УДК 796 О. П. ГОЛОВЧЕНКО щ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ_________________________________________
В данной статье автор представляет новую парадигму развития физкультурного образования студентов нефизкультурных вузов в условиях современной организации педагогического пространства высшей школы.
Ключевые слова: физическая культура, образование, развитие, студент.
Анализ проблемы. Реализация педагогических замыслов современного отечественного образования сопряжена с достижением целевых приоритетов в образовании — образованности, оздоровления, сохранения позитивного отношения человека к продолжению связей с образовательной средой педагогическими и управленческими средствами.
Качество образовательного процесса сегодня предлагается оценивать по уровню образованности, по изменениям состояния здоровья и по потребностям в продолжении образования [1—6].
Современные тенденции образовательного процесса предусматривают обращение к личностно ориентированному подходу, ставящему во главу учебновоспитательной работы личность студента, развитие его природных качеств и задатков, становление его самобытности путем формирования установок на социальную, творческую и профессиональную самореализацию. Самоактуализация их в этом процессе при должной его активизации в сочетании с интеллектуальным обеспечением на базе последних достижений в области знаний о жизнедеятельности организма человека, его здоровье, особенностях формирования здорового образа жизни и развития, без которых мотивированный интерес к физическому воспитанию просто невозможен, явится тем рычагом, который повернет студента лицом к физической культуре [1, 2, 4, 7 — 9].
На сегодняшний день целый ряд внешних и внутренних факторов не позволяет в полной мере использовать оздоровительные возможности физкультурного образования. Из них внешними факторами являются: 1) отсутствие адекватности педагогической модели физкультурного образования современным требованиям к педагогическому процессу высшего образования; 2) недооценка значимости физической культуры преподавателями общих и специальных дисциплин; 3) смысловая незавершенность формулировок понятийного аппарата; 4) логическая неопределенность теоретического курса; 5) малочисленность и несистемность социально-педагогических исследований интересов, мотивов и потребностей студентов к занятиям физической культурой; 6) отсутствие научно обоснованной здравоформирующей технологии физкультурного образования студентов нефизкультурных вузов; 7) отсутствие научно и методически обоснованного персонифицированного
современного мониторинга учебного процесса, оснащенного специально разработанной динамической нормированной шкалой и компьютерной программой экспресс-оценки физического состояния студентов.
Внутренними факторами являются: 1) отсутствие у студентов должного уровня общих и специальных знаний об устройстве человека и условиях существования его в окружающей среде; 2) недооценка значения здоровья как в вузовском временном интервале, так и во всей дальнейшей жизни, — т.е., на втором этапе онтогенеза; 3) низкий уровень личностных мотиваций студентов к занятиям предлагаемой им физической культурой.
При этом в вузовском образовательном пространстве отсутствует механизм совершенствования физического статуса студента с целью обеспечения как минимум адекватности его организма многофункциональной напряженности образовательного пространства, а также — пробуждения и активизации сознания индивидуума. До сих пор до конца не сформирован понятийный аппарат [10], не определены ориентиры для оценки и прогнозирования физических качеств, не выработаны простые, объективные тесты [11], отсутствуют организационные формы личностной оценки и сопоставления физических качеств.
Концепция здравоформирующего личностно ориентированного физкультурного образования студентов в вузах нефизкультурного профиля. Частные представления о человеке (рис. 1) в виде строения и жизнедеятельности организма, чувств и эмоций, разума и сознания, духовности и креативности, а также личности и самости [12—19] еще не дают полного представления его целостности. Особое человеческое свойство, связывающее эти частные составляющие (и еще многое другое) в единое целое на всех уровнях жизнедеятельности человеческого естества и активно находящее компромиссные решения во всех противоречивых ситуациях, — гармоничность, согласующая все составляющие человека с приоритетностью единения его внутреннего мира [5, 20 — 22]. Преобладание гармоничности увеличивает потенциал человека в плане его самореализации в контактах с самим собой и с окружением, обеспечивает его здоровьем [23, 24]. Факторами «поддержки» его в этом направлении являются
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
Рис. 1. Схема существования целостной данности человека в окружающей среде
внутренние резервы. Поэтому согласованность соматической и функциональной составляющих здоровья, обеспечиваемая необходимой работоспособностью всех органов, систем и аппаратов организма человека, напрямую зависит от характера его существования в окружающей среде [25 — 27]. Причиной необходимости правильно формировать характер этого существования («здоровый образ жизни») является процессуальность здоровья человека в зависимости от времени, внешних и внутренних воздействий и противоречий, наконец, от его предрасположенности к тому или иному образу жизни [1, 11, 28, 29].
