Комиссаров B.C., Кузнецов А.П., Сучков Ю.И. Ответственность за деяния, совершаемые преступным сообществом (преступной организацией)...
экстремистской организации, которая в законе расшифровывается как общественное или религиозное объединение либо иная организация.
7. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2010. — № 8.
8. См.: Словарь иностранных слов / Под. общ. ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. — М., 1954. — С. 498; Большой российский энциклопедический словарь. — М., 2006. — С. 1101.
9. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1953. — С. 682.
10. См. подробно: Комиссаров B.C. Указ. соч. — С. 45—60; Кузнецов А.П. Указ. соч. / А.П. Кузнецов, Ю.И. Сучков. — С. 476—478.
11. Пока же существующее положение принуждает органы предварительного следствия и суда к бессмысленному многократному повторению словосочетания «преступное сообщество (преступная организация)» в многочисленных процессуальных документах уголовного дела, из которых так и не усматривается, в какой же конкретной форме соучастия было совершено преступление.
А.Н. Конев
Конев Андрей Николаевич — начальник Нижегородской академии МВД России, доктор технических наук, доцент
E-mail: konev [email protected]
О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
В работе в общеправовом ракурсе рассмотрена проблема распространения проституции в России и мире, предложен авторский вариант разрешения остродискуссионного вопроса о легализации проституции.
The paper considers the problem of prostitution proliferation in Russia and around the world within the framework of general legal principles. The author offers his approach to resolving a widely discussed issue of prostitution legalization.
Проблема проституции на протяжении тысячелетий привлекает к себе внимание юристов, политиков, историков, психологов, демографов, врачей и многихдругихспециалистов. Это обусловлено тем, что «данное социальное явление является многогранным в истории, культуре общества и человечества, проституция существует только у человека, творца культуры и общественного порядка»1.
Обычаи, мораль, культура появились одновременно с образованием общества. Посколькусоблю-дение обычаев соответствовало интересам общины и, наоборот, отступление от них было чревато тяжкими последствиями для общих интересов людей в их суровой борьбе со стихией, обычаи нарушались редко и для своего обеспечения не требовали особой, стоящей над большинством людей власти2. Но время шло, и нарушение большинства обычаев легло в основу уголовного законодательства, а остальные стали регуляторами иныхмораль-но-нравственных отношений между людьми.
Еще А.С. Макаренко писал: «У нас моральные требования к человеку должны быть выше среднего уровня человеческого поступка. Мораль требует общего равнения на поведение самого со-
вершенного. Наш моральный кодекс должен идти впереди и нашего хозяйственного уклада, и нашего права, отраженного в Конституции, он должен видеть впереди еще более высокие формы общества»3.
Осознавая востребованность изучения проституции как социально-правового явления, с нашей точки зрения, в первую очередь необходимо обратиться кее понятию. Нормативное определение проституции в современном российском законодательстве отсутствует. В науке также не существует общепринятой дефиниции изучаемого явления. В связи с чем для определения признаков проституции целесообразно рассмотреть наиболее распространенные доктринальные определения этого вида деятельности.
Под проституцией обычно понимается систематическое вступление в половые отношения с различными лицами за вознаграждение. Половые отношения могут носить гетеросексуальный и гомосексуальный характер. Возможность выбора сексуального партнера улиц, занимающихся проституцией, носит ограниченный характер или вообще отсутствует. Вознаграждение чаще всего бывает де-
нежным, однако, порой имеет место и оплата товарами, продуктами. Как правило, существует предварительная договоренность о вознаграждении. Определяющим признаком проституции является систематичность, то есть вступление в половые отношения за вознаграждение более двух раз4.
Сточки зрения профессора В.С. Устинова, проституция — это систематическое удовлетворение женщиной (мужчиной) сексуальных потребностей мужчин (женщин). Обязательным признаком проституции является платность оказываемых сексуальных услуг. Сами по себе сексуальные услуги без соответствующей оплаты не могут быть признаны проституцией. Условия оплаты могут быть заранее оговорены, однако независимо отэтого партнеры понимают, что эти услуги оказываются за вознаграждение5.
Профессор А.И. Чучаев под проституцией понимает систематическое вступление мужчины или женщины в сексуальные контакты с лицами своего или противоположного пола за вознаграждение6.
Заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры РФС.И. Никулин проституцию определяет как неоднократное вступление в сексуальные отношения с другими лицами за материальное вознаграждение7.
