УДК 81
КУЛЬТУРА РЕЧИ И РИТОРИКА В СОСТАВЕ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И
СОВРЕМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ
В.И. Аннушкин
В статье представлен широкий взгляд на природу культуры речи как научной дисциплины, в состав которой необходимо включить вопросы общей организации речи, состава мыслей, качеств стиля, произношения и всего комплекса средств, составляющих образ ритора. Риторика и стилистика рассмотрены в их отношении к современным речеведческим дисциплинам и дисциплинам нравственно-философского содержания, где также затрагиваются вопросы правильной и эффективной речи.
Ключевые слова и фразы: культура речи, риторика, стилистика, речеведение, философия, этика.
STANDARD OF SPEECH AND RHETORIC AS BRANCHES OF LINGUISTICS OF SPEECH AND MODERN SPEECH PRACTICE
V.I. Annushkin
The article presents a broad view on the nature of standard of speech as a scientific discipline, which structure should include the common organization of speech, complex of ideas, properties of style, pronunciation and image of a rhetorician. Rhetoric and stylistics are considered in their relation to modern disciplines of speech and subjects of moral and philosophical content, which also are studying problems of the correct and effective speech.
Keywords and phrases: culture of speech, rhetoric, stylistics, science of speech, philosophy, ethics.
Современное общество характеризуется бурным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, за которыми следуют не только новые формы их толкований, но и рождение новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век значительно обогатил состав наук, в том числе занимающихся речью. Россия вступила в ХХ век с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась словесностью, и именно словесность вместе с системой русского языка была предметом преподавания в учебных заведениях. После того как реформы образования в советской России исключили словесность из предметов преподавания, стало очевидным, что какая-то наука (учебный предмет) должны отвечать и за речь.
Начиная с 20-х годов, получает развитие предмет культура речи. Культура речи -чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О. Винокуром, В.В. Виноградовым, С.И. Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности самих проблем, которые предлагались к рассмотрению в культуре речи в соответствии с конструкцией самого языка. Культура речи начала пониматься
только как учение о литературной норме - впрочем, добавлять в неё идеологически-содержательные компоненты было опасно, и свидетельством тому прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов. Ограничены нормативной тематикой и большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл культуры речи, конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного специалиста-речевика.
Чтобы осуществить переход к культуре речи как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Главная идея филологии - устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык никогда не был средством механических умственных операций, анализ любой проблемы для филолога превращается в перспективное видение приложения языка к его практическому применению.
Термин «культура» при множестве его толкований имеет две главные разновидности: «а) форма коммуникаций, принятая в данном обществе или данной общественной группе, и б) совокупность достижений людей» [Рождественский 1999: 3]. Развитие культуры и следует представлять как 1) развитие форм общественной речи, которая даёт возможности для развития всех других форм семиозиса (эти формы коммуникаций у Ю.В.Рождественского названы «родами словесности», историческая последовательность которых такова: устная, письменная, печатная, новая словесность массовой коммуникации), и как 2) творческое совершенствование в достижениях словесной культуры в данное историческое время. Нельзя думать, что современная культура стагнирует или не развивается - напротив, новые технические возможности не могут не способствовать совершенствованию духовной сферы человека.
Современная культура речи не может ограничиваться вопросами литературной нормы, т.е. проблемами употребления того или иного слова, историей слов и выражений. Культура речи должна включить все составляющие компоненты общественно-речевого акта коммуникации, куда входят:
1) Культура организации общественной речи - того, что в общей филологии называется «внешними правилами словесности» (кто, кому, в каком месте, сколько времени, по каким каналам коммуникации, о какой теме и т.д. будет говорить или писать). Этот вопрос связан с «правом на речь», которым при всей утверждаемой в наших СМИ и руководством страны «свободе мнений» обладают далеко не все граждане. Между тем, это «право на речь» и
есть признак обладания властью. Неэффективность организации современной речи выразительно представлена на нашем телевидении, где отсутствуют формы эффективной и результативной дискуссии.
