УДК 502:629.5
О.А. Белов, В.А. Швецов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: boa-l@mail. ru
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ ПРИ ДОЛГОВРЕМЕННОМ СТОЯНОЧНОМ РЕЖИМЕ
В статье рассмотрены возможные подходы к обеспечению экологической безопасности судов при долговременном стояночном режиме в Авачинской губе, основанные на исполнении распоряжения Правительства РФ № 2403 от 29.11.2014 г.
Ключевые слова: экологическая безопасность, аварийное загрязнение, коррозия, эксплуатация судна, профессиональная подготовка.
O.A. Belov, V.A. Shvetsov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: boa-l@mail. ru
TO THE QUESTION OF INCREASING ENVIRONMENTAL SAFETY OF SHIPS IN LONG-TERM PARKING REGIME
The article considers possible approaches to ensuring the environmental safety of ships in the long-term parking regime in the Avacha Bay, based on the implementation of the RF Government's order No. 2403 dated November 29, 2014.
Key words: environmental safety, accidental pollution, corrosion, ship operation, training.
Суда, находящиеся в долговременном стояночном режиме, являются источниками эксплуатационного и аварийного загрязнения [1].
Например, в Авачинской губе в затопленном или полузатопленном состоянии находятся 84 судна, которые можно считать источниками аварийного загрязнения. На очистку Авачинской губы от этих судов необходимо финансирование в объеме 2,5 млрд руб. Причина затопления судов - утрата водонепроницаемости вследствие коррозии судов.
Следует отметить, что и в настоящее время на акватории Авачинской губы находятся как суда, утратившие водонепроницаемость, так и суда, подвергающиеся интенсивной коррозии. Несомненно, эти суда представляют экологическую угрозу для прибрежных вод Авачинской губы.
Причины низкой эффективности управления экологической безопасностью судов рассмотрены в работах [1-3]. Анализ этих причин позволил авторам прийти к выводу, что основным фактором, влияющим на эффективность природоохранной деятельности судовладельческой организации при эксплуатации судов, является мотивация к действиям, которые должны выполняться в процессе управления экологической безопасностью судна.
По мнению авторов [1], формирование мотивации обеспечивается рядом мероприятий, которые должны носить повторяющийся характер:
а) разъяснение мер ответственности за невыполнение природоохранных мероприятий;
б) дополнительная профессиональная подготовка;
в) информирование о случаях нарушений требований природоохранного законодательства;
г) проверка состояния деятельности по обеспечению экологической безопасности;
д) наставническая (воспитательная) работа в данном направлении.
Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, ¡промысловое и техническое использование
Мы считаем, что дополнительная профессиональная подготовка экипажей судов камчатского флота может быть организована на базе КамчатГТУ, выполняющего большой объем научных исследований в области защиты судов от коррозии [4-20]. Наставническая (воспитательная) работа уже организована в КамчатГТУ. Курсанты, студенты и аспиранты КамчатГТУ (Ястребов Д.П., Рыков Е.В., Шунькин Д.В., Бессонов А.И., Яремчук A.A., Арчибисов Д.А. и другие) внесли большой вклад в развитие научных исследований в области защиты судов и кораблей от коррозии. Они готовы контролировать эффективность систем защиты от коррозии на судах, участвовать в приемке судов в эксплуатацию после их докового ремонта (согласно ГОСТ 9.056-75), оценивать качество протекторов и лакокрасочных материалов, используемых при ремонте судов.
Практическая значимость результатов деятельности молодежного научного сообщества мореходного факультета КамчатГТУ подтверждена результатами контроля систем защиты от коррозии судов камчатского флота, приведенных в таблице.
Таблица
Результаты контроля систем защиты от коррозии судов камчатского флота
Дата обследования Название судна Результат обследования
16.10.17 «ПЖС-219» Отлично (после ремонта)
16.10.17 «СР-77» Удовлетворительно (был в доке 2014)
16.10.17 «Аламбай» Неудовлетворительно
10.10.17 СРТ «Брастцев» Отлично
12.05.17 МРС-024 Удовлетворительно (после ремонта)
12.05.17 МРС-114 Удовлетворительно (после ремонта)
12.05.17 МРС-049 Удовлетворительно (после ремонта)
12.05.17 МРС-039 Удовлетворительно (после ремонта)
12.05.17 МРС-326 Удовлетворительно (после ремонта)
12.05.17 Катер «Маяк» Неудовлетворительно (после ремонта)
19.04.17 МРС-324, 120 Неудовлетворительно (после ремонта)
13.07.16 «МаринСтар» Удовлетворительно (после ремонта)
12.09.17 MPC 150-020 Неудовлетворительно (после ремонта)
12.09.17 MPC 150-343 Неудовлетворительно (после ремонта)
Периоде 1.06.17 по 09.09.17 Катер «РУМ 52-22» Неудовлетворительно (после ремонта)
Периоде 17.01.17по 04.04.17 БАТМ «Михаил Старицын» Неудовлетворительно (до ремонта)
Литература
1. Решняк В.И., Решняк КВ.Управление экологической безопасностью при эксплуатации судов на внутренних водных путях // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - № 1(82). -С.95-99.
