СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
К.Ю. Котова,
доцент Пермского государственного национального исследовательского университета,
кандидат экономических наук [email protected]
A.B. Лукиных,
бакалавр направления «Экономика» Пермского государственного национального исследовательского университета
В статье рассмотрены проблемы развития управленческого учета, проанализирован зарубежный опыт регулирования управленческой деятельности, разработаны ключевые направления его совершенствования — создание института саморегулирования и описание стандартов, способствующих повышению качества корпоративного управления, увеличению эффективности деятельности и росту конкурентоспособности российских компаний. Сформулированы положения учетной политики для целей управленческого учета, появление которых вызвано трансформацией финансовой функции в системе управления организацией.
Ключевые слова: управленческий учет, стандартизация, проблемы управленческого учета, саморегулирование, Институт управленческого учета
УДК 657 ББК 65.290я7
Мировой опыт показывает, что осуществление процедур и применение инструментов управленческого учета во многом обеспечивает рост экономической эффективности коммерческих организаций. Для практического овладения этими приемами требуется современные методические издания, необходимо постоянное совершенствование расчетного механизма принятия экономически обоснованных управленческих решений. Между тем, в ряде стран были опубликованы стандарты по управленческому учету, которые носят рекомендательный характер, они способствуют быстрому распространению новых взглядов и практик среди организаций в области управленческого учета.
Распространению управленческого учета в российской бизнес-среде во многом способствовали труды зарубежных исследователей — прежде всего П. Брюэра, Р. Гариссона, Э. Норина [6], Э. Дж. Долана, К. Друри [7], К. Уорда, Ч. Хорнгрена, Дж. Фостера, а также отечественных ученых — С.В. Булгаковой [2], В.Б. Ивашкевича [8], М.И. Кутера, С.А. Николаевой, В.Ф. Палия, Я.В. Соколова и В.Я. Соколова, А.Д. Шеремета, Т.Г. Ше-шуковой [23]. В их работах представлены основные подходы к организации управленческого учета на предприятиях, его инструментарий и возможности. Но в них не исследованы проблемы институционального регулирования деятельности в области управленческого учета. До сих пор не выработан единый методологический подход к описанию процесса управления основной производственной деятельностью и банком в частности и вообще хозяйственным предприятием. Мы постараемся ликвидировать этот пробел, и исследуем вопросы саморегулирования и стандартизации управленческого учета.
Саморегулирование подразумевает создание отраслевых и профессиональных некоммерческих организаций, объединяющих субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида [24]. Так, например, институтами саморегулирования являются Ассоциация профессиональных бухгалтеров, Ассоциация российских банков, саморегулируемые организации в области строительства, аудита и т.д. Они разрабатывают единые правила к деятельности — отраслевые и профессиональные стандарты, рекомендуют подходы, которые исключают разночтения при исполнении законодательства, вносят предложения в существующие законы и т.д., а также стандарты, предъявляющие унифицированные минимальные требования к деятельности. В то же время они должны учитывать многообразие моделей функционирования различных субъектов в зависимости от сложности, масштаба, региона деятельности и других факторов, влияющих на выбор менеджментом конк-
ретных схем организации управления. И если с понятием саморегулирования все более или менее ясно, то понятие стандартизации требует прояснения. В различных источниках мы можем найти несколько направлений его интерпретации. Так, под стандартизацией понимается способ тиражирования образцов деятельности, способ технологизации и рационализации деятельности, признак широкого признания деятельности, фактор развития деятельности [13].
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Таким образом, стандартизация — это процесс формирования и формализации норм деятельности. Стандартизация управленческой деятельности является залогом совершенствования информационных потоков, объективности документального оформления операций, своевременности принятия управленческих решений, прозрачности приемов формирования результативных показателей структурных подразделений и оценки исполнительской дисциплины руководителей подразделений. Стандартизацию следует отличать от рационализации, по которой понимают процесс выстраивания деятельности в соответствии с определенной нормой. То есть регламенты раскрывают и уточняют нормы, отражаемые в стандартах.