2) Культура общественной мысли, состав идей, которые выражаются в речевой практике и утверждаются в сознании общества. В сегодняшнем российском информационном пространстве по-прежнему преобладает нравственный релятивизм, т.е. относительность нравственных норм, отчего и проистекает отсутствие общественного «единомыслия». Национальное единомыслие входит в противоречие с идеей демократии как свободного волеизъявления и слововыражения. И эта ситуация по-прежнему выправляется с великим трудом, несмотря на более чем убедительные слова самых авторитетных лиц в государстве о «непреложности нравственного закона»: Вообще, нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Всё остальное вторично (выступление В.В. Путина на оз. Селигере http://russkiy-malchik.livejournal.com/187570.html). О том же неоднократно говорит Патриарх Кирилл: ...Нравственность — это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество, более того, род человеческий (выступление Святейшего Патриарха Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон». URL: http:// Patriarchia.ru).
В комментариях сайта «Русский мальчик» точно говорится, что если бы слова президента были доведены до сознания большей части общества, то они «перевернули бы страну». Очевидно, что президентские речи попросту не доведены до общества и не получили должного разъяснения обществу, и общество по преимуществу продолжает жить в состоянии скепсиса и уныния. Недоверие к власти, духовным лидерам и авторитетам господствует как среди большинства интеллигенции, так и в среде молодёжи - и это несомненное следствие не только культуры организации речи, но и состава общественных мыслей.
Применительно к проблемам русистики и состояния русского языка остаётся актуальным суждение Ю.В. Рождественского о том, что «главная слабость русского языка состоит в отсутствии риторической этики» [Рождественский 1996: 12].
3) Культура слова, ибо мысль воплощается в слове, а слово (понимаемое широко -как речь и текст, словесная способность человека) есть мысль воплощённая. Будет ли это слово окрылять, просвещать, умиротворять, организовывать общественное бытие - зависит от словесного (речевого, языкового - здесь это синонимы!) воспитания. Богатство и выразительность, красота словесного выражения либо наличествуют, либо их нет в создаваемых нами текстах, и странно, что о «красоте как стиле жизни» у нас говорят теперь
только глянцевые журналы, словно не было слова «красноречие», для которого не устарело эстетико-этическое толкование древних: «прекрасное есть благое».
4) Культура синтаксического развёртывания речи, предполагающая искусство сопряжения и распространения слов в предложении, фразе, периоде, целом тексте. В ней всегда сталкивались две тенденции: простоты (краткости, «суровости», прозрачности) и усложнённости (распространённости, услаждающей широты, изящной затемнённости стиля, когда требуется интеллектуальное усилие и подготовка читателя для того, чтобы воспринять текст). В деятельности любых творцов слова (не только писателей и поэтов, но и влиятельных политиков, бизнесменов, юристов, педагогов, священников) эта категория высвечивается как идиостилевая, т.е. характеризующая индивидуально-стилевые способности речедеятеля.
5) Культура произношения, о значимости которой сказал в своё время Демосфен: в «риторике главное - произношение, произношение и ещё раз произношение», правда, произношение (ргопипйайо) включало в себя не только «глас», но и «действо», т.е. телодвижение. В культуре (или бескультурье) сегодняшнего произношения в СМИ (особенно на популярных эфэмовских радиостанциях) создан новый стиль пулемётно-обыденного произношения, причём, сами мальчики и девочки, ставшие ведущими на этих радиостанциях, признаются по секрету, что руководство запрещает «говорить по-человечески, культурно (с паузами, чётко и ясно)», от них, не воспринявших радиокультуру предыдущих поколений, требуют соответствия низкому массовому вкусу - иначе якобы «вас слушать не будут».
Итак, качество общественно-речевых коммуникаций (именно оно есть предмет филологии как искусства) есть отражение: 1) идей, характеризующих современное бытие (изобретение мыслей-идей - главный предмет риторической практики); 2) эмоций, либо «хваловенчающих», либо «гаждомрачающих» жизнь (берём эти оценочные слова из «Книги всекрасного златословия» Козьмы Афоноиверского 1712 года) - и эмоциональная атмосфера в обществе это не невесть откуда рождённые «чувства», а следствие речевых эмоций, т.е. эмоций, рождённых речью, и управление ими - особый, слабо разработанный раздел риторики как науки и практики общения; 3) воли (очевидно, что общественная воля как совокупный настрой на будущие преобразования рождается из атмосферы, в которой осуществляется наша речевая деятельность); 4) культуры как совокупности нравственных, социальных, коммуникативно-речевых и даже материальных ценностей, которые общество призвано сохранять и творчески развивать в условиях нового изменившегося информационного пространства.