2. Деружинский В.Е., Томилин А.Н. Теоретические аспекты экологического мониторинга в транспортном комплексе страны // Эксплуатация морского транспорта. - 2015. - № 3(76). -С. 103-113.
3. Томилин А.Н. Человеческий фактор: понятие, сущность содержания, проблемы // Эксплуатация морского транспорта. - 2015. - № 3(76). - С. 95-102.
4. Белое O.A., Шевцов В.А., Ястребов Д.П. Обоснование оптимальной периодичности контроля работы протекторной защиты стальных корпусов судов // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - № 1(82). - С. 55-58.
5. Обоснование возможности исключения внешнего осмотра систем протекторной защиты стальных корпусов судов / В.А. Швецов, O.A. Белов, O.A. Белавина, Д.П. Ястребов II Вестник Ас-трахан. гос. техн. ун-та. Серия Морская техника и технология - 2017. - № 1. - С. 29-38.
6. К вопросу о продолжительности периода эффективной работы систем защиты от коррозии стальных корпусов вспомогательных судов / O.A. Белов, В.А. Швецов, Д.А. Арчибисов, O.A. Белавина II Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. Серия Морская техника и технология. -2017.-№3.-С. 7-15.
7. Белов O.A. Задачи исследования электрических полей судов и характеристика методов их решения // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2017. - № 40. - С. 12-17.
8. Белов O.A. Оценка безопасности эксплуатации судовых энергетических установок // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2017. - № 42. - С. 6-10.
9. Белов O.A. Современное состояние организации комплексной защиты металлических корпусов кораблей и судов от коррозии // Труды НГТУ им. P.E. Алексеева. - 2017. - № 3. -С.115-120.
9. Белое O.A., Клементьев СЛ., Дороганое А.Б. Коррозионные процессы как фактор снижения безопасности эксплуатации морских судов // Инноватика и экспертиза: Научные труды. -2017.-№ 1(19).-С. 123-126.
10. Внедрение усовершенствованного способа контроля систем протекторной защиты стальных корпусов судов камчатского флота / O.A. Белое, В.А. Швецов, Д.П. Ястребов, O.A. Белавина, Д.В. Шунькин // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - Петропавловск-Камчатский, 2017. -Вып. 39.-С. 6-11.
11. Обоснование необходимости подготовки операторов для измерения потенциала стальных корпусов судов и кораблей / В.А. Швецов, O.A. Белов, П.А. Белозёров, O.A. Белавина,
B.В. Кирносенко // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - Петропавловск-Камчатский, 2016. -Вып. 37. - С. 19-24.
12. Белов O.A., Дороганое А.Б. Проблемы методологии контроля электрохимической защиты стальных корпусов кораблей и судов // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - Вып. 37. - С. 10-13.
13. Белов O.A. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та.. - Петропавловск-Камчатский, 2014. - Вып. 30. -
C.11-16.
14. Обоснование выбора импортных электроизмерительных приборов для контроля систем протекторной защиты корпусов морских судов / П.А. Белозеров, В.А. Швецов, O.A. Белов, O.A. Белавина, Д.В. Шунькин, В.В. Кирносенко, ДА. Арчибисов, В.А. Пахомов II Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всерос. науч. практ. конф. - 2016. -С.119-120.
15. Дороганое А.Б., Белов O.A. Современное состояние методов и средств измерения электрического поля судов и кораблей // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всерос. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 125-127.
16. Оценка эффективности методик измерения потенциала стальных корпусов рыбопромысловых судов / В.А. Шевцов, O.A. Белое, Д.В. Шунькин, O.A. Белавина, А.Ю. Бессонов II Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всерос. науч.-практ. конф. -2016.-С. 191-193.
17. Динамика совершенствования систем электрохимической защиты от коррозии стальных корпусов морских судов и методов их контроля / В.А. Швецов, O.A. Белов, Д.В. Шунькин, O.A. Белавина, А.Б. Дороганое // Наука, образование, инновации: пути развития: Материалы Седьмой всерос. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 194-195.
18. Белов O.A., Парфенкин А.И. Обзор основных факторов снижения безопасности сложных технических систем // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2016. - № 35. - С. 11-14.
19. Белов O.A. Методология анализа и контроля безопасности судна как сложной организационно-технической системы // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2015. - № 34. - С. 12-18.
20. Испытание устройства для проверки правильности показаний хлорсеребряных электродов сравнения / В.А. Швецов, П.А. Белозёров, Н.В. Адельшина, В.А. Кирносенко, O.A. Белавина II Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - Вып. 31. - С. 47-55.