Стандартизация — это процесс формирования и формализации норм деятельности, инструмент выстраивания процессов воспроизводства, функционирования и развития. Она выступает как форма внешнего контроля за деятельностью, а также является фактором развития деятельности. Стандарты призваны сформировать более глубокое понимание профессии; добиться более широкого признания решающей роли управленческого учета в работе организации и обеспечить его применение на высших организационных уровнях; обеспечить реализацию всего потенциала управленческого учета. В будущем это будет мощным фактором развития управленческого учета, поскольку наличие грамотных специалистов, владеющих самыми современными техниками, позволит значительно усовершенствовать управленческий учет, повысить качество принимаемых решений и, в конечном счете, конкурентоспособность российских предприятий. Управленческий учет выйдет за рамки компании и будет аккумулировать информацию о возможностях внешней среды (конкурентный анализ себестоимости в сравнении с образцами отрасли). Все это позволит экономить ресурсы, масштабировать задачи и фокусироваться на инновационном росте и развитии бизнеса.
На сегодняшний день, самая крупная саморегулируемая некоммерческая организация в России — Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов (далее ИПБ), которая создает условия для профессионального развития бухгалтеров и аудиторов, представляет и защищает интересы профессионального сообщества на национальном и международном уровне. В своей системе ИПБ России расширяет границы профессионального стандарта «Бухгалтер», что позволяет бухгалтеру стать по-настоящему эффективным специалистом, способным быстро адаптироваться к меняющимся условиям, обеспечивая при этом требуемое качество результатов своего труда, видящим перспективу своего развития в профессиональной деятельности, а также имеющим возможность самому оказывать влияние на экономическую среду. Примером ее конструктивного влияния на деятельность в области бухгалтерского учета могут служить рекомендации Экспертной группы по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной при Минфине России. Одним из результатов ее работы стало издание Минфином России приказа от 16.05.2016г. № 64н «О внесении изменений в ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 и ПБУ 17/02), касающихся организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Новые нормы, которые явились результатом коллективного труда представителей Минфина России, ИПБ России и представителей бизнеса, позволяют уже сегодня существенно сократить трудозатраты бухгалтеров в этом секторе экономики.
К сожалению, в России не созданы саморегулируемые организации по вопросам управленческого учета. Попытка на макроуровне обеспечить систематизацию подходов и методов управленческого учета была предпринята экспертно-кон-сультативным советом при Минэкономразвитии РФ в 2002 г., которым были подготовлены методические рекомендации по вопросам управленческого учета, но на этом деятельность совета была прекращена.
Мы разделяем мнение М.А. Вахрушиной, Е.А. Супруновой [4, 18] о необходимости создания института управленческого учета, основными функциями которого будут:
- предварительная подготовка и обсуждение проектов инструктивных материалов по вопросам управленческого учета;
- организация проведения научных исследований в области бухгалтерского управленческого учета;
- содействие повышению престижа профессии бухгалтера-аналитика, подготовка и повышение квалификации специалистов управленческого учета;
- разработка и внедрение стандартов по управленческому учету для предприятий разных отраслей, в т.ч. банков.
Для формирования института управленческого учета предлагается обратиться к зарубежному опыту. В международной практике основными центрами формирования методологической базы и обеспечения унифицированного квалификационного уровня специалистов и анализа в области управленческого учета обычно выступают саморегулируемые профессиональные объединения (см. табл. 1) [11].
В США профессиональным объединением является Институт специалистов по управленческому учету (Institute of Management Accountants — IMA), в Великобритании — Институт управленческого учета (Chartered Institute of Management Accountants — CIMA). Считается, что сертификат CIMA, более «узнаваем» в Европе, а также в Новой Зеландии, Австралии и других странах-членах Содружества Наций. Данные организации координируют работу по развитию методологической базы
Таблица 1
Международные профессиональные институты, регулирующие деятельность в сфере управленческого учета в США и великобритании
Страна Институт Члены института Цель создания деятельность
США IMA, некоммерческая органи-з а ц и я , основана в 1919 г. 75 тыс. членов и 300 региональных отделений в США и по всему миру Сертифицирует по двум направлениям: 1) CMA (Certified Management Accountant) — сертифицированный специалист по управленческому учету; 2) CFM (Certified Financial Manager) — сертифицированный финансовый менеджер. Проводит национальные конференции и семинары, бесплатные курсы дистанционного обучения, а также специализированные тренинги; Издает журнал «Strategic Finance» («Стратегические финансы»).
Вели-кобри-тания CIMA, организован в 1919 г. 50 тыс. членов и 70 тыс. студентов в 156 странах мира Формирует у специалистов аналитических и стратегических навыков в таких сферах, как финансовый менеджмент, управленческий учет, разработка и оценка инвестиционных проектов и др. Ведет активную учебную, исследовательскую и издательскую деятельность. Предоставляет весь спектр информации для планирования и управления предприятиями.
