Научная статья на тему 'О СОЗДАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ НА СУДАХ КАМЧАТСКОГО ФЛОТА'

О СОЗДАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ НА СУДАХ КАМЧАТСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррозионный мониторинг / потенциал корпуса судна / электрохимическая защита корпуса. / corrosion monitoring / vessel hull potential / hull electrochemical protection

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Д П. Ястребов

Согласно ГОСТ 9.056-75 и РЗК-НК-2001 эффективность работы систем электрохимической защиты (ЭХЗ) от коррозии судов и кораблей обеспечивается качественной ее эксплуатацией. Эксплуатация складывается из работ по восстановлению элементов ЭХЗ в период докования судна (корабля) и обслуживания (осмотров, регулирования и контроля). Контроль сводится к измерению разности потенциалов между корпусом судна и электродом сравнения [1, 2]. Экипажи судов и кораблей камчатского флота эксплуатацией систем ЭХЗ не занимаются по объективным (отсутствие необходимых технических средств) и субъективным (отсутствие подготовки) причинам. При этом они считают, что эффективность ЭХЗ сохраняется в период между докованиями судов [3]. Работа направлена на совершенствование технических средств и научно-методических основ, обеспечивающих необходимый уровень надежности корпусных конструкций морских рыбопромысловых, транспортных, грузовых и пассажирских судов, а также позволяющих установить оптимальный период докования судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Д П. Ястребов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STUDENT TEAMS FOR VESSELS OF THE KAMCHATKA FLEET

Under the State Standard 9.056-75 and the manual RZK NK-2001 the efficiency of electrochemical protection systems from corrosion of vessels is provided with its high-quality exploitation. It consists of rework of electrochemical protection system elements during docking and maintenance (scan, regulation and control). The quality procedure includes taking a measurement of potential difference between hull and reference electrode [1, 2]. Crews of Kamchatka fleet don’t practice exploitation of electrochemical protection systems because of objective reasons (absence of required technology) and subjective ones (absence of training). At the same time they consider that the efficiency of electrochemical protection systems remains between dockings [3]. The work is aimed at improving technical facilities and scientific and methodological foundations that provide the required level of reliability of hull structures of fishing, transport, cargo and passenger vessels, as well as allow establishing the optimal period of docking of vessels.

Текст научной работы на тему «О СОЗДАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ НА СУДАХ КАМЧАТСКОГО ФЛОТА»

УДК37.035.3: 629.5.023

Д.П. Ястребов

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 е-таИ:геь1агН 101 @тай.ги

О СОЗДАНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ НА СУДАХ КАМЧАТСКОГО ФЛОТА

Согласно ГОСТ 9.056-75 и РЗК-НК-2001 эффективность работы систем электрохимической защиты (ЭХЗ) от коррозии судов и кораблей обеспечивается качественной ее эксплуатацией. Эксплуатация складывается из работ по восстановлению элементов ЭХЗ в период докования судна (корабля) и обслуживания (осмотров, регулирования и контроля). Контроль сводится к измерению разности потенциалов между корпусом судна и электродом сравнения [1, 2]. Экипажи судов и кораблей камчатского флота эксплуатацией систем ЭХЗ не занимаются по объективным (отсутствие необходимых технических средств) и субъективным (отсутствие подготовки) причинам. При этом они считают, что эффективность ЭХЗ сохраняется в период между до кованиями судов [3]. Работа направлена на совершенствование технических средств и научно-методических основ, обеспечивающих необходимый уровень надежности корпусных конструкций морских рыбопромысловых, транспортных, грузовых и пассажирских судов, а также позволяющих установить оптимальный период докования судов.

Ключевые слова: коррозионный мониторинг, потенциал корпуса судна, электрохимическая защита корпуса.

D.P. Yastrebov

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:restartl [email protected]

ABOUT STUDENT TEAMS FOR VESSELS OF THE KAMCHATKA FLEET

Under the State Standard 9.056-75 and the manual RZK NK-2001 the efficiency of electrochemical protection systems from corrosion of vessels is provided with its high-quality exploitation. It consists of rework of electrochemical protection system elements during docking and maintenance (scan, regulation and control). The quality procedure includes taking a measurement of potential difference between hull and reference electrode [1, 2]. Crews of Kamchatka fleet don't practice exploitation of electrochemical protection systems because of objective reasons (absence of required technology) and subjective ones (absence of training). At the same time they consider that the efficiency of electrochemical protection systems remains between dockings [3]. The work is aimed at improving technical facilities and scientific and methodological foundations that provide the required level of reliability of hull structures of fishing, transport, cargo and passenger vessels, as well as allow establishing the optimal period of docking of vessels.

Key words: corrosion monitoring, vessel hull potential, hull electrochemical protection.

Введение

Проблема защиты судов и кораблей камчатского флота от коррозии является чрезвычайно актуальной, так как интенсивная коррозия корпусов судов и кораблей приводит к экономическим потерям, измеряемым в миллиардах рублей, и снижению безопасности мореплавания [3]. Для решения этой проблемы на судах камчатского флота необходимо усовершенствование технических средств защиты от коррозии и методов коррозионных испытаний. Планируемое проектное решение соответствует уровню изобретений и полезной модели.

