-й-- СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ -♦
EDUCATIONAL COOPERATION
О СОЗДАНИИ И СОПРОВОЖДЕНИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
Батжаргал Д., Севек В.К.
Институт финансов и экономики, Монголия, Улан-Батор Тувинский государственный университет, Кызыл
ON CREATION AND SUPPORT OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS
Batzhargal D.,Sevek V.K.
President of Institute of Finance and Economics in Ulaanbaatar, Mongolia.
Tuvan State University, Kyzyl
Представлен механизм создания и реализации совместных образовательных программ между ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» и Институтом финансов и экономики г. Улан-Батора Монголия. Программа предполагает реализацию международного сертифицированного обучения студентов по программе "CGMA/CFA" (ASBSP) на базе экономического факультета в сочетании с традиционными программами бакалавриата и магистратуры в дистанционной, электронной, смарт форме.
Ключевые слова: совмещенные образовательные программы, международное сертифицированное обучение, Тувинский государственный университет, Институт финансов и экономики, Монголия, сотрудничество, направления подготовки.
The mechanism of creation and implementation of joint educational programs between Tuvan State University and the Institute of Economics and Finance Ulan Bator, Mongolia is presented. The program involves the implementation of international certified training of students on the program "CGMA / CFA" (ASBSP) on the basis of the Faculty of Economics in conjunction with traditional undergraduate and graduate programs in remote, smart electronic form.
Key words: joint educational programs, international certified training, Tuvan State University, Institute of Finance and Economics, Mongolia, co-operation, training areas.
Актуальность и постановка проблемы. В любой стране мира, в ее внутренней и внешней политике, на образование населения отводится огромный приоритет. Наверное, такое явление можно объяснить с точки зрения социально-экономического подхода, антропоцентризмом, при котором человек выступает не только ресурсом и средством достижения экономического роста, но и целью экономического развития любой страны. Это особенно актуально в настоящее время, когда буквально за последние годы в мире происходят существенные социально-экономические и общественно-политические изменения. Заканчивается эпоха периода, где можно было на перспективу прогнозировать и планировать. В настоящее время мир стал нестабильным и
Тувинский государственный университет _
непредсказуемым. Полагаем, что Правительство РФ, понимая рост интенсивности набора угроз, включение системы образования и переквалификацию в программу «Глобальное образование», ставит, как одну из основных задач, дальнейшее социально-экономическое развитие страны. Правительством РФ от 20 июня 2014 года было принято постановление № 568 «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией». Данная программа носит название "Глобальное образование" и дает возможность любому желающему поступить в зарубежный университет и пройти в нем обучение за счет государства, но с определенными условиями. Первое из них - наличие у студента степени бакалавра. Второе -обязательство отработать в течение трех лет после получения иностранного диплома в российской компании.
В контексте выше сказанного Тувинский государственный университет (ТувГУ) совместно с Институтом финансов и экономики г. Улан-Батора Монголия (ИЭФ) вносит предложение о реализации международного сертифицированного обучения студентов по программе "СОМА/СРА" (АЭБЭР) на базе экономического факультета в сочетании с традиционными программами бакалавриата и магистра в дистанционной, электронной, смарт форме.
Краткое изложение предложения. С целью комплексного сотрудничества в Евразии по инициативе Российской Федерации и Китая в Евро-Азиатском регионе созданы мега проекты "Экономический коридор Великого шелкового пути", "Один пояс, одна дорога", "Шелковый путь", "Степная дорога". Финансирование для осуществления данных инициатив взял на себя Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), который открылся в Пекине, Китай в январе 201б года.
В настоящее время в Сибирском регионе РФ, западных и северовосточных регионах Китая и на Ближнем Востоке создаются все условия для ведения экономически активных действий, которые, как правило, привлекают интерес транснациональных корпораций. В связи с этим, региональным университетам совместными усилиями предстоит выполнить сложную задачу по организации подготовки квалифицированных специалистов, необходимых регионам за короткий срок и в доступной им форме. В соответствии с вышеизложенными потребностями, Институт финансов и экономики Монголии совместно с Университетом финансов и экономики г. Донгбэя, Китай и ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» в рамках заключенного
соглашения о взаимном сотрудничестве предлагает внедрить программы CGMA, CFA11, ACCA (квалификации международного уровня) в сочетании с традиционными программами бакалавра и магистра в виде учебного пакета, обучение которых будет проводиться посредством дистанционного обучения.
ИФЭ на первом этапе предлагает вышеуказанное международное сертифицированное обучение перевести в дистанционную, электронную смарт форму и проводить это обучение совместно с ТувГУ. При этом ИФЭ в дальнейшем сможет оказать помощь ТувГУ в получении признания программ бакалавриата по бухгалтерскому учету и финансовому управлению Ассоциациями "CGMA, ACCA, CFA"12. Признания (аккредитация) вышеупомянутыми ассоциациями можно будет добиться в течение ближайших 3-5 лет через совместное проведение обучения программы бакалавра по бухгалтерскому учету и финансовому управлению (2+2, 1+1+2 или 1+2+1) или дистанционного обучения летних курсов. После окончания обучения и присвоения квалификации "CGMA, ACCA, CFA" студент может поступить в магистратуру престижных университетов США, Китая, Кореи, Кипра, Великобритании и Тайваня. При этом, транскрипции по основным и фундаментальным теоретическим дисциплинам будут зачтены, что позволяет студенту начать изучение только специализированных дисциплин, по завершению изучения которых будет присвоена степень магистра. Схема, где указано содержание учебного пакета, дана на рисунке 1.