управленческого учета и анализа в национальном и международном контексте, разрабатывают требования к уровню квалификации специалистов по управленческом учету, совместно с университетами составляют программы обучения в области управленческого учета, обеспечивают проведение сертификации специалистов, а также непрерывное повышение квалификации [19]. Членами института являются генеральные и финансовые директора компаний, финансовые контролеры, казначеи, аудиторы и др. представители финансовой профессии.
В США уже более 20 лет комитетом Института специалистов разрабатывается система положений по управленческому чету (Statements on Management Accounting — SMA), которые являются рекомендациями для компаний. Система этих положении включает пять уровней [11, с. 5]:
- цели управленческого учета (Objectives);
- терминология (Terminology);
- концепции (Concepts);
- практика и техника (Practices and Techniques);
- управление учетной деятельностью (Management of Accountinung Activities).
Являясь национальными документами по управленческому учету, одинаково применяемыми для фирм любых юрисдикций, эти положения могут использоваться как базовые и российскими компаниями.
Практика показывает, что при внедрении на российском предприятии управленческого учета почти всегда возникают серьезные трудности, вызванные непониманием специалистами компаний целей управленческого учета, сущности информации, содержащейся в управленческих отчетах, отсутствие навыков (или мотивации) подготовки управленческой отчетности. Профессиональный статус и положение работников, занимающихся управленческим учетом, на правовом уровне оказывается неопределенным.
Изложенные проблемы обусловливают полезность стандартизации управленческого учета. Законодатель не может отрегулировать эту сферу жестким способом, что связано с ориентацией управленческого учета на соответствие стратегии развития конкретного предприятия и решения конкретных задач управления. Как раз в этом случае была бы уместна система саморегулирования, основой который являются стандарты, раскрывающие возможные границы применения концепции управленческого учета. Для этого необходимо признание государством общественного профессионального мнения и действенного сотрудничества с профессиональными организациями разных отраслей.
Для реализации стандартизации управленческого учета мы предлагаем трехуровневую систему нормативного регулирования (см. рис. 1).
На организацию управленческого учета может косвенно воздействовать государство (первый уровень) через регулирование финансово-хозяйственной деятельности субъектов
Государственный уровень регулирования
- законодательство РФ
- ратифицированные международные соглашения (например, FATE: Financial Action Task Force on Money Laundering — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем)
Учетная политика по управленческому учету, рабочие инструкции, методические рекомендации по управленческому учету
рис.1. Схема нормативно-правового регулирования управленческой деятельности [Составлено авторами]
коммерческой и некоммерческой деятельности и применение действующих международных соглашений в этой области. Второй уровень — это стандарты профессиональной деятельности практикующих специалистов по управленческому учету. На третьем, микроуровне находятся стандарты, которые разрабатываются и принимаются самим предприятием.
Создание института управленческого учета в России обеспечит внедрение передового опыта переподготовки и повышения квалификации кадров. На примере аналогичных сообществ других стран, институт должен предъявить требования к уровню профессионального образования и уровню профессионализма в сфере управленческого учета (см. табл. 2) [15, с.16].
Таблица 2
Квалификационные требования международных профессиональных институтов, регулирующих деятельность в сфере управленческого учета
*IMA (Institute of Management Accountants) — Институт бухгалтеров управленческого учета.
**CIMA (Chartered Institute of Management Accountants) — Сертификационный институт бухгалтеров управленческого учета. ***CMA (Certified Management Accountant) — Сертифицированный специалист по управленческому учет
Составлено по данным О.Л. Островской, Е.Б. Абдаловой, М.А. Осипова, А.Е. Карлик — М.: Издательство Юрайт, 2017 [15].
Все институты поддерживают и продвигают квалификацию — профессиональный бухгалтер управленческого учета (CMA — Certified Management Accountant) [19]. По данным международного рекрутингового агентства Robert Half [25], на сегодняшний день востребованы профессиональные серти-
фикаты, которые демонстрируют знания и навыки кандидата в какой-либо конкретной дисциплине, а именно:
- CFA (Chartered Financial Analyst) — дипломированный финансовый аналитик;
- CGMA (Chartered Global Management Accountant) — сертифицированный международный специалист в области управленческого учета;
- CMA (Certified Management Accountant) — сертифицированный специалист по управленческому учету;
- PMP (Project Management Professional) — специалист в управлении проектов;
- MBA (Master of Business Administration) — магистр делового администрирования, для руководителей среднего и высшего звена.