IX Всероссийская тучно-практическая конференция

Цели и задачи исследования

В Авачинской губе 84 судна находятся в затопленном или полузатопленном состоянии и, следовательно, являются аварийными источниками загрязнения. В 2018 г. затонуло 85 судно, однако проблему аварийного загрязнения Авачинской губы никто не решает. Руководствуясь распоряжением Правительства РФ № 314 от 15.04.2014 г. и распоряжением Правительства РФ № 2402 от 29.11.2014 г., предлагается создать в Камчатском крае студенческий отряд, занимающийся проблемой защиты судов и кораблей от коррозии. Прототип этого отряда уже создан на мореходном факультете (МФ) КамчатГТУ, в него входят курсанты МФ (Ястребов Д.П., Ещенко Д.В., Дуров Д.Е.) и студенты факультета заочного образования (ФЗО) (Щелканов В.В., Ветров В.П.) На базе мореходного факультета разрабатываются технические средства и методы, направленные на обеспечение безопасности плавания и охраны человеческой жизни на море. Высокий уровень достижений курсантов МФ «КамчатГТУ» подтверждается патентами РФ, представленными на рисунке.

Полученные МФ патенты РФ

В настоящее время курсанты МФ приступили к созданию информационной базы данных «Состояние систем защиты от коррозии корпусов судов Камчатского края», информация о состоянии этих систем прилагается в таблице.

Таблица

Состояние систем защиты корпусов судов Камчатского края до и после ремонта

Дата обследования Название судна Результат обследования

16.10.17 "ПЖС-219" Отлично (после ремонта)

16.10.17 "СР-77" Удовлетворительно (был в доке 2014 г.)

16.10.17 "Аламбай" Неудовлетворительно (был в ремонте в 90-х г.)

10.10.17 СРТ "Брастцев" Отлично

12.05.17 МРС-024 Удовлетворительно (после ремонта)

12.05.17 МРС-114 Удовлетворительно (после ремонта)

12.05.17 МРС-049 Удовлетворительно (после ремонта)

12.05.17 MPC -039 Удовлетворительно (после ремонта)

12.05.17 МРС-326 Удовлетворительно (после ремонта)

12.05.17 Катер "Маяк" Неудовлетворительно (после ремонта)

19.04.17 МРС-324 Неудовлетворительно (после ремонта)

19.04.17 МРС-120 Неудовлетворительно (после ремонта)

13.07.17 "МаринСтар" Неудовлетворительно (после ремонта)

12.09.17 МРС-150 Неудовлетворительно (после ремонта)

Окончание таблицы

Дата обследования Название судна Результат обследования

12.09.17 МРС-020 Неудовлетворительно (после ремонта)

12.09.17 МРС-343 Неудовлетворительно (после ремонта)

Периоде 1.06.17 по 09.09.17 Катер "РУМ 52-22" Неудовлетворительно (после ремонта)

Периоде 17.01.17 по 04.04.17 БАТМ "Михаил Старицын" Неудовлетворительно (до ремонта)

РС-300 "Аксаково" 16.11.17 Неудовлетворительно (до ремонта)

РС-300 "Просторный" 25.11.17 Неудовлетворительно (до ремонта)

РС-300 "Мирный" 21.11.17-4.11.17 Неудовлетворительно

Из таблицы следует отметить, что примерно 60% судов не снабжено надежными системами защиты корпуса от коррозии, что может привести к разрушению корпуса и затоплению судна. Следует также отметить, что п. 2.1.2 Правил эксплуатации морских судов не выполняется судовладельцами.

Автором и его командой будут решаться следующие задачи:

1. Разработать методы контроля качества судокорпусных ремонтных работ.

2. Разработать методы коррозионного мониторинга природной среды (морской воды) на судах во время их стоянки.

3. Разработать методы защиты судов и кораблей от коррозии при долговременном стояночном режиме.

Заключение

Результаты исследований, приведенные в таблице, наглядно иллюстрируют возможность использования студенческих отрядов.

Определенный интерес к результатам наших исследований проявили представители судоремонтных предприятий. Таким образом, развитие судоремонта на Камчатке невозможно без выполнения соответствующих научных исследований и внедрения их в практику.

Результаты исследований позволят внедрить способ контроля корпуса судна от коррозии с целью обеспечения возможности диагностирования непосредственно на судах всех элементов защиты.

Разработанный комплекс будет использоваться экипажами судов и кораблей при эксплуатации систем протекторной защиты и приемке этих систем в эксплуатацию.

Литература

1. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / O.A. Белое, В.А. Шевцов, Д.П. Ястребов, O.A. Белавина, Д.В. Шунъкин II Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2017. - № 39. - С. 6-11.

2. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, O.A. Белов, O.A. Белавина, Д.П. Ястребов II Вестник АГТУ. Серия Морская техника и технология. - 2017. - № 1. - С. 29-38.

3. Белов O.A., Швецов В.А., Ястребов Д.П. Эксплуатация морского транспорта. - 2017. -№ 1(82).-С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.