Человек наделен разумом и сознанием, он способен в плане самореализации уделять внимание укреплению своего здоровья и бороться с воздействиями наркотиков, алкоголя, никотина, переутомления. Рано или поздно он поймет, что именно физическая культура личности индивидуума при правильном ее формировании может и должна быть оплотом не только сохранения, но и увеличения его потенциальных возможностей и жизненных сил [5, 30].
Находясь, как целостная данность, постоянно под интегральным воздействием окружения — раздражителя внутриорганизменных процессов, человек избирательно маневрирует между опасностями и удовольствиями, которые, как и сам индивидуум, многолики в своих доминантах [1, 5, 13, 27, 31 —34]. Особенно значимо в этом смысле «социальное общежитие», определившее в историческом существовании нормы права и морали, иерархию и обязанности членов общества. Поэтому формирующаяся потребность в самореализации нуждается в поддержке извне, без которой ее осуществление проблематично [17, 24]. Окружение добровольно не отдает человеку столь необходимые ему материальные и информационные ресурсы, — он вынужден их добывать из окружения, нередко защищаясь от опасностей окружения [5, 13, 35]. Кроме того, человек, продолжая свой род в детях, заботится о перспективах своего продолжения. Эти внешние факторы существенно влияют на форму и характер существования человека в окружающей среде, где, особенно в студенческие годы, физическая культура и спорт
способны самым быстрым и экономически выгодным способом компенсировать «издержки» государственных и экономических сдвигов, оздоровить население, приобщить его к реалиям разумного образа жизни от рождения до глубокой старости.
Крайне важно в образовательном пространстве социума определить стратегию самореализации субъектов образовательного процесса в направлении обеспечения образовательного единства, ориентировочной основы самореализации, а также индивидуальной качественной меры необходимости и достаточности уровня, в частности, физической культуры личности студента.
В этом случае первым целевым приоритетом образования представляется социальное (прежде всего, педагогическое и управленческое) содействие достижению каждым учащимся с учетом его индивидуальных качеств и задатков необходимого и достаточного для вступления в жизнь уровня образованности. И главным в образовательном пространстве становится готовность человека активно участвовать в образовательном процессе, который должен быть направлен на обеспечение внутренних условий этой активности в смысле личной востребованности и социально одобряемой жизнедеятельности [5].
Вузовский образовательный процесс с его педагогически обусловленным переутомлением ухудшает состояние здоровья учащихся [6, 8, 36]. Индивидуальные особенности субъектов, развивающаяся организация образования, не всегда управляемая «самодеятельность» его участников и ряд сопутствующих факторов существенно затрудняют целевое нормирование учебной нагрузки.
В этом аспекте необходимо управленчески и педагогически обеспечить сохранение и укрепление здоровья субъектам образования, а содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся признать вторым приоритетом образования, что и нашло отражение в новом государственном образовательном стандарте [3], где физическая культура как учебная дисциплина поставлена на второе место в ряду обязательных федеральных компонентов на-
ряду с замыслом централизации и самоактивизации индивидуума в образовании [28, 31].
Педагогическая поддержка должна способствовать усилению познавательных и деятельных потребностей и сохранению и развитию положительного отношения к образованию вообще и физической культуре в частности не только в учебном процессе, но и в дальнейшей жизни. От этого отношения зависят самоактуализация и креативность обучаемого субъекта в образовании и в жизни. В этом смысле позитивная напряженность учащихся в полнообъемном образовательном процессе явно претендует на роль третьего целевого приоритета образования, а систематизация условий и средств образовательного пространства, учет индивидуальных качеств и способностей учащихся, его взаимодействие с партнерами на базе успехов в образовании, а также наличие данных о самочувствии и здоровье могут создать столь необходимую образовательную действительность в любых рамках — от учебной группы до государства. При наличии такой поддержки правомерно ожидать высокой успешности образовательного процесса, улучшения состояния здоровья и позитивного отношения к образованию не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни и жизнедеятельности [17, 37, 38].
В идеале обучение и воспитание должны осуществляться единовременно в целостном образовательном процессе. Примером для развития может послужить именно формирование физической культуры личности студента, основанное на получаемых знаниях и телесно ощущаемых изменениях в физическом состоянии [19, 24, 32, 39 — 41].
Качество образования напрямую зависит от качества самообразования, а последнее возможно именно тогда, когда направленность образования на самообразование реализована на практике. В регулируемом процессе развития человека возможно сопоставление социальных и личных ценностей и «выстраивание» собственной жизненной позиции на базе непрерывного осознавания своей роли и уточнения образа своей жизнедеятельности, в особенности, — при хорошо организованном внешнем субъективном влиянии [5, 42].