Квалификационные требования определяют круг лиц, которые могут стать членами профессионального института. Это люди, обладающие высшим образованием, имеющие опыт работы как минимум три года, сдавшие профессиональные экзамены, способные выполнять определенные функциональные обязанности, соблюдающие кодекс профессиональной этики.
При разработке и доработке российских стандартов и рекомендаций по управленческому учету можно взять то лучшее, что присутствует в положениях по управленческому учету института управленческих бухгалтеров США (SMA), особенно в части стандартов четвертой и пятой категории.
Обязательность стандартов приводит к невозможности применения индивидуального подхода, единственно способного отразить реальную ситуацию, обеспечить достижение стоящих перед бизнесом целей. И в этом смысле важно, чтобы стандарт носил рекомендательный характер, как способ добросовестного и ответственного ведения бизнеса.
В соответствии с рекомендациями Института управленческого учета США приоритетными внутриорганизационными стандартами являются:
1. Стандарт по ведению управленческого учета, включающий вопросы об организационной структуре исполнителей при ведении управленческого учета, распределении функций управленческого учета
2. Стандарт о документах, документообороте и отчетности в управленческом учете, поясняющий состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов. Положения стандарта должны носить рекомендательный характер, единые требования к документам обеспечивают удобство в работе с документами, сокращают время на обработку данных.
3. Стандарт учета затрат и формирования себестоимости, описывающий применяемые системы учета затрат, организацию учета прямых материальных затрат и калькулирование себестоимости, распределение косвенных производственных и непроизводственных затрат, затрат на информационное окружение (среду) управленческого учета.
4. Стандарт о разработке системы бюджетов и бюджетирования, в т.ч. раскрывающий вопросы управления денежными потоками.
Данные стандарты устанавливают порядок и принципы ведения учета применительно ко всем сегментам и видам деятельности. Перечень стандартов определяется самой организацией. Необходимость внедрения того или иного стандарта зависит от вида бизнеса, структуры компании и других факторов. Все стандарты имеют единую структуру, которая включает в себя:
- область распространения;
- содержательную (основную) часть стандарта;
- информационные данные.
Например, стандарт учета затрат и формирования себестоимости будет способствовать экономии ресурсов и максимизации отдачи от них, а стандарт бюджетной системы позволит координировать различные хозяйственные функции холдинга путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов.
Нами разработана унифицированная структура стандарта, включающая в себя: общие положения, используемые понятия, концептуальные основы оценки системы управленческого учета.
Гражданский кодекс Фз «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ)
Закон «О самогерулируемых организациях» (№315-Ф3) Другие законы Указы Президента, нормативные акты министерств, ведомств (ПБУ)
i
Квалификационные требования IMA* CIMA** CMA***
Уровень образования + + +
Опыт работы + + +
Сдача блоков профессиональных экзаменов + + +
Соблюдение требований профессиональной этики + + +
Функциональные компетенции:
Стратегическое управление + + +
Управление рисками и руководство деятельности + + +
Оценка эффективности деятельности + +
Финансовый менеджмент + + +
Финансовая отчетность + + +
Принятия управленческих решений + + +
Лидерство + + +
Коммуникативность + + +
1 02
Цель стандарта заключается в систематизации и обобщении имеющегося опыта в развитии системы управленческого учета в целях повышения эффективности управления и качества учетных процессов за счет формализации требований к их организации.
В таблице 3 приведен набор положений, предлагаемый для включения в систему стандарта по ведению управленческого учета.
Таблица 3
Структура стандарта по организации управленческого учета
№ п/п
Положение
Кодекс профессиональной этики
Требования к специалистам по управленческому учету
Сфера про-фессиональ-ной ответственности
Термин «уп-равленчес-кий бухгалтер»
Образование для карьеры в управленческом учёте
Категория практика и техник (аналогично положению по управленческому учету — SMA)
Управление учётной деятельностью
Содержание
1. Основные принципы этического профессионального поведения (профессиональная компетентность, профессиональное поведение, объективность, конфиденциальность).
2. Определение непрофессионального поведения.
3. Примеры неправомерных действий.
- профессиональные требования (опыт работы, опыт калькулирования, опыт со специальными сложными программными продуктами и др.);
- коммуникативные требования (опыт работы по управлению конфликтами, умение работы в команде).