Роль слова - языка - речи в государственной жизни до сих пор слабо понимается как нашими «государственниками», так и обществом в целом. Между тем, «государство есть общение» (Платон), «политика есть общение» [Ильин 1993: 155], а благоустроенным и эффективным может быть только такое государство, где отлажены речевые отношения между людьми. Однако в обществе велико недоверие к «государевым людям» (политикам и предпринимателям) - достаточно взглянуть на наши сериалы, художественные фильмы, послушать основные либерально-эфэмовские радиостанции, чтобы убедиться в том, что авторитет политика и предпринимателя в обществе невысок. Здесь не требуется никаких рейтингов и псевдонаучных опросов общественного мнения, процентами которых убаюкивается мнение массовой аудитории и украшаются научные диссертации - не только авторитет политика, но и авторитет страны (а вместе с ним и образ России в целом) пропагандируется в нашем Отечестве неумело и бессистемно. Между тем, искусство пропаганды по своим целям и природе ближе всего к искусству убедительной и эффективной речи, которое и есть риторика, благополучно забытая и с таким трудом восстанавливаемая в три последних десятилетия.
Теперь уточним состав классических наук о речи. Их составляют грамматика как учение о системе правил языка, риторика как учение об убедительной и эффективной речи, логика (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний), поэтика (учение о художественной речи и «вымыслах»).
Что представляет собой риторика как русское классическое и современное учение? Риторика - фундаментальное учение о речи. Речь - инструмент управления обществом и общественными процессами. Большинство языковедческих и общественных наук прямо или косвенно затрагивают проблемы речевого общения. Язык - всеобщий связующий центр, инструментарий, вокруг которого строится большинство научных теорий и научно-популярных разработок.
В первой половине XIX века объединяющей филологические дисциплины наукой в русской филологии становится словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после революционно-демократической критики из риторического учения об украшении речи выделяется стилистика как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет - культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе - аспект развитие речи.
Новые теории, рожденные в ХХ веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации (подчас с ложной, но привлекательной идеей развития в человеке «коммуникабельности»), связи с общественностью (авторитетные украинские авторы, например, Г.Г. Почепцов, пишут по-русски «паблик рилейшнз» [Почепцов]), менеджмент и администрирование и т.д.
Опыт ХХ столетия показывает, что эффективное движение вперед испытали те страны, которые занимались риторическим просвещением и развитием коммуникативных технологий (ср. японскую теорию языкового существования, американскую теорию речевой коммуникации). Русская и американская филологии во многом не сходятся. Русские термины словесность., культура речи, красноречие отсутствуют в западных теориях, а термины ритор, оратор имеют свой необычный смысл (ср. rhetor и rhetoritian). Показывая свою классическую эффективность, русская риторическая культура нуждается в творческом развитии, основанном на знании традиции и учете новых условий развитого информационного общества.
Риторика сопоставляется со множеством не-речевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и образованность были и остаются интеллектуальной основой риторического общения - вне этих дисциплин риторика превращается в празднословие. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением. Психология всегда соединялась с риторикой: Платон требовал от риторики знания «видов человеческих душ», а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая же множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо взяты из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, или переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения [Кузин 2000].
Служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея «общности» риторики и логики для всех областей деятельности высказана ещё в античности, в средневековье риторика определяется как «царица наук и художеств», в настоящее время необходимо говорить о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и именно по ним
строились виды частных профессиональных риторик: деловая, политическая, военная, дипломатическая, юридическая, церковная, педагогическая, медицинская, торговая и т.д.
Современная риторика, вбирая опыт тысячелетий, является прежде всего учением о правилах построения общественной речи. Общество всегда отбирало, какие виды и жанры речи являются приоритетными и достойными изучения. Так, в античности риторика рождается из ораторского искусства и ограничивается ораторскими «родами речей», к которым относились совещательные (политические), судебные и эпидейктические (торжественные, поздравительные) речи.