Таким образом, по мнению представителей доктрины и практиков, проституция характеризуется следующими обязательными признаками:
—систематичность (неоднократность);
— наличие различных партнеров (клиентов);
— несвязанность сексуальных контактов брачными отношениями;
— платность оказываемых сексуальных услуг;
— предварительная договоренность о вознаграждении;
— получаемое вознаграждение является регулярным, основным или значимым для лица источником дохода.
В настоящее время само занятие проституцией в России запрещено нормами административного законодательства, то есть выступает разновидностью лишь правонарушения.
Проституцию изучали и изучают, главным образом, как общественное явление, в ее разнообразных формах и видоизменениях, соответствующих обычаям, нравам и условиям жизни. Немало исследователей рассмотрели нравственную и религиозную составляющие. Правовой регламентации этого феномена, как ни парадоксально, уделяется явно недостаточное внимание.
Осознавая транснациональный характер проституции, необходимо обратиться к изучению международного права, дающего юридическую оценку рассматриваемой проблеме.
На международном уровне существуют два основных документа, регламентирующих правовые последствия занятия проституцией.
Первый документ — это международная Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» от 2 декабря 1949 года.
В соответствии с данной Конвенцией проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества8.
Анализируемый документ предлагает государствам, подписавшим данную Конвенцию, запретить на законодательном уровне следующие действия:
— склонение или совращение в целях занятия проституцией другого лица, даже с согласия этого лица;
— эксплуатация другого лица в целях занятия проституцией, даже с согласия этого лица;
— содержание домов терпимости или управление ими, или сознательное финансирование или принятие участия в финансировании дома терпимости;
— сдача в аренду или съем зданий или других мест, если заведомо известно, что они будут использованы в целях занятия проституцией третьими лицами9.
Кроме этого, фиксируя высокий уровень общественной опасности вышеуказанныхдействий, Конвенция предлагает криминализировать не только оконченные деяния, но и покушения на совершение любого из предусмотренных в статьях 1 и 2 Конвенции правонарушений10.
Вторым документом, регламентирующим ответственность за занятие проституцией, в международном праве является Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций противтранснациональной организованной преступности, принятый резолюцией № 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2000 года. Данный протокол также частично урегулировал ответственность за проституцию на международном уровне.
В рамках анализируемого протокола было закреплено понятие эксплуатации. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов11.
Проведенный анализ указывает на то, что международная Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» от 2 декабря 1949 года, а также Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, непосредственно не запрещают само занятие проституцией, при этом пред-лагаютустановитьответственность на законодательном уровне за участие в данном виде деятельности третьих лиц в любых проявлениях.
Зарубежное законодательство во многом восприняло положения указанных международных документов, однако в зависимости от традиций и
Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
культуры отношение к проституции в разных странах неодинаково.
В настоящее время встречаются две группы государств, имеющих принципиально отличные друг от друга правовые подходы к рассматриваемой проблеме. Первая группа — это государства, где проституция запрещена на законодательном уровне (Украина, Польша, Литва, Белоруссия идр.). Ко второй группе относятся государства, где проституция легализована (Германия, Венгрия, Италия, Голландия, Франция и др.). В Венгрии и Голландии профессия проститутки является разновидностью индивидуальной трудовой деятельности. Граждане, занимающиеся проституцией, официально уплачивают налоги в казну, при этом приобретая медицинскую страховку, накопительную пенсию и отпускные, гарантированные государством. Услуги сексуального характера оказываются в публичных домах, а также на дорогах государственного значения, где на обочинах стоят кабинки для автомашин, в целях уединения с проститутками.
Во Франции для занятия проституцией необходимо получение патента на деятельность, в котором четко регламентированы виды оказываемых сексуальных услуг. В Германии занятие проституцией возможно только в публичных домах, получивших официальную регистрацию. Причем женщины, занимающиеся проституцией, имеют право на государственную дотацию для получения новой профессии.
Зарубежный опыт юридической регламентации проституции в современной России воспринимается неоднозначно. Значительная часть российских граждан считает возможным легализовать проституцию. Снашейточкизрения, при решении данного вопроса необходимо учитывать моральные, культурные и религиозные традиции общества. В России к торговле телом традиционно относились как к одному из тягчайших нарушений моральных устоев.
Проституция никогда не была уголовно наказуемой в России, но, как правило, негативно воспринималась обществом, церковью и государством.