Физкультурные и спортивные занятия повышают уровень тренированности нервной системы, обеспечивают увеличение ее потенциальных возможностей (силу нервных процессов, подвижность процессов возбуждения и торможения, уравновешенность и пластичность), необходимых для дальнейшего совершенствования высшей нервной деятельности и, благодаря этому, — всего организма человека [1, 31, 43-50].
При этом для формирования физической культуры личности субъектов образования крайне важно создать на должном современном уровне информационное опережающее культурологическое обеспечение учебной дисциплины «Физическая культура» (понятийный аппарат, теория, тестирование, динамика физической подготовленности, ее мониторинг и т.д.), способное не только объяснить жизненно важные позиции и особенности здоровья, разумного образа жизни и необходимость физкультурного образования, но и предложить пути формирования физической активности в конкретных условиях образовательного пространства с учетом персональных особенностей индивидуума.
Учитывая реальную социальную значимость физической культуры в обществе, именно физическая культура и физическая активность всех участников
образования может явиться платформой их созидательного участия и паритетного взаимодействия в личностно ориентированном образовательном пространстве.
Проблема соответствия организма студента воздействиям вузовского учебного процесса уже более полувека интересует ученых многих стран. Более того, ее консерватизм, обусловленный устоявшимися канонами преподавания учебных дисциплин, иногда приводит исследователей к неординарным выводам. Так, йельская школа ученых сформулировала принцип адекватности конструкции организма заданному программой процессу обучения, при отсутствии которой получение диплома маловероятно [51].
С учетом физического состояния сегодняшнего студенчества нам представляется более подходящим преобразование принципа адекватности организма перипетиям учебного процесса в принцип адекватного воздействия на студента как на биологический объект, предложенный В. В. Езерским [52]. В этом случае для обеспечения успешности предполагаемой деятельности необходимо, во-первых, систематизировать акценты будущих воздействий, а во-вторых, подобная схема должна достаточно полно отражать многообразие и разносторонность потребных акцентов (зоны внимания). При этом в основу выбора критериев функциональных возможностей студентов необходимо заложить представления о закономерностях двигательной деятельности в условиях многообразия внешней среды [42].
И. А. Аршавский неоднократно указывал, что, как правило, физиологическая незрелость является принципиально компенсируемой методами физкультурного образования с использованием принципа доминанты. Для этого, во-первых, необходимо обеспечить потенциальную возможность осуществления тех форм двигательной активности, которые обеспечивают упорядоченное совершенствование самого развивающегося организма. Двигательная активность и является тем основанием, которое определяет само творческое индивидуальное развитие, т.к. онтогенез является непрерывно самоорганизующимся процессом спиралеобразного перехода с одних форм упорядоченности на другие, более упорядоченные. Во-вторых, наличие способностей, возникающих лишь с определенного возраста после рождения, — это потенциальная возможность реализовать ту форму деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [44].
Данные И. А. Аршавского с сотр. позволили установить, что уровни энерготрат различных систем организма определяются особенностями функционирования скелетных мышц, регулируемой деятельностью соответствующих нервных центров, в различные возрастные периоды. Установив ведущую роль скелетной мускулатуры, И. А. Аршавский сформулировал [44] в противовес энергетическому правилу поверхности М. Рубнера [1] энергетическое правило скелетных мышц (ЭПСМ), сущность и физиологический смысл которого заключаются в том, что двигательная активность живой системы независимо от причины, ее вызвавшей (эндогенной — в связи с необходимостью удовлетворения, например, пищевой потребности или экзогенной — в связи с действием стрессорных раздражений), является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма. И. А. Аршавский различал две формы избыточного анаболизма. Первая представлена в антенатальном периоде и в раннем постнатальном возрасте с постепенным ее затуханием и выражается в избыточном
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
накоплении протоплазменной массы, что и обусловливает увеличение линейных и весовых характеристик организма. Вторая форма избыточного анаболизма возникает после реализации антигравитационных реакций в процессе продолжающегося роста и после завершения его. Она наиболее ярко выражена в интервале 17-25 лет [53] и проявляется не в избыточном накоплении массы, а в избыточном накоплении структурно-энергетических потенциалов в скелетных мышцах, повышающих их последующие рабочие возможности. А это как раз возраст основной части студенческого контингента. Г. П. Апанасенко в развитие ЭПСМ И. А. Аршавского считает, что обе формы избыточного анаболизма имеют место не только в отношении скелетных мышц, но и в органах, и в системах, обеспечивающих функцию движения (сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы и т.п.) [23]. Таким образом, рост и развитие являются естественным следствием активности живой системы и ее элементов, в первую очередь — вегетативной нервной системы, в качестве индекса которой может быть использован показатель становой динамометрии испытуемого [49]. Эта активность создает определенный дефицит энергии в растущем организме и не возвращает уровень энергии к исходному состоянию, а восстанавливает его с избытком.
