21. Саватеев, А. В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 198 с.
22. Семик, А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел (90-е годы ХХ века) : монография. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. - 192 с.
23. Семик, А. А. Социально-психологический облик российского полицейского и советского милиционера, конец XIX - ХХ вв.: Сравнительно-историческое исследование. Краснодар, 2003. - 514 с.
24. Ушакова, Н. В. Имиджелогия : учебное пособие / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова; 2-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2011. - 280 с.
25. Черемушникова, И. К. Феномен имиджа: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2002. - 147 с.
26. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 168 с.
УДК 796.0
В.В. Горбатов*, М.Ю. Никифоров**
О совершенствовании обучения курсантов образовательных учреждений МВД России силовому задержанию преступников на занятиях по тактико-специальной подготовке
В статье рассматриваются направления совершенствования обучения курсантов на занятиях по тактико-специальной подготовке в образовательных учреждениях МВД России с применением комплексного подхода, унификации тактических действий и моделирования служебно-боевых ситуаций.
Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, силовое задержание преступника, унификация, моделирование, комплексный подход.
V.V. Gorbatov*, M.Y. Nikiforov**. Improvement of Cadets’ Education in Educational Institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia in Force Detention of Criminals in Classes of Tactical and Special Training. The article deals with directions of improvement of cadets’ education in classes of tactical and special training in educational institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia with the application of integrated approach, unification of tactical actions and modelling of real-practice situation.
Keywords: tactical and special training, force, detention of a criminal, unification, modelling, integrated approach
В настоящее время преступность является реальной угрозой национальной безопасности, одним из самых мощных факторов социальной нестабильности. Проводимая реформа МВД России диктует необходимость повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции для борьбы с преступностью. Для этого требуется организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
В России в этом году возросло число нападений на сотрудников полиции. По данным Департамента госслужбы и кадров МВД, в 2011 г. противоправные действия были совершены в отношении более 64 тыс. стражей порядка. В первом квартале 2012 г. было зарегистрировано 140 спецсообщений, касающихся только ранений и гибели сотрудников. Сюда же стоит добавить те случаи, когда полицейские не пострадали при нападении, и таких эпизодов - сотни.
Одним из главных условий успешной борьбы с преступностью является повышение качества профессиональной подготовки сотрудников полиции, практической ее составляющей, требуется непрерывное обучение в процессе служебно-боевой подготовки, прежде всего - в образовательных учреждениях МВД России. Как показывает практика деятельности сотрудников полиции в экстремальных ситуациях, исход любой операции по пресечению преступлений зависит от уровня подготовленности к применению рукопашного боя, специальных средств и оружия, технико-тактической и психологической подготовки.
Назрела острая потребность в качественном улучшении уровня подготовки сотрудников полиции. Существует несоответствие между потребностями практики к эффективному применению приемов рукопашного боя, специальных средств и огнестрельного оружия при проведении
* Горбатов, Вадим Викторович, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 298-17-58.
** Никифоров, Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях, Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
* Gorbatov, Vadim Viktorovich, Head of Department of Internal Affairs activity in special conditions of St. Petersburg University of the Ministry ofthe Internal Affairs of Russia, PhD, associate professor, police colonel. Russia, 198206, St. Petersburg, PiloT Pilyutov str., 1. Ph.: 298-17-58.
** Nikiforov, Mikhail Yuryevich, lecturer of Department of Internal Affairs activity in special conditions of St. Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, police lieutenant colonel. Russia, 198206, St. Petersburg, PiloT Pilyutov str., 1. Ph.: 744-70-93.
© Горбатов В.В., Никифоров В.Ю., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
сотрудниками полиции силового задержания преступников и существующей системой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России [2].
Проблемы совершенствования профессионально-прикладной подготовки исследовались многими известными учеными Л.А. - Вейднер-Дубровиным, Т. Т. Джамгаровым, Ю. К. Демьяненко,
B.Л. Марищуком, В.Н. Лавровым, В.М. Милениным, В.Г. Колюховым, Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Кадуриным, А.Н. Кутасиным, В.А. Тороповым, С.М. Ашкинази и другими [1, 3-10].
По их мнению, одним из базовых компонентов силового задержания преступников является уверенное владение сотрудниками полиции приемами рукопашного боя.