В современных словарях и учебниках нередко встречается ограниченное понимание предмета риторики. Так, определение риторики как «теории ораторского искусства» в словаре С.И. Ожегова [Ожегов 1987: 591]) неточно, потому что риторическое знание не исчерпывается ораторским искусством. Эта ошибка повторена во многих новых современных учебниках - ср. в учебнике Д.Н. Александрова: «Риторика - теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае» [Александров 1999: 7]. Подобным образом «главным героем» своего учебного пособия Е.В. Клюев «назначает» «говорящего» [Клюев 1999: 3]. Учебник Е.В. Клюева, как пишет автор в предисловии, «не имеет отношения к красноречию» (выделено автором. - А.В.), а обращен к «обыденной речевой практике», но как раз речевая практика касается не только говорения, но всей совокупности родов, видов и жанров словесности. Кстати, риторика в античности требовала формирования ритора как человека не просто «говорящего», но образованного, прописывающего и готовящего свои речи, поэтому, несмотря на превалирующую устную публичную речь, единство говорения и письма подразумевалось естественным образом в педагогической традиции античности. Скажем более, несмотря на исторически первичный для риторики вид словесности - ораторское искусство, риторика как наука могла появиться только там, где имеется письменная речь. Это ясно доказывается исследованиями Ю.В. Рождественского, согласно которым школа есть институт письменной речи, а науки (учебные предметы) возникают с целью обучения грамоте и устройства общественно-речевых коммуникаций.
Культура, как известно, рассматривает «правила и прецеденты деятельности» [Рождественский 2002: 58]. Однако правила речевой деятельности не ограничиваются рассмотрением нормы и вариантов литературной речи. Учение о норме речи - лишь малая и далеко не главная область, касающаяся речевых коммуникаций. Если же говорить о прецедентах деятельности в речи, то ими является текст. Значит, вопрос ставится
относительно того, какие тексты будут взяты в качестве культурообразующих, какие примеры мы отберем для преподавания в виде образцов (учебный материал всегда является ориентирующе-образцовым).
На проблемы культуры речи вполне распространяются принципы культуроведения, в частности: фактом культуры является «не любой факт, а факт, представляющий либо правило, либо прецедент» [Рождественский 1999: 13]. Филологическая культура представляет собой как раз деятельность по такому отбору фактов, которые либо рекомендуются к включению в преподавание (ср. тексты, отбираемые в процессе обучения каждым создателем программ), либо включаются в пользование обществом (какие книги рекомендуются к прочтению и популяризируются через СМИ, какая музыка, живопись, рекомендуются к пользованию, какие факты рекомендуют к отбору и обсуждению сами СМИ и т.д.).
Культура общества и личности основываются на традиции, знании прошлого. В то же время культура - это творческий процесс, устремленный в будущее и предполагающий создание нового. Процесс новообразования связан с риторическим изобретением. Изобретение в риторике предполагает создание новых, неожиданных решений, оригинальных мыслей и слов, позволяющих качественно и эффективно поменять содержание и стиль деятельности. Но изобретение качественно только тогда, когда оно входит в определенную культурную традицию и проверено критериями вкуса и стиля.
Новая культура СМИ несовершенна желанием новообразований вне связи с культурой как достижениями прошлого. Например, предлагается новый стиль речи - демократически опрощенный, соответствующий, по мысли создателей (теле- и радиоведущих, журналистов и всех, кто помогает создавать эту коллективную речь) новому стилю жизни и - без сомнения -новой идеологии. Эта идеология (теперь уже всем понятно, что разговоры об отсутствии идеологии - либо риторический приём, либо недомыслие) фактографична, часто бывает вне идеалов (в том числе риторических), вне связи с культурой, но зримо утверждает определённый взгляд на мир. Идеология же без идеалов, осуществленная в речи СМИ, самоубийственна, поскольку сеет смертные грехи и греховные помыслы, предлагая «образцы» безблагодатных страстей и пороков. Страсти как недолжные установления человеческого духа служат обычной основой этого теле-«красноречия».
Риторический идеал не является простым соответствием требованиям и вкусам большинства людей. Это сложное мыслительное построение, которое заявляется как философско-этическая или интеллектуальная новация, меняющая общие взгляды. Риторический идеал предполагает совершенство человека в языке. О принципиальной
недостижимости риторического идеала в отдельном ораторе писал Цицерон - и это предтеча христианской идеи о греховности каждого человека, которая проявлена прежде всего в слове. Тем не менее, человек есть образ Божий и стремление человека к Богу требует совершенства словесного. Словом «уподобляется человек Богу, имеющему свое Слово. Слово человеческое подобно Слову Божию» [Святитель Игнатий Брянчанинов 1999: 7]. Идея развития силы ума и дара слова с целью совершенствования человека, достижения «великой, Небом ему указанной цели» является общим местом в риториках пушкинского времени [Кошанский 1829: 1].