По данным И. А. Аршавского с сотр., в избыточности анаболических процессов, возникающих при каждом акте двигательного поведения целостного организма (в границах физиологического стресса), следует видеть своеобразную форму установки на будущее в том смысле, что она переводит развивающийся организм на следующую ступень структурной упорядоченности, неравновесности, негэнтро-пийности, кинетического совершенствования и, тем самым, обогащает его дополнительными энергетическими ресурсами и расширяет его адаптивные возможности в окружающей среде. Установка на будущее имеет место при возникновении каждой очередной доминанты, когда программируется поведение, преследующего некую цель, т. е. полезный для организма результат. Н. А. Бернштейн назвал эту цель моделью потребного будущего [42].
По ходу реализации доминанты организм отбирает лишь те раздражения из окружающей среды, которые отвечают его требованиям, а прочие раздражения сопряженно тормозятся. С завершением доминанты констелляция нервных центров, находившихся в состоянии возбуждения, переходит в состояние гиперполяряризационного торможения, повышая, с одной стороны, последующие рабочие, адаптивные и познавательные возможности индивидуума, а с другой — превращает индивидуальное развитие в самоорганизующийся творческий процесс. При этом самосозидание может быть творческим процессом только благодаря эндогенно возникающим доминантам [54].
Резюме. Мы полагаем, что принципы персонального адекватного воздействия физических нагрузок и доминанты могут быть с успехом использованы в вузовском физкультурном образовании при наличии определенным образом сконструированного количественно-качественного механизма его реализации, учитывающим соответствие параметров воздействий текущему состоянию организма студента и естественному ритму возрастного развития его кинезио-логического потенциала.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. — М. : Теория и практика физической культуры, 2000. —
274 с.
2. Выдрин, В. М. Физическая культура — вид культуры личности и общества (опыт ист.-методол. анализа проблем) : моногр. / В. М. Выдрин. — 2-е изд., испр. и доп.. — СПб. : ГАФК, 2004. — 153 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования : утв. и введ. в действие Мин. образования РФ 10.03.2000. — М. : ГУЗ, 2000. — 84 с.
4. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. — М. : ГЦОЛИФК, 1992. — 122 с.
5. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. — М. : Мнемозина, 2002. — 416 с.
6. Быков, В. С. Организационно-методические основы физкультурного самообразования студентов / В. С. Быков // Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки : материалы Регион. науч.-практ. конф. — Челябинск : Изд-во ЮрГУ, 2004. — С. 3 — 4.
7. Барбашов, С. В. Теоретико-методологические основы личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Барбашов. — Омск, 2000. — 48 с.
8. Лотоненко, А. В. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / А В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, Н. К. Чуриков // Сб. трудов сотр. и студ. ВГУ. — Воронеж : ВГУ, 1998. — С. 95 — 99.
9. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования : автореф. дис. . д-ра пед. наук / В. С. Яки-мович. — М., 2002. — 51 с.
10. Столяров, В. И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 12. — С. 59 — 62.
11. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников /
B. И. Лях. — М. : Изд-во АСТ, 1998. — 272 с.
12. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновац. курс : учеб. пособие / В. И. Андреев. — Казань : Изд-во КГУ, 1996. — Кн. 1. — 565 с.
13. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. : Изд-во МГУ, 1980. — 415 с.
14. Бехтерев, В. М. Объективная психология : памятники психологической мысли / В. М. Бехтерев. — М. : Наука, 1991. — 480 с.
15. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма лич-ностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11 — 17.
16. Казначеев, В. П. Феномен человека : комплекс социо-природных свойств / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин // Вопросы философии. — 1988. — № 7. — С. 11 — 23.
17. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1983. —
C. 216.
18. Хьелл, Л. Теория личности: основные положения, исследования и применение. Серия «Мастера психологии» /
Л. Хьелл, Д. Зиглер ; пер. с нем. — СПб. : Питер Пресс, 1997. — 608 с.
19. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М. : МГУ, 1996. — 96 с.
20. Марутаев, М. А. Гармония как закономерность природы / М. А. Марутаев // Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. — М. : Стройиздат, 1990. — С. 130 — 233.
21. Николис, Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И. Пригожин. — М. : Мир, 1979. — 512 с.
22. Сороко, Э. М. Структурная гармония систем / Э. М. Сороко. — Минск : Наука и техника, 1984. — 264 с.
23. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г. Л. Апанасенко. — СПб. : Петрополис, 1992. — 123 с.
24. Найн, А. А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А. А. Найн, С. Г. Сериков // Педагогика. — 1998. — № 6. — С. 53 — 57.
25. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. — М. : Физкультура и спорт, 1996. — 234 с.
26. Залманов, А. С. Тайная мудрость человеческого организма / А. С. Залманов. — Л. : Наука, 1966. — 467 с.
27. Головченко, О. П. Основы формирования здоровья студентов методами физического воспитания : моногр. / О. П. Головченко. — Омск : ОмГМА, 2007. — 252 с.
28. Амонашвили, Ш. А. Педагогика здоровья / Ш. А. Амо-нашвили, А. Г. Алексин. — М. : Педагогика, 1990. — 288 с.
29. Сериков, С. Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах : моногр. / С. Г. Сериков. — Шадринск : Исеть, 2001. — 320 с.
30. Тулькибаева, Н. Н. Теоретико-методологическая концепция образования на основе стандартизации / Н. Н. Туль-кибаева, Н. М. Яковлева, З. М. Большакова. — Челябинск : Факел, 1998. — 108 с.
31. Выготский, В. С. Педагогическая психология / В. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1991. — 479 с.
32. Ливонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин ; пер. с англ.. — М. : Прогресс-Универс, 1993. — 206 с.
33. Урсул, А. Д. Отражение и информация / А. Д. Урсул. — М. : Мысль, 1973. — 165 с.
34. Хесле, В. Философия и экология / В. Хесле. — М. : Наука, 1993. — 202 с.
35. Волков, В. Ю. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры / В. Ю. Волков, Л. М. Волкова. — СПб, 1998. — 97 с.
36. Повышение образованности студентов по здоровому образу жизни и оздоровительной физической культуре / В. В. Трунин [и др.] // Физическая культура как вид культуры : межвуз. сб. научн. тр. — Воронеж : ВГПУ, 2003. — С. 66—71.
37. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1991. — 192 с.
38. Бауэр, Э. С. Теоретическая биология / Э. С. Бауэр. — СПб. : Росток, 2002. — 352 с.
39. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. — М. : Изд-во МГУ, 1986. — 198 с.
40. Крегер, О. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем, любим / О. Крегер, Д. М. Тью-сон. — М. : Персей ; Веге; АСТ, 1995. — 542 с.
41. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт ; пер. с нем. — М. : Мир, 1994. — 319 с.
42. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. — М. : Медгиз, 1947. — 255 с.
43. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М. : Медицина, 1968. — 166 с.
44. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы негэнтропийной теории онтогенеза / И. А. Аршавский. — М. : Наука, 1982. — 270 с.
45. Гранит, Р. Основы регуляции движений / Р. Гранит ; пер. с англ. — М. : Мир, 1973. — 368 с.
46. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / И. П. Павлов. — М.—Л. : Изд-во АН СССР, 1951 — 1952. — 392 с.
47. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга : избр. произведения / И. М. Сеченов. — М. : Учпедгиз, 1953. — 211 с.
48. Ухтомский, А. А. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 1. Учение о доминанте / А. А. Ухтомский. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1950. — 330 с.
49. Фомин, Н. А. Физиология человека : учеб. пособие / Н. А. Фомин. — М. : Просвещение, 1982. — 320 с.
50. Шеррингтон, Ч. Интегративная деятельность нервной системы / Ч. Шеррингтон ; пер. с англ.. — Л. : Наука, 1969. — 216 с.
51. Рашевский, Н. Модели и математические принципы в биологии / Н. Рашевский // Теоретическая и математическая биология ; пер. с англ. — М. : Мир, 1968. — С. 48 — 66.
52. Езерский, В. В. Принцип адекватного воздействия как методологическое обращение принципа адекватной конструкции организма / В. В. Езерский // Вопросы биомеханики физических упражнений.— Омск : ОГИФК, 1983. — С. 12 — 21.
53. Гаркави, Л. Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. — Ростов : Изд-во РГУ, 1990. — 224 с.
54. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории / Б. Ф. Поршнев.— М. : ФЭРИ-В, 2006. — 640 с.
ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: ре1гоуісЬ37@шаіі.ш
Статья поступила в редакцию 14.01.2013 г.
© О. П. Головченко
Книжная полка
Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. - 4-е изд., стер. - М. : Academia, 2008. - 368 с. - Гриф УМО МО РФ. -ISBN 978-5-7695-5461-2.
В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие. Для студентов высших педагогических учебных заведений.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