направление строительно-технических экспертиз организовано в 50 из 84 ЭКЦ МВД по республикам, ГУ МВД России, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации, в которых за счет внутреннего перераспределения штатной численности выделено свыше 90 должностей экспертов по данному направлению.

Таким образом, реализованные ЭКЦ МВД

России мероприятия дают основания полагать, что новое экспертное направление в системе МВД России в ближайшее время при условии консолидации усилий всех заинтересованных сторон выйдет на полноценное удовлетворение потребностей следственных органов в использовании специальных строительно-технических знаний при раскрытии и расследовании широкого спектра преступлений.

Список использованной литературы

1. Бутырин, А. Ю. Определение видов, объемов, качества и стоимости строительно-монтажных и специальных работ по возведению, ремонту (реконструкции) строительных объектов [Текст] : сб. методич. рекомендаций по производству судебных строительно-технических экспертиз /

A. Ю. Бутырин, А. Р. Чудиёвич, О. В. Луковкина; под общ. ред. д-ра юрид. наук А. Ю. Бутырина. -М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2012.

2. Бутырин, А. Ю. Определение причин возникновения и развития дефектов в каменных конструкциях [Текст] : сб. методич. рекомендаций по производству судебных строительно-технических экспертиз / А. Ю. Бутырин,

B. Б. Будько, И. Ю. Грунин [и др.] ; под общ. ред. д-ра юрид. наук А. Ю. Бутырина. - М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2012.

3. Бутырин, А. Ю. Строительно-техническая экспертиза в судопроизводстве России [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09 / Бутырин Андрей Юрьевич. - М., 2005.

4. Бутырин, А. Ю. Теория и практика судебной строительно-технической экспертизы [Текст]. -М. : Издательский дом «Городец», 2006.

5. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] : [приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511].

6. Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России [Текст] : [приказ МВД России от 9 янв. 2013 г. № 2].

7. Вопросы материально-технического обеспечения деятельности экспертно-криминали-стических подразделений системы МВД России [Текст] : [приказ МВД России от 18 дек. 2014 г. № 1112].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Майлис, Н. П. Введение в судебную экспертизу [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов /

Н. П. Майлис. - М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2011.

9. Макеев, А. В. Определение стоимости восстановления зданий и сооружений, поврежденных пожаром [Текст] : сборник методич. рекомендаций по производству судебных строительно-технических экспертиз / А. В. Макеев ; под общ. ред. д-ра юрид. наук А. Ю. Бутырина. - М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2012.

10. О вопросах организации деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел [Текст] : [приказ МВД России от 30 мая 2003 г. № 366].

11. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный

ресурс] : [Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44] // СПС КонсультантПлюс.

12. О порядке производства Госбанком СССР контрольных обмеров строительно-монтажных и ремонтных работ [Электронный ресурс] : инструкция Госбанка СССР от 30 дек. 1986 г. № 12 // СПС КонсультантПлюс.

13. О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов в отраслях строительства [Электронный ресурс] : [постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 27 июля 1983 г. № 2 ] // СПС КонсультантПлюс.

14. Об утверждении формы статистической отчетности «1-НТП» [Текст] : [приказ МВД России от 1 нояб. 2008 г. № 952].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.