По определению специалистов по служебно-боевой подготовке Санкт-Петербургского университета МВД России В.А. Торопова, А.И. Ушенина, М.Л. Куликова, рукопашный бой - это разновидность ближнего боя с применением противниками оружия, а также подручных средств и приемов единоборства без оружия. Именно термин «рукопашный бой» является наиболее корректным, когда речь идет о содержательном компоненте служебно-боевой подготовки сотрудников полиции [10, с. 2].
Существенным недостатком в действующем программно-методическом обеспечении, по нашему мнению, является недостаточно полная разработка комплексирования таких разделов подготовки сотрудников полиции, как тактико-специальная, физическая и огневая подготовка.
Использование комплексного подхода при обучении позволит создать благоприятную основу для формирования устойчивых навыков применения физической силы, рукопашного боя и надежную тактику действий при силовом задержании преступников.
Тактический компонент должен формироваться одновременно с техническим на протяжении всего учебного процесса. Освоив новый тактический элемент или прием рукопашного боя, обучаемый должен отрабатывать особенности его применения в ситуации, приближенной к реальным условиям несения службы, а также взаимодействуя с другими сотрудниками.
Приемы и тактика силового задержания, которым обучаются курсанты вузов МВД России, должны быть применимы в различных служебно-боевых ситуациях.
Для этого необходимо выделить базовые приемы, наиболее часто применяемые сотрудниками полиции при задержании преступников и надежно зарекомендовавшие себя на практике. В свою очередь, это позволит разработать однотипные подготовительные и подводящие упражнения и добиться сокращения временных затрат на обучение; проводить тренировку в выполнении очередной группы приемов за счет положительного переноса унифицированного защитно-ответного действия, способствующего закреплению других групп приемов и тактических действий.
При таком обучении, постоянно отрабатывается одна двигательная базовая программа действий в меняющихся условиях поединка с преступником.
Базовое содержание обучения тактико-специальной подготовке силовому задержанию преступников можно определить как систематизированную совокупность минимума технических и тактических действий, владение которыми необходимо сотрудникам полиции для решения служебно-боевых задач.
В учебном процессе образовательного учреждения МВД России особое внимание следует уделять не изучению все новых и новых технических действий, а применению разученных простых (универсальных) приемов и тактических действий.
Для получения данных по оценке эффективности применения комплексного подхода, моделирования служебно-боевых ситуаций и унификации приемов и тактических действий нами был проведен модельный эксперимент. Курсанты изучали тему «Защита от удара ножом» в объеме 14 часов. Было сформировано две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), по 20 человек в группе. Курсанты КГ обучались защите от атаки ножом по традиционной методике на занятиях по физической подготовке, курсанты ЭГ, освоив основу техники защиты, совершенствовали ее выполнение в модельных условиях на занятиях по тактико-специальной подготовке.
Завершающее тестирование состояло из двух этапов. На первом испытуемые КГ, обучавшиеся по традиционной методике, и испытуемые ЭГ, обучавшиеся по предложенной нами методике, выполняли защиту от одиночного, заранее обусловленного действия - «прямой удар ножом в грудь» и проводили задержание преступника.
На втором этапе тестирования, испытуемые КГ и ЭГ выполняли защиту от необусловленного удара ножом, который выполнялся по выбору атакующего. На этом этапе условия силового задержания были приближены к реальным. Все атаки производились резиновым макетом ножа.
Качество выполнения защиты оценивалось по 4-бальной системе, разработанной профессором
C.М. Ашкинази [1]: 5 баллов - защитился, обезоружил, провел задержание; 4 балла - защитился, «условно получил легкое ранение», обезоружил; 3 балла - защитился, «условно ранен», но обезоружил; 2 балла - «условно убит». Такая система оценки позволяет добиться наиболее полного динамического и реального соответствия условиям поединка с преступником.
При выполнении атаки испытуемым давалась установка не просто имитировать удар, а постараться поразить защищающегося (табл. 1). Результаты показали, что уровень подготовки курсантов контрольной группы оказался очень низким. Так, 45 % испытуемых КГ на первом этапе эксперимента и 55 % на втором были «условно убиты», что говорит о неоправданно высоком уровне возможных потерь по сравнению с 15 % испытуемых ЭГ. Полученные результаты носят достоверный характер и подтверждают эффективность предложенной нами методики обучения силовому задержания преступника.
