ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ББК 88
О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
ИРИНА АРКАДЬЕВНА ГОРШЕНЕВА,
заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор;
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ИВАНОВ, профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, доцент; ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА СМОЛЕНЦЕВА, доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Через специфику заочной формы обучения и андрагогических подходов рассматриваются требования, предъявляемые к обучающимся и обучающим, а также комплекс практических проблем, возникающих при организации образовательного процесса на заочной форме обучения.
Ключевые слова: особенности заочного обучения; высшее юридическое заочное образование; совершенствование личности сотрудника правоохранительных органов; андрагогические принципы заочного обучения; методическое обеспечение и организация учебного процесса.
Annotation. The article deals with the peculiarities of the extra-mural education and andragogical approach. It considers the requirements for trainees and instructors, as well as a set of practical problems emerging in the extra-mural education process.
Keywords: extra-mural learning peculiarities; higher legal extra-mural education; improvement of the law enforcement officer personality; andragogical principles of the educational process; didactic support of the educational process.
В рамках осуществления принципа непрерывного обучения организация высшего юридического заочного образования в системе МВД России обеспечивает сотрудникам органов внутренних дел реальное претворение в жизнь гарантированного Конституцией права на образование.
Выполняя социальный заказ Министерства внутренних дел по подготовке высококвалифицированных специалистов, деятельность образовательных учреждений МВД РФ направлена не только на предоставление знаний общеобразовательных и профессиональных учебных дисциплин, но и на совершенствование личности сотрудника органов внутренних дел, формирование его разносторонних общественно-политических взглядов, высоких
моральных качеств. При этом содержание профессиональной деятельности сотрудника выступает тем ориентиром, который позволяет ставить адекватные целям задачи обучения. Исполнение сотрудниками органов внутренних дел своих служебных обязанностей неразрывно связано с необходимостью постоянного обновления знаний, освоением положений новых нормативных актов, приемов и методов правоохранительной деятельности. Отставание уровня юридической подготовки от требований жизни порождает порой серьезные конфликты, поскольку непосредственно затрагивает интересы государства, общества и гражданина. С этой точки зрения заочное обучение предоставляет сотрудникам органов внутренних дел широкие возможности
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
для приобретения и пополнения правовых знаний на основе современных достижений юридических и иных наук, специальных дисциплин, накопленного правового опыта.
Очевидно, что между очной и заочной формами обучения имеются существенные различия. Так, если система обучения (и связанная с этим специфика подходов к нему) на очной форме нацелена на перспективу и обучающиеся сегодня будут применять полученные знания в будущем, в условиях, которые так или иначе будут отличаться от условий периода их обучения, то для заочной формы дело обстоит несколько иначе. Данная форма связана с обучением людей, как правило, уже в достаточной степени зрелых, сформировавшихся и в житейском и в профессиональном плане. Людей, которые ожидают и предъявляют к системе своего обучения определенные, четко представляемые ими прагматичные требования. Они видят в получении высшего юридического образования путь к совершенствованию личного социального и профессионального престижа, расширению необходимых для работы знаний.
Заочное обучение, основным методом которого является самообразование, позволяет формировать такие качества, которые в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к современному специалисту.
Характерной особенностью заочного обучения, в отличие от очного, является имеющаяся у обучающихся возможность уже сегодня реализовать полученные знания на практике.
Таким образом, заочное обучение способствует повышению уровня образованности работающих сотрудников, обеспечивая высокую степень адаптивности получаемых ими теоретических знаний к решению профессиональных задач, формируя психологическую готовность к совершенствованию качества своего труда. Заочная форма обучения в своей основе реализует идею соединения обучения с производственной деятельностью, отвечает принципам политехнизма, доступности и самообразова-ния1.
Поскольку в процессе заочного обучения сам обучающийся играет ведущую роль, постольку возможно говорить о том, что он является одновременно и субъектом и объектом педагогического
воздействия. Как отмечают исследователи проблем обучения взрослых (А.А. Андреев, А.В. Беспалько, С.И. Змеев и др.), взрослый обучающийся стремится к самореализации и самостоятельности и вполне осознает свою готовность к этому2. Также можно с уверенностью утверждать, что взрослый обучающийся обладает житейским и профессиональным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения. Взрослые люди получают образование для решения важных жизненных проблем и достижения конкретных целей. Учебная деятельность таких студентов в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые, в свою очередь, обусловливают содержание и методы обучения. Наконец, учебный процесс взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающего и обучающегося на всех его этапах3.