На протяжении многих веков правительство пыталосьзапретитьпроституцию, считая ее грехом. Издавались приказы, наказы, инструкции, которые были обращены к различным чиновникам и людям, для проведения профилактических мер и наложения нравственных наказаний на проституток. Обратимся к истории. Например, инструкция Патриарха Андриана от 26 декабря 1697 года, адресованная старостам поповских и благочинных смотрителей, устанавливала: «Которая вдова или девка приживет с кем незаконно и родит ребенка и тое родительницу молитвою очистить и младенцу имя нарещи и тое родительницу взять в Десятильнич Двор и допросить, с кем она ребенка прижила, и того, на кого она скажет, сыскав допросить и по розыску учинить ему наказание, бить шелепами нещадно и сослать под начало монастыря»12. Данная инструкция включает в себя нормы как материаль-
ного, так и процессуального права. В частности, к процессуальным юридическим нормам, направленным на проведение профилактических мер по предупреждению проституции, относились:
1) допрос матери в целях выявления отца ребенка;
2)придание отца правосудию.
К нормам материального права можно отнести регламентированное данной инструкцией наказание: «бить шелепами нещадно и сослать под начало монастыря». Предпринятая попытка регулирования беспорядочных половых связей указывала на небезразличие государства и церкви к данной социальной проблеме.
Во времена правления Екатерины II также предпринимались шаги, направленные на предотвращение распространения проституции. В частности, Высочайшим указом Екатерины II от 1780 года было повелено: «Развратных женщин, какие есть и впредь оказываться будут в обеих столицах, отныне отсылать прямо на Нерчинские фабрики»13. Указ запрещал занятие проституцией в столицах Российского государства, не регламентируя при этом запрет на данный вид деятельности в других городах России. Этот нормативный акт устанавливал абсолютно определенную санкцию за занятие проституцией. Женщины, уличенные в совершении непотребного поведения, ссылались на Нерчинские фабрики в Сибирь. Во исполнение этого Указа полиция во всей Москве нашла только 139 женщин такого поведения. Около половины из них были солдатками. Всех их препроводили в острог для ссылки в Сибирь14. Но в дальнейшем мы находим подтверждение того, что в конце своего царствования Екатерина II смирилась с неизбежностью проституции и допустила-таки этот промысел, подчинив гулящих девок «периодическому медицинскому надзору»15. Это свидетельствует о неэффективности и пробельности законодательства того времени, направленного на борьбу с изучаемым явлением.
Во времена правления Николая I в 1843 году проституция была легальной. Действия полиции были направлены лишь на контроль над публичными домами. Причем правительством был организован врачебно-полицейский комитет, где проститутки состояли на учете. Министром внутренних дел Л.А. Перовским 29 мая 1844 года были утверждены правила для содержательниц борде-лей16. Несмотря на легализацию проституции, все, что касалосьее распространения, воспринималось законодателем негативно. В Уголовном уложении 1845 года «непотребное поведение» подлежало наказанию только в том случае, если бесстыдные и соблазнительные действия совершались в публичном месте. Несмотря на поддержку со стороны государства, в любом веке находились люди, которые были против проституции, поднимали массы на восстания, прося прекратить данный беспредел в связи с резким всплеском венерических заболеваний.
На данном историческом этапе существовали три основные формы правовой политики по отношению к профилактике венерических заболеваний в процессе оказания сексуальныхуслуг: проги-биционизм (запрет), регламентация (регистрация, медицинское наблюдение и т. п.), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистраций)17. Сторонники и противники различныхтеорий активно и ревностно доказывали друг другу свои точки зрения. Группа аболиционистов, которая образовалась в Европе, а затем нашла поддержку и в России, вступила в противоречие с научными исследованиями проституции. Учения аболиционистов были ложными и основаны на страхе. Они игнорировали все сделанные в области биологии и социальной патологии открытия того времени. Своим вмешательством они тормозили надлежащее изучение вопроса о проституции, направляли исследователей на ложный след. В своих выступлениях они призывали граждан к сбору подписей за отмену актов «О заразных болезнях» и убеждали женщин, что медицинский осмотр — это позор для них. Один из активистов английских аболиционистов I. Iordan после отмены акта «О заразных болезнях» признал свои ошибки и сообщил в своем докладе, что «число солдат, поступивших в больницы с венерическими болезнями и сифилисом, увеличилось, проституция стала навязчивой и скандальной, чем когда-либо, вместе с чем усилилось число малолетних уличных проституток»18. Из-за аболиционистов полиция остерегалась применять какие-либо меры куличной проституции, вследствие чего это явление развивалось путем свободного соревнования и проявлялось во всех публичных местах, что было подстрекательством к разврату.