Таким образом, подтверждается необходимость моделирования стандартных и нетипичных ситуаций при обучении курсантов образовательных учреждений МВД России на занятиях по тактико-
Таблица 1
Оценка выполнения защиты от обусловленного и необусловленного ударов ножом в баллах (по методике С.М. Ашкинази)
ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППА достов. РАЗЛ.
КГ (п=20) ЭГ (п=20)
Оценка выполнення защиты от прямого колющего удара ножом в грудь
2 балла 45% (9 чел.) 0%
3 балла 25% (5 чел.) 45% (9 чел.)
4 балла 20% (4 чел.) 30% (6 чел.)
5 баллов 10% (2 чел.) 25% (5 чел.)
М±ш 2,95±0,23 3,8±0,19 Р<0,05
Выполненне защиты от необусловленного одиночного удара ножом
2 балла 55% (11 чел.) 15% (3 чел.)
3 балла 30% (6 чел.) 40% (8 чел.)
4 балла 15% (3 чел.) 25% (5 чел.)
5 баллов 0% 20% (4 чел.)
М±т 2,6±0,17 3,5±0,22 Р<0,05
специальной подготовке с целью практической отработки и закрепления навыков по силовому задержанию вооруженных преступников в различных служебно-боевых ситуациях.
Внедрение в образовательный процесс разработанной методики было реализовано в рамках оперативно-тактического учения в 2012 г. с курсантами четвертых курсов Санкт-Петербургского университета МВД России на базе ЗУЦ «Сосново». На тактической полосе препятствий, разработанной преподавателями кафедры деятельности ОВД в особых условиях, курсанты, поделенные на «боевые тройки», взаимодействуя, выполняли различные тактические задачи с использованием страйкбольного оружия (проникновение в укрытие, силовое задержание, поражение преступника). Выполнение тактико-специальных задач завершалось стрельбой из боевого оружия в интерактивном тире. В результате удалость получить положительный педагогический опыт, который позволил комплексировать тактико-специальную, физическую и огневую подготовку.
Предложенная организация занятий позволяет провести некоторую заблаговременную адаптацию курсантов образовательных учреждений МВД России к предстоящей служебной деятельности.
Список литературы
1. Ашкинази, С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных Силах РФ.
- СПб.: Изд-во Воен. ин-та физ. культуры, 2001. - 210 с.
2. Бондаревский, И. И. Специальная тактика : учебник. - ЦОКР МВД России, 2005. - 368 с.
3. Колюхов, В. Г. Проблемные вопросы боевой подготовки в учебных заведениях России // Современная концепция преподавания боевой и физической подготовки в учебных заведениях России.
- М.: Изд-во МЮИ МВД России, 1996. - 116 с.
4. Лавров, В. Н. Боевая и физическая подготовка и вопросы ее совершенствования в учебных заведениях МВД РФ // «Пути повышения эффективности боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД РФ» : тезизы науч.-метод. межвуз. конф. - Орел: Высшая школа МВД РФ, 1994. - С. 125-127.
5. Лавров, В. Н. Обоснование программы подготовки сотрудников милиции к насильственному пресечению правонарушений // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: материалы международного научного конгресса. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2006. - С. 177-186.
6. Марищук, В. Л., Романенко, Н. В., Евдокимов, М. А. Психология физической подготовки и спорта : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во Воен. ин-та физ. культуры, 2003. - 391 с.
7. Миленин, В. М., Дралло, Ю. Л. Базовая техника комплексного единоборства : учеб. пособие.
- М.: МЦ при ГУК МВД России, 2004. - 26 с.
8. Науменко, С. В., Симоненко, А. В., Торопов, В. А. Служебно-прикладное многоборье -эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 4 (36). - С. 174-184.
9. Подлипняк, Ю. Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России // Ученые, научные школы и идеи : юбил. сб. науч. тр. - М.: Воениздат, 1995. - С. 188-191.
10. Торопов, В. А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в опасных ситуациях // Материалы межведомственной науч.-практ. конференции «Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы» (СПб, 7 апреля 2000). -СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2000.
11. Физическая подготовка : учебник // под ред. Торопова В. А., Ушенина А. И., Куликова М. Л. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 312 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013