УДК 82.085
В.И. АННУШКИН
Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина,
г. Москва
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ РУССКОЙ РИТОРИКИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обобщен почти десятилетний опыт деятельности Российской Риторической ассоциации с характеристикой сложившихся школ и направлений. Высказаны полемические суждения относительно сущности риторики и принципиальных задач, которые она решает как научная дисциплина. Проанализированы практический опыт преподавания риторики, достижения в организации ораторских конкурсов среди студентов и школьников, опыт работы в СМИ по популяризации риторических знаний.
In this article the almost ten-year experience of the activity of the Russian Rhetorical Association with the description of research guidelines and schools has been summarized. Some polemical ideas about the nature of rhetoric and principal tasks, which are being resolved by this scientific discipline, are declared. Problems concerning practical teaching of Rhetoric, achievements in the organization of declamatory competitions for students and pupils, results of interaction with mass media to popularize the education in Rhetorical have been analyzed.
О современном состоянии русской риторики идут споры. Риторический ренессанс (бум, всплеск), о котором говорилось особенно с конца 80-х - начала 90-х годов (время перестройки), достаточно утвердил риторику в сознании широкой научной общественности. Однако это было время не только возрождения риторики, но и бурного развития речевых технологий вообще, появления новых наук, которые предлагали в новой терминологии новую идеологию и стилевую ориентацию общества (таковы речеведче-ские дисциплины связи с общественностью, имиджелогия и другие). Развитие же риторики имело как ряд положительных, так и ряд, если не отрицательных, то опасных тенденций. Риторика развивается в контексте современной филологической науки, которая подвержена влиянию массовой культуры и нового информационного общества.
Попробуем охарактеризовать риторику в контексте эпохи:
1. Научные исследования развиваются вширь, охватывая все большую географию отдельных ученых, научных школ и педагогических коллективов. Для Риторической Ассоциации, объединившей риторов Рос-
сии в январе 1997 года, это означает рост научно-педагогических школ, которые исчислим ниже.
2. В новую эпоху существует возможность для более глубоких, философски и методологически фундированных исследований попросту потому, что существенно вырос объем научной информации. Другое дело, что не всякий исследователь (как и не всякий автор новомодной книги по риторике) считается с выходящими исследованиями. Можно спорить и о том, какие исследования претендуют на роль наиболее влиятельных и культурообразующих, то есть тех, которые впоследствии будут названы культурно значимыми и останутся в культуре и научном пользовании. История все расставит на свои места.
3. Массовость современной науки предполагает известную вульгаризацию предмета, когда возникает множество текстов-однодневок (исследований и учебников), которые забываются сразу после публикации.
4. В эпоху массовой культуры, доступности образования существуют не только тенденции глобализации, универсализма и
некоего объединенного усреднения, но и стремление к созданию индивидуального стиля как поновления, утверждающего личное «я» того или иного автора. Во все времена риторика побуждала к изобретению и обновлению стиля жизни через глубокое мыслеречевое новаторство. Хотя само по себе стремление к поновлению стиля похвально, иногда оно настолько увлекает автора, что он не видит историко-культурной традиции, стоящей за его инициативой. Таковы многие поновления в учебниках имиджелогии и связей с общественностью, открывающие новое при хорошо описанном старом.
Подведем некоторые итоги последнего десятилетия в деятельности Российской Риторической ассоциации. Прежде всего, состоялось объединение различных научно-педагогических школ риторики, каждая из которых утверждает свои профессионально-идеологические, методические, организационные приоритеты, иногда достаточно отличные от соседствующих с ними школ. В настоящее время можно говорить, по крайней мере, о следующих научно-педагогических школах и направлениях:
1) Школа Московского университета (ее основатель Ю.В.Рождественский читал курсы риторики и теории словесности с начала 70-х годов, под его руководством защищено более 20 диссертаций по риторике; в настоящее время риторические исследования на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания продолжены под руководством А.А.Волкова); риторика понимается как стилеобразующая научная дисциплина, описывающая управление жизнью общества с помощью речи.
2) Риторико-педагогическая школа МПГУ (под руководством ее основателя Т.А.Ладыженской создан школьный учебный комплекс для средних школ, риторика понимается как «учение об общении»; научные и методические разработки ведутся на кафедре риторики и культуры речи МПГУ под руководством Н.А.Ипполитовой).
3) Пермская школа риторики диалога, сформировавшаяся в рамках Западно-Уральского учебно-научного центра (под руково-
дством ее основателя С.А.Минеевой ведутся активные разработки в области риторики диалога, проводятся регулярные школы риторики, конкурсы ораторов, ведется активное обучение риторов).
