Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2015, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 4 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мхитарян Ю.И. О совершенствование института саморегулирования в сфере строительства // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №4. С. 4-8. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/415001.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
О совершенствование института саморегулирования в сфере строительства
Аннотация. В статье с позиций проектного менеджмента рассматриваются нормы права, определяющие деятельность саморегулируемых организаций и их членов. Предлагаются варианты изменения норм права, направляющие усилия саморегулируемых организаций и их членов на недопущение причинения вреда и на создание условий для достижения этой цели.
Ключевые слова: саморегулирование; саморегулируемые организации; строительная отрасль; правовое регулирование; имущественная ответственность; компенсационные фонды;
1 декабря 2015 г. на заседании Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству обсуждалась тема: «Совершенствование института саморегулирования в сфере градостроительства»
УДК 342.7
Мхитарян Юрий Иванович
доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, генеральный директор НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс»,
г. Москва [email protected]
На фоне стремительных изменений, происходящих в последнее время в мире, приходит все более глубокое осознание значения безопасности каждого человека. Это касается и организация деятельности в строительной отрасли, которая в результате должна обеспечить безопасность для каждого человека в ходе строительства и последующей эксплуатации зданий и сооружений различного назначения.
Строительная отрасль считается наиболее травмоопасной, только в 2015 г. в ней погибло 534 человек. И мы несем ответственность за смерть каждого из них.
Исходя из этого рассмотрим нормы права, определяющие деятельность саморегулируемых организаций и их членов. Давайте посмотрим на них с позиций проектного менеджмента, позволяющего во взаимосвязи рассматривать и анализировать цель, процессы, результат, оценку результатов.
Цель деятельность участников строительной отрасли - предупреждение причинения вреда. Применение проектного менеджмента показывает главное: нормы права должны направлять деятельность участников отрасли на предупреждение причинения вреда, создание условий для достижения этой цели.
Что для этого необходимо сделать? Имущественная ответственность организаций должна начинаться с разработки и реализации программы мер, направленных на предупреждение причинения вреда. В то же время в действующей сегодня системе норм отсутствует норма права, обязывающая разрабатывать и реализовывать программы мер для предупреждения причинения вреда.
Организации - члены саморегулируемых организаций, как и сами саморегулируемые организации, могут быть исключены из реестров за неуплату взносов, а не за то, что они не разрабатывают меры, направленные на предупреждение причинения вреда. Таким образом имущественная ответственность в действующей модели не ориентирована на предупреждение причинения вреда.
Необходимость перемен для обеспечения достижения указанной цели и организации деятельности по предупреждению причинения вреда очевидна.
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
Важно изменить нормы права таким образом, чтобы они направляли усилия саморегулируемых организаций и их членов на недопущение причинения вреда и создавали условия для достижения этой цели.
В этой связи в Проект поправок к законопроекту № 714996-6 «О внесении изменений в ст.55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении, предлагаются следующие поправки:
• Дополнить часть 1 статьи 55.5 «Документы саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства» пунктом 4) в следующей редакции:
4) «документ, устанавливающий обязательное требование к организации деятельности саморегулируемых организаций и их членов, по разработке и реализации мер по предупреждению причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации».
Реализация этого положения позволит направить деятельность саморегулируемых организаций и их членов на достижение цели, определенной Градостроительным кодексом Российской Федерации, и привести имущественную ответственность в соответствие с поставленной целью.
• Дополнить часть 2 статьи 55.7. «Прекращение членства в саморегулируемой организации» пунктом 7) в следующей редакции:
«2. Саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае:
7) несоблюдения членом саморегулируемой организации требований, которые содержатся в документе, устанавливающем обязательное требование к организации деятельности саморегулируемых организаций и их членов, по разработке и реализации мер по предупреждению причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации».
Отсутствие этих норм снижает уровень имущественной ответственности саморегулируемых организаций и их членов. В современных условиях повышение имущественной ответственности обеспечит рост авторитета саморегулируемых организаций и их членов.
В законопроекте определены задачи, касающиеся, в частности, компенсационных фондов саморегулируемых организаций, без решения которых невозможно обеспечить эффективность системы саморегулирования. Практика показала, что размещение средств компенсационных фондов в российских кредитных организациях не дает положительного эффекта для отрасли. Средствам компенсационных фондов необходимо обеспечить полную сохранность.
Достоинство законопроекта состоит в том, что предлагаются нормы права и алгоритм для решения этой задачи.
Первое условие - компенсационные фонды должны быть обособлены от другого имущества. Второе - они должны исключаться из конкурсной массы при банкротстве саморегулируемых организаций. И в данном случае нельзя не признать правильность аргументации и предлагаемого решения.
Но если признается правильность этого решения при банкротстве СРО, то следует признать его правильным и при банкротстве банков. Это так же очевидно, как если a + Ь = ^ то Ь + a = а
Необходимо отметить, что данная проблема более чем актуальна. За 2013-2015 гг. в стране отозваны лицензии у 509 российских банков (2013 г. - 29, 2014 г. - 209, 2015 г. - 271), из них в 2015 г. - 53%.
В отношении одного и того же имущества не должно быть двойных стандартов. Проблему с сохранностью компенсационных фондов в кредитных организациях надо решать на основе тех же норм права, которые предложены в законопроекте относительно саморегулируемых организаций.
Компенсационные фонды должны быть обособленным имуществом, исключаемым из конкурсной массы при банкротстве как саморегулируемых организаций, так и банков.
Профессиональное и экспертное сообщество выражает надежду, что Минстрой России и законодатели примут необходимые меры для повышения эффективности норм права, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций и их членов.