Цель риторики и культуры речи - совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи - богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Вслушайтесь в речь, проанализируйте говоренное или написанное - вы почувствуете стиль человека. Дело учителя риторики и словесности - научить анализировать. Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке - от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач - в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.
Стиль речи создаёт общественный настрой. Основания такого настроя - в скрытых помыслах и страстях, в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современный человек распоясан свободой слова. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: «не все ли равно, как сказать?..». Последние спорят о том, «равны» ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре современной России не все понимают, что культура начинается с запретов, в том числе на отбор средств выражения. В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.
Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в Интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, поэтому, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой «текущей
деятельности» (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Так что дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.
Ответственностью филолога в обществе создаётся обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за произносимые слова. Именно этот особый раздел риторической науки - риторическая этика - нуждается в том, чтобы быть распространенным среди школьников и студентов. Новое поколение всегда желало жить по-новому - и надо уметь радостно принимать новое. Но дело учителей - быть в состоянии направить вкусы молодёжи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни, - всё это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни.
Современное речевое воспитание в школе и вузе часто не имеет риторико-философских основ. Мы учим формальным правилам языка, не умея показать, что через слово организуется вся человеческая жизнь. Внешнего успеха в ХХ веке достигли те нации, жизнь которых благоустроена через слово, говоря по-современному, через эффективные коммуникативные технологии (таковы Япония, Франция, США). Наше отношение к слову особенное: лучше красно жить, чем красно говорить. Но пока не научимся украшать и насыщать свою жизнь благим и прекрасным словом, хорошей жизни не будет.
Таким образом, перспективы преподавания культуры речи и риторики наводят на мысль о том, что этим дисциплинам должен быть придан или возвращён их точный, в некотором смысле «буквальный» смысл, вместивший богатство классического наследия, которое вобрали в себя словесные науки и культура в её разных проявлениях. В зависимости от этого философско-этического толкования языка будет выстраиваться и методика преподавания данных дисциплин. Методика же предполагает множество уже имеющихся в арсенале риторики форм практического преподавания, которыми обогащается современный опыт. Но он принципиально не нов, поскольку и произнесение речей, и анализ образцов - всё это классические приёмы преподавания, обретающие в новой информационной среде конкретные и занимательные формы.
Список литературы
Александров Д.Н. Риторика. М., 1999. 534 с.
Кошанский Н. Ф. Общая риторика. М., 1829.
Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999. 270 с.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. 4-е изд. М., 2000. 240 c.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., 1987. 796 c.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер»; 2000. 624 c.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2002. 239 c. Святитель Игнатий Брянчанинов. Рассуждение о человеческом слове в сравнении со Словом Божиим // Язык мой - враг мой. М., 1999.
References
Aleksandrov D.N. Rhetorics [Ritorika]. M., 1999. 534 p. Koshanskij N.F. General rhetorics [Obshchaya ritorika]. M., 1829.
Klyuev E.V. Rhetorics (Invention. Disposition. Elocution) [Ritorika (Inventsiya. Dispozitsiya. Ehlokutsiya)]. M., 1999. 270 p.
Kuzin F.A. Culture of business communication. Practical guide for businessmen [Kul'tura delovogo obshcheniya. Prakticheskoe posobie dlya biznesmenov]. 4-th ed. M., 2000. 240 p.
Ozhegov S.I. Dictionary of Russian Language [Slovar' russkogo yazyka]. 18-th ed., 1987.
796 p.
Pocheptsov G.G. Public Relations for the professionals [Pablik rilejshnz dlya professionalov]. M.: "Refl-book"; Kiev: "Vakler", 2000. 624 p.
Rozhdestvenskij Yu.V. Introduction into culturology [Vvedenie v kul'turovedenie]. M., 2002. 239 p.
St. Ignatij Bryanchaninov. Reasoning on a human word in comparison with God's Word [Rassuzhdenie o chelovecheskom slove v sravnenii so Slovom Bozhiim]. Yazyk moj - vrag moj. M., 1999.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Аннушкин Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Россия, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6
E-mail: vladannushkin@mail.ru
ABOUT THE AUTHOR:
Annushkin, Vladimir Ivanovich, Doctor of Philology, Full Doctor, Head of the Department of Russian Letters and Intercultural Communication The Pushkin State Russian Language Institute 6 Akademika Volgina street, Moscow 117485 Russia E-mail: vladannushkin@mail.ru