- прогнозирование и бюджетирование;
- разработка бизнес-планов;
- ведение счетов управленческого учета;
- анализ данных счетов управленческого учета: по центрам расходов и каналом прибыльности;
- ведение учета себестоимости продаж;
- контроль за достижением стратегических целей;
- подготовка отчетности по ключевым финансовым и нефинансовым показателям бизнес эффективности (КР1)
и др._
лица, вовлеченные в процесс выполнения таких функций, как контроллинг, казначейство, финансовый анализ, планирование и бюджетирование, учет затрат, внутренний аудит, системы управления и общий бухгалтерский учет
Документ, содержащий учебные планы и описания курсов, который дает детальные руководства для учебных заведений, которые поднимают профессиональный уровень специалистов управленческого учёта
- измерения эффективности предприятия
- учет распределения косвенных производственных затрат
- измерения стоимости производственного потенциала
- учет основных средств
- внедрение автоматизированных систем документооборота
- техника и методы внедрения управления затратами (стандарт-костинг, директ-кос-тинг, таргет-костинга)
- основы внедрения современных технологий управления («точно в срок», теория ограничений — TOC) и др.
- система сбалансированных показателей (ключевые показатели эффективности — KPI, ключевые факторы успеха — CSF).
- измерения и оценки работы контролёров
- форматы отчетов и своевременность их предоставления
Разработка таких рекомендаций задает определенный уровень, которому следует соответствовать, т.е. приводит к упорядочению терминологии, технической сопоставимости данных,
позволяет готовить кадры с необходимыми для реализации стандартов компетенциями. Стандарт должен предложить несколько альтернативных вариантов на этапе учетных и контрольных работ, для каждого из которых дан обзор возможностей и ограничений их применения. Положения стандарта адресованы всем специалистам, связанным с процессом подготовки управленческих данных (бухгалтерам, финансовым менеджерам, аналитикам и др.).
При разработке внутрифирменных стандартов не следует отказываться от детального описания предмета учетных операций, нестандартных ситуаций, приведения примеров. Внедрение рассмотренных нами внутриорганизационных стандартов позволит организации оперативно вести учет доходов и затрат в детализации по бизнес-процессам.
Внутриорганизационная стандартизация управленческого учета всецело направлена на повышение эффективности деятельности и уровня конкурентоспособности компании. Она даст возможность оперативно принимать важные управленческие решения и контролировать выполнение утвержденной стратегии устойчивого развития организации.
Учетная политика для целей управленческого учета как внутренний регламентирующий документ, представляет собой совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации. Авторами разработаны и сформулированы положения учетной политики для целей управленческого учета, включающие нефинансовые показатели деятельности организации, с учетом полезности информации, ее понятности и достаточности для принятия обоснованных управленских решений (см. табл. 4 [9,14,17].
Использование в учетной политики ключевых показателей деятельности организации (КР1), нефинансовых показателей, и др. дает возможность:
- определить положение компании в конкурентной среде;
- видеть различия в работе филиалов и предсказывать трудности;
- развивать и улучшать наиболее перспективные направления бизнеса;
- в доступной и наглядной форме показывать влияние того или иного процесса на результат;
- разграничить ответственность за показатели, идентифицируемые в каждом конкретном центре ответственности;
- способствуют мотивированию персонала на результат;
- придают осмысленность каждому управленческому решению.
Одним из главных преимуществ, которое получит хозяйствующий субъект от использования учетной политики для целей управленческого учета, является рост их конкурентоспособности благодаря организации внутрифирменного управления на базе специальным образом подготовленной, структурированной оперативной информации.
Стандартизация управленческого учета на базе саморегулируемых организаций направлена на закрепление российской практики управленческого учета, и включает:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования управленческого учета в России. Создание профессиональной ассоциации специалистов, занимающихся управленческим учетом, разработка учетной политики для управленческого учета.
2. Разработку практических рекомендаций по организации и ведению управленческого учета во-первых, сделает его доступным для малых и средних предприятий, не имеющих возможность разработать собственные системы управленческого учета, по причине их высокой стоимости. Во-вторых, упростит процедуру покупки-продажи бизнеса и общение с кредитными структурами, сделает предприятие более открытым и привлекательным для инвесторов.
3. Введение в Общероссийский классификатор профессий категории «Бухгалтер по управленческому учету». Установление на уровне данной ассоциации необходимого квалификационного минимума для лиц, занимающихся управленческим учетом.