11 В конце 2015 года эти две программы объединились в одну, и теперь называется АСББР (Ассоциация коллегиальных бизнес школ и программ).
12 История развития управленческого учета тесно связана с развитием экономики государств. При этом необходимо отметить тот факт, что чем быстрее шло развитие экономических процессов в стране, тем быстрее развивался управленческий учет. Появление бухгалтерского управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связывают с Американской ассоциацией бухгалтеров. Впервые в 1972 г. ассоциация подготовила специалистов по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Этот год ознаменовал официальное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Следует отметить, что появление управленческого учета было не просто сменой терминов, а новым явлением, которое получило развитие в рамках производственного учета и требовало большой организационной и методологической перестройки всей системы бухгалтерского учета. Источник: Кот Е. М., Сабурова Л. В. Развитие мировой практики управленческого учета в бюджетной и коммерческой сферах экономики // Аграрный вестник Урала. - 2016. - № 2 (144). - С. 76-79. Управленческий учет - это то звено, без которого на сегодняшний момент предприятие (учреждение) потеряет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью, в результате чего станет невозможным принимать объективные и своевременные решения в управлении производством.
СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА
Форма: ?+2 или 1+1+2
II рола лжет пыосп: 4 года
управление Lvxia.Tr ерш ■ Р Эя
программы аккреднтнрованиы через ACBSP
Институт Финансов и Экономный. МОНГОЛИЯ
ЛунбеЙскиЙ Университет Финансов и Экономики. Китай
Азиатский Университет. Тайвань
Ннкозня Университет, Кипр
Межлуна родная Школя Бизнеса, Солбридж, Южная Корея
Вусонскнй Университет. Южная Корея
Хандонскнй Глобальный У1шверснтет. Южная Корея
Выпускники ИФЭ-
Совмесгной Программы могут быть освобождены от 5-8 жзамеиов по основным и общим предметам
Институт Финале о« и Экономики I НИ Проспект Мира -5. Уаааюаатар. Монгол! Почтовое отделение -49 Тел факс 976-15837» И «сайт www.ifc.cdumn Email dolgomiaa i (a i fe edn huí, gantuya.bg ifeedumn. odger-clafrifcedmun
АССА-' Ассоциации Дипломированных ( ертифипиропаишл
Бутгшгров
АССА одна нэ крупнейших и быстро развивающихся международных организаций по бухгалтерскому учёту, насчитывающая оолее 162 ООО членов и 428 ООО студентов в 173 странах Структура
сертифицированных икзаменов
• Базовый уровень 9 предметов
• Продвинутый уровень 3 предмета
• Уровень квалификации: 6 предметов
• Профессиональный уровень 5 предметов
• 3 года практического опыта
• Профессиональная Этика
ОМА- Институт Присяжных Бухгалтеров по Управленческому
Учету/
США одна HJ крупнейших и быстро развивающихся международных организаций по управлению бухгалтерского учёта CIMA была создана в 1923 г. CIMA является первым выоором работодателей с более чем 227.000 членами н студентами в 179 странах по всему миру.
CLMA структура сертификации
• Сертифицированный уровень: 5 предметов
• Оперативный уровень 4 предмета
• Уровень Управления 4 предмета
• Стратегический уровень 4 предмета
• 3-х летний стаж работы
C'FA Дипломированный Финансовый Аыялншк
(CFA) квалификация является одной ni самой уважаемой н пригнанной инвестицией в мире
Выпускники НФ'З-
С'овмесгной Программы могут быть освобождены от 12 экзаменов по основным и общим предметам
s
ш
(D ТЗ О
рисунке 1) согласно освоению выбранной программы студентом. Во-вторых, имеют возможность продолжения обучения в магистратуре в других странах по международным сертифицированным программам. В-третьих, окончившие ранее обучение и имеющие дипломы специалиста или бакалавра могут пройти обучение по программам с присвоением квалификации "CGMA, ACCA, CFA". В-четвертых, следует отметить, что успешно прошедшие обучение выпускники будут востребованы не только в малом бизнесе, но и для крупных предприятий Тувы, поскольку они будут иметь дипломы с международным признанием с квалификацией "CGMA, ACCA, CFA". В-пятых, с социальной точки зрения, образование - это не особый сегмент рынка, создающий товар особого рода, а общественное, обеспечивающее воспроизводство социума. Оно должно обеспечивать формирование нравственно ответственной личности, без чего социум не может успешно развиваться. И в этом смысле доступное международное сертифицированное образование есть социально-нравственный императив. В-шестых, образование - сфера, которая в условиях экономики, основанной на знаниях, не расходует общественные средства, а создает главный ресурс постиндустриального развития - креативные качества работника.