4) Красноярская культурно-речевая школа (в рамках кафедры общего языкознания и риторики под руководством А.П.Сково-родникова ведутся исследования по риторике, стилистике, лингвоэкологии, культуре речи; регулярно проводятся конференции в Ачинске).
5) Екатеринбургская школа риторики, объединившаяся в коллективе единомышленников на кафедре общего языкознания, риторики и стилистики (Н.А.Купина, Т.В.Матвеева, О.А.Михайлова и другие).
6) Воронежская школа практической риторики и культуры общения (именно эти терминологические понятия лежат в основе направления, возглавляемого И.А.Стер-ниным);
7) Саратовская школа риторики и стилистики, создавшая множество исследований по русской разговорной речи, культуре речи, политической риторике (О.Б.Сиротинина, А.П.Романенко, К.Ф.Седов и многие другие).
Несомненно, можно говорить о ряде новых направлений, появившихся в последнее время: Сочинская лингвориторическая школа А.А.Ворожбитовой, Ярославская школа Л.Г.Антоновой (смотри ежегодные конференции «Человек в информационном пространстве»). Многие годы самостоятельно развивается ряд авторитетных направлений, представители которых работают в области преподавания ораторского искусства (смотри, например, школа речевого взаимодействия З.В.Савковой в Санкт-Петербурге, основывающаяся более всего на театральной системе К.С.Станиславского), многие годы самостоятельно существует Пермская ритори-ко-педагогическая школа Е.А.Юниной. Ряд талантливых исследователей и педагогов породило последнее десятилетие в рамках деятельности Риторической Ассоциации - их научные труды и своеобразие педагогической позиции заслуживают внимания и изучения - имеются в виду: О.И.Марченко (Санкт-Петербург), Ч.Б.Далецкий (Москва),
Е.Н.Зарецкая (Москва), Т.В.Анисимова (Волгоград), Н.Н.Белоконева (Самара), Л.А.Араева (Кемерово), И.В.Пекарская (Абакан), А.П.Романенко (Саратов), К.Ф.Седов (Саратов), Е.В.Харченко (Челябинск) и другие.
Отделения Риторической ассоциации в Барнауле (А.А.Чувакин), Пятигорске (Н.А.Грейдина), Туле (Л.А.Константинова), Салехарде (С.Е.Тихонов) также имеют самостоятельные школы и концепции в решении научных и методических проблем риторики. Сложилось целое направление изучения и преподавания риторики в рамках предмета «Русский язык и культура речи» в негуманитарных вузах, которое возглавила кафедра русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного горного института (рук. В.В.Кудряшова): стали традиционными ежегодные октябрьские научно-методические семинары с риторической проблематикой.
Это кажущееся формальным перечисление необходимо для того, чтобы представить объем сегодняшнего риторического знания в России, знакомство с которым считают излишним некоторые претендующие на популярность авторы.
Естественно, что имеется ряд авторитетных исследователей, чье творчество остается как бы вне контактов с Риторической ассоциацией (Т.Г.Хазагеров, Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова и другие). Пожалуй, недостаточно изучается нами опыт зарубежных ри-торик, как впрочем, и за рубежом мало известно об исследованиях, ведущихся в нашей стране.
Понятно, что толкование риторики как науки у всех перечисленных авторов неоднозначно. Разномыслие необходимо науке, в то же время еще на первых конференциях звучали призывы найти более или менее однозначное определение науки, которой мы занимаемся. Поскольку автор данной статьи неоднократно высказывался по поводу определения риторики как в предыдущих докладах на конференциях, так и в статьях, представляется необходимым высказать несколько полемических суждений относительно принципиальных задач риторики:
1. Риторика - мировоззренческая речевая дисциплина, поэтому далеко не безразлично, на каких мыслях, идеях, ценностных постулатах, выраженных в текстах, будут разворачиваться всякая теория и педагогическое обучение. Именно здесь центр большинства противоречий, приятия или неприятия той или иной концепции. У Ю.В.Рождественского данные противоречия обозначены как культурные противоречия современной эпохи, отражающие различный состав общих мест - нравственных и идеологических категорий, отстаиваемых тем или иным автором-ритором. Эта содержательно-стилевая ориентация всякой научно-педагогической теории (патриотическая, либерально-демократическая, массово-ком-муникантская) проявлена как в научных постулатах, так и в учебных текстах.