В 1883 году на конгрессе аболиционистов говорили, что всякая система регламентации проституции с точки зрения общественной пользы не только вредна — она самый сильный стимул разврата и общественной деморализации. Сданной позицией аболиционистов спустя два века (естественно, с учетом новейших достижений науки и уровня культуры общества) можно и нужно согласиться.
Об опасности проституции доктор Д. Ахшарумов не без основания писал: «...при настоящих общественных условиях нашей жизни есть только одно спасение —жить по совести, нравственно, честно, по закону христианскому, относясь с одинаковым уважением и участием к положению женщин, как и к своему собственному. Не проституцию надо регулировать, а нашу собственную жизнь надо регулировать»19.
Профессор В.М. Тарновский в своем докладе русскому сифилидологическому и дерматологическому обществу говорил: «И к сифилису, и к проституции общество всегда относилось с затаенною брезгливостью; принято даже презирать и игнорировать эти неприличные явления. Но на факты общественной жизни еще можно не обращать внимания, когда они малоизвестны, недостаточно об-
наружены; раз они выяснились во всех подробностях их ужасающих, губительных последствий для человечества, с ними нельзя не считаться.
Раз общество осознает вред, приносимый проституцией и сифилисом, по меньшей мере, необходимо, отбросив неуместную брезгливость, взглянуть им прямо в глаза и с ними энергически и дружно, общими силами, бороться»20.
Изучая правовую регламентацию проституции в России, мы не находим доминирующих факторов, указывающих на необходимость легализации секс-индустрии. Легализация либо запрет проституции в России чаще всего зависели от конкретного исторического периода и моральных устоев общества.
Древнегреческий мыслитель Демокрит первым обосновал положение о государстве и законе как результате естественного развития общества. Этим и объясняется, по его мнению, нравственная ценность и закона, и действий по закону. Закон стремится помочьлюдям, но лишьтогда, когда они желают жить счастливо21.
Законы любого времени не могут и не должны регулировать счастливую либо несчастливую половую жизнь мужчин и женщин. Проституция, по всей видимости, для некоторых категорий людей вариант приближения ктакой жизни. Втом числе и поэтому проституция процветает и становится, к сожалению, неотъемлемой частью нашего общества. Общества, где бедность и нужда основной массы населения предопределяет ее же безнравственность, находит яркое выражение в совершении преступлений, проституции, алкоголизме22. Также стоитуказатьна то, что если раньше проституция имела только женское лицо, то в настоящее время проституция не имеет разделения по половым признакам. Данный фактор предопределяет необходимость большего внимания государства и общества противодействию проституции.
Секс-индустрия в России за последние 10—15 лет приобрела ошеломляющие темпы роста. В соответствии с рядом проведенныхсоциологических исследований, посвященных проблеме проституции в России, было установлено, что каждая сотая женщина, проживающая в стране, является проституткой. Одной из основных причин (детерминантом) развития данного явления является экономический фактор.
Наиболее спокойно к работе, которая может быть связана с сексуальными услугами, относятся представительницы женского пола в возрасте от 15до 17 лет, а также молодые девушки из детских домов, средних профессионально-технических училищ, безработные. Причем часть из них не считает оказание сексуальныхуслуг постыдным занятием.
Кроме экономического состояния людей, причиной их обращения к занятию проституцией является нижайший уровень нравственного и культурного воспитания, непонимание сути подлинных человеческих ценностей, слабая сила воли. Мораль предполагает оценку объектов опыта в контексте социальных отношений. Остается сожалеть, что по
Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
нашим каналам ежедневно показывают художественные фильмы, передачи, музыкальные клипы, в которых мы зачастую видим проститутку, которая непринужденно общается с богатыми мужчинами, в красивой одежде, за роскошно накрытыми столами. Девочки младшего возраста, наблюдая все это, начинают мечтать о богатстве и красоте, и не задумываются о неизбежных негативных последствиях, о предстоящей расплате. Девочки постарше понимают, о какой расплате идет речь, но свою «честь» они ценят настолько низко, что не желают размышлять даже о ближайшем будущем. Похожая ситуация наблюдается и у молодых людей. Их манит красивая жизнь, легкий заработок, огромное внимание женщин. Они мечтают о том, что какая-нибудь из богатых дам возьмет их на содержание.