Способы проведения обучения. Обучение будет основываться и проводиться на электронной платформе ИФЭ Монголии на английском языке в виде видео занятий13, электронных материалов для чтения, упражнений, тестов. Во время обучения преподаватель будет руководить и направлять студентов на расстоянии (дистанционно), вести занятия при помощи видео конференций, семинаров, обсуждений и чатов. Один раз в год в летний сезон будет организовываться обзорное обучение в Китае, Российской Федерации и Монголии поочерёдно. Желающие записаться на летние курсы обязуются покрыть затраты на двусторонний проезд и питание, принимающий университет берет на себя затраты по проживанию, транспортные расходы по городу, обеспечение аудиториями. Для совместного проведения дистанционного обучения ТувГУ потребуется дополнительно приобрести технические средства: видеокамеры, веб-камеры, конвертор, микрофон и другие необходимые оборудования.
Роль и обязательства Сторон
Со стороны Института финансов и экономики, Монголия:
1. Разработать содержание программ CGMA, ACCA, CFA совместно с Университетом финансов и экономики г. Донгбея, Китай и последующее его расположение на веб-платформе дистанционного обучения Института финансов и экономики.
13 При приеме студентов по международным сертифицированным программам более 15 человек, обучение может проводиться на русском языке. Желаемый язык обучения английский.
Тувинский государственный университет _
2. Организовать проведение обучения совместно с Университетом финансов и экономики г. Донгбея.
3. Разработать и предоставить рекомендации по привлечению абитуриентов.
4. Развить и расширить программу бакалавриата финансового управления и бухгалтерского учёта ТувГУ по всем возможным формам обучения, а также помочь получить право на проведение обучения CGMA, ACCA, CFA, и получение привилегий в течении 3-5 лет.
5. Создать для студентов возможность, обучающихся на курсах CGMA, ACCA, CFA, присвоения степени магистра университетов развитых стран посредством зачета транскриптов общих и фундаментально-теоретических предметов, заключение контрактов и их исполнение.
Со стороны Университета финансов и экономики г. Донгбея, Китай:
1. Разработать содержание программ CGMA, ACCA, CFA совместно с Институтом финансов и экономики, Монголия.
2. Организовать проведение обучения совместно с Институтом финансов и экономики, Монголия.
3. Представить рекомендации и содержание по привлечению потенциальных кандидатов.
4. Развить и расширить программу бакалавриата финансового управления и бухгалтерского учета ТувГУ по всем возможным вариантам обучения, а также помочь получить право на проведение обучения CGMA, ACCA, CFA, и получение привилегий в течении 3-5 лет.
5. Создать возможность для студентов, обучающихся на курсах CGMA, ACCA, CFA, присвоения степени магистра Университетов развитых стран посредством зачета транскрипций основных и фундаментальных теоретических дисциплин, заключение контрактов и их исполнение.
Роль и обязательства Тувинского государственного университета:
1. Организовать в своем регионе соответствующие мероприятия по привлечению потенциальных абитуриентов согласно разработанному содержанию и методологии Института финансов и экономики, Монголия и Университета финансов и экономики Донгбея, провести регистрацию абитуриентов и поступающих, и обмениваться информацией.
2. Согласно предложению Института финансов и экономики и Университета финансов и экономики Донгбея, создать условия для проведения дистанционного обучения, оборудовать надлежащими техническими средствами.
3. Обеспечить студентов учебными аудиториями, общежитием и транспортом при проведении летних курсов по двустороннему соглашению.
4. Оказать административную поддержку, необходимую для организации учебных мероприятий.
5. В случае достижения взаимного понимания и согласия, заключить Меморандум о взаимопонимании, на основании которого будут заключаться исполнительные договора сторон.
Преимущества сотрудничества:
1. Признание программы бакалавриата и магистра по бухгалтерскому учету и финансовому управлению ТувГУ на мировом уровне.
2. Возможность приобретения лицензий профессиональных квалификаций CGMA, ACCA, CFA.
3. Реализация проекта без финансовых рисков. Операционные затраты будут покрываться 30% от оплаты обучения.
4. Возможность заимствования/освоения программы магистра признанных университетов развитых стран.
5. Укрепление репутации ТувГУ в Сибирско-федеральном округе
России.
6. В случае активного сотрудничества откроется возможность проводить образовательные реформы посредством привлечения инвестиций из Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций.
7. Возможность выйти на международные рынки, разместив на веб платформе Университета финансов и экономики программы своего университета в электронной, смарт форме.
Дорлигжавын Батжаргал - к.э.н., ректор Института финансов и экономики г. Улан-Батара Монголия.
Batjargal Dorligjav - Candidate of Economical Sciences (PhD), President of Institute of Finance and Economics in Ulaanbaatar, Mongolia.
Севек Вячеслав Кыргысович - доктор экономических наук, доцент, декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет».
Sevek Vyacheslav - Doctor of Economic Sciences (Sc.D), Associate Professor, Dean of the Economic faculty of "Tuvan state University".