2. Объем риторики - это подтверждается классической традицией - не должен ограничиваться частными проблемами элоквенции или ораторского искусства. Современная риторика - учение о порождении и реализации высказывания на всех этапах его создания и исполнения. При этом риторика рассматривает также вопросы этоса, то есть внешних условий создания речи (место, время, сроки речи), от которых зависит содержание речи. Риторика не может ограничиваться только говорением (Е.В.Клюев) или ораторским искусством (Ч.Б.Далецкий), но включает обращение ко всем родам, видам и жанрам современной словесности. Современная риторика включает как риторику диалога (ее должно понять в широком смысле, например, как продолженный обмен многократными высказываниями), так и риторику монолога, понимая под монологом условие-договоренность о том, что пространную речь держит одно лицо (докладчик, лектор, телеведущий, оратор в поздравительной, митинговой, судебной и подобных речах).
3. Сущность риторики рассматривается в контексте научного знания, то есть в сопоставлении, по крайней мере, со следующими дисциплинами: классическими (грамматика, логика / диалектика, поэтика, словесность, стилистика, культура речи),
нефилологическими (философия, этика, психология - сравни такие разделы как этика речи, психология общения), современными речеведческими дисциплинами (связи с общественностью, имиджелогия, менеджмент, культура общения - многие из перечисляемых дисциплин заимствуют риторические знания без ссылки на риторику). В то же время риторика сохраняет свой предмет, оставаясь фундаментальным учением о речи.
Преподавание и популяризация риторики сталкивается с рядом трудностей:
4. Мы наблюдаем бум коммуникативных технологий, которые «раскручиваются» разными профессиональными и не очень профессиональными структурами, обещая быстро и эффективно научить риторике, практике публичных выступлений в двух-трехдневных тренингах. Качество этих курсов может быть более или менее профессиональным, но очевидно, что они отвечают потребностям общественного рынка в риторических услугах. В пример приведем Академию риторики «Власть слова» (под руководством проф. В.В.Кулешова), различные курсы вроде «Возрождения» в Санкт-Петербурге или курсов ораторского искусства на ул.Усачева в Москве (8 занятий по 3 часа). Смотри также популярные курсы в Москве Ларисы Соловьевой «Я научу вас говорить!» - оригинальный курс техники речи и постановки голоса, но никак не риторики, где предполагается обучение мыслить и формирование личности на основе речевых умений.
5. Популяризация знаний о языке, русской речи, искусстве риторики в СМИ встречается массовой аудиторией с огромным воодушевлением. Тем не менее, опыт выступлений в СМИ говорит о том, что роль языка в жизни общества, и тем более риторических знаний и умений, явно недооцениваются со стороны самого руководства СМИ или правящей политико-деловой элиты общества. Имеющиеся передачи о русском языке ограничены развлекательными объяснениями истории слов и постановки нормированных ударений, но явно не соответствуют потребно-
стям аудитории в осознании подлинной ценности языка как инструмента, управляющего жизнью общества. Перспективы такой деятельности могли бы быть огромными, поскольку касаются знаний, необходимых человеку любого возраста и профессии.
6. Практика преподавания риторики начинает вырабатывать эффективные формы преподнесения и популяризации риторических знаний. Богатый опыт накопился на практических семинарах по риторике, которые ведутся педагогами Риторической ассоциации. Основная трудность - не превратить риторический семинар в пустоговоре-ние, то есть наполнить выступления ораторов оригинальными мыслями, актуальной проблематикой. Так, практические занятия риторикой в Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина предполагают написание и публичное произнесение с оценкой слушателями нескольких ораторских речей на следующие темы:
• Самопредставление («Честь имеем представиться!»).
• Поздравительная речь («Я желаю счастья вам!» и подобные).
• Публицистическая речь: защита тезиса, избираемого по инициативе самого оратора (список тем предлагается).
• Дискуссионная речь: защита спорного тезиса («за» и «против»).
7. Риторическая ассоциация накопила огромный опыт в проведении ораторских конкурсов. В Москве в 2002-2004 годах проводились конкурсы «Юный оратор» на Международной олимпиаде школьников для стран СНГ и Балтии. Можно привести в пример регулярные конкурсы юных ораторов в Перми, Воронеже и других городах. Воодушевление, царящее на этих форумах общения молодежи, говорит о том, как плодотворны эти формы общения, заставляющие всех участвующих в этих соревнованиях (в том числе представителей СМИ), задуматься над ролью убедительного и эффективного общения.
Сегодня недостаточно сказать об утвердившейся роли риторики в вузах и школе. Состояние риторики, в сущности, отра-
жает все беды и проблемы нашего общества и образования. Подготовка кадров преподавателей-риторов, углубленное, а не поверхностное, изучение предмета, нахождение творческих форм преподавания риторики
требуют от нас вдохновения и подвижничества, результатом чего должно становиться утверждение подлинного знания и расцвет всех сторон личности в нас самих и наших учениках.