Все вышеизложенное указывает на то, что в современном мире существует проблема вовлечения несовершеннолетних в секс-индустрию. В настоящее время несовершеннолетние, ставшие объектами этого организованного криминального секс-бизнеса, подвергаются повышенному риску стать жертвами насилия, включая сексуальное насилие в семье, непланируемую беременность, заражение заболеваниями, передаваемыми половым путем, включая ВИЧ-инфекцию, насильственную стерилизацию, членовредительство гениталий девочек, порнографию и инцест23.
По своей природе, негативной социальной значимости, по характеру причин и условий возникновения и распространения проституция несовершеннолетних представляет собой большую опасность не только для самих несовершеннолетних, но и для всего общества в целом24.
Стереотип проститутки на протяжении вековсвя-зывался с лицами лишь женского пола. Примером этому может служитьУголовный кодекс РСФСР 1960 года. Статья 210 УК РСФСР регламентировала уголовную ответственность за «вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, взанятиепроституцией, попрошайничеством,азартными играми, либо склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических веществ, а равно использование несовершеннолетних для целей паразитического существования»25.
Вовлечение несовершеннолетней в занятие проституцией — это побуждение, втягивание ее в это занятие путем уговоров, соблазнов, запугивания, использования зависимости и т. д. Что характерно для данных действий, так это то, что вовлечение признавалось преступным только в отношении девочек. Вовлечение мальчиков в занятие проституцией в соответствии со статьей 210 УК РСФСР преступлением не признавалось, закон во всех случаях называл потерпевшим лицо женского пола26.
В настоящее время стереотип проститутки утрачивает особую половую принадлежность. Особое развитие получает оказание услуг лицами мужского пола. Причем потребителями чаще всего выступают не женщины, а мужчины в целях полу-
чения гомосексуальныхуслуг. Доля гомосексуальной проституции среди подростков преобладает.
О фактах насильственного вовлечения подростков в проституцию практически ничего не известно. Дети не заявляют об этом в правоохранительные органы — возможно, потому, что не считают себя жертвами. Нередки случаи продажи своих детей родителями из неблагополучных семей.
С нашей точки зрения, это указывает на исключительную деморализацию нашего общества, что требует принятия незамедлительных мер, направленных на регулирование данного спектра общественных отношений.
Секс-туризм, международная торговля женщинами, проституция объясняются одними исследователями спадом экономики, а другими — ростом благосостояния нации. При этом указанные явления приобретают все большие масштабы, хотя реальные цифры определить весьма сложно. Латентность в сфере проституции необычайно высока.
Статистика правоохранительных органов удручающе указывает на рост преступлений, непосредственно связанных с занятием проституцией. ГУВД по Нижегородской области оперирует следующими цифрами:
Статья УК РФ 2008 год 2009 год 2010 год
240 3 11 5
241 18 24 25
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости принятия незамедлительных мер, направленных на полный запрет проституции.
Для того чтобы решить вопрос о необходимости легализации или запрете проституции в России, предлагаем мотивированные аспекты «за» и «против».
Но, взвешивая все «за» и «против», в первую очередь необходимо учитывать менталитет, культуру и уровень правосознания российского населения.
Обратимся к экономической составляющей. Нас уверяют, что легализация проституции повлечет пополнение государственной казны в результате поступления налоговых вычетов с лиц, занимающихся законным промыслом. В этом случае значительная часть полученных налогов будет потрачена на обеспечение социальных гарантий для проституток. Но нельзя упускать из виду, что при этом все женщины, занимающиеся проституцией, объективно выпадают из общественно-полезного труда. В результате бюджетная прибыль будет ничтожна. Экономического эффекта от легализации проституции нет и быть не может.
Религиозный фактор необходимо учитывать с особой тщательностью и особым вниманием, особой деликатностью.
Большинство населения страны — верующие или сочувствующие, а блуд — это грех. Легализация проституции создаст иллюзию допустимости греха.
Проституция подрываетсоциальную нравственность, отрицает целомудрие, бескорыстную любовь, способствует деградации национальной культуры. Она разрушает институт семьи, отрицательно влияет на формирование подрастающего поколения, способствует падению престижа образования, труда и трудовых заработков.