Исходя из этого, можно говорить о том, что в заочном обучении следует использовать андрагогиче-ские4 принципы заочного обучения, такие как: ф осознанность обучения и его мотивации; ф стремление обучающегося к самореализации и
самостоятельности; ф приоритет самостоятельного обучения. Под самостоятельной деятельностью понимается самостоятельная организация обучающимися познавательного процесса. Таким образом, самостоятельная работа становится основным видом их учебной работы; ф принцип совместной деятельности. Данное требование предусматривает совместную деятельность обучающего и обучающегося по планированию, реализации, оцениванию и коррекции учебного процесса; ф принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу, жизненный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег;
индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с преподавателем на основе своего жизненного и профессионального опыта формирует собственную программу подготовки, с учетом
298
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2015
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
исходного уровня как образовательных, так и
специальных знаний5.
Из числа отмеченных факторов особую уязвимость имеет такая особенность, как значительная самостоятельность обучения, которая замыкает на себя множество иных специфичных черт данного вида обучения. Как правило, к подобной самостоятельности обучающиеся не готовы и поэтому перед преподавателями, осуществляющими учебный процесс по заочной форме обучения, стоит обязательная задача поэтапной организации и методического обеспечения самостоятельной работы слушателей.
Таким образом, при организации учебного процесса, разработке и внедрении программ обучения для взрослой аудитории, необходимо учитывать ее андрагогические особенности. Прежде всего, это отсутствие четкого понимания существенного отличия андрагогических особенностей при формировании и подготовке программ обучения. Однако, как показывает практика, такие материалы стандартизированы для очной и для заочной форм обучения и отличаются лишь объемом учебного материала и сокращенными учебными часами для слушателей-заочников за счет увеличения времени, отводимого на самостоятельную работу. Отмеченное требует от преподавателя большого педагогического мастерства при определении оптимальной логики подачи учебного материала, досконального знания учебной дисциплины для выявления ее «реперных» точек и дополнительной организации индивидуальных консультаций. Такое положение накладывает на обучающего дополнительные обязанности по подаче обучающимся необходимых сведений, что и делается, в значительной степени, за счет «педагогического мастерства».
С данной проблемой напрямую связана и другая, заключающаяся в недооценке преподавателями особенностей разноуровневых и разновозрастных групп слушателей-заочников (степень житейского и профессионального опыта, стремление к самостоятельности, социальный статус, индивидуальные особенности характера и др.), что может привести к поверхностному изучению отдельных тем, а иногда и к конфликтным ситуациям6.
Однако, несмотря на то, что заочная форма обучения, так или иначе, рассматривается многими
исследователями, приходится констатировать, что этот вид получения образования еще недостаточно изучен. В то время как перспективы, связанные с ней, заключаются в успешном сочетании учебы с практической деятельностью, что неразрывно связано с мотивацией обучения, возможностью получения необходимой для выполнения повседневных служебных обязанностей информации, доступностью последней, ее полнотой, оперативностью и адекватностью поставленным задачам.
Педагогическая практика, как отечественная, так и зарубежная, убедительно показывает, что заочная форма обучения не только жизнеспособна, но, более того, имеет значительный творческий потенциал в деле обучения и подготовки профессиональных кадров. Она отличается от других форм более индивидуализированным подходом к процессу обучения, отсутствием каких-либо возрастных ограничений, экономической выгодностью, быстротой внедрения полученных знаний в практическую деятельность'.
1 См.: ШамсутдиноваИ.Г. Теоретические основы высшего заочного образования. Автореф. ... докт. педагог. наук. М., 1993. С. 3.
2 См.: Петров В.Н. Инновационные педагогические технологии как условие повышения эффективности профессиональной подготовки бакалавров в системе заочного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 259.
3 См.: Змеев С.И., Соколова А.С. Тенденции и проблемы ан-драгогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. 2010. № 3. С. 303—304.
4 Андрагогика — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения. Структурно андрагогика складывается из теории обучения взрослых, истории развития андра-гогических концепций и идей и технологии обучения взрослых.
5 См.: Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М., 2007; Змеев С.И., Соколова А.С. Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. 2010. № 3. С. 303—304; Орлова О.А. Андрагогический аспект подготовки учителя в системе последипломного образования // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4. С. 217—218; Волченкова К.Н., Карелина Т.А. Педагогическая модель содействия развитию иноязычной коммуникативной компетенции профессорско-преподавательского состава университета как ресурса международной деятельности // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 4. С. 75.
6 См. также: Петров В.Н. Указ. раб. С. 258.
7 Валеева Р.З. Совершенствование языковой подготовки студентов заочной формы обучения в сфере социокультурного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2772.