2
3
4
5
6
7
Таблица 4
Элементы управленческой учетной политики
Элемент учетной политики Содержание результат на выходе
Перечень и классификация центров ответственности (ЦО) - центр доходов - центр затрат - центр прибыли - центр инвестиций - центр продаж - центр управления Деление подразделений затрат по ЦО позволят менеджеру предприятия контролировать и при необходимости снижать затраты определенных ЦО
Рабочий план счетов управленческого учета Счета 30-39 рекомендуется применять для учета расходов по элементам Создает завершенную информационную структуру, позволяющую получать внутреннюю управленческую информацию
Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета - способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; - подходы к установлению сроков полезного использования. Информация об остаточной стоимости объектов основных средств
Формы отчетности центров затрат и центров ответственности Отчет об исполнении сметы: - наименование контролируемых затрат - затраты по смете - фактические расходы - отклонение фактических затрат от сметных Сформированная отчетность каждого ЦО позволяет руководителю выявить отклонения по смете, а также сократить контролируемые расходы
Определение статей калькуляции, выбор методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции для отдельных центров финансовой ответственности Перечень статей определяется в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями; методы калькуляции зависит от типа производства, его сложности и т.д. Суть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель. Выбор метода определяет исчисление себестоимости продукции, выполненных работ, оказаны услуг.
Способы распределения косвенных расходов между отдельными видами объектами учета и калькулирования Например, общехозяйственные и общепроизводственные расходы могут распределяться пропорционально нормативным затратам. Коммерческие расходы распределяются по видам продукции пропорционально их производственной себестоимости Направлено на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции
Организация управленческого учета Структура службы, занимающая управленческим учетом (группа планирования, материальная группа, аналитическая группа и др.) Данное деление на группы позволяет более эффективно организовывать рабочий процесс
Ключевые показатели деятельности организации (КР1) Примеры показателей: Для руководителя отдела маркетинга — план продаж (процент от выполнения плана); Для менеджера отдела по работе с клиентами — количество урегулированных претензий клиентов. Служит для оценки работодателя своих сотрудников, оно позволяет проанализировать положение компании в настоящий момент и понять, насколько сегодняшнее положение соответствует стратегическим целям компании.
Нефинансовые показатели - рентабельность вложенного капитала и остаточной прибыли по сегментам деятельности; - показатели, характеризующие степень ориентации бизнеса на покупателя (число повторных заказов); - внутренних индикаторов (текучесть кадров) и др. Позволит усовершенствовать работу как организации в целом, так и работу отдельных лиц в организации
4. Проведение аттестации и сертификации бухгалтеров по управленческому учету. Проведение обучения и повышения квалификации бухгалтеров по управленческому учету.
Предложенный подход нацелен на саморазвитие экономических субъектов и понимания своего места на рынке предоставляемых услуг по сравнению с лучшей практикой. Под саморазвитием будет пониматься процесс качественного изменения организации, источником которого является инициатива персонала организации, сочетающаяся с эффектив-
ным управлением [10]. Создание стандартов и института профессионального регулирования управленческого учета будут способствовать быстрому распространению новых взглядов и практик среди организаций, формированию единообразия взглядов его участников. Она позволит сотрудникам организации иметь доступ к информации, повысит обоснованность принимаемых управленческих решений, будет стимулировать инициативность и внедрение инноваций в процессы управления предприятием.
литература
1. Алексеева С.В. Стандартизация положений учета и формирования информации в системе менеджмента качества // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — № 11. — С. 34-39.
2. Булгакова С.В., Подобедова Н.В. Диспозитивные свойства управленческого учета. // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 41 (335). — С. 17-28.
3. Бургонова Г.Н. Стандартизация и унификация бухгалтерского учета в России: проблемы и пути их решения // Ученые записки Международного банковского института. — 2012. — № 4. — С. 100-108.
4. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 33. — С. 12-23.
5. Воронова Е. Ю. Управленческий учет: учебник для академического бакалавриата — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 428 с.
6. Гаррисон Р., Норин Р., Брюэр П. Управленческий учет. 12-е изд. / пер. с англ., под ред. М.А. Карлика. СПб.: Питер, 2010. 592 с.
7. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений. — М: ЮНИТИ, 2012. — 655 с.
8. Ивашкевич В.Б. Проблемы теории управленческого учета и контроллинга // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 7 (349). — С. 2-14.