Распространение венерических заболеваний — сильнейшийаргументпротивлегализации проституции.
В настоящее время отмечается колоссальный рост числа венерических заболеваний, в том числе и такого, как ВИЧ-инфекция. Законодатель обяжет проститутокходить на осмотр к врачу и сдавать необходимые анализы. Однако современный уровень коррупции позволяет предположить, что за небольшое вознаграждение лица, которые будут контролировать данную сферу, «не заметят» эти виды болезни.
Торговля людьми и применение насилия —деяния, которые системно «подпитываются» сферой проституции.
Многие утверждают, что в случае легализации проституции станет меньше торговли людьми и применения насилия. Но история свидетельствует об обратном — когда в России существовали публичные дома, то проститутки все-таки продавались вдругие страны. Имеется историческое подтверждение тому, что женщины продавались даже с подачи полиции нравов. Профессор Московского университета А.И. Елистратовуказывал на то, что «торг имеет как внутренний, так и международный характер. В международной торговле женщинами важнейшими местами ввоза является, с одной стороны, ЮжнаяАмерика и вособенностиАргентина и, с другой, государства Востока. Главными поставщиками девушек на международном рынке выступают Россия, Австро-Венгрия и Италия. Даже для отдаленной Аргентины Россия дает жертв разврата больше чем какая-либо страна. Практикуется промысел торга женщинами внутри государства, где содержатели и поставщики домов терпимости и других притонов разврата вынуждены для успеха своего дела постоянно обновлять состав эксплуатируемых ими проституток. По заявлению, сделанному в органах бывшего медицинского департамента доктором Вислоухом, содержательницы наших поднадзорных притонов, с ведома и согласия агентов врачебно-полицейского надзора, раз-два в месяц специально озадачиваются приобретением свежих девушек»27. Вероятность повторения такого рода «сценария» в современной России весьма велика. Легализация проституции повлечет за собой увеличение темпов роста торговли людьми в силу востребованности постоянного обновления контингента проституток. В основном предметом купли-продажи будут являться граждане иностранных государств. Россия в этом случае станет в большей степени страной-потребителем и в меньшей — страной-поставщиком.
Миграционные потоки (как на экспорт, так и импорт) в секс-индустрию будут оказывать существен-
ное влияние на изменение социально-экономических и демографических характеристик отдельных регионов России.
Легализация проституции непременно повлечет за собой и увеличение применения насилия, которое будет максимально завуалировано под правомерные действия. Так называемая «политика безопасности» в публичных домах не защитит женщин от жестокого обращения. Насилие, которому будут подвергаться женщины, станет неотъемлемым элементом проституции и сексуальной эксплуатации.
Проститутки не могут явиться «основой», как иногда утверждается в периодической и даже научной печати, улучшения демографической ситуации в стране. В случае если проститутки начнут рожать детей, то фактически они будут создавать «пласт» новой проституции.
Одним из наиболее трудных и имеющих своеобразный общественный резонанс вопросов при реализации предложения о легализации проституции будет вопрос о социальной защите проституток. Государство, выходит, «должно» подумать о пенсии и иных социальных гарантиях для лиц, занимающихся данным промыслом. Сразу же встанет вопрос о пенсионном возрасте. Не стоитзабы-вать, что проститутка начинает свою карьеру с высшей ступени, но с каждым годом спускается на одну, а то и на две ступени вниз и к тридцати, тридцати пяти годам становится практически невостребованной. Соответственно, применение общего пенсионного возраста кданной категории граждан будет невозможным. Вышеуказанные обстоятельства создадут дополнительные обременения для бюджета страны. Ясно и другое — при такой ситуации неизбежны серьезные юридические и социальные конфликты этой категории «пенсионеров» с иными гражданами, получающими скромное пенсионное обеспечение.
Проституция является одним из этапов нравственной деградации, который нередко завершается преступным поведением. Рост проституции влечет рост преступности вообще и женской в особенности. «Побочным заработком» для проституток во многих случаях является соучастие в кражах, вымогательстве, разбоях, грабежах и иных корыстных, корыстно-насильственных преступлениях. С учетом омоложения современной проституции с нею напрямую могут быть связаны такие преступления, как половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия в отношении лица, не достигшего установленного Уголовным кодексом РФ возраста. Прослеживается связь проституции и с другими преступлениями, вплоть до деяний, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства. Будучи вовлеченными в разнообразные криминальные отношения, проститутки представляют собой одну из типичных групп риска с повышенной виктимностью.
Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России
Мы должны понимать, что даже в рамках легализованной проституции, никуда не исчезнут «дешевые ночные бабочки», которые стоят на дорогах, женщины, не считающие себя проститутками, просто любвеобильные женщины и мужчины, а также «спортивный» интерес, являющийся основой современных сексуальных отношений среди молодежи. «Спортивный» интерес в настоящее время появился благодаря Интернету. Утром, приходя на работу, мужчина или женщина заходит на сайт знакомств, выбирает себе подходящего партнера, договаривается о встрече в обеденный перерыв на квартире, которую без труда можно сегодня снять даже на час. Данная встреча происходит только для удовлетворения своих половых инстинктов, и довольно часто половые партнеры не предохраняются, что также является частью «спортивного» интереса. Зачастую партнеры расходятся и больше никогда не встречаются. Действия этих нравственно падших граждан, пожалуй, можно сравнить с оргиями Средневековья.
Кромеэтого, в случае легализации проституции государство фактически превратится в сутенера, что не приведет кустановлению контроля над секс-индустрией, а только расширит ее. Примером может служить ситуация, сложившаяся в настоящее время в Нидерландах и Голландии, где оказание сексуальныхуслуглегализовано. В настоящее время на их территории проводятся широкомасштабные проверки публичных домов с целью выявления уклонения от уплаты налогов. Эти обстоятельства указывают на то, что государство осознало ошибочность принятого ранее решения о легализации проституции. То есть, легализовав самууслу-гу, государство не смогло вывести из теневого сектора прибыль, получаемую от секс-индустрии, тем самым недобирая большое количество налогов в бюджет.
В ряде зарубежных государств в целях предупреждения тотального распространения проституции к ответственности привлекаются покупатели интимных услуг. С 1 января 1999 года в Швеции действует закон о запрещении покупки секс-услуг. Этот инновационный подход нацелен на сам спрос на проституцию. В Швеции полагают, что «путем запрета на приобретение сексуальных услуг можно противодействовать проституции и ее разрушительным последствиям более эффективно, чем прежде». Более того, данный закон четко указывает на то, что «проституция — это нежелательное социальное явление» и «преграда на пути развития равноправия между мужчинами и женщинами». Принятие такого закона дало результаты: число уличных путан уменьшилось более чем в два раза, число клиентов — почти на 80%. За первые два года действия закона было осуждено сто «любителей секса».
В Норвегии 2 января 2009 года также вступил в силу закон, который вводит наказания за пользование секс-услугами. Гражданам Норвегии, которых
уличат в оплате данных услуг в самой стране или за границей, грозит крупный штраф или шесть месяцев тюремного заключения. Если речь идет о проституции несовершеннолетних, то нарушителям грозит тюремное заключение до трех лет28.Втоже время норвежское законодательство предусматривает наказания за сутенерство и торговлю людьми. Таким образом, власти хотят положить конецсекс-туризму и уличной проституции.
Этот правовой механизм может и должен быть применен в России.
Проблема привлечения куголовной ответственности лиц, пользующихся услугами проституток, с морально-психологической, культурно-воспитательной и технико-организационной точек зрения вполне может быть решен положительно. Полагаю, что лицо, пользующееся услугами проституток, должно быть подвергнуто уголовной (а при смягчающих обстоятельствах — повышенной административной) ответственности наравне с лицами, оказывающими данный вид услуг. Этот подход в значительной мере снизит, умерит «активность» в оказании сексуальных услуг и поставит мощную преграду распространению этого социального зла, сделает адекватным правовую регламентацию проституции.
Примечания
1. Блох И. История проституции. — М., 1994. — С. 14.
2. См.: Кузнецова Н.Ф. Уголовное право и мораль. — М., 1967. — С. 5.
3. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 т. — М., 1951. — Т. 4. — С. 37.
4. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. — М., 2005. — С. 737—738.
5. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчко-ва. — М., 2010. — С. 896.
6. См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хе-гай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. — М., 2010. — С. 478.
7. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. — М., 2008.
8. См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лука-шева. — М., 2002. — С. 550.
9. См. там же. — С. 550—551.
10. См. там же. — С. 551.
11. Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 40. — Ст. 3884.
12. Манаков A. Блуд на Руси. — М., 1997. — С. 158.
13. Князькин И.В. Всемирная история проституции. — М., 2006. — С. 425.
14. См. там же. — С. 425—426.
15. Приклонский И.И. Проституция и ее организация. — М., 1903. — С. 54.
16. См.: Князькин И.В. Указ. соч. — С. 886.
17. См.: Гилинский Я.И. Эффективен ли запрет проституции? // Социологические исследования. — 1988. — № 6. — С. 69.
18. Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм // Доклад русскому сифилидологическому и дерматологическому обществу. — СПб., 1888. — С. 10.
19. Ахшарумов Д. Современный взгляд на санитарное значение домов терпимости и осмотра проституток. — Полтава, 1886.
20. Тарновский В.М. Указ. соч. — С. XIV—XV.
21. См.: Тихомиров Ю.А. Закон, стимул, экономика. — 1989. — С. 24.
22. См.: Нравственность для XXI века: Сборник статей / Под ред. Ю.М. Антоняна. — М., 2008. — С. 12.
23. См.: Шостакович Б.В. и др. Половые преступления против детей и подростков. — Ростов-на-Дону, 1994; Ткаченко A.A. Сексуальные извращения — парафилии. — М., 1999; Дьяченко А.П. Типология инцеста / А.П. Дьяченко, Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал // Криминология: вчера, сегодня, завтра: Материалы Междуна-
родной научной конференции «Семья и преступность» 2001: Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2002. — № 1 (2).
24. См.: Аверина Н.А. Пятьдесят семь юных «леди» из обслуги интерсервиса // Проституция и преступность. — М., 1991. — С. 254.
25. Уголовный кодекс Российской Федерации. Утвержден Законом РФ от 27 октября 1960 года: Научнопрактический комментарий / Под ред. Л.Л. Кругликова и Э.С. Тенчова. — Ярославль,1994. — С. 561.
26. См.: Гафурова Э.Р. История возникновения и развития уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией / Э.Р. Гафурова, Ф.Ю. Уткин // Координация деятельности правоохранительных органов в условиях глобальной криминализации общества: Сборник научных статей по материалам межведомственной научно-практической конференции. — Ижевск, 2008. — С. 23.
27. Елистратов А.И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией. — М.,1911. — С.14—15.
28. См.: Российская газета. — 2011. — 21 января.
С.И. Конева
Конева Снежана Ивановна — судья Невинномысского городского суда Ставропольского края
E-mail: konev [email protected]
Регресс и суброгация в правовом механизме распределения рисков в обязательстве из банковской гарантии
Статья посвящена проблеме соотношения регресса и суброгации в обязательстве из банковской гарантии, рассматриваемой через призму распределения имущественных рисков.
Article is devoted a problem of a parity of recourse and subrogatio in the obligation from the bank guarantee
considered through a prism of distribution of property risks.
В правовой науке выделяют следующие основополагающие черты регрессного обязательства: правоотношение регресса производно от другого обязательственного правоотношения (между регрессантом и кредитором); для возникновения права регресса необходимо вызванное ненадлежащим поведением регрессанта осуществление исполнения обязательства регредиентом в пользу кредитора регрессанта1. Нетрудно заметить, что обязанность принципала по отношению к гаранту, выплатившему гарантийную сумму, не отвечает ни одному из указанных признаков. В отличие от поручителя, гарант не является третьим лицом, отвечающим за другое лицо. Как верно отмечает С.А. Зинченко, законом «...четко обозначен статус гаранта в качестве не ответственного, а обязанного лица перед бенефициаром при неисполнении принципалом (основным должником) сво-
ей обязанности перед кредитором»2; уплата гарантийной суммы опосредуется самостоятельной обязанностью гаранта перед бенефициаром. Из этого следует, что предназначенное для «восстановления справедливости» регрессное требование противоречит существу банковской гарантии как механизму распределения обязательственных рисков.
Как справедливо отмечает Б.Д. Завидов, внешняя простота статьи 379 ГК РФ несколько обманчива3; эта обманчивость становится очевидной, если принять во внимание обеспечительную функцию банковской гарантии. Легальное позиционирование гарантийного обязательства в качестве независимого по отношению к основному не снимает проблему их взаимного влияния, проявляющегося, в том числе, при исполнении обязанности гаранта перед бенефициаром.
Конева С.И. Регресс и суброгация в правовом механизме распределения рисков в обязательстве из банковской гарантии