9. Кобелева В.В., Котова К.Ю. Учетная политика по управленческому учету как необходимый элемент системы менеджмента предприятия // Развитие учетно-аналитической и контрольной системы в условиях глобализации экономических процессов. Сб. науч. ст. под общ. ред. Т.Г. Шешуковой: Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2016. — С. 181-193.
10. Комаров С.В. Механизмы развития и саморазвития организации // Шумпетеровские чтения. — 2013. — № 1. — С. 28-36.
11. Королев, О.Г. Организация управленческого учета в коммерческом банке. — М.: Экон. науки, 2006. — 160 с.
12. Котова К.Ю., Балеевских В.Г. Управленческий учет в России: предпосылки становления и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 14. — С. 16-29.
13. Кудряшов С.А. Стандартизация, задание форматов и регламентов как современная методологическая практика управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fondgp.rU/lib/chteniya/xv/abstracts/4
14. Кузьмина М.С. Формирование управленческой учетной политики // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 4. — С. 25-30.
15. Островская О. Л. Управленческий учет: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. Л. Островская и др. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 383 с.
16. Рожнова О.В. Управленческий учет как глобальная учетная наука // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — № 6. — С. 17-25.
17. Соколова О.В. Роль учетной политики в управлении организацией и ее взаимосвязь с управленческим учетом // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. — 2011. — № 3. — С. 25-27.
18. Супрунова Е.А. Институт управленческого учета: возможные перспективы и поиск путей их осуществления // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 43 (337). — С. 14-22.
19. Трушевская А.А., Кретова Н.Н. Современный системный подход к формированию управленческой отчетности предприятия // Проблемы современной экономики. — 2016.- №2(58). — С.109-113.
20. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Управленческий учет: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 332 с.
21. Чернина О.А. Стандарты качества банковской деятельности // NAUKARASTUDENT.RU. — 2014. — No. 5(05-2014). URL: http://nauka-rastudent.rU/5/1467/ (дата обращения: 23. 03. 2017).
22. Шароватова Е.А. Приемы стандартизации управленческого учета на этапе заготовительной деятельности // Учет и статистика. — 2011. — Т. 2. — № 22.- С.5-1.
23. Шешукова Т.Г. История и перспективы развития управленческого учета на предприятии // Научный журнал «Вестник Пермского университета. Серия «Экономика».- Выпуск № 4(7). — 2010. .- С.20-26.
24. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/6988326d3d842078aa63a6b1cafc16d8e2b86e8f/ (дата обращения 24.02.2017).
25. http://www.hocktraining.com/blog/190615.htm (дата обращения 18.03.2017).
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МСФО КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ эТАПЕ РАЗВИТИЯ эКОНОМИКИ РФ
А.М. Петров,
профессор Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук [email protected]
Л.А. Мельникова,
доцент Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье анализируются сложности перехода на МСФО в России. Составление отчетности по МСФО является достаточно острой проблемой для компаний. Однако существует ряд ограничений и проблем, информационного, методологического и организационного характера, которые имеют свои пути решения и на данный момент успешно решаются органами государственной власти, саморегулируемыми организациями, такими, как ИПБ России, а также компаниями, заинтересованными в переходе на МСФО.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, отчетность, МСФО, консолидированная отчетность, переход на МСФО
УДК 657 ББК 65.052.5
Еще в июне 2004 года в ходе Национального конгресса «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности» директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина России Л.З. Шнейдман заявил, что «путь реформирования национальной системы отчетности уже определен: это переход на МСФО».
Методологической базой для разработки дальнейших и совершенствования ранее созданных Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) считаются Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и созданная в рамках выполнения этой программы Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (далее — Концепция). Перечисленные нормативные документы разработаны по указанию Правительства Российской Федерации и нацелены на повышение качества инфор-
мации, составляемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
7 июня 2002 г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) был опубликован пресс-релиз, который касался решения Совета министров Европейского Сообщества о применении МСФО, предложенного Европейской комиссией. Согласно данному решению, все европейские компании, акции которых котируются на открытом фондовом рынке, с 1 января 2005 г. стали обязаны представлять свою отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Эта норматива пока не распространяется на организации, акции которых котируются на фондовых рынках США и которые составляют свою отчетность в соответствия с US GAAP.
Следовательно, российским компаниям, которые хотели бы привлечь иностранных инвесторов, необходимо решить про-